МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза
Уважаемые коллеги! Хочу представить мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, не ко всему экзамену в целом, а именно заданию типа С – написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
(Приложение 1, слайд 1)
С каждым годом требования к сдаче ЕГЭ по русскому языку возрастают. Несколько лет тому назад мы не придавали особого внимания заданию с развернутым ответом, акцентировали внимание на выполнение заданий типа А и В, а сейчас, как видим, требования возросли, тем более, что, выполнив эту часть работы, ученик может набрать 25 баллов.
Готовясь к ЕГЭ, я обнаружила некоторые затруднения ребят 11 класса в выполнении задания типа С. С начала 2 полугодия я стала1 час в неделю уделять именно написанию сочинения-рассуждения. Изучив множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, а именно заданию типа С и применяя эти методики на деле, я пришла к выводу, что наиболее приемлемый способ написания сочинения – это использование речевых клише, потому что для учеников этот способ легкий и доступный.
Для начала я предлагаю поделиться на две команды и прочитать исходный текст.
(Раздается текст)
Прочитайте, пожалуйста, исходный текст. (Раздаются бланки с алгоритмом сочинения)
Итак, давайте обратимся к алгоритму написания сочинения.
(Слайд 2)
Алгоритм написания сочинения
1. Вступление.
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к поставленной проблеме.
4. Позиция автора.
5. Собственная позиция.
6. Аргумент.
7. Литературный аргумент.
8. Заключение.
1. Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. Определите тему текста.
- Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению?
(Слайд 3)
1. Вступление. Внимательно прочитайте текст, определите ведущий тип речи: повествование или рассуждение.
2. Если повествование, на черновике запишите ответы на вопросы:
Кто?
Где?
Когда?
Что происходит?
3. Прочитайте текст 2-й раз, подчеркните субъективные ключевые слова.
4. Ответьте на вопрос: Над чем размышляет автор? Это проблема текста.
Сформулируйте проблему текста виде повествовательного предложения (проблема чего?) (Проблема важности быть кому-то нужным и полезным)
или в виде вопросительного предложения (Что дает ощущение нужности и полезности?).
5. Клише для формулирования проблемы текста:
В виде повествовательного предложения
· В предложенном для анализа тексте NN рассматривает проблему (чего?).
· В предложенном для анализа тексте NN поднимает проблему (чего?).
· В своем тексте NN выдвигает на всеобщее обсуждение проблему (чего?).
· В тексте NN затрагивает проблему (чего?).
· Предложенный для анализа текст посвящен проблеме (чего?)
· В тексте NN затрагивается проблему (чего?).
· В тексте NN поднимается проблему (чего?).
· В тексте NN рассматривается проблем (чего?).
В виде вопросительного предложения
· Как (почему, какую роль, какова роль , можно ли, нужно ли, на чем кого и т.д? Этой сложной проблеме посвящен текст NN.
· Как (почему, какую роль ,какова роль , можно ли, нужно ли, на чем кого и т.д? Эту сложную проблему поднимает в своем тексте NN.
· Как (почему, какую роль ,какова роль , можно ли, нужно ли, на чем кого и т.д? Ответ на этот вопрос ищет в своем тексте NN.
6. Примите к сведению
Часто возникают сложности в выявлении проблемы в художественном тексте.
Алгоритм выявления проблемы художественного текста
7. Собираем материал для комментария (2 примера-иллюстрации + пояснение каждого примера).
Для этого отвечаем на вопрос: «Что делает автор для раскрытия проблемы?»
o На каких примерах в тексте автор раскрывает проблему?
o Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Какие высказывания заслуживают особого внимания?
o На чьи мнения, высказывания ссылается автор?
o Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
o Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя.
Используем клише
· Размышляя над проблемой, писатель(публицист)вспоминает случай, рассказывает историю
· Предлагая на обсуждение вопрос, писатель(публицист) приводит факты из биографии
· На примере случае из жизни NN показывает
· Вовлекая читателей в совместные размышления над проблемой, писатель(публицист) приводит данные научных исследований
обращается к героическим событиям
делится любопытными жизненными наблюдениями
· Чтобы разобраться в этом злободневном вопросе, писатель(публицист) анализирует причины
· Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу писатель (публицист) рассказывает о непростых взаимоотношениях
8. Поясняем каждый пример:
· Этот случай заставил автора задуматься о том, почему
· Анализируя факты из биографии, писатель (публицист) высказывает предположения
· В размышлениях автора звучит мысль
· NN приводит…, подтверждающие мысль
9. По возможности не только описываем действия автора, но и характеризуем чувства, вызванные теми или иными жизненными событиями.
Используем клише:
· Автор с возмущением
§ негодованием
§ нескрываемой тревогой
§ искренним недоумением
§ нескрываемым волнением
· Автор осуждает(одобряет) героя
· Публицист поражен поступком
· Автор восхищается людьми, которые
· Автор текста выражает свою обеспокоенность
10. Завершаем комментарий
Клише
· Свои рассуждения писатель(публицист) завершает справедливым выводом о том, как важно
· Поэтому автор текста призывает читателей
· Поэтому автор текста напоминает всем нам:
· Знакомя читателей с противоположными точками зрения на задачи…, NN предлагает каждому из нас задуматься над проблемой и самому решать какие
11. Устанавливаем смысловую связь между примерами.
Смысловая связь – это логические отношения между примерами-иллюстрациями, которые экзаменуемый использует в комментарии проблемы текста.
Основные виды смысловой связи:
противопоставление
сопоставление, сравнение
причина
следствие
детализация, дополнение
подтверждение
объяснение
аналогия
уступка
и др.
Как проанализировать смысловую связь между
примерами-иллюстрациями?
Это значит ответить на вопрос: как эта взаимосвязь
примеров-иллюстраций влияет на понимание аспектов сформулированной проблемы
текста?
Возможная схема анализа смысловой связи
Автор (смысловая связь) Анализ смысловой связи
противопоставляет… что чему? 1.Зачем? С какой целью?
сравнивает… что с чем? 2. Как это помогает конкретизировать сопоставляет… что с чем? раскрыть
указывает на причину…чего? понять
указывает на условие… ? расшифровать и
указывает на уступительные отношения… проблему, авторскую позицию
даёт определение…чему? авторский замысел, характер героя
детализирует… что поступки, поведение героя и т.д.
дополняет сказанное… чем?
12. Формулируем авторскую позицию (кратко, 1-2 фразами. Помним, что авторская позиция и мнение героя-рассказчика не всегда совпадают).
Ответ на проблемный вопрос есть авторская позиция
· Авторская позиция в публицистическом тексте часто выражена прямо.
· В художественном тексте позиция автора часто «вытекает» из содержания текста, так что ее нужно сформулировать самостоятельно.
Используем клише
Авторская позиция выражена прямо:
· Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «цитата». Автор убежден: разъяснение смысла цитаты.
· Автор текста, оставляя читателям право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)… Автор убежден:…
· Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Авторская позиция выражена косвенно:
· Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…
· Позиция автора относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтение текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:…
· Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что NN…
13. Выражаем свою точку зрения (согласие-несогласие)
· Согласие-несогласие – это тезис, который следует аргументировать.
· Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения и логически связан с позицией автора.
Клише для выражения согласия:
· Я согласен с позицией автора текста и считаю…
· Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден в том, что…
· С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что
· Мне кажется убедительным мнение автора о том, что…
Клише для выражения несогласия (в случае несогласия и полемики с автором не должно быть грубых выражений, оскорблений, иначе снизится 1 балл за соблюдение этических норм).
· В основном я соглашаюсь с точкой зрения автора исходного текста, но хочу выразить свою точку зрения…
· В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…
На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, этот урок будет полезен вам в подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.