Интеллектуальный турнир в занимательной форме. языку (задания части В) в занимательной форме. форме интеллектуального турнира «Наш великий, могучий русский
язык») 1.Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация). 2.Стимулирование умственной деятельности учащихся (посредством малых форм интеллектуальных игр). 3.Развитие образного и логического мышления. 4.Развитие творческих способностей, воображения и конструктивных умений. 5.Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения). 6.Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам. Оборудование: интерактивная доска, карточки с
заданиями, тесты. могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.
(К.Г. Паустовский). мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С. Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный Русский язык!” Но что значит беречь язык? Это значит грамотно писать и правильно говорить. язык!». Это своеобразный лингвистический кросс. Нужно будет отвечать на вопросы, решать интеллектуальные задачи. Встреча пройдёт в форме деловой игры. В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: “Лингвисты” и “Языковеды”. количество баллов. гастронОмия, деЯние, договОр, ждалА, завИдно, знАмение, Исподволь, кАмбала, коклЮш, ломОта, мессИя, нАискось, начатА, оптОвый, пАмятуя, пАсквиль, хвОя, фенОмен, фарфОр,тиранИя, созЫв, ракУшки, ревЕнь. хотелось бы вспомнить такие как ГОРДОСТЬ, МАЛОСТЬ, МУДРОСТЬ. По какому признаку можно объединить эти слова? (существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы - ость, образованы одним способом - суффиксальным). такое слово, если участники какой-либо команды не могут вспомнить такое слово или повторяют уже названное, они выбывают из игры. Побеждает та команда, которая последней назовет слово с суффиксом –ОСТЬ. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1). 4.Подстаканник, по-настоящему, внизу, небольшой. по группам, определить вид СП по алгоритму схем. Знаки препинания не проставлены. 2. Через окно я увидел как большая черная птица села на ветку клена в саду. 3. Ему казалось будто все вокруг радовались его счастью. 4. Прыгают чирикают возятся как пьяные воробьи урчат медовыми голосами голуби. 5. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях. 6. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и
растений. высказываний? Определите типы связи между частями предложений 1. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ). цифры (Оноре де Бальзак). запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов. в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абрамов). 2) Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Катаев). 3) Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Толстой). 4) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (Арсеньев). 5) Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире
(Солоухин). учителя (Н. Гарин-Михайловский). 2) Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шев_ льнулся пока я не зар_дил ружья и не поднял к_ростеля (И. Тургенев). 3) Покамест слуги упр_влялись и возились г_сподин отправился в общую залу (Н. Гоголь). 4) В то время как она выходила из гости(н, нн)ой в п_редней послышался звонок (Л. Толстой). 5) Лягу спать и ш_пчу стихи закрыв глаза пока не засну (М. Горький). 6) Дверь была з_крыта но отврилась легко едва он нажал (К. Федин). 7) Перед тем как изл_жить на бумаге свои воспом_нания Репин ра(с, сс)казывал их неск_льким людям — мне моей семье случайным г_стям (К. Чуковский). 8) Когда на море вздымается волна то слышен (н_)шум пр_боя а хрустенье льда и ш_рох ос_дающего снега (К. Паустовский). Побеждает та команда, которая делает меньше ошибок. сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к..рась (н..) др..мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр..гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н..) чему (н..) науч..шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н..) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. (Пословицы) по-новому, яблоко, на гору, о маме сконструировать словосочетания таким образом, чтобы они были зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях (В3). (Гипербола) 10.Конкурс «Анализируем текст». с ребёнком. (2)Много работала, сына помогали воспитывать мои
отец и мать. (4)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, и стучало железо на крыше. (5)Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступила к сердцу, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (6)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (7)В такие моменты думаешь о какой-то безысходности...(8)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (9)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью.(10)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошел к окну покурить. (11 )Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потеках, а услышав шаги мои, выпрямился и обернулся. (12)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я туг же подумала о самом страшном. (13)Может, он болен и скоро умрет?.. (14)Мне стало безумно жаль его, и я сказала, едва сдерживая
слезы: ничего не понимая. доме — вот я и счастлив! мы были все вместе. (22)И он готов был ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли
мне вслед: (предложение 16) обстоятельством. Напишите номер этого предложения. с неоднородным параллельным присоединением придаточных. Напишите номер (-а) этих предложений. притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. которая подступила к сердцу»), …..«безумно жаль», «щемящей мысли»). Сделать рассказ эмоциональным, убедительным помогают и синтаксические средства выразительности:… (например, в предложениях 12, 22, 23),…
(предложение 25).» 1.противопоставление 2.парцелляция 3.олицетворение 4.экспрессивный лексический повтор 5.эпитеты 6.ряды однородных членов 7.сравнение 8.риторическое восклицание 9.синтаксический параллелизм
неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. (А.Куприн «Олеся»). суффиксальным способом. номер. Напишите номер этого предложения. придаточным определительным. Укажите его номер. при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. “Языковеды” Петровских преобразований. (2)Действительно, их можно оценивать по-разному. (3)Все зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что главным, а что второстепенным. (4)Но все согласны в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. (5)Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, которому, может быть, лучше других удалось понять и личность Петра, и его дело, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, чем значительнее какое-нибудь (явление), тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние". (6)Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII век. (7)Во второй половине этого столетия изменяется, становится более централизованной, система государственного управления. (8)Предпринимаются также попытки более четко разграничить сферы деятельности различных приказов (центральных органов управления). (9) Тогда появляются первые зачатки армии - так называемые полки иноземного строя. (10)Происходят важные изменения в культуре: появляется театр, первое высшее учебное заведение. (11)Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения в середине XVII в. к России Украины - временно - Белоруссии, находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения. (12)После смерти Петра Россия была на пути к перевоплощению уже в современную страну. (13) Прежде всего, из московского государств, чьи контакты с внешним миром (несмотря на их существенное оживление в XVII в.) были довольно ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из могущественных стран Европы. (14)Петр не только «прорубил» окно в Европу, но и сделал все от него зависевшее, чтобы Россия стала европейской суффиксальным способом. конструкция. Укажите его номер. Напишите номера этих предложений. и подчинением и с придаточным цели. Укажите его номер. при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. размышлениям о значении Петровских преобразований. Такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 5,10-11), позволяют наиболее полно выразить авторскую точку зрения). Автор использует также_____ (предложения 7-10), и такой приём, как _____ («прорубил» окно в
Европу). ТЕКСТ №2 (2)После полудня в ней потонули дальние горы. (3)На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4)Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5)В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. (6)Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7)Явление это продолжалось не более двух минут. (Н.Лесков
«Соборяне»). (предложение 1). Напишите номер этого сложного предложения. обстоятельством. Напишите номер этого предложения. с неоднородным присоединением придаточных. Напишите номер (-а) этих предложений. местоимения. Напишите номер этого предложения. Представьте себе, что перед вами великие мудрецы, капитаны команд. Вы можете их спросить, о чем захотите, о самом важном для себя. А эти мудрецы должны ответить афоризмами Чехова и Грибоедова. а суффикс в строении. Вместе же то, что вы пишете на уроке литературы (сочинение) работ (задания части В). |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.