Почва - особое природное тело
Оценка 5

Почва - особое природное тело

Оценка 5
docx
30.05.2021
Почва - особое природное тело
35.Почва - особое природное тело.docx

Урок географии в 8 классе

Тема: Почва - особое природное тело

Цель: достичь целостного представления о почве и зональности почв в нашей стране.

Ход урока

Оргмомент.

Актуализация знаний.

Учитель обращает внимание на эпиграф: Всемирно известный зоолог-эколог Ж. Дорст утверждал, " Что  жизнь и благополучие всего природного  комплекса зависит в конечном итоге от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли».

И этот тонкий слой Земли называется почвой. Если не считать гениальных мыслей о происхождении почв, высказанных М.В. Ломоносовым в его замечательной, но бывшей долгое время забытой книге "О слоях земных", то впервые о том, что почвы представляют собой совершенно особые природные тела, сказал великий русский естествоиспытатель, основатель учения о почвах - Василий Васильевич Докучаев.

-Как вы считаете, какие особенности почвы позволили В.В.Докучаеву   назвать её особым  природным  телом?

Целеполагание.

-Перед  вами два образца рыхлая порода -  песок  и почва. Как вы считаете, чем эти два образца  могут  отличаться друг от друга? ( Цветом, строением, составом, происхождением).

 Вот для того, чтобы выяснить, почему Докучаев назвал почву особым природным телом, мы   должны ответить на следующие вопросы:

-Какое строение, состав, структуру имеет почва, происхождение.

Можем ли мы, используя те знания, которые у нас есть сейчас ответить на эти вопросы? (Нет)

Почему? (Мы не знаем строения почвы, что такое структура)

Так что же мы должны сегодня   на уроке узнать, что бы  выяснить, почему Докучаев назвал почву особым природным телом? ( Мы должны узнать строение, состав, структуру и как она формируется).

Кто сформулирует цель урока?

Итак, сегодня на уроке мы знакомимся с составом, структурой, строением почвы и выясним, какие факторы влияют на её  формирование.

Кто сформулирует тему урока? ( Раз нам надо выяснить, почему почва особое природное тело, то тема будет:

«Почва – особое природное тело»)

Изучение  нового материала.

-Как вы  считаете, почему почву мы начинаем изучать, когда прошли  рельеф, климат, внутренние воды?

В своих работахна основании многолетних полевых и лабораторных  исследований В.В. Докучаев убедительно показал, что все почвы на земной поверхности образуются в результате "...чрезвычайно сложного взаимодействия местного климата, растительных и животных организмов, состава и строения материнских горных пород, рельефа местности, грунтовых вод и, наконец, возраста страны". Выделите из высказывания В.В.Докучаева основные факторы, влияющие на процесс почвообразования. Объясните значение каждого из них и заполните схему. Учащиеся отвечая на вопросы учителя заполняют схему.

Основные факторы почвообразования

Почвообразовательный процесс протекает под влиянием внешних по отношению к почве природных условий – факторов почвообразования. Факторы почвообразования следует разделить на два типа: природные (естественные) и антропогенные (искусственные).

Природные (естественные) факторы.

Выделяют шесть природных факторов почвообразования:

1. материнские, или почвообразующие горные породы;

2. климат;

3. рельеф;

4. растения и живые организмы;

5. земное тяготение

6. время.

-Какие факторы почвообразования вы можете выделить из высказывания?

-Как вы считаете, какой фактор вы  бы поместили первым в схему  и почему?

-Я хочу добавить, что в каждом климатическом поясе своя растительность и под разными типами растительности образуются  своя  почва

-Какой следующий фактор мы можем вписать в схему?

-Какой фактор выделим следующий?

-А какова роль растений и животных в формировании почвы?

Материнская порода является важным фактором в образовании почв, так как наследует от неё  важные физические свойства,  структуру, а также плодородие.

Время также немаловажный фактор в формировании почв. Каждой почве нужно определенное время, чтобы она сформировалась. Например, есть почвы молодые, которые начали образовываться с конца последнего оледенения, есть почвы старые, которые не подвергались значительному воздействию тысячи лет.

Почвы образуются очень медленно. Для того, чтобы образовался слой почвы мощность 5 см должно пройти 2000 лет, поэтому к почве надо относится очень бережно.

-Как вы считаете, какую роль играет человек в процессе почвообразования?

-Как вы считаете, а к чему может привести хотя  бы частичное изменение одного из факторов почвообразования?

Произведения живописи также могут служить примером, по которым можно судить о факторах почвообразования. Прошу обратить внимание на экран перед вами картина Шишкина  «Дождь в дубовом лесу» как высчитаете, какие два ведущих фактора почвообразования будут влиять на образование почв  в этом природном комплексе? (картины на слайде)

-Так какие факторы влияют на формирование почвы?

- Мы выяснили, какие факторы влияют на формирование почв.Обращаемся к нашим планам.На какой следующий вопрос мы должны найти ответ?

-Вспомните, в результате чего  образуется песок?

-Как называется процесс разрушения горных пород под воздействием физических, химических и биологических факторов?

Именно с выветривания начинается формирование почвы. Горные породы под действием внешних сил (воды, воздуха, разницы температур) постепенно распадаются на мелкие частицы. Образуются коры выветривания, или толща рыхлых отложений. Рыхлые продукты выветривания, на которых поселяются растительные и животные организмы под воздействием климатических факторов(тепла и влаги) постепенно  преобразуются в почву. При отмирании растительные и животные  останки  под воздействием микроорганизмов и кислот  разлагаются  и превращаются  присущее только почве органическое вещество перегной, или гумус. Основу его составляют кислоты, которые предают  перегною темный цвет.

-Так чем же прежде всего  почвы отличаются от рыхлых пород?

-Что такое гумус? Итак , первое , что вы должны отметить в своих конспектах – это плодородие или наличие гумуса, именно это отличает почву от рыхлых отложений.

-В начале урока вы ответили, что почва может отличаться цветом. А почему почва имеет  более темный цвет, чем песок?

Отмечаем в конспектах, что почва имеет более темный цвет из-за наличия перегноя.

Вы предположили, что эти образцы будут отличаться составом.

-Давайте вспомним из чего состоит песок?

Почва как природное тело состоит из четырех компонентов.Твердая часть  это минеральные и гумусовые вещества. Минеральная часть составляет большую часть твердого вещества. Она произошла  при разрушении  различных горных пород и минералов.

Что относится к минеральному составу почвы?

-Какие частицы могут входить в почву?

-Чем они отличаются друг от друга?

От  размера частиц  минерального состава почвы  также зависит плодородие почвы.

Жидкая  это почвенный раствор. Вода в  почве никогда не остается чистой. В ней постоянно  происходит растворение солей, находящихся в почве, органических веществ, а также почвенный воздух. Вода с растворенными в ней минеральными, органическими веществами, воздухом и содержащимися микроорганизмами называется  почвенным раствором.

Газообразная – это воздух, размещенный в почвенных порах. Почвенный воздух отличается от воздуха атмосферного.

-Объясните, почему в почве содержание углекислого газа будет выше?

И четвертая часть – живая. Почва густо заселена микроорганизмами – это бактерии, грибы, водоросли, простейшие. Которые живут, дышат, питаются. Количество их очень велико. В 1 г почвы их насчитывается миллионы. Также к живой природе относятся насекомые, дождевые черви и другие, постоянно живущие в ней обитатели (показывает слайды презентации).

Посмотрите на свои записи.

-Что из состава почвы относится живой, а что к неживой природе?

-Так почему  почву  выделяют как отдельный  компонент природного комплекса?

Таким образом, мы видим, что действительно почва  - это самостоятельное тело и оно занимает промежуточное положение между живыми (растения, животные, микроорганизмы) телами и неживыми ( горные породы, вода, климат, их ещё называют косными телами). Поэтому, неслучайно замечательный ученый  - натуралист В.И. Вернадский назвал почву биокосным образованием.

-Вы предположили, что почва имеет определенный состав. Это действительно так. Почва отличается от рыхлой породы механическим составом.

Механический  состав почвы определяется соотношением различных по размеру минеральных частиц. (песчаных и глинистых частиц) Он влияет  на содержание в почве влаги и  почвенного воздуха.

Учащиеся работают с учебником.

-Какие виды почв можно выделить по механическому составу?

-Какие почвы менее благоприятны для произрастания растений и почему?

-Обращаемся к зеленым листочкам, лежащим у вас на столах. Проанализируйте механический состав почвы суглинистых и супесчаных  почв. Сделайте вывод, какие почвы наиболее плодородны и почему.

-Как определить тип почвы по механическому составу?

Учитель показывает опыт. У меня в руках образец  почвы. Я его смачиваю водой и делаю из него шарик. Шарик получается, значит это не  песчаная почва. Я делаю из него шнур. Он получается, значит почва не супесчаная. Я сворачиваю его в колечко. Колечко получается, значит не легкосуглинистая. Колечко сильно  не растрескалось и не ломается - значит не среднесуглинистая. Колечко слабо растрескалось - значит это почва тяжелосуглинистая.

-Определите по рисунку соотношение песка и глины  в тяжелом суглинке.

-Что вы можете сказать  о такой почве?

-Что показывает механический состав? На что оказывает влияние механический состав? Какие почвы формируются на основе механического состава.

-И так вы предположили, что почва будет отличаться от песка: цветом, составом, механическим составом, а есть ещё один показатель, который отличает почву от рыхлых пород – это структура почвы.

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, прочность которых усиливается, если в почве есть кальций. Форма, величина и прочность этих комочков будет разной в разных типах почв.От структуры почвы зависит водный и воздушный режим почв, поэтому он является  одним из признаков плодородия. Лучшей является  зернистая или  мелкокомковатая структура  величиной от 1- 10 мм. При такой структуре образуется много пор, и корни растений хорошо снабжаются воздухом и водой.

-Так что такое структура почвы? Что она определяет?

-Какая структура является лучшей?

-На какой вопрос нам осталось ответить?

-Вспомните, в какой природной зоне мы живем?

Я вас прошу обратить внимание на таблицу, где  нарисован профиль дерново- подзолистой почвы, которая образуется  под смешанными лесами. На  её при мере  мы  рассмотрим  строение почвы

Под воздействием  почвообразующих факторов исходная материнская порода расслаивается  на отличающиеся друг от друга горизонтальные слои, составляющие единое целое – почву. Каждый такой горизонтальный слой  - почвенный горизонт отличается от другого цветом, условиями образования

В строение почвы принимают участие процессы выветривания, процессы образования гумуса и процессы передвижения  органических и минеральных веществ, в пределах почвенного профиля. По его  строению обычно определяют  принадлежность почвы к  тому или иному типу:  подзолистым, серым лесным, черноземам. Любой профиль состоит из горизонтов, которые обозначаются  латинскими буквами. Подпишите их в конспекте.

А1 – верхний горизонт. А2 – горизонт вымывания. В – горизонт вмывания и С – материнская порода.

-Как вы считаете, почему  горизонт Атемный почти черный цвет?

Этот горизонт ещё называют гумусовым. Он обычно густо пронизан корнями. Сюда попадают отмершие  части растений. В этом горизонте особенно много  червей, личинок, микроорганизмов. Гумусовый горизонт может иметь разную мощность и содержать гумуса от 10 – 12%.Чем дольше развивается почва, тем мощнее у неё  гумусовый горизонт. При выпадении  осадков через этот горизонт  просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных веществ.

-Если коэффициент увлажнения избыточный, а в районе формирования дерново- подзолистых почв он именно такой , о  чем это говорит?

В некоторых почвах, которые формируются в условиях большого количества осадков, в нижней части гумусового горизонта формируется горизонт вымывания

По цвету этот горизонт напоминает золу, из – за чего  получил название  «подзолистый».Этот термин ввёл  в науку В.В. Докучаев . В этом горизонте почти  нет  боковых корней и из него  вынесена часть минеральных и органических веществ, а иногда выносится все и остается один кремнезем.

Ниже горизонта   лежит  горизонт вмывания В. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы. Здесь мало корней, но зато скапливается много минеральных  частиц. Поэтому он плотный и через него плохо просачивается  вода. Этот горизонт  играет роль своеобразного фильтра. Мощность его колеблется от 1 – 1,5 м.

От материнской породы (С) почвой унаследован минеральный состав вещества, из которого она состоит  и бывает так, что он  совсем не похож на почву.

Закрепление ранее изученного материала.

Так чем почва отличается от рыхлой породы?

Что же такое почва, почему В.В.Докучаев назвал особым природным телом?

Как вы считаете, а где вам могут пригодиться знания о почве?

Что такое механический состав? Каково его значение для почвы?

А теперь давайте, применим наши знания на практике, и вы опытным путем определите, какие почвы встречаются на территории школы.

Приглашаются два человека и комментируя  свои действия определяют механический состав почвы.

Как вы можете объяснить, что на двух соседних участках строение и  свойства почвенного покрова  не обязательно совпадают?

Итоги урока.

Домашнее задание:


 

Урок географии в 8 классе Тема:

Урок географии в 8 классе Тема:

Мы выяснили, какие факторы влияют на формирование почв

Мы выяснили, какие факторы влияют на формирование почв

Я вас прошу обратить внимание на таблицу, где нарисован профиль дерново- подзолистой почвы, которая образуется под смешанными лесами

Я вас прошу обратить внимание на таблицу, где нарисован профиль дерново- подзолистой почвы, которая образуется под смешанными лесами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021