Ранее детство - золотая пора для развития сенсомоторных способностей у детей. Именно поэтому в группе "Капелька" был создан кружок "Веселый пластилин". Дети через экспериментирование с пластилином научатся различать цвета, форму, успешнее станут ориентироваться в пространстве, наконец, адаптация к детскому саду будет менее болезненной.
Развитие сенсомоторных способностейДокумент Microsoft Office Word (2).docx
Пластилинография и сенсомоторные способности у детей раннего возраста
Чемисова Татьяна Федоровна, город НарьянМар, ГБОУ НАО «СШ №2 с углубленным
изучением отдельных предметов», воспитатель.
«Техника пластилинографии позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит
определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным,
что очень важно для работы с детьми» Г.Н. Давыдова
Период раннего детства – один из важных периодов развития человека, который
характеризуется высокими темпами психофизиологического созревания /профессор
Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного
воспитания/. Дети появляются на свет с еще не способными к активному
функционированию, но достаточно сформированными органами чувств. Пользоваться
своими ощущениями они должны еще научиться. Малыш сталкивается с огромным
многообразием форм, красок и других свойств объектов. Ребенка окружает природа со
всеми ее сенсорными признаками: шумами, запахами, многоцветием… Каждый малыш это
воспринимает. Но если это происходит без грамотного педагогического руководства, оно
может оказаться поверхностным, неполноценным.
Конкретно для моей группы раннего возраста «Капелька» возникла
необходимость заняться с детьми рисованием пластилином потому, что:
-был не совершенен сенсорный опыт /не знали основные цвета,
путали синий с зеленым; плохо ориентировались в формах, величине
предметов/, многим детям дома пластилин был не доступен;
-совершенно не ориентировались в пространстве;
-у некоторых малышей присутствовал тремор руки, моторика
пальцев была развита крайне слабо;
-у большей половины детей наблюдалась адаптация к детскому саду
средней тяжести.
Была составлена программа «Веселый пластилин»,
целью которой
предусматривалось
повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности по сенсомоторному развитию детей
раннего возраста через занятия пластилинографией. Решались задачи:
изучить методическую литературу и технологии по теме;
выявить особенности развития творческих способностей детей раннего возраста;
способствовать развитию интереса к пластилинографии среди взрослых /помощников
воспитателей, родителей/ и детей;
обучить приемам выполнения изибразительных работ в данной технике;
побуждать к проявлению индивидуальности, способствующей более быстрой адаптации
малышей к новым условиям жизни в детском саду; способствовать познавательнотворческому и сенсомоторному развитию /восприятие
фактуры, цвета, веса, пластичности материала/;
развивать фантазию, воображение, проcтранственное мышление, мелкую моторику кисти,
синхронизацию действий обеих рук;
формировать эмоциональноволевую сферу детей, развивая начальные навыки
самоконтроля за выполненными действиями;
«поставить» на ступеньку к развитию таланта ребенка;
способствовать эмоциональной разгрузке.
Формы работы:
совместная деятельность с детьми: рассматривание книг, иллюстраций, репродукций,
предметов народного искусства, готовых работ в технике пластилинографии с целью
возникновения интереса к предстоящему творчеству.
Наблюдения за занятием пластилинографией помощников воспитателей, старших детей,
родителей.
Экспериментирование /смешение цветов; сравнение нагретого в горячей воде пластилина и
холодного/; опыты с материалом, цветом.
Изготовление подарков ко дню Матери «Бусы и звездочки», к 23 февраля на диске –
«дорисовывание» пластилином деталей танка, к 8 Марта – картинка «Солнышко и
подснежники».
Просмотр слайдов по теме.
Чтение самосочиненных тематических потешек, маленьких сказок.
Дидактические игры с цветом: «Привяжи ниточку к шарику», «Закрой окошко, «Составь
цветок», «Построй башню по такого же цвета» и т.д.; формой «Веселый паровозик»,
«Заштопай одеяло»..,; величиной «Матрешки», «Пирамидки», «Машинки – в свой
гараж!...».
Дети усвоили приемы лепки при активном участии пальчиков и ладони:
отщипывание кусочков пластилина от целого; раскатывание круговыми движениями
ладоней или пальцев шарика, а прямыми – колбаски; сплющивание сжимание куска теста
(пластилина) с целью придания ему плоской формы; прикрепление к основе; оттягивание
от круга /лучики у солнышка/, от овала /ножки у жука/.
Использовался способ организации чувственного опыта детей активное
обследование предмета перед лепкой в ходе занятий, игр или специальных упражнений.
Работа по активному восприятию и наблюдению предмета с детьми этого возраста
проводилась индивидуально и группами. Например, предлагалось детям подержать в руке
помидор, провести по нему рукой, почувствовать его вес, плотность /помидор тяжелый, большой, круглый, красный/; после знакомства с предметом ребенок сам должен будет
слепить такой же круглый помидор /или такой же круглый мяч и т.д./. Проводя
обследование предмета перед его изображением из пластилина, концентрировалось
детское внимание на этом предмете, малыш знакомился с его конкретными свойствами, т.
е. формировался сенсорный опыт ребенка.
Формы отчетности:
беседы: «Мама, дай пластилин!», «Творим дома!», миниконсультации с родителями,
педагогами групп раннего возраста по проблеме развития творчества посредством
пластилинографии и ее значении для детей: «Пластилин и быстрая адаптация к ДУ, в чем
связь?», «Развиваем сенсорные способности ребенка через занятия с пластилином»,
«Рисуем пластилином играя»;
серии групповых тематических выставок детских работ, выполненных индивидуально, в
подгруппах, совместно с родителями в уголке «Веселый пластилин»;
создание группового альбома детских творческих работ; фотогалереи;
регулярная публикация по результатам работы с пластилином на родительской страничке
в «Viber»; публикация работы на сайте «Новые достижения»;
вовлечение родителей в совместный процесс работы с пластилином через «Пластилиновые
заплатки» (домашние ручные умелости), оформление яиц к Пасхе; создание открыток к
праздникам;
участие в роли куратора Алины Рыбаковой в международном декоративноприкладном
конкурсе «Волшебный мир Пасхи» (Диплом, 1 место) на сайте «Новые достижения».
Сравнительный анализ диагностики на начальном и конечном этапах развития
сенсорных эталонов, ручной умелости подтвердил значимость и эффективность
нетрадиционной техники пластилинографии в сенсомоторном развитии малышей, кроме
этого, дети с удовольствием шли в группу, зная что их пальчики будут опять творить
чудеса с пластилином.
Литература
1. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Москва 2008г.
2. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы» Москва 2008г.
3. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва 2008г.
4. Т.Н.Яковлева «Пластилиновая живопись» – «ТЦ СФЕРА», 2010г.
5. Т.С. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» Москва 2004г.
Пластилинография для детей раннего возраста
Пластилинография для детей раннего возраста
Пластилинография для детей раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.