Подготовка к заданию 8. ЕГЭ

  • pptx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЗАДАНИЕ 8.pptx

ЗАДАНИЕ 8

ЕГЭ- русский язык- 2025

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1.1.Название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть»,«рассказ», «поэма», «роман», «статья», «журнал», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «картина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ. ПР.: В журнале «МурзилкА» много картинок. Ош.: В журналЕ «МурзилкЕ» много картинок.
1.2. Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова изменяется по падежам. ПР:В «Мурзилке» много картинок.

2. Нарушение видо-временных форм глаголов.

В пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида.
Виды глагола: совершенный (что сделать?) и несовершенный вид (что делать?)
Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.
ПР.: Я открыла окно и выглянула во двор. Ош.: Я открыла (прош.вр.) окно и выглядываю(наст.вр) во двор.
ПР.: Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности. ОШ: Нужно помогать (несов.вид) ребёнку, научить (соверш.вид) самостоятельности

3. Нарушение в построении предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
Пр: Мы спросили, откуда он приехал. ОШ: Мы спросили, «откуда ты приехал».
Пр: Отец сказал, что ОН вернётся поздно. ОШ: Отец сказал, что Я вернусь поздно.
Пр: Я признался, что их книги взял Михаил. ОШ: Я признался, что «ваши книги взял Михаил».
ПР: Мама сказала, чтобы Я выкинула мусор. ОШ.: Мама сказала, чтобы она выкинула мусор

4. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4.1.После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ,НАВСТРЕЧУ существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Пр.: Вопреки (чему?)установившимся правилАМ ОШ.: Вопреки установившихся правил.
ПР.: Благодаря (чему?) своему талантУ. ОШ.: Благодаря своего таланта.
ПР.: Подобно (чему?) блескУ ОШ.: Подобно блеска серебра
ПР.: Согласно (чему?) приказУ ОШ.: Согласно приказа
Пр: наперерез (чему) машинЕ, наперекор врагУ, навстречу ветру ОШ: Наперерез машинЫ
4.2.После предлога ВСЛЕДСТВИЕ им.существительное должно стоять в РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ
ПР.: Вследствие (чего?) печальных обстоятельСТВ ОШ.: Вследствие печальным обстоятельствам
4.3. После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.
ПР: по приездЕ, по прилётЕ, по окончанИИ, по достиженИИ, по истеченИИ, по прибытИИ. ОШ: по приезду, по окончанию, по достижению.

5. Построение предложений с причастным оборотом (какой? что сделавший?) (ущ, ющ, енн, т)

5.1. Согласование формы главного слова (существительного) и причастия. Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже: ПР: Образ, созданныЙ Пушкиным, определял его жизнь. Ош: Образ, созданныЕ Пушкиным, определял его жизнь.
5.2. Главное слово не должно разрывать причастный оборот, может стоять либо «до» либо «после» п/о.
ПР.: Мне поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Ош: Мне поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
5.3. Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.
ОШ: Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев. ПР: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

6. Построение предложений с дееприч. оборотом (Что делая? Что сделав? Как?) (а/я/вши/учи)

6.1. Обозначить ГО и проверить согласованность подлежащего и с основным глаголом и с д/о
Пр.: Волны шумят, ударяясь о скалы. Ош.: Найдя лодку, радость охватила туристов.
6.2. Отсутствие подлежащего в безличном и неопределенно- личном предложении.
ОШ: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Не закончив отчёт, начальнику отдела предложили уехать в командировку.
НО допускается использование д/о в предложениях без подлежащего в след. случаях:
-д/о относится к глаголу в повелительном наклонении: Переходя улицу,  следите за движением транспорта.
-д/о относится к инфинитиву: Сдавая работу, следует её тщательно проверить.
-д/о в определённо-личном (мы). Планируя отпуск, тщательно рассчитываем семейный бюджет.

7.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

7.1. Согласование несклоняемых существительных со сказуемым
к мужскому роду относятся несклоняемые слова:
а) слова называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению: портье, месье, мистер
б) одушевленные существительные, обозначающие животных: колибри, кенгуру (искл. Цеце, иваси-ж.р.)
к женскому роду относятся слова, называющие лиц женского пола по профессии, социальному положению: пришла мадам
к среднему роду относятся неодушевленные существительные: уютное кафе, вкусное какао; Исключения муж.рода: кофе, пенальти, торнадо, тюль; женского рода: кольраби (капуста), салями (колбаса).
Род имен собственных определяется по роду понятия, главного слова: протекалО (ср.р.) Эри (озеро); разлилАсь (ж.р.) Миссисипи (река); процветаЕТ (м.р.) Хельсинки (город)

7.2. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сложносокращенными словами (аббревиатура)

При подлежащем, выраженном сложносокращенным словом, сказуемое соответствует форме ведущего слова, образующего это сложное название, например: ООН постановила (Организация Объединенных Наций); Роно созвал совещание (районный отдел народного образования).
Исключение составляют сложносокращенные слова, имеющие грамматическую форму, т.е. склоняющиеся. Такие подлежащие оформляют свою связь со сказуемым обычным путем: Вуз объявил новый набор (ср.: Вузом объявлен новый набор);
В случае, если аббревиатура иноязычная, сказуемое согласуется с подлежащим в среднем роде: НАТО готовилось к очередному совещанию.

РФ (Российская Федерация) – ж.р. СНГ (Содружество Независимых Государств) – ср.р. КНР (Китайская Народная Республика) – ж.р. ООН (Организация Объединённых Наций) – ж.р. МВД (Министерство внутренних дел) – ср.р. МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям) – ср.р. ФСБ (Федеральная служба безопасности) – ж.р. ГАИ (Государственная автомобильная инспекция) – ж.р. РИА (Российское информационное агентство) – ср.р. РАН (Российская академия наук) – ж.р. МГУ (Московский государственный университет) – м.р. НИИ (Научно-исследовательской институт) – м.р. МФЦ (Многофункциональный центр) – м.р. ГЭС (гидроэлектростанция) – ж.р. АЭС (атомная электростанция) – ж.р. ТЭЦ (теплоэлектроцентраль) – ж.р. МХАТ (Московский Художественный академический театр) – м.р. МХТ имени А.П. Чехова (Московский Художественный театр) – м.р. ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) – ж.р. ЕГЭ (единый государственный экзамен) – м.р. ЭКГ (электрокардиограмма) – ж.р. ЧП (чрезвычайное происшествие) – ср.р. БАД (биологически активная добавка) – ж.р.

7.3. При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).
Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов, например ПР.: Большинство голосовало за резолюцию, меньшинство было против. ОШ.: Большинство согласилИсь с докладчиком.
НО: Пр: Ряд спортсменов нашего учреждения стали призерами городских соревнований

7.4. При местоимениях КТО, НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: ПР. Никто из участниц соревнования не получил первое место. ОШ: никто не получилИ.
Если подлежащее выражено словосочетаниями со словами МАЛО, МНОГО, СТОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО или местоимениями ТЕ, ВСЕ, то глагол ставится во множественном числе. (ПР: Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах. ПР.: Все, кто знаЛ Ивана, былИ уверены в его победе. ОШ: Все, кто знали Ивана, был уверен в его победе.

7.5. Вариативность формы числа сказуемого наблюдается и при подлежащем, которое выражено сочетанием числительного с существительным. При наличии некоторых факторов может предпочитаться либо единственное, либо множественное число сказуемого.
Сказуемое имеет форму единственного числа:
а) если подчёркивается единство или совокупность предметов или действий: Туда помещалось сто человек. Строится ещё пять столовых;
б) при обозначении меры, времени, пространства, веса и т. п.: Прошло сорок лет. До зачётов осталось десять дней. На ремонт ушло семь килограммов гвоздей;
в) при составных числительных, оканчивающихся на один: Тридцать один студент приехал в летний лагерь;
г) при словах тысяча, миллион, миллиард: Тысяча солдат отправилась на помощь пострадавшим.
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:
а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм, высоко оценили работу режиссера;
б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе: Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;
в) при подлежащем есть однородные сказуемые: Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;
г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями: Большинство детей были нарядны и веселы; Большинство домов на этой улице деревянные.

4) если в количественно-именном обороте употреблено числительное: два, три, четыре (или составное числительное, оканчивающееся на два, три, четыре), двое, трое, четверо: Два рослых парня подошли к нам;
б) если при количественно-именном обороте есть определение, обычно в виде слов все, эти, указанные, оставшиеся и под.: Все семь лыжников пришли одновременно.
В остальных случаях сказуемое возможно в форме как единственного, так и множественного числа.

Подлежащее может выражаться оборотами типа брат с сестрой, преподаватель со студентами, старик с собакой. В этом случае сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе, если необходимо указать, что основным производителем действия является лицо, обозначенное существительным в именительном падеже, а существительное в творительном падеже играет роль дополнения. Например: Брат с младшей сестрой отправился на прогулку. Мать с ребёнком ходила к врачу. Вошёл старик с собакой.
Если же в предложении подчёркивается самостоятельность действий каждого из тех, кто обозначен существительными, то сказуемое имеет форму множественного числа: Брат с младшей сестрой возвратились с прогулки порознь. Дед с внуком отправились на рыбалку.
В случае, если вместо первого существительного в таком подлежащем стоит личное местоимение я или ты, то сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе. Ты с Митей пойдёшь дальше, а я с ребятами останусь здесь. (Ср.: Вы с Митей пойдёте дальше, а мы с ребятами останемся здесь.)

8.Построение предложений с однородными членами

8.1. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы. Ош.: Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим. ПР: Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) встречи с известным телеведущим и надеялись (НА ЧТО?) на неё.


8.2. А) Часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и; хотя..., но и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
Ош.: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. ПР: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
Запомните: нельзя связывать при помощи двойных союзов не только…, но и…; как …, так и… как однородные члены предложения слова, выраженные разными частями речи.
Б) Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как …, так и…» являются постоянными. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только …, а также …» (вместо «не только…, но и…»); «как …, а также …» (вместо «как …, так и…»).
ОШ: Созданы условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. ПР.: Созданы условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

8.3. Нельзя смешивать полную и краткую форму прилагательного: Пр.: Картинка была выразительАЯ и отчетливАЯ. ОШ: Картинка была выразительнА и отчетливАЯ.
8.4. Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово. ОШ: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. ПР: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.
8.5. Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.
ОШ: Толпы людей были повсюду: НА улицах, площадях, скверах. ПР: Толпы людей были повсюду: НА улицах, площадях, В скверах

8.6. Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции:
член предложения и придаточное предложение: Я не люблю войну и когда получаю двойку;
обособленное определение и определительное придаточное: В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием;
обособленное обстоятельство (деепричастный оборот) и обстоятельственное придаточное предложение: Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину;
обособленные обстоятельства и обособленные определения: Изменивший присяге и общаясь с Пугачёвым, Швабрин проявил себя как низкий человек.

Не допускается:
- смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов: ОШ: В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. ПР: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий: Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

9.Построение сложноподчиненных предложений (Подчинительные союзы и союзные слова: что, если, который, ли, когда, где, чтобы, пока, настолько, будто, как и др.)

9.1. Придаточное определительное должно стоять строго после того слова (сущ.), от которого зависит. Неверное присоединение придаточной части искажает смысл.
ПР: [Каритины, (на которых было изображено море), принадлежали перу молодых художников)
ОШ.: [Картины принадлежали перу молодых художников], (на которых было изображено море).
9.2. Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном
ОШ: Как только начался спектакль, но у меня зазвенел телефон. ПР: Как только начался спектакль, у меня зазвенел телефон.

9.3. Нельзя, кроме частицы ЛИ (НЕУЖЕЛИ), в составе придаточного употреблять для связи подчинительный союз. Частица ЛИ (НЕУЖЕЛИ) сама выступает в роли подчинительного союза❗️
ОШ: [Я спросил], (что справился ли отряд с заданием].ПР: Я спросил, справился ЛИ отряд с заданием.
9.4 Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.
ОШ: Читая роман Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор героев. ПР: Читая роман Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор героев.
9.5. Пропуск необходимого указательного слова.
ОШ: Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то») ПР: Мама постоянно ругает меня за ТО , что я постоянно опаздываю на уроки.

9.6. Неверное использование указательного местоимения 'ТО' в главном предложении (отсутствие или неоправданное употребление)
ОШ: [Он говорил то], (что у нас ничего не получится). ПР: ▪️[Он говорил], (что у нас ничего не получится).
9.7. Ошибка в выборе подчинительного союза.
Необходимо определить вид придаточного (задать к нему вопрос), следом выбрать соответствующий смысловому значению союз.
ОШ: [Учитель часто делает мне замечания], (что я опаздываю на уроки].
ПР: [Учитель часто делает мне замечания], (потому что я опаздываю на уроки). (Учитель почему часто делает замечания? (Указываем причину, поэтому союз "потому что")).