Дата: 25.05.2020г
Тема педсовета: «Из опыта работы «Плюсы и минусы дистанционного обучения» в 4 «а» классе»
Кузьмина С.В. учитель начальных классов
В связи с объявленным по всей России режимом самоизоляции, с 6 апреля 2020 г. началось дистанционное обучение в 4 «а» классе.
В первую очередь была проведена работа по подготовке рабочих мест учащихся. Каждая семья на своё усмотрение и возможность оборудовала рабочее место своего ребенка компьютером (ноутбуком, планшетом), телефоном (5 человек), камерой. Организовала доступ в интернет. Если у ребенка нет компьютера, или вообще отсутствует качественный интернет для загрузки образовательных платформ, то я как учитель даю задание из учебника посредством телефона, чатов в viber, whatsapp, ВК и так далее.
Для проведения дистанционного обучения использовала платформы: Яндекс Учебник, Скайп, Zoom, Учи.ру, «Моя школа онлайн», «Российская электронная школа», «Сетевой город».
Радовало то, что дети уже были зарегистрированы на Учи.ру. На Учи.ру разработаны интерактивные упражнения по всем предметам для начальной школы. Количество заданий, которые может выполнить ученик за один день регламентированы нормами СанПиН, при ошибочном выполнении ученик получает ещё задания, пока не научится выполнять его правильно. Так же можно составить задания и проверочную работу из готовых карточек, у детей всегда была возможность принять участие в бесплатной олимпиаде. (Сейчас проходит основной тур по математике «Заврики», затем в июне «Дино»). Использовать только Учи.ру невозможно, так как на платформе практически отсутствует теоретический материал.
Портал «Российская электронная школа»– бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в логике ФГОС. Каждый урок содержит блок целеполагания, видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов, поэтому я активно использовала этот ресурс на дистанционном обучении (Составление конспекта уроков). Но я столкнулась с трудностью: например, даже если учитель зарегистрировал и "прикрепил к себе" учеников, он не видит результатов выполнения ими работ. Проблему мы решили с помощью скриншотов: ребенок, выполнив задание, делает снимок экрана и отправляет его учителю. Когда дети уже могли легко заходить в РЭШ, они по желанию выполняли дополнительные задания. Родители были довольны видеороликами из РЭШ, так как всё доступно и понятно объясняется. (Например, новые темы по математике: «Деление многозначных чисел»)
Немаловажную роль в организации дистанционного обучения играет способ взаимодействия "учитель-ученик". У меня это получилось только в социальной сети в беседе ВК. Потому что только здесь смог класс присутствовать в полном составе. Мы чётко договаривались, как, когда, каким способом будут высылаться конспекты уроков, инструкции; когда, куда, в каком виде сдавать работу. Затем уже полностью велись уроки в беседе, используя как смс и голосовую запись. Конечно были проблемы: ребенок не успевает, то есть часть детей с быстрой реакцией, другая часть с медленным восприятием. (возмущение родителей) Далее было важно создание психологического настроя на урок, контролировать темп работы, уметь активизировать деятельность учащихся, своевременно поддержать ученика и одновременно понять на сколько он усвоил учебный материал урока.
Контроль и проверка домашнего задания выдавалось на платформе Яндекс учебник, снова большой плюс, что я и дети уже были зарегистрированы. Задания были в основном из Банка готовых заданий. Такие задания дети выполняют с интересом, с желанием и показывают свои реальные знания (если рядом нет родителей). Для учителя эта платформа удобна тем, что все пробелы, ошибки ученика видны. (оценивание и видно над чем работать с каждым учеником) Готовые проверочные работы и ВПР, внеурочная деятельность. В Яндекс учебнике организовывала классные часы и беседы с родителями, минусы в работе меня все видят и слышат, а я нет. Это для меня неудобно.
На платформе Zoom зарегистрировалась и раздала детям идентификационный номер конференции. Дети с помощью родителей вошли в конференцию в назначенное время. Проблема, с которой в первый же день столкнулись ученики и родители образовательные платформы «зависали», возникала проблема со звуком. Поэтому я не стала продолжать работать на этой платформе. (не все ученики имели возможность скачать и работать в Zoom)
В отличии от очного проведения урока для меня урок в дистанционном обучении требует более детальной подготовки учебного момента (большая подготовка к уроку, проверке классных и домашних работ). Важно продумывать содержание учебного материала, структуры урока, продумывание последовательности вопросов их краткость, точность, завершенность, умение сжать материал, правильно использовать время урока. Конспекты уроков высылались в Сетевой город, в сообщество ВК, в Вайбер. Со многими взаимодействие было организовано только через Вайбер и Сетевой город. (так как временно были проблемы связи)
Проблема в том, что не все дети умеют организовывать своё учебное время, поэтому функцию контроля за систематичностью и самостоятельностью выполнения заданий легла на плечи родителей.
Еще одна проблема в том, что я (многие учителя) недостаточно владеют программами, которые помогают организовать контроль знаний учащихся и проверку тетрадей, работу учеников и др. ( Lightshot- лайт- шот-программа для скриншотов)
Подводя итог был проведен опрос среди родителей класса –«С какими плюсами и минусами столкнулись на дистанционном обучении?»
Плюсы:
1) Научились быстро печатать на клавиатуре, перестали бояться отвечать на камеру-онлайн, научились записывать голосовые сообщения
2) Разнообразные формы обучения, источники информации
3) Ребенок стал более ответственным, самостоятельным
4) Большинство овладели возможностью получать, обрабатывать, находить, использовать, передавать информацию, смогли усовершенствовать способности работать с техникой
5) Учителя работали в тесной взаимосвязи с родителями, индивидуальные консультации с учениками и их родителями по вопросам подготовки к урокам
6) Главный плюс – мы хотим в школу, так как общение с ребятами и «живые» уроки не заменит нам компьютер с интернетом
Минусы:
1) Технические проблемы (один компьютер на двоих, троих, перебои с интернетом, работа только через телефон,
2) Нагрузка на зрение ребенка
3) Ребенок весь день перед монитором, в интернете
4) Сложно одновременно делать задание и отвечать в чате
5) Изучение нового материала, так как родители не умеют объяснять, как учитель
6) Времени 30 минут мало для классной работы
7) Отсутствие прямого контакта с учителем влечет к более худшему усвоению материала
8) Лишение ежедневного общения (опыта) со сверстниками, который необходим для приобретения навыка коммуникабельности
9) Недостаток физической активности
Как видите, дистанционное обучение в школе имеет плюсы и минусы. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Рекомендуется использовать такую форму, если ребенок лучше занимается самостоятельно (предрасположен к самообразованию), а также, когда нет возможности посещать уроки в школе. (заболел и отсутствовал на занятиях, то есть прогулы могут быть сведены к минимуму). Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.
Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днём, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Разработка программ - хорошо разработаны обучающие программы и курсы.
Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.