По праву памяти. геноцид советского народа: история и факты.
Оценка 4.6

По праву памяти. геноцид советского народа: история и факты.

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
другое
7 кл
22.04.2024
По праву памяти. геноцид советского народа: история и факты.
19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В течение 1941–1945 годов нацистская Германия во главе с Адольфом Гитлером совершала геноцид советского народа. в материале рассказываю о лагерях смерти, о дневнике Анны Франк и подвиге Януша Корчака.
По праву памяти.docx

По праву памяти.

Геноцид советского народа: история и факты

Библиотечный урок.

Цель занятия: формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи занятия:

·         познакомить обучающихся с важнейшими фактами преступлений против мирных граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время;

·         сформировать у обучающихся ценностное отношение к преступлениям геноцида, бесчеловечной нацистской идеологии и практики; сформировать негативное отношение к нацизму как человеконенавистнической идеологии;

·         воспитывать у обучающихся личностные качества патриота и гражданина на примерах жизни и деятельности детей и молодежи в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство сострадания к жертвам войны – мирным гражданам;

·         содействовать сохранению исторической памяти о событиях геноцида советского народа и преемственности поколений путем обсуждения способов сохранения исторической памяти.

Формируемые ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1.

Библиотекарь: Добрый день, ребята! 19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 2.

В течение 1941–1945 годов нацистская Германия во главе с Адольфом Гитлером совершала геноцид советского народа. К геноциду относится преднамеренное уничтожение группы людей на основе их национальности, этнической/религиозной принадлежности или, к примеру, принадлежности к народу многонационального государства. Массовое уничтожение еврейского населения разных стран нацистами получило название Холокост.

22 марта Госдума единогласно приняла заявление о геноциде советского народа в годы Великой Отечественной войны.

В документе сказано, что Дума «признает преступные деяния немецко-фашистских захватчиков и их пособников в отношении мирного населения СССР геноцидом народов Советского Союза».

Геноцид — это преступления, совершаемые по отношению к группе людей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств, с целью её уничтожения.

Жертвами геноцида могут стать и говорящие на одном языке люди разных национальностей. К сожалению, есть в истории примеры, когда уничтожаются сразу несколько народов одного большого многонационального государства.

Уничтожение людей может осуществляться не только массовыми убийствами. Угон в рабство или ссылка в концлагерь, непосильный труд, голод, нанесение телесных повреждений — всё это акты геноцида.

Слайд 3

Фашисты опирались на план "Ост", подразумевавшем полное уничтожение Советского народа и всех противников фашизма.   «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста. …Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год…».

                                                                               Из «Генерального плана Ост»  

 Советский народ уничтожали, применяя разные способы: сгоняли в концлагеря, где ставили медицинские опыты и пытали, сгоняли в газовые камеры.   Хотя данный план и не был единственным документом, описывавшим цели Гитлера, но в нём ярче всего передавались идеи геноцида.

 

Слайд 4

Для массового истребления советских граждан на территории СССР и союзных республик были созданы лагеря смерти. Еще в марте 1941 г. фашистское руководство издало директиву об организации лагерей для  советских военнопленных и гражданского населения: коммунистов, семей военнослужащих, евреев, мужчин призывного возраста. Лагеря смерти являлись неотъемлемой частью оккупационного режима. Лагеря для военнопленных находились в ведении военного командования, остальные — в ведении СС и Гестапо. Таких лагерей было создано несколько сотен. Самые крупные из них — Тростянецкий (близ г. Минска), Гомельский, Витебский, Лиепский, Яновский (около г. Львова), Славутинский (Хмельницкая обл.), Сырецкий (г.Киев), Саласпилсский (около г.Риги), Панеряй (около г.Вильнюса), Нарвский (Эстония).

Люди самых разных национальностей попадали в концентрационные лагеря. История знает страшные цифры: узниками нацистских концлагерей были не менее 18 миллионов человек, из которых уничтожено более 11 миллионов человек. В рабство было вывезено около 5 млн советских граждан. В живых осталась только пятая часть. Несмотря на террор, ужасные условия содержания, все попытки нацистов вытравить из людей все человеческое, узники смогли сохранить в себе лучшие качества и проявляли сопротивление.

Слайд 5

Большинство заключенных нацистских «фабрик смерти» погибали даже не от петли или пули, а от голода, непосильного труда и проживания в совершенно немыслимых условиях. В лагере с людей снимали кожу, чтобы потом сделать из неё ремни и шить перчатки. За каждый пустяк надзиратели били по лицу и угрожали расстрелом. Переполненные бараки, не отапливаемые зимой и не проветриваемые в летний зной, жутчайшая антисанитария и «рацион», состоявший из миски баланды и мизерной порции эрзац-хлеба, могли убить кого угодно. И они убивали… Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость. Сколько времени человек выдержит на морозе, какие препараты и в какой дозировке лечат человека, а в какой – убивают. Каким газом или ядом эффективнее уничтожить человека. Да, теперь наука имеет эти сведения. Они были добыты в нацистских концлагерях.

 

Слайд 6

Самое страшное – это лагеря для детей. Да, некоторые концлагеря были полностью детскими. Туда нацисты собирали самых незащищенных, самых слабых маленьких жителей нашей страны, которых гитлеровская машина не щадила и не жалела.

У малолетних узников только брали кровь, которую потом увозили в госпиталь – раненым.  Ежедневно у каждого ребёнка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. Детей, начиная с грудного возраста, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день.

         Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
        В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет.  В период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.
         Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.

 Слайд 7

"Вместе с детьми вошел в газовую камеру, двоих держал на руках".

Героический подвиг Януша Корчака. Трагедия в Треблинке.

Леденящую кровь историю Януша Корчака знает весь мир.

В самом начале войны всех детей «Дома сирот» селят в Варшавском гетто – охраняемом районе, созданном фашистами. Корчака заключают в тюрьму, но затем разрешают жить с детьми. Корчак      всеми силами помогает детям выжить. Достает им еду, лечит, даже устраивает самодеятельность в лагере. Но в 1942 году его вместе с детьми вывозят в концлагерь Треблинку. В железнодорожном вагоне Старого Доктора узнает СС-овец и выражает свое восхищением произведениями Корчака. Предлагает остаться. Но Корчак отказывается.

 По воспоминаниям очевидцев, детей построили в четверки и погнали к газовой камере. В начале колонны – Корчак с двумя маленькими детьми на руках. Наблюдающие жители, сотрудники полиции плакали, но ничего не могли сделать. До последней минуты жизни Януш Корчак рассказывал ничего не подозревающим детям сказки, а они слушали, пока могли дышать.

В августе 1942 года педагог, автор многочисленных литературных трудов зашел в газовую камеру вместе с двумястами сиротами, своими воспитанниками. Польский учитель, доказавший личным примером, что можно стать отцом сотням детям-сиротам, Януш Корчак и в жизни следовал тем принципам, о которых писал в своих работах.

Память великого педагога, Старого Доктора увековечена в монументах, названиях школ и улиц, книгах и фильмах. В Треблинке сегодня установлен мемориальный камень в память о Януше Корчаке и детях.

Великий гуманист, Учитель с большой буквы прожил достойную жизнь, не предав свои нравственные идеалы и принципы.

Слайд 8

В центре небольшого шахтерского городка Макеевка, что под Донецком, стоит зловещее здание с пустыми холодными глазницами.

В феврале 1942 года в нем немцы организовали так называемый приют «Призрение». Узниками этого концлагеря стали дети. Фашисты использовали их в качестве доноров крови для своих раненных солдат.

 «С детьми в приюте фашисты обращались очень жестоко. Их очень плохо кормили. Из одежды на детях была лишь медицинская ночная рубашка, а в любое время суток у слабых, изможденных голодом и страхом ребятишек, брали кровь. Самые слабые дети умирали после первого забора крови. А те, что были покрепче, выдерживали несколько процедур.

Самому младшему узнику приюта «Призрение» было 6 месяцев, самому старшему всего 12 лет. Так фашисты уничтожали будущее нашего народа.

Слайд 9

«После каждой войны всегда говорят: это никогда больше не повторится, война — такой ужас, любой ценой нужно избежать ее повторения. И вот люди снова воюют друг с другом, и никогда не бывает иначе. Пока люди живут и дышат, они должны постоянно ссориться, и как только наступает мир, они опять ищут ссоры».

Это строки из дневника девочки, которой не суждено было пережить Вторую мировую войну.

 Дневник голландской девочки Анны Франк – один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма – сделал её имя знаменитым на весь мир. Анна вела дневник с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944 года.  Вместе с несколькими другими еврейскими семьями Франки ушли в подполье. Им удавалось скрываться в секретной пристройке здания компании Отто в Амстердаме в течение двух лет. Сочувствующие товарищи доставляли им еду и всё необходимое. Жизнь в подполье была чрезвычайно тяжёлой, особенно для детей. Было нужно соблюдать целый свод чрезвычайно строгих правил. Малейшее их нарушение грозило смертью всей семье. Например, необходимо было хранить полную тишину, ведь их могли услышать рабочие за стеной.

Оставалось чуть меньше двух лет до окончания войны, когда семью выдали немцам. Несколько дней спустя Франков отправили в трудовой лагерь Вестерборк. Из-за того, что семья скрывалась и игнорировала приказы правительства, их объявили государственными преступниками. Суд приговорил их к каторжным работам. Семья Франк была отправлена в самый печально известный концлагерь — Освенцим. Месяц спустя девочек перевели в концентрационный лагерь Берген-Бельзен. Здесь были ещё более ужасающие условия пребывания и работы. Сёстры заразились сыпным тифом. Они умерли в феврале 1945 с разницей в несколько дней, не дожив до освобождения всего каких-то два месяца.

Слайд 10

10 сентября 1941. Немцы взяли столицу Украины – Киев. Спустя восемь дней начались массовые казни. Первыми жертвами были пациенты психиатрической больницы. Затем пошли евреи. Им было приказано прибыть к оврагу Бабий Яр на северо-западе города для переписи населения. Кто отказывался подчиняться – того казнили.

Вот слова шофера зондеркоманды «4а» Фрица Хефера: «Прибывавших евреев – мужчин, женщин и детей – встречали украинцы и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. Когда они подходили к краю оврага, их хватали и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев… Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними. В яме я увидел трупы, лежавшие в ширину тремя рядами, каждый примерно по 60 метров. Сколько слоев лежало один на другом, я разглядеть не мог. Вид дергающихся в конвульсиях, залитых кровью тел просто не укладывался в сознании…»

 

 «Люди рвали на себе волосы, истерично кричали, сходили с ума. Вдруг я увидела плачущего грудного ребенка, лежащего на земле. К нему подскочил фашист и прикладом размозжил ему голову. В это мгновение я, наверное, и потеряла сознание: что было дальше — не помню», – рассказывает чудом выжившая Геня Баташева. Обреченных на казнь в Бабьем Яру ставили на край обрыва группами по 30-40 человек и расстреливали из пулемета. Маленьких детей сталкивали вниз живыми.

В 1961 году место трагедии посетит Евгений Евтушенко: «Я увидел обыкновенную свалку… И это на том месте, где в земле лежали десятки тысяч ни в чем не повинных людей – стариков, детей, женщин…» За несколько часов поэт напишет стихотворение «Бабий Яр», начинающееся со строк: «Над Бабьим Яром памятников нет».

 

Слайд 11

 

  Татарский поэт  Муса Джалиль написал душераздирающее стихотворение «Варварство» — поэтический документ преступлений немцев во Второй Мировой войне.

Стихотворение написано в октябре 1943 года. Его автору в этот момент было 37 лет, а жить оставалось меньше года. На войне он был корреспондентом.

 

 «Варварство»   Муса Джалиль.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Слайд 12

Все дальше уходят от нас трагические годы второй мировой войны. Горечь ее не только в миллионах погибших на фронтах Великой Отечественной, но и в миллионах отнятых в фашистских застенках жизнях.   Мы не покончили с фашизмом в 45-ом.   К сожалению, человечество плохо помнит уроки прошлого, а некоторые страны пытаются перекроить историю. Примером может служить Донбасс.

 

Слайд 13

 

«Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей.  Россия пришла на помощь Донецкой и Луганской народным республикам, российские воины помогают людям сохранить свободу и независимость. Трудное сейчас время на земле Донбасса». 

Аллея ангелов в Донецке. Это мемориальный комплекс, открытый в 2015 г. волонтерами, увековечивает память погибших детей Донбасса, погибших сейчас, в XXI веке.

Слайд 14

Слушайте!
Это мы говорим.
Мертвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте!

Р. Рождественский  «Реквием»

Больно и обидно за страну и поколение, не знающее своей истории. Наша с вами общая задача - помнить и не допустить повторения этих страшных событий. Это зависит от каждого из нас, и неважно где, мы проживаем. Россия наш общий дом. Желаю вам мирного неба, успехов в учебе. Счастливого будущего.

 

Помните!
Через века, через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, -
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

 

 

 

.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

По праву памяти. Геноцид советского народа: история и факты

По праву памяти. Геноцид советского народа: история и факты

Геноцид — это преступления, совершаемые по отношению к группе людей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств, с целью её уничтожения

Геноцид — это преступления, совершаемые по отношению к группе людей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств, с целью её уничтожения

И они убивали… Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость

И они убивали… Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость

Великий гуманист, Учитель с большой буквы прожил достойную жизнь, не предав свои нравственные идеалы и принципы

Великий гуманист, Учитель с большой буквы прожил достойную жизнь, не предав свои нравственные идеалы и принципы

Вот слова шофера зондеркоманды «4а»

Вот слова шофера зондеркоманды «4а»

Нет, этого я не забуду дня,

Нет, этого я не забуду дня,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Что кровь детей глотают жадно,

Что кровь детей глотают жадно,

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2024