Цель деятельности
учителя Способствовать развитию умений определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях
Тип урока Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые
образовательные
результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни
ПЛОЩАДЬ. СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ФИГУР ПО ПЛОЩАДИ
(учебник, с. 56–57; рабочая тетрадь, с. 34–35; диск)
У р о к 37
Цель деятельности
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
етоды и формы
обучения
Образовательные
Оборудование
Основные понятия
и термины
Способствовать развитию умений определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры
по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях
Изучение новых знаний и способов действий
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять площади разных фигур
с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения
действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CDROM); http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskierebusy
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Площадь, сравнение площадей разных фигур способом «наложение»О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы
Мотиваци
к учебной
деятель
Актуализа
Обучающие
и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
2
Эмоциональна
я,
психологичес
кая
и
мотивационна
я под
готовка
к усвоению
изучаемого
материала
1. Проверка
домашнего
задания.
2.
Целеполагани
е.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
3
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса и оборудования;
эмоционально настраивает на учебную
деятельность.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чемуто научиться
4
Слушают учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку,
организуют рабочее
место
Формы
органи
зации
совзаимо
дей
ствия
5
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.
– Определите тему, цель урока, разгадав
ребус.
Показывают
выполненную домашнюю
работу.
Определяют тему, цель
урока.
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Формируемые умения
Промежу
(универсальные
учебные действия)
контроль
6
К – планируют учебное
сотрудничество
с учителем и сверст
никами.
Л – понимают значение
знаний для человека;
имеют желание учиться;
проявляют интерес к
изучаемому предмету
Наблюде
ние
учителя
за
организа
цией
рабо
чего
места
П – понимают базовые
межпредметные и
предметные понятия
(геометрическая
фигура); делают
выводы по аналогии и
проверяют эти выводы;
извлекают необходимую
информацию
из текстов; использу
Устные
ответы,
наблюде
ния
учителя,
выполне
нные
задания3
– Назовите числа от 7 до 63, которые
делятся на 7 без остатка.
– Назовите числа от 24 до 54, которые
делятся на 6 без остатка.
– Вычислите и найдите «лишнее»
выражение:
49 : 7 =
28 : 4 =
42 : 6 =
35 : 5 =
– Заполните пропуски:
19 = … ∙ 3 + …
… ∙ 4 – … = 20
– Посмотрите на фигуры,
прикрепленные к доске:
70 : 10 =
56 : 8 =
63 : 9 =
54 : 6 =
28 = … ∙ 6 + …
8 ∙ … – … = 37
2
3. Устный
счет
Изучение
материала
1. Озна
комление
со способами
сравнения
фигур.
Продолжение табл.
4
5
Выполняют задания
6
ют знаково
символические
средства; осознанно и
произвольно строят
речевое высказывание.
Р – контролируют
учебные действия;
осознают правило
контроля и успешно
используют его в
решении учебной
задачи.
К – умеют слушать друг
друга, строить
понятные для партнера
по коммуникации
речевые высказывания,
задавать вопросы
с целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации.
Л – способны адекватно
рассуждать о причинах
своего успеха или
неуспеха в учении,
связывая успехи2
3
– Скажите, какая из них занимает
больше всех места на доске?
– В этом случае говорят, что площадь
квадрата больше, чем площадь каждого
треугольника и квадрата СDМВ.
Сравните площадь треугольника АВС и
квадрата АМKD.
– Можно сравнить эти фигуры
наложением: треугольник занимает
только часть квадрата, значит,
действительно, площадь его меньше
площади квадрата. Сравните на глаз
площадь треугольника АВС и площадь
треугольника DОЕ.
– Проверьте наложением.
Аналогично сравниваются по площади
другие фигуры, а также предметы
окружающей обстановки.
Продолжение табл.
4
5
6
с усилиями, трудо
любием
– Квадрат АМKD занимает
места больше, чем другие
фигуры.
– Площадь треугольника
меньше, чем площадь
квадрата.
– Площади одинаковые,
они занимают одинаковое
место на доске,
хотя расположены
поразному.
Пытаются сравнить эти
фигуры на глаз,
а также путем
наложения. Однако оба
способа не помогают
детям
ответить на вопрос
убедительно.
– Однако не всегда так легко установить,
какая из двух фигур имеет б льшую
(м ньшую) площадь или они одинаковы
по площади.
оо
ео2
3
4
5
6
Продолжение табл.
– Сравните вырезанные из бумаги
прямоугольник и квадрат
(незначительно отличающиеся по
площади, размер квадрата 4 ґ 4 дм,
прямоугольника
5 ґ 3 дм, фигуры с обратной стороны
разбиты на квадратные дециметры).
Выслушав различные предположения,
учитель поворачивает фигуры той
стороной, на которой сделана разбивка
на квадраты.
– Сосчитайте, сколько одинаковых
квадратов содержит каждая фигура.
Аналогичные упражнения на сравнение
площадей фигур, составленных
из одинаковых квадратов,
выполняются по учебнику, а также по
чертежам, данным на доске.
– Откройте вводную статью учебника
на с. 56, прочитайте
№ 1.
– Каким образом можно доказать,
что площади фигур равны?
Дети устанавливают,
площадь какой фигуры
больше, а какой –
меньше.
Дети убеждаются
в том, что если фигуры
состоят из одинаковых
квадратов, то площадь
той фигуры больше
(меньше), которая
содержит больше
(меньше) квадратов.
Читают статью.
Доказывают, что
площади фигур равны
Выполняют задание.
– Нужно подсчитать
квадраты с одинаковой
площадью, на которые
разбита каждая фигура,
2. Работа
с вводной
статьей
учебника
Решение
задач.
Закреплен
изученног2
3
4
5
6
Продолжение табл.
Физкультмин
утка
Организует проведение
физкультминутки
1. Решение
задач.
№ 4.
Вместе с учащимися записывает
кратко условие задачи.
Практичес
деятельно
и сравнить полученные
числа.
Выполняют упражнения
согласно инструкции
учителя
Фронталь
ная,
индивиду
альная
– Можно сразу ответить на вопрос
задачи? Почему?
– Можно это найти? Каким действием?
– Как узнать, во сколько раз одно число
больше или меньше другого?
2.
Самостоятель
ная
– Самостоятельно выполните задание №
5.
– Нет. Неизвестно, сколько
метров осталось.
– Вычитанием.
– Надо из большего числа
вычесть меньшее.
Учащиеся записывают
решение и ответ само
стоятельно:
1) 8 – 2 = 6 (м) – осталось.
2) 6 : 2 = 3 (раза).
О т в е т : в 3 раза больше
оставшаяся часть доски,
чем отпиленная.
Решают уравнения.
Устные
ответы,
записи
в тет
ради
П – осуществляют
анализ, синтез, срав
нение, обобщение,
сериацию, классифи
кацию; используют
знаковосимволические
средства; моделируют и
преобразуют модели
разных типов
(схемы, знаки и т. д.);
устанавливают
причинноследственные
связи; осознанно
и произвольно строят
речевые высказы
вания.
Р – осуществляют
контроль, коррекцию,
оценку, волевую
саморегуляцию
при возникновении
затруднений.2
работа.
3. Работа
в тетради
на печатной
основе.
4*. Задания
из
электронного
при
ложения
к учебнику
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключительн
ая беседа.
Выставление
оценок
Инструктаж
по
выполнению
домашнего
задания
VI. Итоги
Рефлекси
я деятель
Домашнее
3
4
5
6
Окончание табл.
– В рабочей тетради выполните задания
№ 80, 83 на с. 34
Выполняют задания
– Ребята, что нового мы сегодня узнали
на уроке?
– А как можно сравнить площади
фигур?
– Что мы повторяли сегодня на уроке?
– Какое задание на уроке понравилось
вам больше всего? Какое – меньше?
– Как оцениваете свою деятельность
на уроке?
Учебник, с. 57, № 2.
Рабочая тетрадь, с. 35, № 86
Отвечают на вопросы
Задают уточняющие
вопросы
К – формулируют
и аргументируют свое
мнение и позицию
в коммуникации;
учитывают разные
мнения; координируют
в сотрудничестве
разные позиции.
Л – осуществляют
смыслообразование
П – ориентируются
в своей системе
знаний.
Р – оценивают
собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес
к предмету
Р – принимают
и сохраняют учебные
задачи
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Устные
ответы