Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Плюсы и минусы современных образовательных реформ в России
Суть реформы |
Преимущества |
Недостатки |
Введение ФГОС с дошкольного возраста |
· приобретение дошкольником школьно-необходимых навыков в игровой форме |
· несоответствие неорганизованного дошкольника требованиям современной школы |
Единый государственный экзамен |
· однотипные задания и единая шкала оценки · результат учитывается в аттестате и при поступлении в ВУЗ · равные условия для всех выпускников школ, независимо от места проживания и соц. статуса · документы можно подавать одновременно в несколько ВУЗов · сертификат ЕГЭ «годен» в течение 2 лет
|
· «натаскивание» учителем ученика на тестовые задания · игнорирование творческих способностей ребенка · отсу2耀твие умения ребенка работать в команде, низкие социальные и личностные навыки · развитие узкопрофильного образования (в рамках выбранного заранее ЕГЭ) · ограничение выбора ВУЗа (при отсутствии сертификата по какому-либо предмету) · девальвация образования в целом · мощный стрессовый фактор для ребенка |
Введение профильной старшей школы |
· повышение качества профильного образования · сокращение времени изучения «ненужных» предметов |
· ухудшение общекультурной грамотности молодежи · низкая самоопределенность в подростковом возрасте (ребенок пока не знает, что ему будет нужно в будущем) · разностороннее образование станет платным |
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании |
· умение пользоваться новейшими технологиями · разнообразие в подаче учебного материала · ведение электронного классного журнала (для учителя – минимум «бумажной» работы, для детей – опубликовано задание, для родителей – оценки и информация от учителя) · расширение образовательных возможностей для детей с ОВЗ с помощью дистанционных технологий |
· сокращение количества учителей · учитель – как консультант в информационном пространстве |
Подушевое финансирование школ |
· мотивация школы на повышение своей конкурентоспособности · поддержка востребованных школ |
· закрытие сельских школ, школ для талантливых детей · отсутствие средств на кап. ремонт немедленно нуждающихся школ |
Светский характер образования |
· повышение общекультурного уровня молодежи |
· отсутствие межнационального согласия, дружбы народов и солидарности |
Инклюзивное образование детей с ОВЗ |
· максимальная социализация детей с ОВЗ · развитие толерантности у детей |
· закрытие специализированных (профильных по заболеванию) образовательных учреждений · дополнительная нагрузка на педагога «массовой» школы |
Система предоставление возможности получения знаний – «образование как услуга» |
· выбор ребенком и родителями образовательного учреждения, программы |
· дети «не учатся учиться» · учитель – как обслуживающий персонал · низкий объем знаний · отсутствие мотивации у учителей и детей к достижению высоких результатов своей работы |
Двухступенчатая система высшего образования (бакалавриат и магистратура) |
· срок обучения бакалавра – всего 4 года · получение базового образования («транспрофессионал» на производстве) · возможен перерыв между ступенями · максимальное углубление знаний по своей специальности |
· отсутствие специализации у бакалавра · перспектива «платной» магистратуры |
Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса в ВУЗах |
· «легкий» перевод в другой ВУЗ · единая система оценки |
· «гонка за баллами» минимизирует творческие способности студента |
Ориентация ВУЗа на гос. заказ |
· развитие системы профильного образования |
· хорошее образование не гарантирует высокооплачиваемой работы и успешной карьеры |
Создание сетевой системы ВУЗов |
· повышение качества образования |
· сокращение числа ВУЗов · сокращение ППС |
Постепенное уменьшение гос. гарантий в образовании |
· развитие конкурентоспособных негосударственных образовательных учреждений |
· усиление имущественного неравенства в обществе · низкая доступность образования при его высокой значимости у россиян · потеря талантливой молодежи · нет гарантированного роста эффективности образования при материальных затратах |
Внедрение системы образовательного кредита |
· возможность получения образования при отсутствии средств · стремление получить качественное образование |
· «долговая яма» |
* Введение двенадцатилетнего среднего образования |
· уменьшение количества учебных часов в год |
· «растягивание» школьного образования |
*Изменение системы оплаты труда учителя |
· расширение возможностей заниматься внеурочной работой |
· неопределенность форм контроля внеурочной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.