Поддержка одаренных детей как одна из составляющих системы управления процессом формирования устойчивой мотивации к обучению
Оценка 5

Поддержка одаренных детей как одна из составляющих системы управления процессом формирования устойчивой мотивации к обучению

Оценка 5
doc
24.10.2021
Поддержка одаренных детей как одна из составляющих системы управления процессом формирования устойчивой мотивации к обучению
Доклад на круглом столе.doc

Поддержка одаренных детей как одна из составляющих системы управления процессом формирования устойчивой мотивации к обучению

 

Знание является основным ресурсом в третьем тысячелетии. Развитие общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. В этой связи особое значение приобретает образование, поскольку все эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательной системы. Важность данной отрасли определяет и основные задачи ее реформирования.

В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. был разработан приоритетный национальный проект «Образование» и выделены основные его направления:

v стимулирование инноваций в сфере образования;

v подключение школ к Интернету;

v поддержка талантливой молодёжи;

v организация начального профессионального образования для военнослужащих;

v организация сети национальных университетов и бизнес-школ;

v дополнительные выплаты за классное руководство;

v поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей);

v поставка школьных автобусов в сельскую местность;

v укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Одним из аспектов национального проекта «Образование» является поддержка талантливых ребят. И это, конечно, не случайно, век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Для любого образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы.

В 2007 году наша школа стала победителем конкурсного отбора школ, внедряющих инновационные технологии, в рамках данного нацпроекта. Одним из критериев, позволивших нам одержать победу, стала результативность участия наших детей в различного уровня олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Необходимость дальнейшего удержания этой результативности на высоком уровне стала одной из определяющих для работы над единой методической темы школы «Создание системы управления процессом формирования устойчивой мотивации к обучению в условиях личностно-ориентированного подхода».

Анализ работы школы за последние три года показывает, что наиболее продуктивно процесс создания данной системы идет в трех направлениях:

·       через спортивно-оздоровительную деятельность;

·       через развитие творческих способностей;

·       через формирование ИКТ-комптенций.

К сожалению, эти направления (кроме, пожалуй, последнего) не обеспечивают полноценного формирования устойчивой мотивации к интеллектуальному труду.

К тому же ни для кого не секрет, что усилиями по формированию устойчивой мотивации охватываются в основном низко мотивированные дети и дети со средней степенью мотивации. Работать же с высоко мотивированными детьми, по мнению педагогов, необязательно, у них же и так эта самая мотивация высокая. Однако, это глубоко ошибочное мнение, и отсутствие повышенного внимания к этим учащимся может привести к плачевным последствиям. Активные, творческие дети без должного к ним внимания смешиваются с общей массой; познавательный мотив, никем не востребованный, со временем теряет свою актуальность, полностью заменяется мотивом общения, и мы получаем в результате неглупого бездельника, способного, но мешающего нам на уроке.

А что может предложить этим детям наша самая обычная средняя школа? Раскрыть свою спортивную одаренность наши дети могут в секциях, проводимых учителями физкультуры. Реализовать творческие способности могут в системе кружков, которая имеется в школе. А где удовлетворить потребность в интеллектуальной деятельности, которая, пусть у небольшой части наших учащихся, но все же есть? Факультативы посвящены подготовке к ЕГЭ, индивидуальные занятия – подтягиванию отстающих.

Именно с целью поддержки таких учащихся (мы с вами условно называем их высоко мотивированными) было принято решение систематизировать олимпиадное движение, которое вылилось в организацию общешкольного интеллектуально-творческого марафона «Созвездие талантов». Кроме участия в школьном, муниципальном и областном этапах Всероссийской олимпиады школьников, традиционным для нашего марафона стало участие ребят в пермских Молодежных чемпионатах; Всероссийских и международных конкурсах «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру»; Всероссийской заочной олимпиаде «Познание и творчество», проводимой МАН «Интеллект будущего» (г. Обнинск). В нынешнем учебном году наши ученики включились в новые проекты: учащиеся 5-9 классов приняли участие в олимпиаде по основам наук УрФО, а учащиеся начальной школы в Эрудит-марафоне учащихся (ЭМУ), состоялись школьные универсиады по 4 предметам в младших классах и по иностранным языкам в среднем и старшем звене.

Сегодня у меня есть возможность сделать сравнительный анализ активности участия детей в олимпиадном движении в прошлом и нынешнем учебном годах.

1. Молодежные предметные чемпионаты (г. Пермь)

 

Название чемпионата

2008-09 уч. год

2009-10 уч. год

Географический

23

43

Математический

80

82

Психологический

5

Биологический

35

30

По английскому языку

41

53

Филологический

28

47

Исторический

20

Старт (начальная школа)

26

98

Итого:

238

373

 

Как мы видим, в этом учебном году количество участников превысило прошлогоднее практически на полторы сотни человек (в большей степени за счет учащихся начальной школы) и составило более половины от общего количества учащихся школы. Я думаю, что одной из причин такой массовости является относительная дешевизна участия в чемпионатах, хотя не сбрасываю со счетов и увеличения интереса к ним в связи с достаточно результативным выступлением в прошлом году. Однако в этом учебном году количество участников из нашей территории увеличилось, поэтому первые результаты (по географии) нас, к сожалению, не порадовали. Детей к олимпиадам необходимо систематично готовить, нельзя полагаться только на их природные способности к усвоению учебного материала. Нужно в обязательном порядке формировать компетенции, которые позволят им не растеряться при предъявлении нестандартных заданий в необычной форме.

2. Всероссийская заочная олимпиада «Познание и творчество». Участвовать в ней мы начали с 2008 года.

 

тур

2007-08 уч. год

2008-09 уч. год

2009-10 уч. год

I

 

 

 

67

49

52

25

13

20

 

18

12

II

30

30

26,2м.-1,3м.-1

25

24

23

18

11

3 м.-2

-

1

7

III

8

8

8

3

2

3

 

 

 

-

1

 

Итого:

38

-

75

20

24

19

 

         Исходя из приведенных в таблице данных наибольший пик активности в данной олимпиаде пришелся на первое полугодие прошлого учебного года, что несомненно связано с результативностью выступлений в 2007-08 учебном году и поездкой наших учеников на Рождественский фестиваль в Малоярославец. В текущем учебном году активность заметно ниже, что обусловлено как высокой стоимостью участия, так и низкой мотивацией педагогов, которые не понимают, что это участие дает. А не понимают, потому что связывают его эффективность исключительно с конечным результатом, а не с процессом работы над олимпиадными заданиями. Отсюда частые проблемы с пониманием роли учителя при выполнении заочной олимпиады, есть педагоги, которые даже не удосуживаются заглянуть в выполненные детьми с родителями задания. А из этого следует результат ниже ожидаемого, затем вопрос: «А зачем все это надо?», который вольно или невольно передается и ученику, и родителям. И за всем этим мы совершенно не видим того объема и глубины знаний, умения добывать информацию и работать с ней, которые приобретает ученик, выполняя эти довольно сложные олимпиадные задания.

И, тем не менее, в этом учебном году повысилось качество участия во Всероссийской олимпиаде. В первом туре из 25 у нас было 8 результативных работ, занявших позиции в первой десятке. А второй тур и вовсе порадовал. Несмотря на то, что еще не все работы проверены, мы уже имеем два третьих места и по одному – четвертых и пятых.

3. Теперь о новых для нас олимпиадах. Начну с олимпиады по основам наук Уральского федерального округа. Мы впервые в таком объеме с ней работаем, были некоторые трудности в организации, т.к. мы выбрали путь использования электронного тестирующего комплекса, а он не позволяет тестировать одновременно более 14 учащихся в одном кабинете информатики. Но тем не менее количественные результаты участия приведены в таблице.

 

предмет

I тур

II тур

III тур

лига

 

премьер

высшая

премьер

высшая

Русский язык

6

5

1

5

-

Английский язык

30

23

4

19

-

Немецкий язык

9

2

5

5

-

Биология

3

2

1

3

-

Математика

36

10

-

5

-

Информатика

10

6

1

5

1

Физика

4

2

2

4

-

Работ:

98

64

47

Участников:

70 (27%)

49

38

        

         Как мы видим из таблицы, отлично сработали по мотивации участия учителя иностранного языка (что впрочем, как всегда), учителя математики. Очень жаль, что из всех учащихся среднего звена только 6 девятиклассниц решили попробовать свои силы в русском языке, хотя предмет этот обязателен при сдаче экзаменов и участие в олимпиаде, которая выстроена в виде теста с вопросами открытого и закрытого типов, могло бы стать неплохой тренировкой. Трудно судить о других предметах, но мне не верится, что у нас в школе так мало учеников, проявляющих способности к физике или биологии, и совсем нет тех, кто мало-мальски разбирается в химии и истории.

         Хромает и качество подготовки к олимпиадам, о чем было уже упомянуто выше. Если иностранцы смогли довести до третьего тура 63% своих участников, то у математиков до финала дошли только 14%. Я не беру те предметы, где участвовало мало детей, понятно, что отобрали лучших из лучших.

         4. С точки зрения массовости участия порадовала начальная школа, которая активно включилась в эрудит-марафон учащихся, выступив в двух турах: конкурсе эрудитов и конкурсе специалистов. Цифры говорят сами за себя:

·       в конкурсе эрудитов приняло участие 96 учащихся (41%), ими было выполнено 245 работ;

·       в конкурсе специалистов – 124 учащихся (53%), выполнено 269 работ.

Сравните с цифрами по УрФО. И это, если учесть, что в начальной школе обучается 234 человека, а в среднем звене - 264.

То же самое можно сказать и о школьной универсиаде, решение о которой было принято на заседании научно-методического совета. Разработали и провели ее только учителя начальных классов и иностранных языков, хотя все цикловые комиссии были ознакомлены с положением и утвердили сроки проведения универсиады.

Все эти данные настойчиво сигнализируют нам о том, что в школе работа по повышению мотивации учащихся и созданию условий для максимального развития их интеллектуальных способностей ведется стихийно, бессистемно.

И если мы хотим поднять ее на должный уровень, нам просто необходимо создавать систему работы с высоко мотивированными и одаренными детьми. Именно с этой целью административным советом школы был разработан проект «Одаренные дети», который был разослан в цикловые комиссии для изучения и обсуждения. И задача нашего сегодняшнего круглого стола – принять решение по данному проекту.

Однако прежде, чем начать этот серьезный и сложный разговор, необходимо было выяснить степень готовности учителей к обсуждению данной проблемы. С этой целью было проведено анкетирование педагогов, о результатах которого нам сообщит педагог-психолог школы Зотова Л.Р.


Скачано с www.znanio.ru

Поддержка одаренных детей как одна из составляющих системы управления процессом формирования устойчивой мотивации к обучению

Поддержка одаренных детей как одна из составляющих системы управления процессом формирования устойчивой мотивации к обучению

К тому же ни для кого не секрет, что усилиями по формированию устойчивой мотивации охватываются в основном низко мотивированные дети и дети со средней степенью…

К тому же ни для кого не секрет, что усилиями по формированию устойчивой мотивации охватываются в основном низко мотивированные дети и дети со средней степенью…

Как мы видим, в этом учебном году количество участников превысило прошлогоднее практически на полторы сотни человек (в большей степени за счет учащихся начальной школы) и…

Как мы видим, в этом учебном году количество участников превысило прошлогоднее практически на полторы сотни человек (в большей степени за счет учащихся начальной школы) и…

Теперь о новых для нас олимпиадах

Теперь о новых для нас олимпиадах

Все эти данные настойчиво сигнализируют нам о том, что в школе работа по повышению мотивации учащихся и созданию условий для максимального развития их интеллектуальных способностей…

Все эти данные настойчиво сигнализируют нам о том, что в школе работа по повышению мотивации учащихся и созданию условий для максимального развития их интеллектуальных способностей…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021