Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия» г. Гая Оренбургской области
Рассмотрено на заседании НМС Протокол № __ от 2018 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Семёнова Т. Д. / / « » _______ 2018 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия» Метальникова Л. М. / / Приказ № ____ от 2018 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление интеллектуальное
Наименование программы Подготовка к ОГЭ по математике
Класс 9
Ф.И.О. педагога-разработчика программ Черных Т.А.
Педагогический стаж 9
Квалификация ПК
2018 г.
Пояснительная записка
Возраст детей – 9 класс.
Программа «Подготовка к ОГЭ по математике» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 20 часов в год.
Количество учащихся – до 37 человек.
Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по математике» рассматривается в рамках реализации ФГОС ООО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений обучающихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Запланировано более глубокое и осмысленное изучение таких тем, как «Числа, числовые выражения, проценты», «Буквенные выражения», «Преобразование выражений», «Уравнения и неравенства», «Прогрессии: арифметическая и геометрическая числовые последовательности», «Функции и графики», «Текстовые задачи», «Элементы статистики и теории вероятностей», «Решение геометрических задач», «Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9».
Тематическое планирование составлено с учетом анализа вариантов ОГЭ, вследствие чего программа курса предполагает рассмотрение всех типичных заданий экзамена по данным темам.
Курс призван помочь обучающимся сознательно овладеть системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин, для достойной сдачи ОГЭ и продолжения образования в учебных заведениях, а также предусматривает развитие математических способностей, логического мышления, пространственного воображения и устойчивого интереса к геометрии.
В преподавании используется в основном метод проблемного изложения материала и практические занятия. Итоговый контроль – зачет в форме и по заданиям ОГЭ по пройденным темам.
Цель курса:
- повышение теоретических знаний курса алгебры и геометрии, формирование у обучающихся устойчивого навыка решения задач различного уровня сложности.
Задачи курса: оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса алгебры и геометрии, подготовке к экзамену.
Научить обучающихся:
- излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертёж по условию задачи;
- показать примерную тематику и уровень трудности различного типа задач, включенных в содержание ОГЭ.
- проверить качество знаний и умений учащихся по алгебре и геометрии, их готовности к сдачи ОГЭ.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- основные определения, формулы, теоремы курса;
- сущность понятия алгоритма, примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости, приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного расположения.
уметь:
- излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертёж по условию задачи;
- решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации.
иметь опыт (в терминах компетентностей):
- работы в группе, как на занятиях, так и вне;
- работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Результаты первого уровня:
– приобретение обучающимися научного знания, понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
Результаты второго уровня
– получение обучающимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.
Результаты третьего уровня
– получение обучающимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, информации и материальных ресурсов, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно- исследовательских проектов; соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования.
Проверка результатов проходит в форме:
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется зачет в форме и по заданиям ОГЭ по пройденным темам.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Формы и режим занятий:
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 45 минут, группа – до 37 человек.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение типовых задач ОГЭ;
- знакомство с информационными ресурсами, связанными с подготовкой к ОГЭ по математике (сборники типовых задач, методические указания, сайты);
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах.
Отличительные особенности рабочей программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение разнообразных типовых задач и заданий ОГЭ, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Рабочая программа рассчитана на 20 часов и введена в образовательное пространство МБОУ «Гимназия» на основании Приказа № 542/1 от 30.11.18 г.
Методическое обеспечение программы:
Результат реализации программы «Подготовка к ОГЭ по математике» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; ПК, проектор и экран.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту обучающегося.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, сборники заданий ОГЭ.
Список литературы:
1. ОГЭ 2019. Математика. Тематические тестовые задания. 14 вариантов заданий. Глазков Ю.А., Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я. (2019, 112с.)
2. ОГЭ 2019. Математика. Сборник заданий. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. (2018, 224с.)
3. ОГЭ 2019. Математика. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Под. ред. Ященко И.В. (2019, 128с.)
4. ОГЭ 2019. Математика. Тематические тестовые задания. Два модуля: «Алгебра», «Геометрия». Минаева С.С., Мельникова Н.Б. (2019, 96с.)
5. ОГЭ 2019. Математика. Типовые тестовые задания. 38 вариантов заданий. Под. ред. Ященко И.В. (2019, 240с.)
6. ОГЭ 2019. Математика. Экзаменационный тренажёр. 20 экзаменационных вариантов. Лаппо Л.Д., Попов М.А. (2019, 120с.)
7. ОГЭ 2019. Математика. Сборник заданий. Лаппо Л.Д., Попов М.А. (2019, 160с.)
8. ОГЭ 2019. Математика. Справочник. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Булычев В.А. и др. (2019, 190.)
Принципы построения программы
Деятельностно-ориентированные принципы:
- принцип обучения деятельности;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);
- принцип опоры на процессы спонтанного развития;
- принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение обучающимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся подбираются в соответствии типом занятия, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей обучающихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Занятия проходят в форме:
- беседы;
- практических занятий.
Методы проведения занятий:
- объяснительно-иллюстративный – передача и организация усвоения знаний обучающимися;
- репродуктивный - обучение умению воспроизводить знания и способы деятельности;
- частично-поисковый (эвристический) метод – обучение отдельным этапам исследовательской работы.
- Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
- система знаний;
- умения и навыки (предметные и общие учебные);
- способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
- взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
- публичная защита творческих работ, исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по ИКТ разрабатываются соответствующие критерии, которые открыты для всех обучающихся.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, ответов на вопросы, собеседований. Итоговая аттестация предусмотрена в виде зачета.
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Наименование тем курса |
Виды деятельности |
Форма |
|
1 Введение. Знакомство со структурой экзамена |
групповая работа |
урок-лекция |
|
2. Числа, числовые выражения, проценты |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
3. Числа, числовые выражения, проценты |
индивидуальная и групповая работа |
тестирование |
|
4. Буквенные выражения |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
5. Буквенные выражения |
индивидуальная и групповая работа |
тестирование |
|
6. Преобразование выражений |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
7. Уравнения |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
8. Неравенства |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
9. Неравенства |
индивидуальная и групповая работа |
тестирование |
|
10. Функции и графики
|
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
11. Функции и графики |
индивидуальная и групповая работа |
тестирование |
|
12. Текстовые задачи |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
13. Решение геометрических задач |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
14. Решение геометрических задач |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
15. Решение геометрических задач |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
16. Прогрессии: арифметическая числовая последовательность |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
17. Прогрессии: геометрическая числовая последовательность |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
18. Элементы статистики и теории вероятностей |
индивидуальная и групповая работа |
урок-практикум |
|
19. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 |
самостоятельная работа |
урок-практикум |
|
20. Зачет |
самостоятельная работа |
урок-зачет |
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
1 |
Введение. Знакомство со структурой экзамена. |
1 |
2 |
Числа, числовые выражения, проценты |
1 |
3 |
Числа, числовые выражения, проценты |
1 |
4 |
Буквенные выражения |
1 |
5 |
Буквенные выражения |
1 |
6 |
Преобразование выражений |
1 |
7 |
Уравнения |
1 |
8 |
Неравенства |
1 |
9 |
Неравенства |
1 |
10 |
Функции и графики |
1 |
11 |
Функции и графики |
1 |
12 |
Текстовые задачи |
1 |
13 |
Решение геометрических задач |
1 |
14 |
Решение геометрических задач |
1 |
15 |
Решение геометрических задач |
1 |
16 |
Прогрессии: арифметическая числовая последовательность |
1 |
17 |
Прогрессии: геометрическая числовая последовательность |
1 |
18 |
Элементы статистики и теории вероятностей |
1 |
19 |
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 |
1 |
20 |
Зачет |
1 |
Календарно-тематический план
Дата |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе
|
|||
По плану |
Факти- чески |
Лекция |
Практчес. работа
|
Самостоят работа |
||
7.12 |
|
Введение. Знакомство со структурой экзамена. |
1 |
1 |
|
|
14.12 |
|
Числа, числовые выражения, проценты |
1 |
|
1 |
|
21.12 |
|
Числа, числовые выражения, проценты |
1 |
|
1 |
|
28.12 |
|
Буквенные выражения |
1 |
|
1 |
|
11.01 |
|
Буквенные выражения |
1 |
|
1 |
|
18.01 |
|
Преобразование выражений |
1 |
|
1 |
|
25.01 |
|
Уравнения |
1 |
|
1 |
|
1.02
|
|
Неравенства |
1 |
|
1 |
|
8.02 |
|
Неравенства |
1 |
|
1 |
|
15.02 |
|
Функции и графики |
1 |
|
1 |
|
22.02 |
|
Функции и графики |
1 |
|
1 |
|
1.03 |
|
Текстовые задачи |
1 |
|
1 |
|
15.03 |
|
Решение геометрических задач |
1 |
|
1 |
|
22.03 |
|
Решение геометрических задач |
1 |
|
1 |
|
5.04 |
|
Решение геометрических задач |
1 |
|
1 |
|
12.04 |
|
Прогрессии: арифметическая числовая последовательность |
1 |
|
1 |
|
19.04 |
|
Прогрессии: геометрическая числовая последовательность |
1 |
|
1 |
|
26.04 |
|
Элементы статистики и теории вероятностей |
1 |
|
1 |
|
17.05 |
|
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 |
1 |
|
|
1 |
24.05 |
|
Зачет |
1 |
|
|
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.