Тема. Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень".
Цели урока. Ввести в активный словарь учащихся термины: пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит. Активизировать лексику по теме «Осень».
Оборудование урока.
-Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». -Искусствоведческий текст из книги В.Б. Розенвассера «Беседы по искусству» - Презентация к уроку «И.И. Левитан и его картина «Золотая осень».
Ход урока
Исаак
Ильич Левитан (1860-1900) был выдающимся художником – пейзажистом конца 19
века.
Судьба его была нелегкой: выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет
узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с
самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи,
ваяния и зодчества. Учителями его были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, В.Д.Поленов.
У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы. В.Д.
Поленов оказал большое воздействие на И. Левитана как колорист, что особенно
проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении
природы в таких картинах художника, как «Первая зелень», «Березовая роща».
Картина «Золотая осень» (1895) создает образ торжественной, радостной в
своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву
можно было бы назвать «энциклопедией русской осени.
Осень
на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние
дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних"
картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи:
одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед;
косматые дожди над лесными порубками.
Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль
прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел
перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...
-Что изображено на картине?
-Какие чувства хотел выразить художник?
-Почему картина называется «Золотая осень»?
-Какие краски (тона) выбрал художник, чтобы показать «золото осени»?
-О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине?
-Что вы будете описывать?
Ребята, давайте
запишем слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.
Небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже дано нам
картиной. А теперь давайте подберем в ним прилагательные.
На доске – запись
небо |
голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками. |
река |
неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением. |
деревья |
желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые. |
трава |
сухая, желтая, как ковер, бурая. |
поле |
зеленое, свежее, как бархатный мягкий ковер. |
деревушка |
маленькая, дальняя. |
– С чего бы вы начали сочинение по картине?
С того, что художник И.И.Левитан изобразил красивую пору – осень.
– Что бы вы написали после вступления?
Я
бы стал(а) подробно описывать деревья, реку, небо…
-Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
Я бы обязательно написал(а) бы о том, какая осень красивая пора года, как художник красиво ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась…
– А
теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве»
В.Б. Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали только отдельные листы с
отпечатанным текстом, и я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист
первый и какой последний.
Давайте вместе попробуем разобраться в этом. Прочитайте отрывки.
Учащимся
раздаются отпечатанные листы с текстом.
«Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов». «Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.
Перед нами
речка, и кажется, что её густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как
художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не
вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась. И
только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием
построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами
расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые
березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая
взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник
накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане,
как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и
более легкими становятся мазки».
«Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником
переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда
влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи».
– Соответствует ли содержание текста картине? Являются ли отрывки одним текстом?
Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И.Левитана «Золотая осень».
–
Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?
Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы.
– Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым, (вторым, третьим)?
1.В
начале текста я бы поставил(а) отрывок «Простым и привычным…». В этом отрывке
описывается картина полностью, в общем.
2.За первым отрывком я бы поместил(а) подробное описание пейзажа и то, как
написана картина. Эта часть самая большая по объему, и в ней объясняется то, о
чем говорится в первом отрывке…
3.Отрывок «Всматриваясь в картину…» я бы поставил(а) последним, потому что в
нем говорится о красоте природы, как будто делается вывод из всего, что сказали
раньше.
–
Итак, мы восстановили с вами текст полностью. Обратите внимание, что каждый
отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?
Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом
из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу видим
картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и
медленно передвигаем взгляд по картине.
– Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как?
Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с того, что описывает то, что находится слева и справа от реки. Во втором абзаце часто повторяются слова «посмотрите», «присмотритесь», а в третьем абзаце делается вывод: «…всматриваясь в картину И.И.Левитана…».
– Вы правильно заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но об этом мы узнаем позже.
– Понравился ли вам текст?
Мне текст очень понравился. Автор подробно описал картину «Золотая осень». После чтения этого текста я лучше понял(а) картину И.И.Левитана.
– Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста?
Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез. -Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополни те опорные слова, которые мы записали раньше, новыми, из текста.
река |
спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась, становясь светлее, она начала медленное движение. |
деревья |
багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы, золотая листва берез. |
поле |
изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля. |
трава |
побуревшая, осенняя. |
небо |
Синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. |
– Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.
–
Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов.
Живопись – вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с
помощью красок.
Пейзаж – картина, изображающая природу.
Мазки – прием написания картины масляными красками. Мазок
кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие
и густые мазки.
Колорит – соотношение красок в картине по тону.
–
Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, существительные,
обозначающие лицо.
(Пейзажист, живописец).
– Найдите в тексте
сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение
с помощью картины.
(Изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы,
красно-бронзовые дубы).
-Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было
таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную
“палитру” для картины И. Левитана. Метафоры: зеркало
реки, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы,
праздник красок, царство осени. Сравнения: словно
праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.
Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота,
удивительная картина.
Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют,
грустят камыши, природа призадумалась.
– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.
План.
Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым. I.И.И. Левитан – певец красоты русской природы.
- Основная часть самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины.
II.Картина И. Левитана “Золотая осень”.
1.Общий план картины.
2.Деревья на картине Левитана.
3.Осенняя река.
4.Лазурь небес.
5.Задний план картины.
Заключение может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым. III.Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?
Задание на дом: напишите сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Приложение.
Простым и
привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил
неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов». «Слева мы
видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы
вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними
на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее,
ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что её
густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту
часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а
вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась. И только дальше, становясь
светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы
находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая
уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые
дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и
лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где
изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода.
Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся
мазки».
«Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем
ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к
себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.
Простым и
привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил
неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов». «Слева мы
видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы
вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними
на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее,
ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что её
густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту
часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а
вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась. И только дальше, становясь
светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы
находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая
уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые
дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и
лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где
изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода.
Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся
мазки».
«Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником
переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда
влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.