планирование работы логопеда по лексической теме "Овощи"

  • Документация
  • docx
  • 05.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

предлагается планирование работы логопеда по лексической теме "Овощи" в соответствии с ФГОС по «Образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Н.В. Нищевой по пяти образовательным областям и четырём возрастным группам
Иконка файла материала 1. овощи.docx
Лексическая тема «Овощи»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» МЛАДШАЯ ГРУППА Развитие импрессивной речи  Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формирование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесными обозначениями.  Обучение пониманию обобщающих слов по лексическим темам  Обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения (в, на, здесь, вверху, внизу, спереди, сзади).  Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего?)  Обучение пониманию и выполнению одно­ и двухступенчатых инструкций.  Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.  Обучение пониманию сказки «Репка» с опорой на наглядность. Развитие экспрессивной речи  Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близкие ребёнку понятия   Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения и действий с ними.  Формирование грамматического строя речи  Обучение   образованию   и   использованию   в   речи   форм   единственного   и   множественного   числа   имен   существительных Введение в речь личных местоимений (я, мы, он, она) и притяжательного местоимения мой.  мужского и женского рода в именительном падеже   Формирование   умения   согласовывать   прилагательные   и   числительное   «один»   с   существительными   в   роде   и   числе   в именительном падеже  Развитие фонематической системы речи  Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у]—[а], [и]—[а], [и]—[у]. Развитие фонетической стороны языка  Воспитание правильного диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха (2 – 3 сек) на материале гласных и их слияния. Развитие силы, динамики и модуляции голоса на материале слияния гласных и звукоподражания (произнесение с разной высотой и громкостью тона). Развитие подражания речевым звукам. Воспитание на примере подражания педагогу правильного умеренного темпа речи. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи на материале звукоподражания и слияния гласных.   Уточнение артикуляции звуков [а], [у], [о], [и].   Развитие речевого общения и фразовой речи   Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания и словосочетания в потешках, Воспитание потребности в речевом общении. Формирование речи как средства общения упражнениях, стихотворениях, знакомых сказках  Обучение ответам на вопросы Кто это? Что это?  Обучение выполнению одно – и двухступенчатых инструкций ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Сенсорное развитие.  Развитие   чувственного   опыта   детей.   Формирование   перцептивной   деятельности.   Ознакомление   с   различными   способами обследования предметов и объектов. Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, по форме, по цвету предметы.   Формирование внимания к неречевым звукам, умения слушать и узнавать, различать неречевые звуки    Формирование умения узнавать предметы на ощупь, по запаху, по вкусу. Развитие психических функций    Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами. Развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов.Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно­исследовательская деятельность.   Формирование  представлений   о богатстве  и  многообразии  предметного  мира.  Ознакомление  с  предметами   и объектами ближайшего окружения, их назначением, функциями. Расширение представлений о ближайшем окружении   Формирование умения ориентироваться в групповом помещении.  Привлечение внимания к трудовым действиям взрослых. Развитие математических представлений.   Освоение основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный).  Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.   Конструктивно­модельная деятельность.   Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками  Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими играми и игрушками и в пальчиковой гимнастике. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один). ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Воспитание правильного отношения к книге, процессу чтения, навыка обращения с книгой. Воспитание навыка слушания. Художественное творчество  Развитие сенсорного восприятия форм, размеров. Освоение умения отражать простые предметы и явления в рисовании.  Обучение проведению карандашом линий, штрихов, точек, рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий  Восприятие художественной литературы    Формирование навыка рассматривания иллюстраций, соотнесения их с текстом.  Обучение пониманию вопросов по прочитанному.  Обучение договариванию слов и фраз при слушании отрывков из знакомых сказок. Музыкальное развитие   Формирование способности различать звуки по высоте, по силе звучания (тихо, громко), звучание детских музыкальных Развитие музыкальных способностей детей, эмоциональной отзывчивости на музыку. игрушек (погремушки, колокольчики, дудочки, бубен, металлофон и др.).  Обучение   маршировке   под   музыку,   простейшим   танцевальным   движениям   («пружинка»,   притопывание,   прихлопывание, кружение в парах и по одному). Обучение выполнению простейших упражнений с предметами, развитие умения захватывать предмет и удерживать его до конца танца. Развитие навыков эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.  Ознакомление с некоторыми детскими музыкальными инструментами, их звучанием. Освоение простых приёмов игры на них. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО­КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»  Воспитание вежливости, умения здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения. Развитие навыков совместного выполнения действий в играх, свободной деятельности, во время занятий. Развитие игровой и театрализованной деятельности  Побуждение детей к активной игровой деятельности. Развитие инициативности, подражательности  Формирование навыка игры в лото, парные картинки и другие дидактические игры.   Формирование желания объединяться для совместных игр.   Формирование интереса к театрализованной деятельности. Ознакомление с некоторыми видами театрализованных игр  Формирование общепринятых норм поведения  Формирование навыков адекватного поведения в различных ситуациях.   Формирование гендерных и гражданских чувств    Формирование первичных представлений о правах и обязанностях каждого ребёнка. Совместная трудовая деятельность   Формирование навыков самообслуживания.  Формирование первичных представлений о труде взрослых. Формирование основ безопасности  Формирование у детей навыков безопасного поведения   Формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с растениями   Формирование представлений о правилах поведения в природе.  Воспитание у детей первичных гендерных представлений, знаний о том, какое поведение присуще мальчикам и девочкам. Воспитание уважительного отношения к окружающим взрослым. Воспитание желания участвовать в трудовой деятельности, помогать готовить материалы к занятиям.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Создание условий для всестороннего полноценного развития двигательных способностей.  Совершенствование двигательных умений с целью укрепления и развития мышц, обогащения двигательного опыта. Выработка чётких и точных движений, выполняемых в определённом темпе. Физическая культура.    Овладение нормами и правилами здорового образа жизни  Укрепление и охрана психического и физического здоровья детей.   Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия. СРЕДНЯЯ ГРУППА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие словаря  Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по теме на основе ознакомления с окружающим. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов ­ названий предметов ближайшего окружения, их частей, названий природных явлений, названий действий, признаков предметов   Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий  Обучение   правильному   употреблению   личных   местоименных   форм,   притяжательных   местоимений,   притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных числительных, порядковых числительных  Формирование понятия слово. Формирование грамматического строя речи  Обучение   различению   и   употреблению   существительных   мужского,   женского   и   среднего   рода   в   единственном   и множественном числе в именительном падеже   Обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога   Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов   Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении, в инфинитиве, в настоящем времени   Формирование   навыка   согласования   прилагательных   с   существительными   мужского,   женского   и   среднего   рода   в   име­ нительном падеже   Обучение согласованию притяжательных местоимений с существительными мужского и женского рода  Обучение формированию простого двусловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым Развитие фонетико­фонематической системы языка и навыков языкового анализа Развитие просодической стороны речи  Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.  Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.   Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу). Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом. Коррекция произносительной стороны речи  Уточнение   произношения   гласных   звуков   и   согласных   раннего   онтогенеза   в   словах   и   предложениях   с   ними,   в   звуко­ подражаниях, в небольших потешках и игре.  Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции свистящих звуков Работа над слоговой структурой слова  Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова   Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать, протопывать слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.  Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов и использованию их в речи.  Формирование понятия слог — часть слова. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза  Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки.  Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков.  Формирование умения выделять начальные ударные гласные из слов, различать слова с начальными ударными.  Формирование понятий звук, гласный звук.Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции. Стимуляция проявления речевой активности. Развитие связной речи и речевого общения    Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.  Формирование умения задавать вопросы по картинке, по демонстрации действия и отвечать на них   Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, сказках и рассказах.  Формирование умения повторять за взрослым рассказы ­ описания, состоящие из двух­трех простых нераспространенных предложений об овощах ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Сенсорное развитие.  Обогащение чувственного опыта за счёт освоения разных способов обследования предметов. Совершенствование всех видов    восприятия  Дальнейшее освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера)  Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов­заместителей. Развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в основные цвета. Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами. Развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов Развитие психических функций    Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно­исследовательская деятельность.   Формирование первичных экологических знаний. Обобщение первичных представлений об осени по существенным признакам сезона. Формирование представлений о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе. Расширение представлений об овощах, местах их произрастания, цвете, форме, размере.  Развитие математических представлений.   Формирование навыков счёта в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных. Обучение ответам на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?»  Обучение   определению   пространственных   отношений.   Закрепление   в   пассивном   словаре   наречий,   выражающих   про­ странственные отношения (вверху, внизу, слева, справа, около, рядом).  Обучение узнаванию, различению и называнию геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, шар, куб) и соотнесению форм предметов с геометрическими фигурами. Конструктивно­модельная деятельность.  Совершенствование   конструктивного   праксиса   в   работе   с   разрезными   картинками,   простыми   пазлами,   кубиками   с изображениями объектов по всем изучаемым лексическим темам. Совершенствование   конструктивного   праксиса   и   мелкой   моторики   в   работе   с   дидактическими   игрушками,   играми,   в пальчиковой гимнастике.  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Художественное творчество Рисование.  Закрепление   умения   правильно   держать   карандаш,   правильно   использовать   их   при   создании   изображения,   правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения.  Формирование умения рисовать отдельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе. Восприятие художественной литературы     Формирование умения понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них.  Формирование навыка договаривания  предложений  при пересказе знакомой сказки  вместе со взрослым и со зрительной Воспитание навыка слушания литературных произведений, формирование эмоционального отклика на них. Воспитание правильного отношения к книге, формирование навыка аккуратного обращения с ней. Совершенствование навыка рассматривания иллюстраций и соотнесения их с текстом. опорой. Музыкальное развитие  Формирование   умения   самостоятельно   менять   движения   в   соответствии   с   двух­   и   трёхчастной   формой   музыкального произведения. Совершенствование умения выразительно исполнять образные движения в играх и хороводах. Упражнение в ритмичном и выразительном исполнении танцевальных движений под музыку. Обучение   правильным   приемам   игры   на   металлофоне   и   ударных   инструментах.   Формирование   умения   вслушиваться   в звучание каждого инструмента, добиваться естественного, не напряженного звука. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО­КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»  Развитие игровой и театрализованной деятельности  Активизация   игровой   деятельности,   развитие   имитационных   и   творческих   способностей,   наблюдательности, подражательности, активности, инициативности, коммуникативных навыков, взаимодействия, доброжелательного отношения к окружающим. Развитие двигательной активности в подвижных играх, координации движений, ловкости.   Формирование навыка игры в настольно­печатные игры с правилами (лото, домино), умения играть сообща, уступать друг другу.  Обогащение социального опыта в сюжетно­ролевой игре. Формирование умения объединяться для такой игры, распределять  роли, совершать действия в соответствии с общим замыслом, подбирать атрибуты, предметы­заместители. Развитие   интереса   к   театрализованным   играм.   Обучение   разыгрыванию   несложных   представлений   по   знакомой   сказке, подготовка   к   проведению   театрализованных   игр   по   ней   во   всех   видах   театра.   Формирование   эстетического   вкуса, достаточного запаса эмоций и впечатлений. Совершенствование навыков адекватного поведения в различных ситуациях. Воспитание вежливости, отзывчивости, желания помочь, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика. Воспитание скромности, сдержанности. Развивать умение играть и действовать сообща, уступая друг другу Формирование общепринятых норм поведения    Формирование гендерных и гражданских чувств   Совместная трудовая деятельность  Воспитания у каждого ребёнка навыков поведения в соответствии с половой принадлежностью.  Воспитание уважительных отношений к сверстникам своего и противоположного пола Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться, выполнять поручения взрослых, готовить необходимые материалы к занятиям и убирать их после занятия; наводить порядок в помещении Совершенствование навыков самообслуживания, аккуратности, опрятности.    Привлечение внимания к труду взрослых. Формирование понимания необходимости и важности труда взрослых. Формирование основ безопасности  Продолжение совершенствования у детей навыков безопасного поведения Формирование предпосылок экологического сознания    Совершенствование навыков безопасного и культурного поведения в природе и культуры поведения в природе Совершенствование представлений о безопасном взаимодействии с растениями  Совершенствование представлений о простейших взаимосвязях в природе ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Физическая культура.  Укрепление   здоровья,   закаливание   организма,   совершенствование   его   функций.   Формирование   правильной   осанки,  профилактика плоскостопия. Развитие   и   совершенствование   двигательных   умений,   координации   движений,   ориентировки   в   пространстве.   Обучение выполнению движений по демонстрации, по указанию. Ритмическая гимнастика.   Формирование умения выполнять упражнения под музыку. Общеразвивающие упражнения  Подвижные игры  Овладение нормами и правилами здорового образа жизни  Совершенствование умений выполнять движения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног  Развитие двигательной активности, самостоятельности, творческих способностей в подвижных играх. Сохранение   и   укрепление   физического   и   психического   здоровья   детей   с   помощью   проведения   физкультурных   пауз, соблюдения двигательного режима, создания положительного фона пребывания в детском саду Воспитание культурно – гигиенических навыков   Формирование представлений о месте человека в природе, о том, как не наносить вред природному окружениюОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» СТАРШАЯ ГРУППА Развитие словаря  Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого  запаса к активному использованию речевых средств. Расширение   объема   правильно   произносимых   существительных   —   названий   предметов,   объектов,   их   частей;   названий природных явлений   Обучение  группировке предметов  по  признакам  их соотнесенности  и на  этой основе развитие понимания  обобщающего  значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий  Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов  Обогащение   активного   словаря   относительными   прилагательными   со   значением   соотнесенности   с   продуктами   питания, растениями, материалами   Обеспечение понимания и использования в речи слов­антонимов    Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи. Расширение   экспрессивной   речи   притяжательными   местоимениями,   указательными   наречиями,   количественными   и порядковыми числительными  Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.  Формирование грамматического строя речи  Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени  Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми  простыми предлогами  Совершенствование   умения   образовывать   и   использовать   в   экспрессивной   речи   существительные   с   уменьшительно­ ласкательными суффиксами  Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с приставками    Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных  Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными   Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже   Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении.   Совершенствование   навыка   распространения   простого   нераспространенного   предложения   однородными членами.   Развитие фонетико­фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Обучение элементам грамоты    Ознакомление с буквами   Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. Закрепление навыка мягкого голосоведения. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию и в упражнениях на координацию речи с движением. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в игровых упражнениях. Развитие просодической стороны речи     Коррекция произносительной стороны речи   Активизация движений речевого аппарата, подготовка к формированию звуков всех групп звуков  Формирование правильных укладов  йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой слова  Совершенствование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов; цепочек слогов со стечением согласных.  Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом,  двумя закрытыми слогами, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов и использования их в речи. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.  Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза  Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.  Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.  Формирование умения различать на слух согласные звуки: глухость ­ звонкость, твердость ­ мягкость в ряду звуков, слогов.  Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. Формирование умения определять место звука в слове Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков  Совершенствование   навыка   составления   букв   из   палочек,   выкладывания   из   шнурочка   и   мозаики,   лепки   из   пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.  Обучение   узнаванию   «зашумленных»   изображений   букв;   букв,   изображенных   с   недостающими   элементами;   нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Совершенствование навыка осознанного чтения слов с пройденными буквами и коротких предложений.  Развитие связной речи и речевого общения  Воспитание   активного   произвольного   внимания   к   речи,   совершенствование   умения   вслушиваться   в   обращенную   речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.   Обучение составлению рассказов­описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Колобок») и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога. Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию.   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Сенсорное развитие.  Формирование рациональных приемов обследования предметов. Обучение восприятию предметов, их свойств, отношений через все органы чувств.  Формирование умения сравнивать предметы; выбирать группу предметов по заданному признаку.  Развитие   цветовосприятия   и   цветоразличения,   умения   различать   цвета   по   насыщенности,   называть   оттенки   цветов. Закрепление представления о расположении цветов в радуге.  Формирование умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объемные геометрические фигуры. Развитие психических функций  Дальнейшее развитие слухового  внимания  и памяти при восприятии неречевых  звуков в игровых упражнениях  и играх. Формирование   умения   различать   звучание   нескольких   игрушек   или   детских   музыкальных   инструментов,   предметов­ заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами   Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов и объектов по одному или нескольким признакам  Развитие воображения и на этой основе формирование творческих способностей, творческого воображения, креативности.  Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно­исследовательская деятельность.   Формирование первичных экологических знаний.   Формирование представления об осени как времени года, о существенных признаках сезона; умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (похолодание и исчезновение насекомых, исчезновение насекомых и отлет птиц и т. п.).  Углубление представлений о растениях. Формирование представлений о многолетних и однолетних растениях. Закрепление и расширение обобщенных представлений об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму.  Развитие математических представлений.   Формирование  навыков  количественного   и  порядкового  счета  в  пределах  10   с   участием  слухового,   зрительного   и  дви­ гательного анализаторов. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы сколько все­ го? который по счёту? Совершенствование   умения   узнавать   и   различать   плоские   и   объемные   геометрические   фигуры (круг,   овал,   квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.  Конструктивно­модельная деятельность.  Дальнейшее совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—4 части со всеми видам разреза), простыми пазлами, кубиками с изображениями объектов по всем изучаемым лексическим темам. Дальнейшее   развитие   конструктивного   праксиса   и   тонкой   пальцевой   моторики   в   работе   с   дидактическими   игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Художественное творчество Рисование.  Дальнейшее   совершенствование   изобразительных   навыков,   умения   передавать   в   рисунке   образы   предметов   и   явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.  Формирование умения передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов. Совершенствование композиционных умений.   Формирование   умения   использовать   разные   способы   рисования   изобразительными   материалами.   Закрепление   умения  работать цветными карандашами с разной силой нажима.  Развитие   чувства   цвета,   ознакомление   с   новыми   цветами   и   цветовыми   оттенками,   обучение   смешиванию   красок   для получения новых цветов и оттенков.  Восприятие художественной литературы  Развитие   интереса   к   художественной   литературе,   совершенствование   навыка   слушания   литературных   произведений, формирование эмоциональной отзывчивости. Знакомство с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.  Формирование умения высказывать свое отношение к прочитанному, к поступкам героев.   Обучение выразительному чтению стихов. Привлечение к участию в инсценировках.  Формирование интереса к художественному оформлению книг, совершенствование навыка рассматривания иллюстраций и   соотнесения их с текстом. Совершенствование умения  понимать вопросы к литературному  произведению  и отвечать  на них с небольшой  помощью взрослого. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и небольших текстов по данному педагогом или коллективно составленному плану. Музыкальное развитие  Формирование умения точно соотносить движения с музыкой, ориентироваться в пространстве.  Освоение навыков  игры на простейших  музыкальных инструментах,  обучение точной передаче мелодии  и ритмического рисунка. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО­КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»  Развитие игровой и театрализованной деятельности  Формирование   умения   самостоятельно   организовывать   игровое   взаимодействие,   осваивать   игровые   способы   действий, создавать   проблемно­игровые   ситуации,   овладевать   условностью   игровых   действий,   отражать   в   игре   окружающую действительность. Развитие   в   игре   коммуникативных   навыков,   эмоциональной   отзывчивости,   подражательности,   творческого   воображения, активности, самостоятельности. Совершенствование   навыков   ориентировки   в   пространстве.  Формирование умения справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей. Подвижные игры.   Формирование навыков участия в играх­соревнованиях, играх­эстафетах.  Настольно­печатные дидактические игры.  Развитие жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, справедливости. Совершенствование   навыков   игры   в   настольно­печатные   дидактические   игры   (парные   картинки,   лото,   домино,   игры   ­ «ходилки», головоломки). Совершенствование умения соблюдать правила в игре. Развитие интеллектуального мышления, формирование абстрактных представлений. Развитие дружелюбия и дисциплинированности.    Сюжетно­ролевая игра.  Обогащение и расширение социального опыта.  Совершенствование   способов   взаимодействия   со   сверстниками,   развитие   коммуникативных   навыков   на   основе   общих игровых интересов.  Формирование   умения   самостоятельно   организовывать   сюжетно­ролевую   игру,   устанавливать   и   соблюдать   правила, распределять ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Развитие эмоций, воспитание гуманных чувств к окружающим.  Театрализованная игра.    Развитие умения инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомой сказке  Совершенствование творческих способностей, исполнительских навыков, умения взаимодействовать с другими персонажами. Воспитание артистизма, эстетических чувств; развитие эмоций, воображения, фантазии, умения перевоплощаться. Формирование общепринятых норм поведения  Формирование нравственного сознания и нравственного поведения, закрепление принятых норм и правил поведения, форм и способов общения в игровой и повседневной деятельности. Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма. Воспитание у мальчиков внимательного отношения к девочкам. Воспитание в девочках скромности, умения заботиться об окружающих.  Формирование гендерных и гражданских чувств   Совместная трудовая деятельность    Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе  Обучение детей соблюдению техники безопасности в быту, дома, в детском саду, на улице, в общественных местах и т.п.  Расширение представлений о труде взрослых и его общественной значимости. Совершенствование умения выполнять трудовые поручения взрослых, проявлять при этом ответственность. Совершенствование навыков самообслуживания. Закрепление представлений о способах взаимодействия с растениями ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Совершенствование умения выполнять физические упражнения под музыку. Совершенствование двигательных умений и навыков. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. Физическая культура.  Продолжение закаливания организма, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.    Ритмическая гимнастика.   Общеразвивающие упражнения  Подвижные игры  Формирование умения участвовать в играх­соревнованиях и играх­эстафетах. Овладение нормами и правилами здорового образа жизни  Формирование правильной осанки  Профилактика плоскостопия.  Совершенствование умений выполнять движения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног  Совершенствование навыков самообслуживания Расширение   представлений   о   здоровом   образе   жизни   и   факторах,   разрушающих   здоровье   человека.   Формирование потребности в здоровом образе жизни ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем  Развитие словаря   Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами  Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами­антонимами и словами­синонимами   Обогащение   экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением. прилагательными. Дальнейшее овладение приставочными глаголами    Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из­за, из­под.  Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Формирование грамматического строя речи  Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже   Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных  падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам  Совершенствование   умения   образовывать   и   использовать   имена   существительные   и   имена   прилагательные   с   умень­ шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам   Формирование  умения  образовывать   и  использовать  имена       существительные       с       увеличительными       суффиксами   и суффиксами единичности     Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах  Совершенствование    навыков    составления    простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. Совершенствование   навыков   составления   и   использования   сложносочиненных   предложений   и   сложноподчиненных предложений с придаточными времени Закрепление   навыков   анализа   простых   распространенных   предложений   без   предлогов   и   с   простыми   предлогами   (со зрительной опорой и без нее). Развитие фонетико­фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Развитие просодической стороны речи  Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.   Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.  Формирование умения произвольно изменять силу голоса  Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.  Формирование умения говорить в спокойном темпе.  Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Коррекция произносительной стороны речи   Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата. деятельности.  Уточнение   произношения   звука   [j]   в   слогах,   словах,   предложениях,   небольших   текстах,   свободной   игровой   и   речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова  Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним­ двумя закрытым слогами   Совершенствование   умения   правильно   произносить   и   использовать   в   активной   речи   односложные   слова   со   стечением согласных   Формирование   умения   правильно   произносить   и   использовать   в   активной   речи   двусложные   слова   с   двумя   стечениями  согласных  Совершенствование   умения   выполнять   слоговой   анализ   и   синтез   слов   из   одного,   двух,   трех   слогов;   подбирать   слова   с заданным количеством слогов.  Совершенствование фонематического восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза  Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости­мягкости, глухости­звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим признакам и месту образования. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.   Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин. Обучение грамоте   Ознакомление с буквами. Формирование умения читать слоги, слова, предложения, тексты   Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы. Закрепление знания известных детям правил правописания.   Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. Развитие связной речи и речевого общения  Формирование   желания   рассказывать   о   собственных   переживаниях,   впечатлениях.   Развитие   не   только   познавательного     интереса, но и познавательного общения. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки­описания по заданному плану. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. Совершенствование   навыка   составления   рассказов   по   серии   картин   и   по   картине   по   заданному   или   коллективно составленному плану. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»Сенсорное развитие.   Дальнейшее развитие всех органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.  Дальнейшее развитие цветовосприятия. Закрепление знания основных цветов и оттенков, обогащение представлений об их разнообразии. Развитие психических функций  Дальнейшее   развитие   всех   видов   восприятия.   Формирование   умения   учитывать   при   сравнении   предметов   признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствование характера и содержания способов обследования предметов, способности обобщать. Развитие всех видов внимания, памяти, творческого воображения, фантазии   Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно­исследовательская деятельность.   Уточнение понятий  овощи.  Расширение представлений о труде взрослых в огородах; о трудовых действиях овощеводов; о технике, которая используется для уборки урожая. Развитие математических представлений.  Количество и счет.  Форма.  Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке. Закрепление в речи названий геометрических фигур:  квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, четырехугольник; названий объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр.  Ориентировка в пространстве.   Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.  Совершенствование умения использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Художественное творчество Рисование.  Восприятие художественной литературы  Совершенствование умения рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке.  Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению, к произведениям российских и зарубежных детских поэтов и писателей, к произведениям фольклора русского и других народов. Формирование умения высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги. Развитие   чувства   языка,   формирование   умения   обращать   внимание   на   образные   средства.   Формирование   чуткости   к поэтическому слову.  Воспитание любви к родному языку.  Формирование умения определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение).  Развитие   творческих   способностей   в   инсценировках,   играх­драматизациях,   театрализованных   играх   и   других   видах исполнительской деятельности по сказкам Музыкальное развитие  Совершенствование   умения   согласовывать   движения   с   музыкой,   самостоятельно   начинать   и   заканчивать   движения   в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента.  Обогащение   двигательного   опыта   разнообразными   видами   танцевальных   и   общеразвивающих   движений.   Формирование правильной   осанки   при   выполнении   упражнений,   танцевальных   движений.   Продолжение   ознакомления   с   особенностями русских народных хороводов, танцев.  Совершенствование   навыков   игры   на   металлофоне,   детском   синтезаторе.   Закрепление   умения   играть   знакомые   пьесы   в оркестре на различных детских музыкальных инструментах. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО­КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»  Развитие игровой и театрализованной деятельности Подвижные игры.  Совершенствование   умения   самостоятельно   организовывать   подвижные   игры   и   игры   с   элементами   соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты; проявлять инициативность и творчество при ор­ ганизации подвижных игр. Развитие навыков ориентировки в пространстве, координации движений, подвижности, ловкости.  Настольно­печатные дидактические игры. Сюжетно­ролевая игра.  Совершенствование навыков игры в настольно­печатные игры.   Формирование умения проявлять самостоятельность в организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов. Развитие концентрации внимания, наблюдательности, памяти, интеллектуального мышления. Расширение тематики сюжетно­ролевых игр, совершенствование умения организовывать разнообразные игры, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, доводить игру до логического конца, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать   взаимодействие   с   другими   участниками   игры,   самостоятельно   выбирать   атрибуты,   необходимые   для проведения игры. Театрализованная игра.   Развитие духовного потенциала, мотивации успешности, умения перевоплощаться, импровизировать.  Стимуляция творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики, речи. Проведение театрализованных игр по сказкам Формирование навыков взаимоотношений с окружающими   Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, заботы, внимания, сопереживания, деликатности. Развитие дружеского отношения к сверстникам, уважительного отношение к старшим, желания помогать маленьким и сла­ бым. Развитие коммуникативных навыков. Воспитание искренности и правдивости.   Формирование мотивации, заинтересованного отношения к школьному обучению. Формирование гендерных и гражданских чувств  Формирование у мальчиков и девочек осознания своей половой принадлежности, самоуважения  Продолжение   формирования   чувства   любви   к   родному   городу,   к   России,   привязанности   к   родной   земле,   преданности Отечеству, своему народу. Приобщение детей к славянской народной культуре.  Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности, стремления выполнять поручения как можно лучше. Совместная трудовая деятельность   Формирование умения работать в команде.  Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе   Закрепление навыков безопасного поведения Расширение представлений о способах безопасного взаимодействия с растениями  Воспитание бережного отношения к результатам чужого труда, отрицательного отношение к безделью. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Дальнейшее совершенствование умения красиво и грациозно выполнять упражнения под музыку. Совершенствование умений выполнять движения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног  Физическая культура. Ритмическая гимнастика.   Общеразвивающие упражнения  Подвижные игры  Дальнейшее формирование интереса к спортивным играм Овладение нормами и правилами здорового образа жизни  Продолжение работы по формированию правильной осанки и свода стопы  Формирование установки на здоровый образ жизни

Посмотрите также