Подготовка к итоговой аттестации
по истории и обществознанию
(из опыта работы)
Шихшабеков Расул Магомедович,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Мичуринская СОШ»
с. Мичурино Дербентского района
Урок истории в 9 классе, план-конспект которого приводится в этой публикации, интегрирован с уроком обществознания. Поскольку знания по любым дисциплинам в информационном обществе носят ярко выраженный интегрированный характер, в современной школе есть необходимость в проведении занятий на междисциплинарной основе. При этом главное в интеграции не механическое совмещение отдельных фактов, понятий, терминов, а получение знаний, умений и навыков во взаимосвязи с другими предметами или интеграции знаний и представлений обучающихся. В нашем случае была поставлена задача обеспечения направленного формирования умений и навыков комплексного использования знаний при решении учебных и практических задач в целях эффективной подготовки к итоговой аттестации и Единому Государственному экзамену по истории и обществознанию.
Опыт учительской практики и анализ экзаменационных работ обучающихся показывает, что наибольшие трудности на экзамене вызывают те виды заданий, где ученикам необходимо не только продемонстрировать знания, но и суметь применить их при выполнении заданий части С. Экзаменационные задания, как по истории, так и по обществознанию, предполагают наличие у обучающихся умений подкреплять свои выводы аргументами, иллюстрировать их примерами. Таким образом, теоретических знаний по обществоведению на экзамене будет недостаточно без фактического исторического материала, а события исторической практики невозможно будет проанализировать без опоры на теоретические знания об обществе.
Сегодня мы представляем вариант использования заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности на интегрированном уроке по теме: «Первые мероприятия Советской власти. Становление Советской государственности».
Тип урока: изучение нового материала в форме лабораторно-практической работы.
Оборудование урока:
· Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX - начало XXI вв. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.
М. : Просвещение, 2008.
· Мультимедийная презентация урока
· Раздаточный материал (выдержки из первых декретов Советской власти, принятых на II съезде Советов, из первой Советской конституции 1918г. и Конституции РФ 1993г.; тестовые задания различного уровня сложности)
· Алгоритмы выполнения заданий
Работа на уроке была организована по трем группам в целях оптимизации учебного процесса.
Основные этапы урока.
I. Актуализация ранее изученного обществоведческого материала по темам: «Общество», «Государство в политической системе», «Социальная сфера» с использованием тестовых заданий базового и повышенного уровня.
I.1. Установите соответствие:
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
СОСТАВЛЯЮЩИЕ |
1) экономическая |
А) сословия, классы, нации |
2) политическая |
Б) мораль, церковь, религия |
3) социальная |
В) деятельность государственных органов, политических партий |
4) духовная |
Г) отношения в процессе материального производства |
I.2. Соотнесите понятия и определения:
1.государство |
А) основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и назначение в обществе |
2.функции государства |
Б) социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам |
3.социальное неравенство |
В) социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству |
4.сословия |
Г) организация политической власти, осуществляющая управление обществом |
I.3. В государстве Z. церковь отделена от государства, школа — от церкви.
К какому типу относится данное государство?
· теократическому
· атеистическому
· светскому
· коммунистическому
II. Изучение нового материала по плану:
1. II съезд Советов: Декреты о земле, о мире и о власти.
2.Уничтожение национального и сословного неравенства.
3. Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов.
4. Первая Советская Конституция 1918 года.
II.1. В ходе изучения первого вопроса была организована лабораторная работа с историческими источниками по группам:
Каждой группе были предложены извлечения из первых декретов советской власти и вопросы к ним.
Задание для первой группы:
Познакомьтесь с документом Декрет о земле, выполните задание и ответьте на вопросы:
1.Перечислите наиболее важные положения Декрета о земле. Насколько они соответствовали вековым чаяниям крестьян?
2.Аграрная программа какой партии легла в основу Декрета? Почему большевики воспользовались этой программой, а не своей?
3.Считаете ли вы, что в условиях уже существовавшего расслоения крестьян, Декрет о земле разрешил аграрный вопрос в России?
Задание для второй группы:
Познакомьтесь с документом Декрет о мире, выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Перечислите наиболее важные положения Декрета о мире. Отвечал ли он интересам большей части населения страны?
2.Почему выход из войны большевики считали самой важной задачей текущего момента?
Задание для третьей группы:
Познакомьтесь с документами, учреждавшими новые органы власти и выполните задание:
1.Заполните предложенную схему.
2. Каковы полномочия каждого из вновь созданных органов власти?
3. Можно ли говорить о разделении властей в новой структуре власти и почему?
II.2. Работа над вторым вопросом заключалась в самостоятельном анализе учебного текста и выделении его основных положений, на основании которых обучающимся было предложено выполнить следующее задание:
В соответствии с принятой в современной политологии типологизацией государства выделяют различные типы государств по отношению к религии.
Какой тип государства в соответствии с данным критерием сложился в Советской России в начале 1918 г.?
Назовите не менее двух признаков такого государства.
Проиллюстрируйте каждый из них примером (сначала назовите признак, затем напишите пример).
II.3. При рассмотрении третьего вопроса о судьбе Учредительного собрания обучающиеся должны были : 1) проанализировать представленные в виде диаграммы данные о партийном составе депутатов нового органа народного представительства.
2) проанализировать визуальное содержание агитационного плаката того времени, сопоставить с данными диаграммы и ответить на вопрос: «Почему именно эсеры одержали победу на выборах в Учредительное собрание?»
Этот вид деятельности позволил не только закрепить такие понятия как левые партии, либеральные идеи, абсолютное и относительное парламентское большинство, но и продолжить работу над формированием умений и навыков извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.
II.4. Изучение четвертого вопроса предполагало проведение сравнительного анализа двух российских конституций – первой советской 1918г. и ныне действующей, по следующему плану:
Сравните Конституцию РСФСР 1918 года и Конституцию Российской Федерации 1993 года. Укажите, что является общим (не менее 2-х общих характеристик), а что — различным (не менее 4-х характеристик)
Сравнение проведите по следующим линиям: 1) форма государственного правления; 2) форма государственного устройства; 3) тип конституции; 4) главная задача, обязанность государства; 5) избирательное право; 6) труд; 7) воинская обязанность; 8) собственность на землю.
Запишите ответ в форме таблицы
Общее · ……………………………………………………………………………………………………. · …………………………………………………………………………………………………….
|
|
Различия |
|
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
Задания такого типа, как известно, включены в КИМы ЕГЭ по истории и материалы ГИА по обществознанию.
III. Закрепление изученного на уроке материала.
Обучающимся было предложено:
1) заполнить пустые ячейки в схеме;
2) опираясь на фактический материал урока, привести не менее двух примеров, иллюстрирующих внутренние функции государства.
Работа была организована по группам. Первая группа приводила примеры, характеризующие политическую, вторая – экономическую, третья – социальную функции государства.
В процессе выполнения данного задания обучающиеся интегрировали свои знания по обществознанию и истории, вырабатывая навыки и умения, необходимые для выполнения заданий части С.
IV. Домашнее задание.
1) Прочитать §12 (раздел «II съезд Советов. Декреты о мире и о земле»), §13 (разделы «Создание новых органов власти», «Уничтожение национального и сословного неравенства», «Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов», «Принятие Конституции 1918года»);
2) Отобразить данные о партийной принадлежности делегатов II Всероссийского съезда Советов в диаграмме и гистограмме;
3) Выполнить письменно задание №1 с.96.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.