дан а методическая разработка открытого урока химии по теме пластмассы тип урока изучение нового материала показано использование различных методов обучения при изучении нового материала, Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека, рекомендации людям, заботящимся о своем здоровье
Тема урока.docx
Тема урока: Пластмассы
Цели урока:
Образовательная;
Расширить знания о высокомолекулярных соединениях (ВМС) на примере
их состав и свойства, область их применения.
пластмасс. Изучить
Рассмотреть пользу и вред пластмасс в жизни человека.
Развивающая:
стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к
предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать свои
мысли, применять свои знания на практике, умение работать коллективно,
работать с дополнительной литературой.
Воспитательная;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, показ
важности знаний и практического их применения; умения работать
самостоятельно; способствовать формированию интереса к химии, умения
общаться, общей культуры.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок с элементами исследовательской работы
Методы обучения: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, элементы
беседы, рассказ, самопроверка, использование ТСО, работа с опорным
конспектом.
Материально дидактическое оснащение урока:
мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, операционная
система Windows, Microsoft Office System;
фрагменты видеофильмов;
презентация;
опорный конспект;
карточки;
изделия из пластмассы;
лупы.
Методическая цель: Показать использование различных методов
обучения при изучении нового материала
1 Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Преподаватель:
Друзья! Приятна встреча с вами!
Полна надежды я и веры,
Что вместе мы не заскучаем
На все вопросы отвечая
Урока тему мы определим
И знания свои на практике
Мы применим
Человечество прожило каменный и бронзовый века. Девятнадцатое столетие
часто называют железным веком. А наш двадцать первый век должен стать
веком химии, веком полимеров и пластмасс. Полимеры и пластмассы вошли
в нашу жизнь. Без них нельзя обойтись ни дома, ни на улице, ни на работе.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Сообщение темы и целей урока
Тема нашего урока «Пластмассы».
Воспеть в стихах решила я
Не шум осеннего дождя,
Не ураган сверх всякой меры –
Пластмассы, в общем, полимеры.
И оду скромную свою
Я им сегодня ниспошлю.
Учащийся 1
Не знает нынче лишь невежда:
Для книг обложки и одежда,
Линолеум, пенал, портфель,
Игрушек ярких карусель,
Клеенки, куклы, изоленты,
Обои, трубы и брезенты,
Учащийся 2
Компьютер, телефон, часы,
И чтото просто для красы,
Кожзаменитель и тефлон,
2 В диванах, креслах – поролон,
В машинах разные детали,
В квартирах окна ими стали,
На стенах и на потолках
Панели, плитка – просто ах!
Учащийся 3
И упаковкой людям служат,
Имея их, врачи не тужат.
Там, где и легкость, и прочность нужна,
И оптимальной должна быть цена,
Чтоб вещь не билась и не ломалась,
В кислотах и щелочах не растворялась,
Здесь вам на помощь приходит пластмасса –
Вот материал наивысшего класса!
Могу я оду завершить –
Нам без пластмассы не прожить.
Преподаватель:
Но… в завершении стиха
Вопрос возник: «В них нет греха?»
Я предлагаю вам собраться,
Во всем детально разобраться.
Мы все исследуем, сравним,
Рекомендации дадим.
Вот цель урока – все узнать,
Чтоб в своей жизни применять
II. Актуализация опорных знаний
Дидактическая игра «лото» (найди правильный ответ), работа в парах.
1. Как с греческого языка переводится слово « поли», «моно» «мерос» и
« макро»?
( « поли» – много, «моно» – один, «мерос» – часть и «макро»
большой)
2. Как называются низкомолекулярные вещества, из которых получают
(Мономер)
3. Как называются высокомолекулярные соединения, молекулы которых
полимеры?
состоят из множества повторяющихся одинаковых структурных
звеньев?
(Полимер)
4. Как называется повторяющийся участок структуры молекулы
полимера?
(Структурное звено)
3 5. Как называются соединения, молекулы которых состоят из большого
числа повторяющихся звеньев? (Высокомолекулярные соединения)
6. Как называется химический процесс соединения множества молекул
мономеров в крупные молекулы полимеров?(Реакцией полимеризации)
7. Как называются органические соединения, которые находятся в
природе?
(Природные ВМС)
8. Что относится к природным ВМС? (Целлюлоза, белки, крахмал,
нуклеиновые кислоты)
ІІІ. Изучение нового материала.
1.Что такое пластмассы
Предлагаю посмотреть Видеофрагмент: Неизвестное об известном
«Что такое пластмассы»
При просмотре обратите внимание на следующие вопросы:
Из чего состоят и синтезируются пластмассы?
Почему пластмассы не похожи на природные материалы?
Пластмассы (пластические массы, пластики) – это большой класс
полимерных органических легко формуемых материалов, из которых можно
изготавливать легкие, жесткие, прочные, коррозионностойкие изделия.
Эти вещества состоят в основном из углерода С, водорода Н, кислорода О и
азота N. Все полимеры имеют высокую относительную молекулярную массу –
от 10 000 до 500 000 и более (для сравнения – кислород О2 имеет
относительную молекулярную массу, равную 32).
Пластмассами – называют материалы, изготовляемые на основе природных
или синтетических полимеров, способные принимать при нагревании
заданную форму. (Делают запись в конспекте)
2. Свойства пластмасс и их отличительные особенности
В отличие от других веществ пластмассам присущи такие свойства и
отличия:
имеют высокую степень плотности;
прочные;
не подвергаются коррозии;
не боятся кислоты, соли и щелочи (поэтому их используют при
строительстве предприятий химической промышленности, легкой и
пищевой промышленности, и т.п.);
4 плохо проводят тепло (их используют как теплоизоляционный
материал);
хорошо окрашиваются в любые цвета и долго их сохраняют;
почти не поглощают воду (поэтому полимеры используют при
изготовлении клеев);
лёгкие, прозрачные и относительно долговечныепоэтому их используют
при строительстве предприятий химической промышленности, легкой и
пищевой промышленности, и т.п.);
они проще в изготовлении.
1.
Состав пластмасс
Любой вид пластмассы содержит полимер, но кроме него в её состав могут
входить и другие компоненты: красители, наполнители, пластификаторы.
полимер (связующее). Слово «полимер» происходит от греческих слов
«поли» («много») и «мерос» («части» или «звенья»). Это вещество,
молекулы которого состоят из большого числа одинаковых,
соединенных между собой звеньев. Эти звенья называют мономерами
(«моно» — один);
наполнители обеспечивают жёсткость;
пластификаторы повышают эластичность;
стабилизаторы сохраняют свойства в процессе их переработки;
красители придают пластмассам окраску. (Делают запись в
конспекте)
2. Классификация пластмасс по отношению к нагреванию
Термопластичные – пластмассы,
которые сохраняют свою
пластичность после нагревания.
возможна вторичная переработка
полиэтилен, капрон полипропилен,
поливинилхлорид.
Термореактивные пластмассы,
которые теряют свою
пластичность при нагревании
невозможна вторичная
переработка
фенолоформальдегидные
пластмассы (гетинакс,
текстолит, карболит).
5. Применения пластмасс.
5 В настоящее время из пластика делают очень много вещей. Вот
некоторые из них: посуда, окна и двери, канцтовары, мебель, игрушки, трубы,
отделочные материалы для ремонта и многое другое.
Ребята! А где вы в своей профессии используете пластмассу? (набойки,
колодки для обуви, каблуки, фурнитура). (Делают запись в конспекте)
Пластик стал частью нашей жизни, и мы с каждым годом всё меньше и
меньше задумываемся о его вредном воздействии на здоровье. Пластик, кроме
всех своих замечательных свойств, имеет два важных недостатка. Вопервых,
он производится из невосстанавливаемых природных ресурсов — нефти, угля
и газа. Вовторых, его главное достоинство — долговечность, за которым так
гнались, сегодня обернулось недостатком. Чем больше пластмассы мы
используем, тем быстрее растут горы отходов, которые не разлагаются в
среде ни при каких условиях. Миллионы тонн пластика скапливаются в
природе, загрязняя окружающую среду.
Как узнать, насколько опасна пластмасса?
6. Система маркировки пластмассы.
Для обеспечения утилизации одноразовых
предметов в 1988 году Обществом
Пластмассовой Промышленности была
разработана система маркировки для всех
видов пластика и идентификационные коды.
Что обозначает маркировка на пластмассовых
изделиях?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте
посмотрим Видеофрагмент маркировки пластмасс
Ответ учащихся (Маркировка обозначает материал, из которого
изготовлено изделие из пластмассы.)
На каждом изделии из пластмассы производитель обязан указать
материал, из которого она сделана. Подавляющее число производителей
честно ставят маркировку. Если маркировки нет, то пластик
однозначно опасен для здоровья. Некоторые
производители ставят дополнительные маркировки,
например, такую: рюмка и вилка. Эта маркировка
означает, что данный пластик безопасен для
пищевого применения.
6 Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по
информационной таблице (имеется у каждого ученика).
Из данной таблицы вы видите буквенную маркировку, название пластмассы,
влияние этой пластмассы на здоровье человека.
Виды пластмасс и их маркировка
Буквенная
маркировка
Название пластмассы
Влияние на здоровье человека
полиэтилентерефталат подходит только для однократного
применения, приповтором применении
могут выделяться вредные вещества.
полиэтилен высокой
плотности
считается относительно безопасным,
хотя из него может выделяться
формальдегид.
поливинилхлорид
запрещен для пищевого применения, т.к.
выделяет канцерогенные вещества.
полиэтилен низкой
плотности
полипропилен
полистирол
Номер 7
Поликарбонат,
полиамид и другие
виды пластмасс.
относительно безопасен для пищевого
применения, в редких случаях может
выделять формальдегид,
полиэтиленовые пакеты не столь опасны
для здоровья человека, сколь опасны
для экологии планеты.
довольно безопасен, но при
определенных условиях может выделять
формальдегид.
может выделять стирол, поэтому
одноразовая посуда и называется
одноразовой.
В данную группу входят пластмассы не
получившие отдельный номер. Из них
изготавливаются бутылочки для детей,
7 игрушки, бутылки для воды, упаковки.
Безопасность. Содержат Бисфенол А,
точнее некоторые из них содержат, а
некоторые пластмассы из этой группы,
наоборот, отличаются повышенной
экологической чистотой.
Для того чтобы изделия из пластмассы были эластичными, твёрдыми,
термостойкими в них добавляют вспомогательные вещества. Конечный
продукт может быть не токсичным, но на нём могут содержаться остатки
токсичного сырья, из которого он был изготовлен.
Фталаты– соли и эфиры фталевой (ортофталевой) кислоты. Токсичны,
1.
способны вызывать серьезные болезни нервной и сердечнососудистой
системы. Есть основания считать, что фталаты обладают канцерогенным
эффектом и могут вызывать рак. Запрещен в Европе и США для изготовления
детских игрушек.
Формальдегиды – метаналь или муравьиный альдегид. Токсичен,
2.
поражает нервную систему, негативно действует на половую систему и
способен вызывать генетические нарушения у потомства. Канцероген.
Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают
иммунитет.
Стиролы – фенилэтилен, винилбензол. Слабо токсичен, поражает
3.
слизистые оболочки. Обладает канцерогенными свойствами, может вызвать
заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая
токсический гепатит.
Винилхлорид – органическое вещество, являющееся простейшей
4.
хлорпроизводной этилена. Токсичен, поражает центральную нервную систему,
костную систему, мозг, сердце, печень, вызывает системные поражения
соединительной ткани,
Оказывает
канцерогенное, мутагенное и тератогенное (вызывает пороки развития у
эмбрионов) действие.
Бисфенол А – дифинилпропан. Обладает схожестью с эстрогенами,
5.
вызывает болезни мозга, нарушает работу репродуктивной системы, вызывает
онкологические заболевания, приводит к мужскому и женскому бесплодию,
угнетает функции эндокринной системы, приводит к нарушению развития
головного мозга у детей, развитию сердечнососудистых патологий.
уничтожает иммунную систему.
IV. Первичное закрепление знаний.
Исследовательская работа
8 Задание
Определить название пластмассы по буквенной маркировке и их влияние на
здоровье человека, используя таблицу Виды пластмасс и их маркировка.
Результаты занесите в таблицу.
Название объекта для
исследования
Буквенная маркировка
Название пластмассы
Влияние на здоровье человека
Контейнер для
продуктов
Флакон для шампуня
Одноразовая посуда
Давайте разработаем рекомендации людям, заботящимся о своем здоровье.
Учащиеся:
1. Провести ревизию пластмассовых контейнеров и избавиться от всех,
кроме изделий из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP).
2. Отдать предпочтение изделиям из стекла, дерева, металла.
3. Внимательно отнестись к игрушкам из пластмассы, особенно для
маленьких детей.
4. Убедитесь, что продукция имеет сертификаты соответствия
гигиеническим нормам.
5. Покупая очередное изделие из пластмассы, возьмем за правило понюхать
его для того, чтобы уловить неприятный запах, но если он есть, то от покупки
даже простой расчески для волос следует отказаться
V.
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с высокомолекулярными
соединениями на примере пластмасс. Выяснили, что пластмассы состоят из
органических полимеров (полученные химическим путём). Могут содержать
добавки других веществ, которые позволяют лучше приспособить их для
конкретных целей,
придав им определенные характеристики
термостойкости, твердости, упругости, а также цветовые свойства. ВМС
широко распространены в природе и используются человеком в
повседневной жизни, народном хозяйстве.
9 Двадцатый век стал веком полимеров,
От «слез» гевеи, давшей каучук,
Пошли молекулы невиданных размеров
Благодаря древнейшей из наук.
Да, это химия. Ее заслуга
В том, что сегодня украшают быт
Игрушки из пластмассы и посуда,
Тефлон, и оргстекло, и карболит.
Одежда, обувь, мебель…Посмотрите:
Нас полимеров окружает рать!
И в технике они, и в медицине
Незаменимыми сумели стать.
Шуршат в пути автомобилей шины,
Искусственное сердце бьется в такт –
Волокна, смолы, пластики, резины
На службе человечества стоят!
Видеоролик Лайфхаки с пластиковыми бутылками
Выставление и аргументация оценок знаний учащихся
Каждому ученику в классе выдается незаконченный рисунок –
мордашка человечка. Необходимо дорисовать недостающую деталь –
рот, выразив при этом свое отношение к прошедшему уроку и своей
роли в нем
улыбка – я узнал много интересной и полезной информации на
сегодняшнем уроке;
гримаса презрения – было неинтересно, ничего нового и
полезного я не узнал;
рот – прямая линия – мне безразлично, чем вы здесь сегодня
занимались.
VI. Информация о домашнем задании
Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Проработать конспект. Найти 23 предмета для исследования с другими
буквенными маркировками и записать в таблицу.
10 Конспект урока
Тема урока: Пластмассы
План изучения нового материала
1.Что такое пластмассы
Материалы, изготовляемые на основе природных или синтетических
полимеров, способные принимать при нагревании заданную форму
называют ____________________________________
2.Свойства пластмасс и их отличительные особенности
В отличии от других веществ пластмассам присущи такие свойства и отличия:
имеют высокую степень плотности;
прочные;
не подвергаются коррозии;
не боятся кислоты, соли и щелочи (поэтому их используют при
строительстве предприятий химической промышленности, легкой и
пищевой промышленности, и т.п.)
11 плохо проводят тепло (их используют как теплоизоляционный
материал);
хорошо окрашиваются в любые цвета и долго их сохраняют;
почти не поглощают воду (поэтому полимеры используют при
изготовлении клеев);
лёгкие, прозрачные и относительно долговечныепоэтому их используют
при строительстве предприятий химической промышленности, легкой и
пищевой промышленности, и т.п.);
они проще в изготовлении.
Состав пластмасс
Пластмассы
Полимер
Красители
(для цвета).
Пластификаторы
(повышают
эластичность)
Стабилизаторы (сохранение
свойств в процессе их
переработки)
Наполнители
(обеспечивают
жёсткость)
Классификация пластмасс по отношению к нагреванию
Термопластичные – пластмассы,
которые сохраняют свою
пластичность после нагревания.
возможна вторичная переработка
полиэтилен, капронполипропилен,
поливинилхлорид.
Термореактивные пластмассы,
которые теряют свою
пластичность при нагревании.
невозможна вторичная
переработка
фенолоформальдегидные
пластмассы (гетинакс,
текстолит, карболит)
5. Применения пластмасс.
В настоящее время из пластика делают
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
12 Исследовательская работа
Задание
Определить название пластмассы по буквенной маркировке и их влияние
на организм здоровье человека, используя таблицу Виды пластмасс и их
маркировка
Буквенная
маркировка Название
пластмассы
Влияние на здоровье человека
Название объекта
для исследования
Контейнер для
продуктов
Флакон для
шампуня
Одноразовая посуда
Рекомендации
1.
Провести ревизию пластмассовых контейнеров и избавиться от
всех, кроме изделий из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP).
Отдать предпочтение изделиям из стекла, дерева, металла.
Внимательно отнестись к игрушкам из пластмассы, особенно для
2.
3.
маленьких детей.
4.
Убедитесь, что продукция имеет сертификаты соответствия
гигиеническим нормам.
5.
Покупая очередное изделие из пластмассы, возьмем за правило
понюхать его для того, чтобы уловить неприятный запах, но если он есть, то
от покупки даже простой расчески для волос следует отказаться
Виды пластмасс и их маркировка
Буквенная
маркировка
Название пластмассы
Влияние на здоровье человека
полиэтилентерефталат подходит только для однократного
применения, приповтором применении
могут выделяться вредные вещества.
полиэтилен высокой
плотности
считается относительно безопасным, хотя
из него может выделяться формальдегид.
13 поливинилхлорид
запрещен для пищевого применения, т.к.
выделяет канцерогенные вещества.
полиэтилен низкой
плотности
полипропилен
полистирол
Номер 7
Поликарбонат,
полиамид и другие
виды пластмасс.
относительно безопасен для пищевого
применения, в редких случаях может
выделять формальдегид, полиэтиленовые
пакеты не столь опасны для здоровья
человека, сколь опасны для экологии
планеты.
довольно безопасен, но при определенных
условиях может выделять формальдегид.
может выделять стирол, поэтому
одноразовая посуда и называется
одноразовой.
В данную группу входят пластмассы не
получившие отдельный номер. Из них
изготавливаются бутылочки для детей,
игрушки, бутылки для воды, упаковки.
Безопасность. Содержат Бисфенол А,
точнее некоторые из них содержат, а
некоторые пластмассы из этой группы,
наоборот, отличаются повышенной
экологической чистотой.
14
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Пластмассы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.