Почва – важнейшая часть экосистемы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кто помогает делать почву плодородной? (Горные породы разрушаются под действием воды, воздуха, температуры, живых организмов. Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.) – Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.) – На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.) – Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. (Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах). – Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur12_+.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 12.  Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы Цели:  – Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.  – Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ. Оборудование: асбестовая сетка, спиртовка, сосуд с почвой, стакан с водой, коллекция разных почв, плакат «Почва – важнейшая часть экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  3 3 –  Ребята,   давайте   вспомним,   организмы   каких   «профессий»   входят   в   состав экосистемы? (Производители, потребители, разрушители.) –  Какие   роли   они   выполняют   в   экосистеме?   (Производители   производят органические   вещества,  потребители   получают   вещества,   поедая  растения  или животных,   а   возвращают   растениям   углекислый   газ.   Разрушители   превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.) – Где живут производители, потребители, разрушители? (Живые организмы живут на пересечении трёх сред. А если точно, то растения – производители в почве, Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  схемы. © ООО «Баласс», 20133. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. разрушители в почве, потребители на почве. ) – Что такое почва? Какими свойствами она обладает? – Послушайте отрывок сказки. Какие у вас будут гипотезы? «Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве. Жители этого района по­разному встретили и отнеслись   к   пришельцу.   Поведал   он   свою   историю   дядюшке   кроту:   «Я приполз издалека, раньше я жил в дерново­подзолистой почве. Неплохо мне там жилось, в этой почве достаточно влаги, воздуха, песка и глины. Много химических   элементов,   особенно   кремния,   алюминия   и   железа.   Правда, иногда  не хватало  калийных  солей  и  фосфатов, но  люди  добавляли   в эту почву калийные и фосфорные удобрения, и тогда жизнь кругом становилась лучше, веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо. Вон какая огромная кукуруза выросла! Здесь почва плодороднее, в ней больше этого тёмного слоя, из   которого   при   горении   выделяется   неприятный   запах,   –   закончил   свой рассказ Кузя». (Почва – часть экосистемы. Почва – слой земли. Если в ней живут организмы, то почва   должна   обеспечивать   их   водой   и   веществами.   Является   опорой   для организмов.)  – Давайте составим план урока. Составляется план на основе вопросов, которые бы вы задали по этой теме. План (примерный) 3 – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2013. Совместное  ΙΙ открытие знаний.  4 5 7 3 3 Работа в учебнике. Практическая работа.   –  Давайте   поближе   познакомимся   с   почвой.   Для   этого   мы   все   станем экспериментаторами. У вас на столах стаканчики с почвой, рассмотрите её, что можно сказать о её составе? Выполните опыты на с. 44. (Почва удерживает воду, но   не   всю.   Если   горсточку   почвы   бросить   в   воду,   то   часть   её   остаётся   на поверхности   воды,   часть   опускается   на   дно.   На   поверхности   остаются перегнившие остатки организмов, а из утонувшего комка почвы выходит воздух.) –  Давайте   проведём   ещё   один   опыт,   сожжём   почву.   А   вы   внимательно наблюдайте и потом расскажите обо всем, что заметите (во время проведения опыта обратить внимание учащихся на наличие в почве органических веществ – они будут выгорать и светиться искорками, а в конце опыта – на наличие минеральных   веществ).   Уточните   свои   предположения.   (В   почве   есть минеральные и органические вещества.) –  Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит, это не просто слой земли, а какой слой? (Плодородный. Почва – это плодородный слой земли.) – Как вы думаете, из чего и как образовалась почва? Давайте вновь обратимся к сказке и узнаем, с кем ещё встречался Кузя. «Дождевые   черви,   постоянно   живущие   на   этом   поле,   были   крайне рассержены   его   появлением.   Местный   вождь   дождевых   червей,   по   имени Аполлон, крикнул Кузе: «Эй ты, чужак! Ты зачем пришёл сюда? Нас на этом гектаре почвы и так 100 тысяч червей. Наша общая масса на 1 га составляет 3 тонны. Мы задавим тебя, нам чужих не надо!» – но Кузя ничего не ответил. Он   работал,   он   был   страшный   трудяга,   этот   Кузя,   любовь   к   труду © ООО «Баласс», 2013 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем  мотивацию к и обучению целенаправленнойпознавательной деятельности. заставляла   его   пропускать   через   себя   за   сутки   количество   земли,   равное массе  его собственного  тела. Но Аполлон не  мог успокоиться. «Эй, ты! – крикнул он Кузе. – Ты знаешь, что я и 100 тысяч моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли? Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»  Полдня спустя Кузя уже рассказывал свою историю мудрому кроту, в доме которого он нашёл друзей. «Ну я так и знал, – устало проговорил крот, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как   тут.   Ну   не   ужас   ли,   когда   в   1   грамме   почвы   содержится   50   тысяч плесневых грибов и на 1 га обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь в одиночестве!» –  Кто помогает делать почву плодородной? (Горные породы разрушаются под действием   воды,   воздуха,   температуры,   живых   организмов.   Те   организмы, которые   живут   в   почве,   перерабатывают   остатки   организмов   в   минеральные вещества. От этого почва становится лучше.) – Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой   почвы?   Какой   он   по   сравнению   с   другими?   (Плодородный   слой   почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.) – На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.) – Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же   количество   перегноя.  (Рассматривают   коллекции.   Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах). – Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот © ООО «Баласс», 2013вопрос?   (Почва   –   верхний,   плодородный   слой   земли.   В   её   состав   входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.) ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 2 1  1. Работа в учебнике. – Ответьте на вопросы на с. 45. 2. Работа с пословицами. – Объясни пословицы: как ты их понимаешь? Глубже пахать – больше хлеба жевать. Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь. Добрая земля больше поднимет. Тот землю уходит, кто за серпом соху водит.  (Речь идёт о приёме обработки почвы – лущение.) Не ровна гречиха, не ровна земля. 3. Написание проверочной работы № 5. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? © ООО «Баласс», 2013 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУVΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Чтение   текста   темы   11,   по   желанию   можно   дать   опережающее   задание   на подготовку сообщений об обитателях озера.  – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Можно ли считать плодородие почвы богатством страны? Как к нему надо  относиться? © ООО «Баласс», 2013© ООО «Баласс», 2013