СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр.
4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
|
8 |
4 условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
|
13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. Социально-правовая защита граждан
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля Социально-правовая защита граждан является частью основной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка), едина для всех форм обучения в части освоения основного вида профессиональной деятельности: социально-правовая защита граждан и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.
ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.
Программа профессионального модуля может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», а также при их специализации и аттестации.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:
-оказания правовой, социальной помощи и предоставления услуг отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;
-взаимодействия в процессе оказания социальной помощи клиенту с различными государственными, общественными и благотворительными организациями;
-планирования работы по социальной защите населения, определения ее содержания, форм, методов;
-проведения мониторинга и анализа социальных процессов (условия, причины, мотивы поведения) в муниципальном образовании;
-исследования и анализа состояния социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен уметь:
- объяснять основные направления и приоритеты социальной политики, ее взаимосвязь с внутренней и внешней экономической, национальной, демографической политикой, роль и значение в профессиональной практической деятельности;
- использовать полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
- находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы;
- проектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;
- использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач;
- вести организационно-управленческую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности;
- организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;
- проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране;
- выбирать необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
- кратко, логично и аргументировано излагать материал в выпускной квалификационной работе;
- пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений;
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен знать:
- объект, предмет, основные концепции, понятия, типы, модели, субъекты, особенности социальной политики, принципы формирования и функционирования в реформируемом и стабильном обществах, а также механизмы ее реализации в современной России и за рубежом;
- основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы;
- сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем;
- понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы;
- основы социологического анализа;
- различные варианты организации исследований
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 447 часов,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 298 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 149 часов;
учебной и производственной практики – 108 часов.
2. РезультатЫ освоения профессионального модуля
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: социально-правовая защита граждан, в том числе, профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 4.1. |
Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы. |
ПК 4.2. |
Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите. |
ПК 4.3. |
Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании. |
ПК 4.4. |
Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан. |
ПК 4.5. |
Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
ОК 11. |
Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. |
ОК 12. |
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. |
ОК 13. |
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 04. Социально-правовая защита граждан
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
|||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
ПК 4.1 -4.5 |
Раздел 1. Социальная политика и технология социальной работы |
368 |
246 |
80 |
- |
122 |
- |
|
- |
|
|
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) |
36 |
|
- |
36 |
|||||
|
Всего: |
404 |
246 |
80 |
- |
122 |
- |
- |
36 |
|
2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 04. Социально-правовая защита граждан
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
ПМ 04. Социально-правовая защита граждан |
|
|
|
|
|
МДК 04.01. Социальная политика и технологии социальной работы |
|
277 |
|
||
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной политики |
36 |
|
|
||
Тема 1.1. Современная социальная работа в России. |
Содержание |
2 |
|
||
1 |
Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы. |
|
|||
2 |
Социальная работа как особый вид практической деятельности. Объекты и субъекты социальной работы. |
|
|||
3 |
Субъект-субъектный подход в социальной работе |
|
|||
4 |
Основные направления и принципы социальной работы в России. |
|
|||
5 |
Понятия «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание». |
|
|||
6 |
Их взаимосвязь с социальной работой. |
|
|||
7 |
Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 |
4 |
|
|||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Распределите перечисленные объекты социальной работы по строкам таблицы |
|
||||
Тема 1.2. Этапы становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России |
Содержание |
2 |
|
||
1 |
Определение принадлежности исторических фактов к предметной области социальной работы. |
|
|||
2 |
Различные подходы к историческим исследованиям. |
|
|||
3 |
Характеристики и современные интерпретации исторических форм помощи и взаимопомощи |
|
|||
4 |
Понятие о паттернах социального благосостояния. |
|
|||
5 |
Индивидуальные и массовые представления о нужде и благополучии. |
|
|||
6 |
Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности |
|
|||
7 |
Становление и развитие системы общественного призрения в России. |
|
|||
8 |
Социальная работа в послереволюционный и советский периоды |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 |
6 |
|
|||
Задание 1. Ответить на вопросы письменно Задание 2. Составьте глоссарий по данной теме Задание 3. Составьте таблицу: Периодизация истории в развитии социальной работы |
|
||||
Тема 1.3 Социальная работа как профессиональная деятельность |
Содержание |
2 |
|
||
1 |
Социальная работа как специфический вид человеческой деятельности. |
|
|||
2 |
Профессиональный портрет социального работника. |
|
|||
3 |
Конкретизация его деятельности в зависимости от выполняемых функций, направлений, объектов социальной работы. |
|
|||
4 |
Духовно-нравственный портрет социального работника. |
|
|||
5 |
Профессиональная и непрофессиональная деятельность в области социальной работы на современном этапе. |
|
|||
Тема 1.4. Сущность, основные принципы и механизмы социальной политики
|
Содержание |
2 |
|
||
1 |
Сущность и принципы социальной политики |
|
|||
2 |
Основные категории и понятия социальной политики |
|
|||
3 |
Сущность и основные цели социальной. Стратегические цели и приоритеты социальной политики. |
|
|||
4 |
Принципы социальной политики |
|
|||
5 |
Границы социальной политики |
|
|||
6 |
Механизмы социальной политики |
|
|||
7 |
Социальные гарантии как механизм социальной политики |
|
|||
Тема 1.5 Объект и субъект социальной политики |
Содержание |
2 |
|
||
1 |
Объект и субъект социальной политики. |
|
|
||
2 |
Анализ деятельности государства как главного субъекта социальной политики. |
|
|||
3 |
Сопоставление различных уровней социальной политики |
|
|||
Тема 1.6. Структура социальной политики |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Структура социальной политики |
|
|||
2. |
Структура социальной политики по сферам деятельности и социально-демографическим группам населения |
||||
3. |
Анализ социальной политики по сферам деятельности |
||||
4. |
Анализ социальной политики по социально-демографическим группам населения |
||||
Тема 1.7. Социальная политика и права человека |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальная политика и права человека |
|
|||
2. |
Международные организации по правам человека и социальной политике. |
|
|
||
3. |
Общая характеристика международных организаций в системе ООН. |
|
|||
4. |
Анализ и сравнение деятельности конституциональных и конвенциональных органов ООН |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 |
6 |
|
|
||
Задание 1. С использованием лекционного материала и справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта», определите, на основе каких нормативно-правовых актов государство осуществляет социальную политику в отношении групп и слоев, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке. Ответ оформите в виде таблицы Задание 2. С использованием справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта» определите нормативно-правовые акты, регламентирующие различные уровни социальной работы (не менее 3-х по каждому уровню) и заполните таблицу |
|
|
|||
Тема 1.8. Модели социальной политики |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Остаточная модель социальной политики, Государственно-распределительная модель, модель индустриально-экономического развития, отечественные модели развития социальной политики: княжеское и церковно-монастырское попечительство, государственно-законодательное регламентирование, общественное призрение, общественно-территориальное распределение, социальное обеспечение, переходный период. |
|
|||
Тема 1.9. Модели социальной политики за рубежом |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социал-демократическая, консервативная и либеральная модели социальной политики. |
|
|||
2. |
Анализ национальных моделей социальной политики за рубежом. |
|
|||
3. |
Сопоставление социал-демократической и консервативной моделей социальной политики. |
|
|||
4. |
Анализ либеральной модели социальной политик |
|
|||
Практические занятия № 1 Модели социальной политики |
2 |
|
|||
Тема 1.10. Механизмы реализации социальной политики в России |
Содержание |
2 |
|
||
1. |
Механизмы реализации социальной политики в России. |
|
|
||
2. |
Структура механизма реализации социальной политики. |
|
|||
3. |
Система институциональных и не институциональных субъектов социальной политики. |
|
|||
4. |
Социальная стратегия государства |
|
|||
Тема 1.11. Социальные программы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Процедуры процесса формирования механизма реализации социальной политики |
|
|||
2. |
Разработка социальных технологий как механизма реализации социальной политики в РФ |
|
|||
Тема 1.12. Возникновение и развитие социального партнерства |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Сферы функционирования социального партнерства. |
|
|||
2. |
Анализ основных принципов социального партнерства. |
|
|||
3. |
Сопоставление моделей социального партнерства. |
|
|||
Тема 1.13. Социальное партнерство |
Содержание |
2 |
|
||
1. |
Факторы становления социального партнерства в современной России. |
|
|
||
2. |
Анализ целей социального партнерства. |
|
|||
3. |
Классификация общественных объединений. |
|
|||
4. |
Характеристика задач государственной политики в отношении социального партнерства. |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 |
8 |
|
|||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Заполните таблицу «Характеристика задач государственной политики в отношении социального партнерства» Задание 3. Заполните таблицу «Социальное партнерство: цели, задачи, принципы» |
|
||||
Тема 1.14. Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Политика социальной защиты населения. |
|
|||
2. |
Характеристика элементов социальной политики |
|
|||
3. |
Характеристика институтов социальной защиты населения. |
|
|||
4. |
Характеристика категорий граждан, нуждающихся в социальной защите. |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 |
8 |
|
|||
Задание 1. Составьте глоссарий по темам Задание 2. Ответьте письменно на вопросы Задание 3. Составить таблицу: Модель национальной системы социальной защиты Задание 4.Дайте краткую характеристику социальным программам, действующим в России |
|
||||
Тема 1.15. Формирование системы социальной защиты населения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Характеристика принципа приоритета государственных начал в социальной защите. |
|
|||
2. |
Анализ средств социальной защиты. |
|
|||
Тема 1.16. Влияние социальной работы на развитие социальной политики |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Содержание социальной работы и задачи социальной политики |
|
|||
2. |
Характеристика целей социальной работы. |
|
|||
3. |
Анализ задач социальной политики |
|
|||
4. |
Характеристика социальной работы как профессиональной деятельности |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 |
8 |
|
|
||
Задание 1. Ответьте на вопросы письменно. Задание 2. Составить схему: «Формы собственности учреждений» Задание 3. Составить схему: «Типы учреждений» Задание 4. Составить таблицу «Учреждения социального обслуживания» |
|
||||
Тема 1.17. Функции социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Анализ диагностической и прогностической функций социальной работы. |
|
|||
2. |
Структура социальной работы. |
|
|||
3. |
Характеристика видов социальной работы. |
|
|||
4. |
Сопоставление уровней социальной работы. |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся № 7 |
2 |
|
|||
Задание 1. Составить кроссворд по разделу 1. Теоретико-методологические основы социальной политики |
|
||||
Раздел 2. Методологические проблемы технологии социальной работы |
149 |
|
|||
Тема 2.1. Технология социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина |
Содержание |
2 |
|
||
1. |
Объективные предпосылки технологизации социального пространства. |
|
|
||
2. |
Социальные технологии как способ решения жизненных проблем человека. |
|
|||
3. |
Соотношение социальных технологий и технологий социальной работы. |
|
|||
4. |
Понятие технологии социальной работы: сущность, содержание, принципы. |
|
|||
5. |
Функции технологий в социальной работе. |
|
|
||
6. |
Закономерности технологии в социальной работе. |
|
|||
7. |
Технология социальной работы как учебная дисциплина. |
|
|||
Тема 2.2. Технологические процессы в социальной работе |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Сущность и основные характеристики технологического процесса. |
|
|||
2. |
Социальная технология как процесс. |
|
|||
3. |
Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы |
|
|||
Практическая работа № 2 Технологический процесс социальной работы |
2 |
|
|||
Тема 2.3. Типология технологий социальной работы |
Содержание |
2 |
|
||
1. |
Объективные предпосылки многообразия социальных технологий и технологий социальной работы. |
|
|
||
2. |
Уровни и типы технологий социальной работы. |
|
|||
3. |
Принципы и основания классификации технологий социальной работы. |
|
|||
4. |
Характеристика основных типов социальных технологий. |
|
|||
5. |
Структурная модель типов технологий и технологий социальной работы |
|
|||
Тема 2.4. Основные и вспомогательные средства социального воздействия |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Понятие инструментария социальной работы и его разновидности. |
|
|||
2. |
Основные и вспомогательные средства социального воздействия. |
|
|||
3. |
Формы и методы социального воздействия |
|
|||
4. |
Характеристика основных компонентов инструментария технологий социальной деятельности. |
|
|||
5. |
Регуляция и саморегуляция поведения. |
|
|||
Тема 2.5. Социальная диагностика: понятие, цели, этапы |
Содержание |
2 |
|
||
1. |
Социальная диагностика ее сущность и содержание. |
|
|
||
2. |
Диагностика как процесс: цели, этапы, результаты. |
|
|||
3. |
Принципы и методы социального диагностирования. |
|
|||
Тема 2.6. Социальная диагностика: методы проведения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Единство количественных, качественных и факторных параметров в социальном диагнозе. |
|
|||
2. |
Проблемы объективности социального диагноза. |
|
|||
3. |
Диагностика как важнейший фактор эффективности социальной работы |
|
|||
Практическое занятие № 3 Социальная диагностика как технология социальной работы |
2 |
|
|
||
Тема.2.7. Диагностика трудной жизненной ситуации у различных категорий населения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Диагностическое исследование трудной жизненной ситуации различных категорий населения. |
|
|||
2. |
Особенности первого контакта социального работника с клиентом. |
|
|||
3. |
Выстраивание отношений между социальным работником и клиентами. |
|
|||
4. |
Информация и ее источники, необходимые для изучения ситуации клиента. |
|
|||
5. |
Многообразие ситуаций клиента |
|
|||
Практическое занятие № 4, 5 Диагностика медико-социальных проблем пожилого человека и людей с ограниченными возможностями. |
4 |
|
|
||
Диагностика медико-социальных проблем у различных категорий семей |
|
||||
Тема 2.8 Социальное консультирование как технология социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Консультирование как функция социальной работы. |
|
|
||
2. |
Задачи консультирования в системе социальной защиты населения. |
|
|||
3. |
Содержание и принципы консультирования |
|
|||
4. |
Консультирование и его виды. |
|
|||
5. |
Основные принципы социального консультирования. |
|
|||
Тема 2.9. Консультирование различных групп населения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Профессиональные и личностные требования к специалистам, социальным консультантам |
|
|||
2. |
Процедура социального консультирования. |
|
|||
3. |
Особенности социального консультирования |
|
|||
4. |
Особенности социального консультирования в зависимости от объекта и предмета консультации |
|
|||
5. |
Формы и методы консультационной деятельности. |
|
|||
6. |
Целевые установки «рефлексивного», «прогностического», «проектного» консультирования |
|
|||
Тема 2.10 Социальное посредничество как технология социальной работы |
Содержание |
2 |
|
||
1. |
Посредничество как функция социальной работы. |
|
|||
2. |
Задачи посредничества в системе социальной защиты населения. |
|
|||
3. |
Посредничество: виды и формы. |
|
|||
4. |
Процедура посредничества, культура посреднической деятельности. |
|
|||
5. |
Этика взаимоотношений клиента и посредника. |
|
|||
6. |
Особенности посреднической деятельности с различными категориями граждан. |
|
|||
Тема 2.11.Адаптация как технология социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальная адаптация и ее место в структуре социальной работы. |
|
|||
2. |
Особенности адаптации личности в социокультурной среде: психологические, социально-психологические, социальные |
|
|||
Тема 2.12. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе. |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная и девиантная. |
|
|||
2. |
Функции социальной адаптации |
|
|||
Тема 2.13 Реабилитация как технология социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Реабилитация — понятие и сущность. |
|
|||
2. |
Виды реабилитации: медицинская, профессиональная, социальная. |
|
|||
3. |
Социальная реабилитация: сущность, методы, формы. |
|
|||
4. |
Объекты социальной реабилитации: лица с ограниченными возможностями, дезадаптированные дети, беженцы, алкоголики, наркоманы, испытавшие насилие и т.д. |
|
|||
Тема 2.14. Сущность и содержание технологии социальной реабилитации |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
МСЭК - его функции в процессе реабилитации инвалидов. |
|
|||
2. |
Сущность индивидуальных программ социальной реабилитации. |
|
|||
3. |
Содержание и направление технологического процесса социальной реабилитации. |
|
|||
4. |
Социальные службы и организации, использующие технологии социальной реабилитации |
|
|||
Тема 2.15. Этапы социальной реабилитации |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Классификация этапов реабилитации. |
|
|||
2. |
Составление индивидуальной программы социальной реабилитации |
|
|||
Практическая работа № 6 Социальная реабилитация и адаптация как технологии социальной работ |
4 |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся № 8 |
6 |
|
|||
Задание 1. Найти (используя журналы и источники интернет) существующий в России или в Свердловской области опыт разработки и реализации технологий социальной адаптации (любого типа) и рассмотреть их достоинства и недостатки. Схема рассмотрения: - Общее описание технологии - Результаты реализации - Достоинства (с позиции студента) технологии - Недостатки технологии (с позиции студента). Задание 2. Найти (используя журналы и источники интернет) существующий в России или в Свердловской области опыт разработки и реализации технологий социальной реабилитации (любого типа) и рассмотреть их достоинства и недостатки. Схема рассмотрения: - Общее описание технологии - Результаты реализации - Достоинства (с позиции студента) технологии - Недостатки технологии (с позиции студента). Задание 3. Составить таблицу «Сходства и различия социальной абилитации и социальной реабилитации» |
|
||||
Тема 2.16. Социальная терапия как технология социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальная терапия — основа практики социальной работы. |
|
|||
2. |
Сущность социальной терапии и ее разновидности. |
|
|||
3. |
Когнитивная терапия в социальной работе, модели когнитивной терапии |
|
|||
Тема 2.17. Социальная терапия и методы ее осуществления |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Психотерапия в социальной работе. целями социальной помощи и объектами социальной терапии. |
|
|||
2. |
Педагогические методы социальной терапии. |
|
|||
3. |
Обусловленность методов и приемов социальной терапии |
|
|||
4. |
Групповые метод психотерапевтической работы |
|
|||
Тема 2.18. Профилактика как технология социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Профилактика: сущность и содержание. |
|
|||
2. |
Профилактика как технология социальной работы. |
|
|||
3. |
Направление профилактической деятельности: предотвращение, поддержание и защита, содействие в достижении целей. |
|
|||
4. |
Объекты профилактической деятельности. Организаторы, субъекты профилактической деятельности. |
|
|||
5. |
Профилактический процесс и его особенности |
|
|||
Практическое занятие № 7- 8, 9, 10 Определение путей решения проблем и затруднений пожилых и инвалидов Применение технологий при социальной работе с пожилыми людьми Применение социальных технологий в решении проблем семей и детей |
8 |
|
|
||
Тема 2.19. Социальная профилактика: особенности и методы ее проведения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Профилактика, суицида, подростковой преступности, злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи, безнадзорности. |
|
|||
2. |
Правовые основы профилактической деятельности |
|
|||
3. |
Система социальных служб по профилактике асоциальных явлений. |
|
|||
Тема 2.20. Социальная экспертиза в системе социальной работы. |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Сущность и содержание социальной экспертизы. |
|
|||
2. |
Взаимосвязь экспертизы, диагностики, профилактики, терапии и т.д. |
|
|||
3. |
Условия проведения социальной экспертизы. |
|
|||
4. |
Основные направления социальной экспертизы |
|
|||
5. |
Экспертное заключение. |
|
|||
6. |
Социально-психологическая, судебно-психиатрическая, медико-социальная экспертиза. |
|
|||
7. |
Методы социальной экспертизы |
|
|||
8. |
Объекты социальной экспертизы |
|
|||
Тема 2.21. Социальная опека и попечительство |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальная опека и попечительство, сущность и функции. |
|
|||
2. |
Органы опеки и попечительства, их деятельность. |
|
|||
3. |
Дееспособность как фактор определения опекунства. |
|
|||
4. |
Сущность опеки над личностью и имуществом. |
|
|||
5. |
Объекты опеки и попечительства. |
|
|||
6. |
Ситуации назначения и прекращения опекунства |
|
|||
7. |
Особенности ограниченного попечительства, его формы и правовая основа. |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 |
8 |
|
|
||
Задание 1. Изучив тему, ответьте письменно на вопросы Задание 2.Опишите структуру ТОИОГВ СО УСП по Артемовскому району. Задание 3.Составте схему «Технология усыновления (удочерения)». |
|
||||
Тема 2.22. Особенности установления опеки и попечительства над различными категориями граждан |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Опека над несовершеннолетними |
|
|||
2. |
Семейная (родительская) опека. |
|
|||
3. |
Усыновление как форма установления опеки |
|
|||
4. |
Особенности установления опеки и попечительства над различными категориями населения – инвалиды, индивиды, страдающие психическими заболеваниями, различными видами химической зависимости, престарелые граждане |
|
|||
5. |
Определение понятий «опекунство», «опека» и «попечительство». |
|
|||
6. |
Правовой механизм и морально-этические основы опеки и попечительства. |
|
|||
Тема 2.23. Социальный патронат и патронаж |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Понятия «патронат» и «патронаж». |
|
|||
2. |
Сфера применения данных технологий |
|
|||
3. |
Патронат как система мер по оказанию помощи нуждающимся в ней. |
|
|||
4. |
Патронат – форма реализации социального обслуживания. Патронат и патронаж – сходства и различия |
|
|||
Тема 2.24. Особенности патроната к пожилым и инвалидам |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Значение и функции патроната к пожилым и инвалидам. |
|
|||
2. |
Основные виды патронажа: медико-социальны, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический и др |
|
|||
Практическое занятие № 11-12 Осуществление медико-социального патронажа к пожилым людям и инвалидам |
4 |
|
|
||
Тема 2.25. Особенности патроната к различным категориям семей |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Значение и функции патроната к детям и семьям. |
|
|||
2. |
Основные виды патронажа: медико-социальны, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический и др. |
|
|
|
|
Практическое занятие № 13, 14, 15 Осуществление медико-социального патронажа к детям и семьям Патронаж различных категорий семей Патронаж неблагополучных и асоциальных семей |
6 |
|
|
||
Тема 2.26. Социальная помощь |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Общие положения о социальной помощи. |
|
|||
2. |
Граждане, имеющие право на получение социальной помощи. |
|
|||
3. |
Виды социальной помощи. |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 |
2 |
|
|
||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы |
|
||||
Тема 2.27. Социальное обеспечение |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальное обеспечение в современной России. |
|
|||
2. |
Функции социального обеспечения. |
|
|||
3. |
Формы социального обеспечения – пенсии, пособия, реализация льгот и гарантий. |
|
|||
4. |
Региональные особенности социального обеспечения граждан различных категорий |
|
|||
Практическое занятие № 16 Определение права семей и детей на льготы и пособия |
2 |
|
|
||
Самостоятельная работа № 11 |
4 |
|
|
||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Составить таблицу форм социального обеспечения |
|
||||
Тема 2.28. Социальное обслуживание |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальное обслуживание как важнейшее звено социального обеспечения. |
|
|||
2. |
Государственно-правовые основы социального обслуживания. |
|
|||
3. |
Основные принципы социального обслуживания. |
|
|||
4. |
Формы и виды социального обслуживания. |
|
|||
Практическое занятие № 17 Социальная защита пожилых людей и инвалидов |
2 |
|
|
||
Тема 2.29 Технологии оказания услуг в системе социального обслуживания различным категориям населения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Сфера услуг. |
|
|||
2. |
Типологизация услуг в системе социального обслуживания населения. технологии социального обслуживания с использованием достижений научно- технического прогресса, мобильной социальной службой |
|
|||
3. |
Технологии предоставления социальных услуг инвалидам в ресурсном центре |
|
|||
Практическое занятие № 18 Анализ нормативно-правовой базы, касающейся социального обслуживания различных категорий населения |
2 |
|
|
||
Тема 2.30. Социально-бытовое обслуживание различных категорий населения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Право различных категорий населения на социальное обслуживание. |
|
|||
2. |
Формы социально-бытового обслуживания на дому. |
|
|||
3. |
Особенности предоставления социальных услуг. |
|
|||
4. |
Особенности социального обслуживания на региональном и муниципальном уровнях. |
|
|||
5. |
Оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-гигиенических, социально-правовых услуг. |
|
|||
Практическое занятие № 19 - 20, 21 Социально-бытовое обслуживание пожилых людей Технология социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому |
6 |
|
|
||
Тема 2.31. Инновационные формы нестационарного обслуживания |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Бригадный метод обслуживания, «мобильные службы» для отдельных районов, «участковый социальный работник», социальное такси, «приемная семья». |
|
|||
Тема 2.32. Инновационные социальные практики в системе социального обслуживания |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
«Тревожная кнопка», служба социального патронажа на дому, санаторий на дому, школа безопасности для пожилых людей, социальный туризм, дистанционное обучение молодых инвалидов, мобильная служба по оказанию экстренных социальных услуг несовершеннолетним и т.д. |
|
|||
Тема 2.33. Учреждения социального обслуживания |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Отделение социальной помощи на дому. Хоспис. |
|
|||
2. |
Особенности организации и направления деятельности |
|
|||
3. |
Стационарная помощь. |
|
|||
4. |
Отделения дневного пребывания, реабилитационные центры, дома-интернаты. |
|
|||
5. |
Их задачи и направления деятельности |
|
|||
6. |
Организация гериатрической помощи и ее структура. |
|
|||
7. |
Поезда милосердия как новая форма обслуживания, проживающих в отдаленных районах различных категорий населения |
|
|||
Практическое занятие 22-23 Определение права различных категорий детей и семей на социальное обслуживание |
4 |
|
|
||
Тема 2.34. Социальное моделирование и прогнозирование в социальной работе. |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальное моделирование - сущность и содержание. |
|
|||
2. |
Моделирование как процесс: этапы, стадии, результат. |
|
|||
3. |
Моделирование как методология решения социальных проблем на различных уровнях социальной сферы |
|
|||
4. |
Уровни моделей. |
|
|||
5. |
Модели социальной помощи, социального обслуживания, обеспечения на различных уровнях социальной сферы. |
|
|||
6. |
Прогнозирование: виды прогнозов, основные этапы. |
|
|||
Тема 2.35. Социальное страхование |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальное страхование как форма социальной защиты населения. |
|
|||
2. |
Принципы социального страхования. |
|
|||
3. |
Система государственного социального страхования |
|
|||
Практическая работа № 24, 25 Обязательное медицинское страхование Обязательное социальное страхование |
4 |
|
|
||
Тема 2.36. Технологии социальной работы в сфере образования |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Сущность социальных проблем в сфере образования: экономических, социальных, психологических, педагогических. |
|
|||
2. |
Взаимодействие органов образования и социальной защиты. Особенности технологий социальной, работы в школе и учреждениях образования. |
|
|||
3. |
Социальный работник и социальный педагог: общее, особенное и индивидуальное. |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12 |
6 |
|
|
||
Задание 1. Ответить на вопросы письменно Задание 2. Классификация технологий социальной работы в сфере образования. Задание 3. Разработать план занятия для «Дней профилактики вредных привычек». Задание 4. Решить ситуационные задачи |
|
||||
Тема 2. 37. Технологии социальной работы в системе здравоохранении |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Система здравоохранения как сфера жизнедеятельности человека |
|
|||
2. |
Сущность и виды социальных проблем человека в системе учреждений здравоохранения: социально-бытовые, психологические, этические, духовные. |
|
|||
3. |
Основные направления медико-социальной деятельности. |
|
|||
4. |
Место и роль специалиста социальной работы в учреждениях здравоохранения. |
|
|||
5. |
Индивидуальная и групповая работа. |
|
|||
Практическое занятие № 26-27 Технологии социальной работы в сфере здравоохранения |
4 |
|
|
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13 |
6 |
|
|
||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Составить в тетради схему «Организация и структура здравоохранения в России» |
|
||||
Тема 2.38 Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждении |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Консультативная и посредническая деятельность. |
|
|||
2. |
Деятельность по защите прав осужденных. |
|
|||
3. |
Семейная терапия |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14 |
6 |
|
|
||
Задание 1. Составьте презентацию по темам: «Содержание социальной работы в учреждениях пенитенциарной системы»; «Формы и методы решения проблем, осужденных в пенитенциарной системе» |
|
|
|||
Тема 2.39 Технологии социальной работы в армии |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Армия в сфере жизнедеятельности человека. |
|
|||
2. |
Основные социальные, психологические, педагогические проблемы военнослужащих и их семей. |
|
|||
3. |
Система социальной поддержки военнослужащих. |
|
|||
4. |
Технология социальной адаптации, профилактики, консультирования, коррекции, посредничества, реабилитации, терапии и особенности их применения в армии. |
|
|||
Тема 2.40. Технологии социальной работы с семьей военнослужащих |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Кадры социальной работы в армии. |
|
|||
2. |
Морально-психологическая поддержка семьи военнослужащих. |
|
|||
3. |
Технология пабликрилейшнз в армии, ее особенности и задачи. |
|
|||
4. |
Профилактика конфликтных ситуаций в воинских коллективах |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15 |
6 |
|
|
||
Задание 1. Рассмотреть приказ Министра Обороны РФ от 28.04.2008г. № 241 «Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020г.» и ответить письменно на вопросы Задание 2. Составьте глоссарий по данной теме Задание 3. Составьте таблицу «Военно-социальная работа» Задание 4. Составьте алгоритм действий специалиста по социальной работе в решении проблем военнослужащего и его семьи |
|
||||
Тема 2.41. Особенности социальной работы в городской и сельской местности, в промежуточных формах расселения |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Формы расселения людей как условия жизнедеятельности. |
|
|||
2. |
Города и деревни- основные исторически сложившиеся типы поселения людей. |
|
|||
3. |
Классификация городских и сельских поселений. |
|
|||
4. |
Промежуточные формы расселения. |
|
|||
5. |
Пути сближения города и деревни как технология решения социальных проблем. |
|
|||
6. |
Изменение соотношения городского и сельского населения. выравнивание жизненного уровня городских и сельских жителей. |
|
|||
7. |
Специфика реализации технологий социальной работы в городе и деревне: общих и частных, с различными группами населения. |
|
|||
Тема 2.42. Социальная работа в социально-этнической среде |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Понятие социально-этнической среды. |
|
|||
2. |
Сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями. |
|
|||
3. |
Причины обострения отношений между социально-этническими общностями. |
|
|||
4. |
Пути решения проблем межэтнических отношений в политической, экономической духовной и социальной сферах. |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16 |
4 |
|
|
||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Решить ситуационные задачи |
|
||||
Тема 2.43. Социальное проектирование как технология социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальное проектирование: понятие, принципы, объект и субъект. |
|
|||
2. |
Типология социальных проектов. |
|
|||
3. |
Основные стратегии и этапы социального проектирования |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17 |
2 |
|
|
||
Составьте кроссворд по разделу 2 «Методологические проблемы технологии социальной работы» |
|
||||
Тема 2.44. Разработка социального проекта |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Схема социального проектирования. |
|
|||
2. |
Этапы создания социального проекта: уяснение проблемы; социальный заказ; паспортизация объекта; цель социального проекта, ее обоснование; формулирование задач; прогнозирование. |
|
|||
3. |
Социальный проект как текст: концепция проекта, актуальность проекта, построение «дерева проблем, цель проекта, задачи проекта. |
|
|||
4. |
Содержание работы по проекту: обоснование проекта (финансовое обоснование). |
|
|||
5. |
Ожидаемые последствия. |
|
|||
Практическое занятие № 28, 29, 30 Разработка социального проекта: программа по профилактике игровой зависимости учащихся Разработка социального проекта: программа по организации досуговой деятельности инвалидов Разработка социального проекта: программа по социальной поддержке лиц без определенного места жительства |
6 |
|
|
||
Тема 2.45. Жизнеспособность проекта |
Содержание |
2 |
|
|
|
1 |
Жизнеспособность проекта; планирование проекта, способы планирования, составление бюджета, окончательная форма проекта как текста. |
|
|||
Консультация по экзамену |
1 |
|
|
||
МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения |
|
91 |
|
|
|
Раздел 1. Методология социальной работы с различными категориями населения |
61 |
|
|
||
Тема 1.1. Люди из групп риска как объект социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Понятие лица группы риска, их виды (мигранты и беженцы, военнослужащие, лица с девиантным поведением, лица без определенного места жительства, психические больные, ВИЧ-инфицированные, безработные и т.д.). |
|
|||
2. |
Лица групп риска, попавшие в ТЖС как объект социальной работы. |
|
|||
3. |
Региональные социально-экономические особенности, влияющие на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС |
|
|||
Тема 1.2. Технологии социальной работы с бездомными |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Бродяжничество как тип социального поведения. |
|
|||
2. |
Социально-демографическая структура лиц без определенного места жительства. |
|
|||
3. |
Социально-экономические, политические, миграционные, психологические и этические факторы бродяжничества. |
|
|||
4. |
БОМЖи и бродяги — общие и особенные в поведении и определении сущности своих проблем. |
|
|||
5. |
Принципы социальной работы с бездомными и бродягами. |
|
|||
6. |
Основные технологии социальной работы по социальной поддержке, реабилитации, опеке и попечительству, терапия лиц без определенного места жительства. |
|
|||
7. |
Государственная политика в отношении бездомных и бродяг. |
|
|||
8. |
Система социальных служб и учреждений по оказанию помощи лицам без определенного места жительства их виды функции и задачи |
|
|||
Тема 1.3. Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Понятие дивиантного поведения. |
|
|||
2. |
Девиантное поведение как отклонение от норм права. |
|
|||
3. |
Виды девиантного поведения (наркомания, правонарушения, насилие, суицидальное поведение и т.д.) |
|
|||
4. |
Причины девиантного поведения. Особенности социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением. |
|
|||
5. |
Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, правовые, педагогические и т.д. |
|
|||
6. |
Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с лицами с девиантным поведением: социальная реабилитация, социальный контроль, социальная коррекция, система социальных санкций. |
|
|||
7. |
Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи. |
|
|||
8. |
Особенности социальной работы с семьями людей с девиантным поведением. |
|
|||
9. |
Профилактика как способ воздействия на причины девиантного поведения |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 |
4 |
|
|
||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Решить ситуационные задачи |
|
||||
Тема 1.4. Технологии социальной работы с лицами склонными к употреблению алкоголя |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Алкоголизм, пьянство: понятие и сущность. |
|
|||
2. |
Социально — демографический портрет алкоголиков. |
|
|||
3. |
Причины и последствия употребления алкоголя в различных социально-демографических группах населения. алкоголизм – как семейная болезнь |
|
|||
4. |
Основные направления социальной работы с алкоголиками и наркоманами. |
|
|||
Практическое занятие Алкоголизм как форма девиантного поведения |
2 |
|
|
||
Тема 1.5. Технологии социальной работы с лицами склонными к употреблению алкоголя и наркотических средств |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Проблема наркомании и токсикомании: понятие, классификация и типы наркотиков.. Международный опыт работы с семьями алкоголиков и наркоманов |
|
|||
2. |
Причины и последствия распространения наркомании. |
|
|||
3. |
Основные направления социальной работы с наркоманами. |
|
|||
4. |
Психологическая, психиатрическая и социальная помощь лицам, злоупотребляющим наркотиками и их семьям |
|
|||
5. |
Система социальных служб помощи и технологии их деятельности. |
|
|||
6. |
Индивидуальная и групповая терапия. |
|
|||
7. |
Медико-социальная, профилактическая и терапевтическая помощь проблемным семьям. |
|
|||
Практическое занятие Наркомания как форма девиантного поведения |
2 |
|
|
||
Тема 1.6. Технологии социальной работы с лицами, склонными к суициду |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Типологии и основные причины самоубийства. |
|
|||
2. |
Особенности суицидного состояния личности. |
|
|||
3. |
Социально – коррекционная деятельность с лицами, склонными к суицидальному поведению. |
|
|||
4. |
Профилактическая работа с лицами, склонными к суицидальному поведению. |
|
|||
5. |
Реабилитация граждан, имеющихся психологические отклонения и склонных к суициду. |
|
|||
Практическое занятие Самоубийства как форма девиантного поведения |
2 |
|
|
||
Тема 1.7 Технологии социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Международное право, как основа миграционной политики государства |
|
|||
2. |
Сущность и содержание государственной миграционной политики. |
|
|||
3. |
Вынужденные переселенцы, беженцы, мигранты - понятия и принципы работы с каждой категорией. |
|
|||
4. |
Формы и методы социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами. |
|
|||
5. |
Условия и процедура получения статуса беженца и его роль в социальном функционировании индивида. |
|
|||
6. |
Диагностическая, информационная, профилактическая работа. |
|
|||
7. |
Формы самопомощи и взаимопомощи. |
|
|||
8. |
Опыт деятельности Органов Управления и социальных служб администраций по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев |
|
|||
Тема 1.8. Технологии социальной работы с безработными |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Политика занятости, ее социальные ориентиры и основные задачи. |
|
|||
2. |
Формы реализации государственной политики занятости. |
|
|||
3. |
Безработица как социальное явление: виды, причины и особенности проявления. |
|
|||
4. |
Показатели безработицы. Безработный, как объект социальной работы. |
|
|||
5. |
Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе. |
|
|||
6. |
Функции, права, обязанности службы занятости. Социальная и психологическая помощь безработному. |
|
|||
7. |
Специалист социальной работы в системе служб занятости: его функции и задачи, методы деятельности. |
|
|||
8. |
Основные технологии работы с безработными: адаптация, психологическая устойчивость и т.д |
|
|||
Практическое занятие Технологии социальной работы с семьями безработных. |
2 |
|
|
||
Тема 1.9. Технологии социальной работы с малообеспеченными |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Малообеспеченность, бедность как социальная проблема. |
|
|||
2. |
Технологии социальной диагностики, функции и задачи |
|
|||
Тема 1.10. Технологии социальной работы с пожилыми людьми |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Технологии адаптации социализации, консультирования, опеки и попечения. |
|
|||
2. |
Основные направления социальной работы при решении социальных проблем пожилых. |
|
|||
3. |
Технологичность социальной сферы и сферы жизнедеятельности пожилого человека. |
|
|||
4. |
Социальное функционирование, социальное обслуживание и социальный патронаж пожилых |
|
|||
Практическое занятие Применение технологий социальной работы с пожилыми людьми |
2 |
|
|
||
Тема 1.11. Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Международное и российское право на защите интересов человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Технологии интеграции инвалидов в социальное функционирование. |
|
|||
2. |
Индивидуальная и групповая работа. |
|
|||
3. |
Медико-социальная экспертиза: функции и задачи. |
|
|||
4. |
Профессиональная, социальная и бытовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. |
|
|||
5. |
Социальные службы помощи: их виды, функции и направления деятельности. |
|
|||
6. |
Развитие творческого потенциала и жизненных сил индивида. |
|
|||
7. |
Формирование жизненной среды обитания лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. |
|
|||
Практическое занятие Применение основных технологий социальной работы с инвалидами |
2 |
|
|
||
Тема 1.12. Технологии социальной работы с молодежью |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Проблемы молодежи и государственная молодежная политика. |
|
|||
2. |
Технология социальной работы с молодежью. Методы работы с категорией молодежи |
|
|||
Тема 1.13. Технологии социальной работы с женщинами |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Специфика социальных проблем женщин. |
|
|||
2. |
Системный подход в решении социальных проблем женщин. |
|
|||
3. |
Социальная ценность материнского труда. Технологии социальной помощи женщинам |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 |
8 |
|
|
||
Задание 1. Составить социальный проект «Роль женщины в современном обществе» (создается по определенному плану: определить актуальность темы, цель, задачи; составить план проведения исследования; определить предпочтительные методы исследования, подготовить инструментарий соц.исследования – анкеты, план эксперимента и др.; организовать сбор полевой информации –опрос респондентов и т.д.; обработать результаты; подвести итоги о практической значимости выполненного проекта) |
|
||||
Тема 1.14. Семья как объект социальной работы |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Сущность семьи. |
|
|||
2. |
Структура, функции, семейные взаимоотношения. |
|
|||
3. |
Типы семей. |
|
|||
4. |
Дезорганизация семьи |
|
|||
5. |
Кризис института семьи. |
|
|||
6. |
Юридическое понятие семьи. |
|
|||
7. |
Социальные проблемы разных категорий семей. |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 |
6 |
|
|||
Задание 1. Составить схемы: формы брака, формы семьи, типы семей по: -семейно-жизненному циклу; - по структуре: по составу, по родственным связям, по количеству детей, по критерию лидерства, дезорганизации семьи; - по качеству жизнедеятельности семьи; - педагогически несостоятельные семьи Задание 2. Составьте схему или таблицу «Основные проблемы современной семьи» Задание 3. Составить схему «Причины кризиса в семье» Задание 4.Составьте классификацию «Проявление кризиса в современной семье» Задание 5. Составьте классификацию или схему «Пути выхода из кризиса» |
|
||||
Тема 1.15. Технологии социальной работы с семьей
|
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Технология социальной работы с семьей в центрах социальной помощи семье и детям. Формирование поддерживающей среды семьи. |
|
|||
2. |
Основные приемы изучения семьи центром социальной поддержки. |
|
|||
3. |
Социальный паспорт семьи. |
|
|||
4. |
Информационный банк семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. |
|
|||
5. |
Диагностика семейных нарушений. |
|
|||
6. |
Активные методы работы с семьей: консультирование, индивидуальная работа, родительские группы, гостевые вечера, посредничество, детский тренинг, и. т. д. |
|
|||
7. |
Технологии самопомощи, взаимопомощи семей |
|
|||
Практическое занятие Проблемы современной семьи Применение социальных технологий в решении проблем семей и детей |
4 |
|
|
||
Тема 1.16. Технологии социальной работы с лицами, испытывающими насилие |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Понятие насилия: формы и виды. |
|
|||
2. |
Физическое, духовное, психологическое, нравственное и т. д. насилие. |
|
|||
3. |
Насилие в отношении женщин. |
|
|||
4. |
Насилие в отношении детей. |
|
|||
5. |
Технологичность социальной сферы по оказанию помощи лицам, испытывающим насилие |
|
|||
6. |
Координация деятельности социальных служб различных ведомств по оказанию помощи лицам, испытавшим насилие. |
|
|||
7. |
Формы и методы оказания помощи лицам, испытавшим насилие. |
|
|||
8. |
Психологическая, терапевтическая помощь, реабилитация лиц, испытавших насилие |
|
|||
Тема 1.17. Технологии социальной работы с беспризорными детьми |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Понятия, характеризующие категории несовершеннолетних, их родителей и применяемые к ним меры воздействия: безнадзорный; беспризорный; несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении; несовершеннолетние, совершающие антиобщественные действия; несовершеннолетние, совершающие правонарушения; семья, находящаяся в социально-опасном положении; индивидуальная профилактическая работа; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
|
|||
2. |
Категории несовершеннолетних, условия жизни которых обуславливают необходимость оказания помощи со стороны государства, а также содержания ряда видов такой помощи: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социальная адаптация; социальная реабилитация, социальные службы для детей |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 |
6 |
|
|
||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Решите ситуативные задачи |
|
||||
Тема 1.18. Технологии социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Защита прав детей-сирот. |
|
|||
2. |
Лишение родительских прав. |
|
|||
3. |
Опека (попечительство) |
|
|||
4. |
Новые формы устройства детей – сирот: приемная семья. |
|
|||
5. |
Учреждения для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|
|||
6. |
Проблемы, связанные с сиротством. |
|
|||
7. |
Основные законодательные акты по социальной защите детей-сирот |
|
|||
Практическое занятие Применение социальных технологий при работе с детьми – сиротами и беспризорными детьми Органы опеки и попечительства как субъекты системы профилактики |
4 |
|
|
||
Тема 1.19. Технологии социальной работы с детьми и подростками |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Социальные проблемы детей и подростков и основные направления их решения. |
|
|||
2. |
Социальные программы как средство концентрации финансового, ресурсного и кадрового потенциала работы с детьми и подростками. |
|
|||
3. |
Государственно-правовой механизм социальной защиты детей и подростков. |
|
|||
4. |
Привентивно-консультативная, охранно-защитная работа с детьми и подростками. |
|
|||
5. |
Координация деятельности, ведомств при решении проблем детей. |
|
|||
6. |
Досуговая, спортивно-массовая, оздоровительная деятельность с детьми организаций и учреждений социальной защиты. |
|
|||
7. |
Социальные службы помощи детям и подросткам |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 |
2 |
|
|
||
Задание 1. Составить кроссворд по темам |
|
||||
Тема 2.20. Технологии работы с безнадежно больными |
Содержание |
2 |
|
|
|
1. |
Взаимодействие специалистов – основа работы. |
|
|||
2. |
Хосписы и иные учреждения, работающие с безнадежно больными. |
|
|||
3. |
Связь с семьей пациента |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 |
4 |
|
|
||
Задание 1. Ответить письменно на вопросы Задание 2. Решить ситуативные задачи |
|
||||
Консультация к экзамену |
1 |
|
|
||
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ 1. Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих социальную политику государства с целью выполнения установленных видов работ учебной практики 2. Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения и социального обслуживания граждан с целью выполнения установленных видов работ производственной практики: а. Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих работу социальных учреждений. б. Анализ правовой основы деятельности данных учреждений, его цели и задачи. в. Определение организационной структуры учреждений оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы. 3.Выявление и изучение специфики применения специалистами учреждения различных технологий социальной работы с различными категориями клиентов: - технологию социальной диагностики (осуществить информативно-целевой анализ документов, информационное обследование конкретного социума; диагностирование личности: анкетирование, тестирование, биографический метод и др); - технологию социальной профилактике (составить план социальной профилактической работы с индивидуумом, группой или определенным негативным явлением; осуществить запланированные мероприятия); - технологию социальной адаптации (составить и оказать помощь в реализации индивидуальной программы адаптации определенного социального объекта); - технологии социальной реабилитации (составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР) социального объекта. Провести мониторинг реализации ИПР); - технологии социального посредничества и партнерства (посещение, установление связей с другими социальными учреждениями; принять участие в организации беседы, ведении переговоров с представителями партнерских организаций; консультирование представителей других организаций; посредничество, отстаивание интересов клиента); - технологию социального консультирования (провести конкретное консультирование клиента или группы, семьи; программное консультирование учреждения или организации); - технологии социальной коррекции (применить методы психосоциальной коррекции на конкретной группе или клиенте); - технологии социального обслуживания и обеспечения (определить возможность предоставления пенсий, льгот, пособий, возможных социальных услуг клиенту или его семье); - других технологий социальной работы (определить компоненты технологии, целесообразность применения, реализовать на практике). 4. Составить в дневнике таблицу «Технологии социальной работы, применяемые с различными категориями клиентов социальной службы». Привести примеры применяемых технологий, методов, используемых в процессе оказания социальной помощи клиентам (отдельно по каждой категории клиентов). Оценить эффективность воздействия. 5. Участие в составлении плана работы с клиентом, помощь в организации индивидуальной и групповой работы с клиентами, решение задач, поставленных руководителем практики и пр. 7. Самостоятельная работа с клиентом: -выявление информации и подбор фактов для составления социальной истории клиента; -составление и обоснование плана- программы помощи клиенту; -определение методов, форм и технологий социальной работы с данным клиентом; -установление и поддержание профессиональных контактов с различными специалистами для оказания всесторонней помощи клиенту; - вовлечение клиента в решение его проблемы; -отработка роли посредника между клиентом и социумом (в лице различных организаций); - реализация разработанной программы помощи. |
36 |
|
|
||
Всего |
404 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов Технологии социальной работы в учреждениях социальной защиты; Технологии социальной работы в учреждениях образования; Технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения.
Оборудование учебного кабинета:
- стол и стул для преподавателя.
- столы и стулья для студентов;
- доска;
- толковые словари;
- стенды;
- плакаты;
- учебно-методические пособия;
- нормативно-правовые акты.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы социального партнерства: теория и практика: учебник / под ред. В.А. Михеева. – М.: Экзамен, 2015. – 448 с.
2. Право социального обеспечения России: учебник / по ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2015. – 488 с.
3. Региональная социальная политика реформируемой России: особенности трансформации и направления развития. – Барнаул: Азбука, 2015. – 283 с.
4. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2005. – 648 с.
5. Симонова, Т.М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение / Т.М. Симонова. – СПб.: Роза мира, 2015. - 241 с.
6. Социальная работа и гражданское общество: коллективная монография / по ред. И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. – СПб.: Международный проект, 2016. – 312 с.
7. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / под ред. Холостовой Е.И. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 427 с.
8. Холостова Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова – М.:СТИ МГУС, 2015. – 251 с.
9. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2015. – 216 с.
10. Технология социальной работы. Учебное пособие./ Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: «Владос». 2015.
11. Технологии социальной работы./ Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2016.
12. Основы социальной работы. Учебник/ Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2016.
13. Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2015.
14. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.: Учебное пособие. – М., 2016.
Дополнительные источники:
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». № 442-ФЗ от 28.12.2013 г.
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06 1999 г.
3. Постановление правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27.11.2000. № 896 (последняя редакция)
4. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. – М., 2000.
5. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. – М., 2015.
6. Социальная работа./ Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация программы профессионального модуля обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечному фонду. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной литературы по элементам учебного плана.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 40 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной учебной работы по освоению профессионального модуля.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 часов в неделю.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков профессиональным модулем предусмотрены практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующей темы и закрепляются самостоятельной внеаудиторной работой студентов по рекомендуемым преподавателем источникам. Практические занятия с обучающимися проводятся в лабораториях.
Выполнение обучающимися практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по профессиональному модулю;
- формирование профессиональных компетенций;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность.
Обучающимся оказывается консультационная помощь, формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, устные, письменные) определяются преподавателем в зависимости от индивидуальных способностей обучающихся.
Для развития навыков самостоятельной работы предусмотрена организация самостоятельной работы студентов на занятиях при освоении нового материала посредством работы с законодательными документами, иными нормативно-правовыми актами и учебниками.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется по уровню сформированности компетенций.
Промежуточная аттестация по профессиональному модулю проводится в форме квалификационного экзамена.
Условием допуска к экзамену (квалификационному) является прохождение всех контрольных точек профессионального модуля:
- МДК 04.01 Социальная политика и технологии социальной работы (комплексный экзамен);
- МДК 04.02 Теория и методика социальной работы с различными категориями населения (комплексный экзамен);
- Производственная практика (дифференцированный зачет).
Процедура проведения экзамена (квалификационного) позволяет оценить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций
4.4. Требования к созданию специальных условий для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация программы ПМ.04 Социально-правовая защита граждан требует дополнительного обеспечения специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- использование в образовательном процессе компьютерной техники с акустическим усилителем и(или) колонками, видеотехники (мультимедийного проектора, телевизора), мультимедийной системы;
- учет индивидуальных потребностей обучающихся данной категории при подборе и разработке учебного материала;
- использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, дистанционных образовательных технологий (сетевого кабинета педагога).
4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля; наличие квалификационной категории (первая, высшая).
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы |
- Принятие управленческих решений для реализации прав граждан в сфере социальной защиты в соответствии с действующим законодательством - Точность и скорость поиска нормативных правовых актов в соответствии с решаемой задачей - Корректность ссылок на нормативно-правовые акты при решении профессиональных задач |
- экзамен; -тестирование; - экспертная оценка решения ситуационных задач - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы; - экспертная оценка составления алгоритма организации деятельности специалиста по социальной работе в соответствующей сфере;
|
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите |
- Результативность использования информационно-правовых систем при осуществлении приема граждан; - Проведение правовой оценки документов, предъявляемых для установления пенсий, пособий в соответствии с действующим законодательством - Соответствие выбранной тактики общения типу клиента при решении профессиональных задач |
- экзамен; -тестирование; - экспертная оценка решения ситуационных задач; - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы; - экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик.
|
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании |
Результативность проведенного анализа и мониторинга в муниципальном образовании |
- экзамен; -тестирование; - экспертная оценка решения ситуационных задач - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы; - экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик.
|
ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан |
- Скорость и результативность работы с различными категориями населения, нуждающимися в социальной защите Правильность выбранной социальной технологии. |
- экзамен; -тестирование; - экспертная оценка решения ситуационных задач - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы; - экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик.
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированности профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- наличие положительных отзывов с мест производственной практики; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;
|
- Наблюдение и оценка непосредственного руководителя при прохождении производственной практики; - экспертная оценка портфолио работ и документов; |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- проводить диагностику ситуации; - определять адекватные варианты решения возникающих проблем; - выявлять возможные риски; - обосновывать принятие решения;
|
- экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - точность и скорость поиска необходимой для решения задачи информации; - полнота использования различных источников, включая электронные при выполнении самостоятельной работы; |
- экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики.
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - составление перечня официальных сайтов нормативно – правовой базы в области права и организации социального обеспечения на федеральном, региональном, местном уровнях; |
- наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения. - полнота соблюдения этических норм и правил взаимодействия с коллегами, руководством, клиентами; - полнота владения приемами ведения дискуссии, диспута, диалога, полилога, монолога; - результативность взаимодействия с участниками профессиональной деятельности |
- экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики. - наблюдение за ролью обучающихся на учебной практике; - характеристика
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. - адекватность самоанализа и коррекции результатов собственной работы; - полнота выполнения обязанностей в соответствии с их распределением; - обоснованность анализа процессов в группе при выполнении задач практики на основе наблюдения, построение выводов и разработка рекомендаций |
- экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики; - мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося; |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой правовой базы |
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. - готовность использовать новые отраслевые технологии в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; - анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты |
- отзыв руководителя по практике о деятельности студента на учебной (на производстве) практике
|
ОК 11. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы |
- эффективность использования полученных знаний в области государственных требований охраны труда; - знание правил поведения и выполнения работ в соответствии с требованиями правил охраны труда; - соблюдение требований пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены |
- Отзыв руководителя по практике
|
Скачано с www.znanio.ru
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.