География 8 класс
Тема: Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Запись в тетрадь: В соответствии с данными государственной
статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1
января 2005 года составила 1709,8 млн. га.
Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, которые используют в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве.
Главное свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота.
- В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий контроль и охранять ее. Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву? Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте учебника стр.125.
Ученики, читая текст учебника, приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов: водная; ветровая
- Главным врагом почвы является эрозия.
- Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины.
- Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.
Спасти почвы от эрозии - это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв
Мелиорация - это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений.
Виды мелиорации земель:
- Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.
- Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.
- Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.
- Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /
- Химическая - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.
Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.
При внесении удобрений и минеральных, и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.
В тайге необходима комплексная мелиорация:
-внесение удобрений (из-за промыва почвы),
-известкование (почвы кислые),
-осушение (избыточное увлажнение).
В степях основные меры - это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).
С какой целью проводится террасирование склонов?
(Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)
- Используя рис. 63 учебника определите, где сосредоточены основные площади орошаемых земель? Почему?
- Где находятся основные районы осушения земель? Почему?”
Итак, объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
Ответ: Спасти почвы, повысить их плодородие.
Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет.
Вывод: Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую.
Домашняя задание: читать материал, конспект
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.