ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
(методические рекомендации для родителей)
Поступление в школу - очень важный и ответственный момент в жизни ребенка и его родителей. Главное, чтобы дети были всесторонне подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому родителям следует заранее позаботиться о целенаправленной подготовке ребенка к школе – за один год. Если пропустили это время, то даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать развивающие занятия дома, которые помогут ребенку справиться с трудностями при поступлении в школу.
Предложенный перечень знаний, умений и навыков, которым должен обладать ребёнок при поступлении в 1 класс поможет ребёнку успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе.
Побеседуйте с ребенком по вопросам приведенным ниже. Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания. Хвалите за правильные ответы.
Первый раз проведите такую беседу за год до поступления в 1 класс, вторую беседу за полгода, третью за 1 месяц до начала учебного года (меняя вопросы местами). Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки вашего ребенка к школе.
Многие родители считают важным показателем чтение и письмо. Но при определении уровня психологической готовности ребенка к школе, в том числе, оценивают знания об окружающем мире, развитие зрительно-моторной координации, произвольного внимания, тонкой моторики руки, графических умений и пространственных представлений, общение с людьми. Развитие этих школьно-значимых функций является основой подготовки к обучению, так как при недостаточном их развитии ребенку будет сложнее овладеть необходимыми навыками и умениями для успешного обучения в школе.
Ребенок поступающий в школу в 1 класс должен знать ответы на следующие вопросы
· Назови свою фамилию, имя, отчество.
· Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
· Сколько тебе лет?
· Назови страну, в которой ты живёшь.
· Назови город, в котором ты живёшь.
· Назови свой домашний адрес.
· Кем работает мама? Кем работает папа?
· У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
· У тебя есть друзья? Как их зовут?
· Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
· Какой сейчас день недели?
· Сколько существует времен года? Назови их.
· Какое сейчас время года?
· Чем отличается зима от лета?
· Сколько месяцев в году? Назови их.
· Какой сейчас месяц?
· Назови части суток.
· Назови овощи, фрукты, ягоды. Чем они отличаются?
· Назови деревья, кусты, ягоды, грибы.
· Кто живёт в море?
· Когда птицы улетают на юг?
· Когда бывает холодно и идет снег?
· В какое время года на деревьях появляются листья?
· В какой день люди не ходят на работу?
· Каких домашних животных ты знаешь?
· Каких диких животных ты знаешь?
· Чем отличаются домашние животные от диких?
· Как называют детёнышей (собаки, кошки, коровы, лошади, козы, тигрицы, львицы, волчицы, белки и т.п.)?
· Назови одежду, обувь, головные уборы.
· Какие виды транспорта ты знаешь?
· Назови наземный, подземный, водный, подводный, воздушный виды транспорта.
· Какие профессии ты знаешь?
· Что делает врач (учитель, продавец, почтальон, парикмахер и т.п.)?
· Назови цвета радуги.
· Какие русские народные сказки ты знаешь?
Перечень умений и навыков ребенка при поступлении в школу в 1 класс
· Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяют.
· Находить сходства и различия между предметами.
· Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
· Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
· Запомнить и назвать не менее 6 из 10 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
· Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
· Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше - обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?» и т.д.
· Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
· Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из, над/под и т.д.).
· Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться.
· Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет (роза, ромашка, тюльпан, горох).
· Назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель и т.д).
· Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай.
· Уметь прочитать небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
· Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Миша ел суп», «Маша мыла окно».
· Знать прямой счет и обратный счёт в пределах десяти.
· Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
· Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
· Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
· Уметь общаться со сверстниками.
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки
Упражнение на развитие произвольного внимания
Задание 1. "10 квадратов"
Предложите ребенку лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Дайте задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка: "А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты". Если ребенок переспрашивает, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам.
Задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру).
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Дайте ребенку задание в каком-либо тексте все буквы А зачеркнуть, буквы И обвести в кружок, буквы Д подчеркнуть.
Задание 2. Игра «Что изменилось»
На столе расположите 7-12 предметов, знакомых ребенку. Ребенок в течение 1 минуты смотрит на предметы, затем выходит из комнаты. Вы убираете предмет или меняете предметы местами, зовете ребенка и просите назвать «Что изменилось?».
Упражнение на развитие слухового внимания и графических умений
Предложите ребенку вместе поиграть в «Школу». Возьмите любую картинку-раскраску. Давайте ребенку задания, оставляя время на его выполнение.
Задания ребенку:
- Раскрась верхний плавник большой рыбы зеленым цветом, нижние плавники - желтым. Три больших ракушки раскрась зеленым цветом, а пять маленьких - черным. Полоски на хвосте сделай синими, краешек хвоста сделай красным. Мелких рыбок раскрась желтым цветом. Проследи, чтобы две большие рыбки остались не закрашенными. Остальные части рисунка раскрась самостоятельно так, как хочется.
Упражнение на развитие пространственных представлений
Ребенку даёте карандаш и рисунок, на котором поставлены точки (пять рядов из пяти точек в строке). Попросите соединить эти точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький. Далее спросите у ребенка, какие еще квадраты у него могли бы получиться, какие точки для этого нужно соединить. Попросите ребенка сосчитать общее количество квадратов разного размера. Затем предложите ребенку соединить точки так, чтобы получилось 8 одинаковых треугольников.
Итак, главное давать ребёнку равномерное, разносторонне развитие. И важно, чтобы он всё делал с желанием, удовольствием, через игры.
Удачи вам, уважаемые родители!
Филипчева Ирина
Ивановна, педагог-психолог
ГБОУ СОШ № 160 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского
района Санкт-Петербурга
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.