Подготовка к итоговой аттестации
Оценка 4.8

Подготовка к итоговой аттестации

Оценка 4.8
doc
18.02.2021
Подготовка к итоговой аттестации
Подготовка к итоговой аттестации.doc

Подготовка к итоговой аттестации

по истории и обществознанию

(из опыта работы)

 

Шихшабеков Расул Магомедович,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Мичуринская СОШ»

с. Мичурино Дербентского района

 

Урок истории в 9 классе, план-конспект которого приводится в этой публикации, интегрирован с уроком обществознания. Поскольку знания по любым дисциплинам в информационном обществе носят ярко выраженный интегрированный характер, в современной школе есть необходимость в проведении занятий на междисциплинарной основе. При этом главное в интеграции не механическое совмещение отдельных фактов, понятий, терминов, а получение знаний, умений и навыков во взаимосвязи с другими предметами или интеграции знаний и представлений обучающихся. В нашем случае была поставлена задача обеспечения направленного формирования умений и навыков комплексного использования знаний при решении учебных и практических задач в целях эффективной подготовки к итоговой аттестации и Единому Государственному экзамену по истории и обществознанию.

Опыт учительской практики и анализ экзаменационных работ обучающихся показывает, что наибольшие трудности на экзамене вызывают те виды заданий, где ученикам необходимо не только продемонстрировать знания, но и суметь применить их при выполнении заданий части С. Экзаменационные задания, как по истории, так и по обществознанию, предполагают наличие у обучающихся умений подкреплять свои выводы аргументами, иллюстрировать их примерами. Таким образом, теоретических знаний по обществоведению на экзамене будет недостаточно без фактического исторического материала, а события исторической практики невозможно будет проанализировать без опоры на теоретические знания об обществе.

Сегодня мы представляем вариант использования заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности на интегрированном уроке по теме: «Первые мероприятия Советской власти. Становление Советской государственности».

 

Тип урока: изучение нового материала в форме лабораторно-практической работы.

Оборудование урока:

·       Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX - начало XXI вв. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.

     М. : Просвещение, 2008.

·       Мультимедийная презентация урока

·       Раздаточный материал (выдержки из первых декретов Советской власти, принятых на II съезде Советов, из первой Советской конституции 1918г. и Конституции РФ 1993г.; тестовые задания различного уровня сложности)

·       Алгоритмы выполнения заданий

 

Работа на уроке была организована по трем группам в целях оптимизации учебного процесса.

 

Основные этапы урока.

I. Актуализация ранее изученного обществоведческого материала по темам: «Общество», «Государство в политической системе», «Социальная сфера» с использованием тестовых заданий базового и повышенного уровня.

 

I.1. Установите соответствие:

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

1) экономическая

А) сословия, классы, нации

2) политическая

Б) мораль, церковь, религия

3) социальная

В) деятельность государственных органов, политических партий

4) духовная

Г) отношения в процессе материального производства

 

I.2. Соотнесите понятия и определения:

 

1.государство

А) основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и назначение в обществе

2.функции государства

Б) социальные условия, при  которых люди имеют  различный доступ к  социальным благам

3.социальное неравенство

В) социальная группа, члены  которой обладают правами  и обязанностями,  передающимися по  наследству

4.сословия

Г) организация политической  власти, осуществляющая управление обществом

 

 

I.3. В государстве Z. церковь отделена от государства, школа — от церкви.

К какому типу относится данное государство?

 

·       теократическому

·       атеистическому

·       светскому

·       коммунистическому

 

II. Изучение нового материала по плану:

 1. II съезд Советов: Декреты о земле, о мире и о власти.

 2.Уничтожение национального и сословного неравенства.

 3. Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов.

 4. Первая Советская Конституция 1918 года.

 

 

II.1. В ходе изучения первого вопроса была организована лабораторная работа с историческими источниками по группам:

Каждой группе были предложены извлечения из первых декретов советской власти и вопросы к ним.

 

Задание для первой группы:

Познакомьтесь с документом Декрет о земле, выполните задание и ответьте на вопросы:

1.Перечислите наиболее важные положения Декрета о земле. Насколько они соответствовали вековым чаяниям крестьян?

2.Аграрная программа какой партии легла в основу Декрета? Почему большевики воспользовались этой программой, а не своей?

3.Считаете ли вы, что в условиях уже существовавшего расслоения крестьян, Декрет о земле разрешил аграрный вопрос в России?

 

Задание для второй группы:

Познакомьтесь с документом Декрет о мире, выполните задание и ответьте на вопросы:

1. Перечислите наиболее важные положения Декрета о мире. Отвечал ли он интересам большей части населения страны?

2.Почему выход из войны большевики считали самой важной задачей текущего момента?

 

Задание для третьей группы:

Познакомьтесь с документами, учреждавшими новые органы власти и выполните задание:

1.Заполните предложенную схему.

2. Каковы полномочия каждого из вновь созданных органов власти?

3. Можно ли говорить о разделении властей в новой структуре власти и почему?

 

II.2. Работа над вторым вопросом заключалась в самостоятельном анализе учебного текста и выделении его основных положений, на основании которых обучающимся было предложено выполнить следующее задание:

 

В соответствии с принятой в современной политологии типологизацией государства выделяют различные типы государств по отношению к религии.

 

Какой тип государства в соответствии с данным критерием сложился в Советской России в начале 1918 г.?

 

Назовите не менее двух признаков такого государства.

 

Проиллюстрируйте каждый из них примером (сначала назовите признак, затем напишите пример).

 

II.3. При рассмотрении третьего вопроса о судьбе Учредительного собрания обучающиеся должны были : 1) проанализировать представленные в виде диаграммы данные о партийном составе депутатов нового органа народного представительства.

2) проанализировать визуальное содержание агитационного плаката того времени, сопоставить с данными диаграммы и ответить на вопрос: «Почему именно эсеры одержали победу на выборах в Учредительное собрание?»

Этот вид деятельности позволил не только закрепить такие понятия как левые партии, либеральные идеи, абсолютное и относительное парламентское большинство, но и продолжить работу над формированием умений и навыков извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.

 

II.4.  Изучение четвертого вопроса предполагало проведение сравнительного анализа двух российских конституций – первой советской 1918г. и ныне действующей, по следующему плану:

 

Сравните Конституцию РСФСР 1918 года и Конституцию Российской Федерации 1993 года. Укажите, что является общим (не менее 2-х общих характеристик), а что — различным (не менее 4-х характеристик)

         Сравнение проведите по следующим линиям: 1) форма государственного правления; 2) форма государственного устройства; 3) тип конституции; 4) главная задача, обязанность государства; 5) избирательное право; 6) труд; 7) воинская обязанность; 8) собственность на землю.

         Запишите ответ в форме таблицы

 

Общее

·        …………………………………………………………………………………………………….

·        …………………………………………………………………………………………………….

 

Различия

·         

·         

·         

·         

·         

·         

·         

·         

 

 

Задания такого типа, как известно, включены в КИМы ЕГЭ по истории и материалы ГИА по обществознанию.

 

III. Закрепление изученного на уроке материала.

Обучающимся было предложено:

1) заполнить пустые ячейки в схеме;

                                                      2) опираясь на фактический материал урока, привести не менее двух примеров, иллюстрирующих внутренние функции государства.

 

Работа была организована по группам. Первая группа приводила примеры, характеризующие политическую, вторая – экономическую, третья – социальную функции государства.

В процессе выполнения данного задания обучающиеся интегрировали свои знания по обществознанию и истории, вырабатывая навыки и умения, необходимые для выполнения заданий части С.

IV. Домашнее задание.

1) Прочитать §12 (раздел «II съезд Советов. Декреты о мире и о земле»), §13 (разделы «Создание новых органов власти», «Уничтожение национального и сословного неравенства», «Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов», «Принятие Конституции 1918года»);

2) Отобразить данные о партийной принадлежности делегатов II Всероссийского съезда Советов в диаграмме и гистограмме;

3) Выполнить письменно задание №1  с.96.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подготовка к итоговой аттестации по истории и обществознанию (из опыта работы)

Подготовка к итоговой аттестации по истории и обществознанию (из опыта работы)

Тип урока: изучение нового материала в форме лабораторно-практической работы

Тип урока: изучение нового материала в форме лабораторно-практической работы

Г) организация политической власти, осуществляющая управление обществом

Г) организация политической власти, осуществляющая управление обществом

Каковы полномочия каждого из вновь созданных органов власти? 3

Каковы полномочия каждого из вновь созданных органов власти? 3

Сравните Конституцию РСФСР 1918 года и

Сравните Конституцию РСФСР 1918 года и

В процессе выполнения данного задания обучающиеся интегрировали свои знания по обществознанию и истории, вырабатывая навыки и умения, необходимые для выполнения заданий части

В процессе выполнения данного задания обучающиеся интегрировали свои знания по обществознанию и истории, вырабатывая навыки и умения, необходимые для выполнения заданий части
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2021