Подготовка выпускников к сдаче ОГЭ по математике и ликвидация пробелов в знаниях после неудовлетворительных результатов
ОГЭ – основной государственный экзамен по математике. Как много страха связано с ним, недаром ученики расшифровывают эти три буквы, как «Очень Грозный Экзамен». Хотя когда начинают медленно читать задание и не торопясь решать его, никаких трудностей не испытывают.
В 9 классе работу начинаю с мотивации, к плодотворной подготовке к экзамену и успешной его сдаче. Прежде всего, учащихся убеждаю, что экзамен показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания. Знакомлю учащихся с требованиями, критериями оценивания и временем написания работы. Чтобы учащиеся имели четкое представление о предстоящем экзамене, совместно с ними прорабатываю демоверсию, при этом отмечаю, какая часть задания каким отметкам соответствует. Ребята, которые учатся слабо, видят, что 8 заданий – это не так уж много и справиться на отметку «3» они смогут, если будут стараться. Для более сильных учащихся отмечаю задания, за которые они могут получить отметки «4» или «5», чтобы в будущем они смогли разумно распределить время выполнения заданий на экзамене. Практика показывает, что такая работа позволяет учащимся поверить в возможность успешной сдачи ОГЭ. К большинству учащихся приходит понимание, что готовиться к экзамену необходимо серьезно и в системе.
В сентябре провожу вводную контрольную работу и несколько вариантов тестирования и делаю анализ, обобщаю полученную информацию и провожу деление класса на группы.
какие разделы математики самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? Какие темы самые простые?
В модуле «Алгебра» это, прежде всего, исследование функций и построение их графиков. Задания на эту тему входят и в часть 1, и в часть 2 ОГЭ. В задании № 10 нужно установить соответствие между графиками функции и формулами, которые их задают. Здесь школьники часто ошибаются, пытаясь угадать ответ вместо того, чтобы рассуждать логически. В части 1 можно еще отметить задания на преобразование и вычисление выражений, если там содержатся радикалы: задание № 4, где надо найти значение выражения, и задание № 12, где сначала выражение надо упростить, а потом вычислить. Работать с корнями правильно получается далеко не у всех. Также не всегда ребятам удается справиться с заданием № 13 — «задачей прикладного содержания», где из несложной формулы нужно выразить одну из величин, найти ее значение, а ответ записать в указанных единицах измерения. Сложность здесь как раз заключается в переходе от одной размерности к другой.
В модуле «Геометрия» в части 1 включены задачи, относящиеся к ключевым разделам курса геометрии. И все же, если в задании встречаются такие темы, как «вписанная и описанная окружности», «вписанные углы», «соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника», «подобие треугольников», показатель его решаемости падает.
Меньше всего ошибок девятиклассники допускают в заданиях на чтение таблиц и диаграмм, нахождение вероятности случайного события.
Какие есть «подводные камни» в заданиях части 2? На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?
Задание № 21 |
В этом задании необходимо решить уравнение или неравенство, преобразовать алгебраическое выражение. При решении рациональных и дробно-рациональных уравнений, а также уравнений высших степеней необходимо обращать внимание на возможность потери решения (при сокращении на выражение, которое может быть равным нулю) или получение посторонних решений (которые обнуляют знаменатель или обращают исходное уравнение в выражение, не имеющее смысла). При решении неравенств надо помнить, что при умножении неравенства на отрицательное выражение оно меняет знак. Зачастую школьники либо просто не обращают внимание на знак величины, на которую умножают неравенство, либо умножают неравенство на выражение, содержащее переменную. |
Задание № 22 |
Это текстовая задача, как правило, на «движение», «работу», «концентрации растворов» или «смеси и сплавы». Для ее решения необходимо составить уравнение или систему уравнений. Я бы посоветовала ребятам для наглядности обязательно заполнять таблицу, в которую вносятся известные по условию величины, выбранная переменная или переменные, после чего в пустые клетки вписываются соответствующие им величины, выраженные через введенные переменные, и только потом приступать к составлению уравнения (или системы). |
Задание № 23 |
Построение графика функции. Для правильного выполнения этого задания необходимо знать свойства следующих функций: линейная, квадратичная, либо функция, описывающая обратно пропорциональную зависимость. Также необходимо уметь строить графики этих функций, знать правила преобразования графиков. Очень часто встречаются задания, в которых формулу, задающую исходную функцию, можно преобразовать, после чего она значительно упрощается. Здесь необходимо помнить, что область определения исходной и получившейся функции могут не совпадать. |
Задание № 24 |
Геометрическая задача вычислительного характера. Школьник должен решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания из курса геометрии. |
Задание № 25 |
Геометрическая задача на доказательство с использованием стандартных приемов. Здесь надо обратить внимание на умение математически грамотно и ясно записать решения, приведя все необходимые обоснования и пояснения. |
Задание № 26 |
Для решения этой задачи школьникам нужно владеть широким спектром приемов и способов рассуждений. Здесь возможно потребуются и дополнительные построения, и знание утверждений, не так часто используемых в школьном курсе. Например, теорема об угле между касательной и хордой; теорема о секущих и касательной; свойства высоты прямоугольного треугольника, опущенной из прямого угла; свойства биссектрис, медиан, высот треугольника; теорема Чевы; теорема Менелая. |
Что нужно делать школьнику, чтобы подготовиться к экзамену наилучшим образом? Как вы посоветуете им распределить свое время?
На занятиях со школьниками я обычно придерживаюсь следующей стратегии. Во-первых, мы полностью проходим программу 9 класса, начиная с отработки основных навыков и умений по следующим темам: преобразование алгебраических выражений, решение уравнений и неравенств, числовые последовательности, функции, их свойства и графики, элементы статистики и теории вероятностей. Постепенно повышая уровень заданий, мы переходим к решению задач повышенной и высокой сложности и стараемся уделить этим заданиям как можно больше внимания. Не менее трети времени следует посвятить геометрии, и здесь также нужно двигаться «от простого к сложному».
Во-вторых, необходимо готовиться к самому формату ОГЭ, к его структуре. Если ученик хорошо умеет решать задачи, но ни разу не пробовал написать работу в этом формате, ему сложно будет оценить количество затрачиваемого времени на часть 1 и 2. Обязательно нужно научиться правильно распределять свои силы.
Многие девятиклассники не используют предлагаемое на экзамене время полностью, у них просто не хватает усидчивости. Ребята сдают работу раньше, хотя еще остались нерешенными задания повышенной сложности. Зачастую и в заданиях части 1 бывают ошибки по невнимательности, которые сам школьник не смог найти и исправить. На ЕГЭ же складывается обратная ситуация. Выпускники прилежно готовятся к экзамену, считают, что времени мало. Им хочется еще раз проверить свои решения и подумать над заданиями высокой сложности.
Для
успешного прохождения итоговой аттестации необходимо набрать в сумме не менее 8
баллов по всей работе, из них не менее 2 баллов по модулю «Геометрия».
Любая экзаменационная работа по математике предусматривает проверку наличия у
учащихся базовой математической компетентности (часть 1) и математической
подготовки повышенного уровня (часть2).
Экзамен по математике при правильной подготовке успешно может сдать каждый.
Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация. В любом
случае натаскивание на варианты ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с
подготовкой, формируя системные знания и навыки.
Прежде всего, с
тестами ОГЭ знакомлю уже восьмиклассников, давая им понять, что они уже
много знают и умеют и экзамен в 9 классе просто обязан пройти успешно, если к
нему подготовиться.
Для
успешной сдачи экзамена учащимся 9 классов необходима мотивация. В 9 классе
не все ученики осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со
слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться.
Поэтому учеников и их родителей, законных представителей необходимо заинтересовать результатом экзамена (проведены индивидуальные беседы с родителями и детьми.).
Всех учащихся раздели на 3 группы :
1группа -учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3» .
- 2 группа- учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями, т.е. применять ЗУН в измененной ситуации.
- 3 группа - учащиеся, которые умеют решать задания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации .
Для каждой группы ставлю индивидуально задачи.
Провожу дополнительные занятия по подготовке к ОГЭ:
- Консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
-Консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части );
- Индивидуальные консультации.
Систематически включению в устную работу задания из ОГЭ открытого банка задач.
Включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из Кимов .
- Использую в домашних заданиях материалы Кимов.
- Включаю экзаменационные задачи в содержание текущего контроля.
- Во втором полугодии начинаю тематическое повторение.
- Систематическое повторение учебного материала начинается с 4 четверти. Итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
На консультациях
учащимся предлагаю тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить
степень подготовленности к экзаменам.
На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на
вопросы, которые вызвали затруднение.
Все тренировочные тесты провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли
контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Максимальная нагрузка по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова.
Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные
условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического
мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля..
Провожу информационную работу в форме инструктажа учащихся:
-по правилам поведения на экзамене;
-по правила заполнения бланков.
· Слабые учащиеся класса определились с выбором тем, над которыми постоянно работаем (8+3-4 задания для преодоления порога успешности).
Применяю ИКТ на
уроках математики при подготовке к ОГЭ. По данным исследований, в памяти
человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного,
1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик
привлечен в активные действия в процессе обучения.
Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество
любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать
учебный материал разнообразными наглядными средствами.
Отработка практических умений и навыков осуществляется на протяжении всего учебного года. Для чего учащимся представляется информация о сайтах с тренировочными и диагностическими работами, пробными и репетиционными вариантами: «Всем, кто учится» http://www.alleng.ru и «Онлайн тесты по математике» http://matematestonline.narod.ru. Выполняя тренировочные и диагностические работы, они самостоятельно могут проверить уровень своей подготовки в режиме онлайн. Предложенная система позволяет учащимся выполнить задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. При этом важно, что ученик сразу видит результат с указанием ошибок. А задания с сайта «Открытый банк заданий по математике» позволяют, в первую очередь, овладеть базовыми математическими навыками всем учащимся. В течение марта и апреля планирую отрабатывать с учащимися с низкой мотивацией , задания базового уровня, чтобы они справились с минимальным количеством баллов для получения положительной оценки.
Предлагаю вам 5 принципов своей работы, которые помогут научить даже самый слабый класс решению задач.
Бесконечно жаль тратить время и так очень коротких занятий на отработку простейших, элементарных навыков, но именно они — залог будущего успеха ваших учеников! Парадокс состоит в том, что чем больше времени мы потратим на освоение базового набора знаний, тем больше мы его впоследствии сэкономим при решении более сложных заданий. У данного принципа есть и еще одна положительная черта: ребята не только набивают руку, но и приобретают уверенность в себе, своих знаниях и силах, перестают считать себя гуманитариями и начинают действительно понимать предмет.
Я не раз готовила выпускников, не знающих таблицу умножения, не умеющих складывать дроби и не знающих ничего толкового о действиях с отрицательными числами, но ни разу в жизни мне не попадались дети, не умеющие решать квадратные уравнения. И дело тут не в том, что это самый простой раздел математики, а в четкой последовательности действий и большом количестве практики. Когда у ученика есть инструкция по работе с тем или иным заданием, шаги которой он понимает, то успех неизбежен!
Для ребят с техническим складом ума соблюдение определенного алгоритма столь же естественно как дыхание. А более творческим натурам они помогут собраться с мыслями, не потерять нить решения и контролировать свои действия на каждом шаге.
Чем ниже уровень ваших учеников, тем проще и конкретнее должна быть описана последовательность действий.
Вопрос с закреплением новых знаний на практике стоит в школе очень остро. Сложные задачи с развернутыми решением, как правило, требуют много времени. Если класс не профильный, то качественно проработать большой объем материала «от и до» за занятие практически нереально. На мой взгляд, неплохой выход из этой ситуации состоит в том, что мы математически грамотно и аккуратно расписываем образец выполнения одного прототипа задания, а затем, уже более бегло, прогоняем метод на 5-10 аналогичных примерах.
Такой подход, кроме экономии времени, позволяет ученикам сконцентрировать все внимание на методе решения и особенностях данного задания, не отвлекаясь на уже знакомые и отработанные действия. Количество заданий, прорешенных за урок, существенно увеличивается. После такой интенсивной работы ученики «привыкают» к данному типу задач, страх перед ними, как перед чем-то новым и неизвестным пропадает.
Поэтому первостепенной задачей является классификация заданий, выбор наиболее распространенных типов и отбор наиболее эффективных методов их решений.
К сожалению, многие полезные приемы, существенно облегчающие процесс решения и экономящие уйму времени, не входят в школьную программу.
Чтобы качественно подготовиться к ОГЭ, да и просто освоить математику, нужно научить ребят искать собственные ошибки. Как правило, ученики страдают от невнимательности, часто ошибаются в одних и тех же трудных местах, например, забывают поменять знак неравенства или, извлекая корень из числа в квадрате, теряют модуль.
В наших силах «подстелить соломку». Акцентируя внимание ребят на потенциально проблемном месте в ходе решения, раз за разом напоминая, что именно «здесь» стоит быть предельно аккуратным, мы способны существенно снизить частоту таких досадных ошибок. Более того, получая «подозрительные» ответы, знающие свои «слабые» места ученики намного чаще находят ошибки в решении.
4. Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.
«
Хорошо известно, что задача учителя - в условиях «обучения всех», прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне.
Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители не имеют образования, нет настроя на получение знаний, продолжение учебы.
Математика является движущей силой всех наук. Освоение учениками других точных наук напрямую зависит от качества математического образования. В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней. Но если попытаться понять причины низкой успеваемости по математике, то каждый из нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много. Основные причины низкого качества знаний учащихся следующие:
отсутствие мотивации;
низкие способности;
уровень подготовленности учащихся в начальной школе;
педагогическая запущенность;
недостаточное отслеживание учителем западающих тем;
отсутствие должного контроля со стороны родителей;
ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательное влияние вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся.
Хотя можно сказать что, сколько неуспевающих учащихся, столько и разных причин неуспеваемости.
Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый - это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй - создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые имеют высокую учебную мотивацию и возможности для изучения математики на повышенном уровне
Я бы хотела подробнее остановиться на подготовке учащихся к ОГЭ.
Прежде всего, с тестами ОГЭ знакомлю уже восьмиклассников, давая им понять, что они уже много знают и умеют и экзамен в 9 классе просто обязан пройти успешно, если к нему подготовиться.
На каждом уроке отвожу 5-10 мин для повторения теоретического материала, с этой целью провожу: устный счет, математические диктанты, привлекаю учащихся работать парами для отработки знаний формул, правил, свойств. Провожу обучающие самостоятельные работы с последующей самопроверкой по готовым ответам, записанным на доске. При составлении текстов самостоятельных работ, тестов использую дифференцированные задания с учетом сформированных групп. Отрабатывая тему, ученик имеет право на пересдачу в течение 2-3 дней. Ученик имеет право переходить из одной группы в другую. Работая с группой «риска» ставлю цель: отработать базовый уровень; «средней» группой базовый и повышенный. Работая с «сильной» группой отрабатываю повышенный, базовый и высокий уровни. С этой целью даю дополнительные задания с учетом допущенных ошибок, провожу консультацию по заданиям, вывешиваю в кабинете образцы решения. Практикую пересдачу даже во время уроков, даю 5-10 минут, в зависимости от темы урока, практикую элементы практических занятий. В чем они заключаются: готовлю 5-6 человек для решения и разбора задач. Каждый ученик решает свой тип задач на доске с пояснением и обсуждением с классом. После такого вида практикума, дается дополнительное задание на дом, собираю выполненные задания, проверяю, выставляю оценки, с исправленными ошибками даю возможность еще поработать. Контрольный срез провожу в классе по 5-6 вариантам.
Огромное значение имеет этап подготовки к ОГЭ - это решение экзаменационных тестов. Начиная с ноября, регулярно раз в месяц на спаренных уроках начинаем писать тесты. Работа проводится с ограничением времени и в условиях близких к экзамену. Мониторинг проводится с заполнением бланков – это способствует снятию напряжения на экзамене. За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов, берутся критерии с экзамена. При проверке тестов заполняется таблица с результатами выполнения работы по каждому заданию. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы, бланки ответов, текст теста и фронтально разбираем сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся, обращаю внимание на заполнение бланков № 1, запись ответов. К следующему занятию готовлю задания по «западающим» темам для различных групп.
К концу третьей четверти я заканчиваю изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Так как задания второй части различаются по уровням сложности, то №№21,22,24 можно разбирать с учащимися из первой и второй групп на уроке, другие задания лучше прорешивать на дополнительных занятиях с наиболее успешными учениками и желающими.
-третьих, организую систематическую проверку знаний и умений . Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и , конечно , к отсутствию знаний . Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен , Поэтому веду мониторинг , в котором по основным разделам-темам учитываю теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по этой теме . В дальнейшем с течением времени отмечаю "+" и "-" – т.е изменения , которые произошли . По этому учёту виден "рост ученика" , прочность его знаний .
Для дополнительных занятий по решению задач есть "карточки помощи» . Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам имеются у каждого ученика алгоритмы решения.
В исследованиях ученых встречается такая цифра – для прочных знаний и надо повторить 400-500 раз!
И еще одно информация , дающая пищу для размышлений:
знания формируются:
80%- начальная и основная школа
10%-10-11 классы
5%-вуз
Остальное- практика в самостоятельной жизни . Эту информацию должен знать каждый ученик , должен понять , что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения- это школьные годы; что ,каждый учится на свое будущее благополучие.
Что же я планирую?
План работы со слабоуспевающими учениками
1. в середине сентября проводить тест, который охватывает все важные темы.
2. проводить анализ допущенных ошибок.
3. определить причины низкой успеваемости: а) болезнь, б) не желание учиться, в) не высокие умственные способности, г) педагогическая запущенность, д) отсутствие контроля со стороны родителей.
4. определяю виды индивидуальной работы.
5. веду диагностические карты по ключевым темам.
6. в конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля провожу самодиагностику.
Индивидуальная работа на уроке
1. специальные задания для индивидуальной работы в классе.
2. работа во временных микро группах по однородным пробелам.
3. на ряду с письменными домашними заданиями ученику даю теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
4. облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
5. использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е. Яновицкой.
6. использование карточек- подсказок, тренажеров.
7. привлечение сильных учеников, в качестве консультантов.
Индивидуальная работа во внеурочное время
1. дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
2. в каждом домашнем задании – задания на повторение.
3. четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
4. инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
Система карточек для коррекции знаний по курсу математики 5, математические тренажеры, тетради для востановления базовых знаний помогают корректировать знания учеников. Карточки охватывают ключевые вопросы курса. Каждая посвящается одному отдельному вопросу и состоит из разных частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и от 10 до 15 заданий для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если ученик на таком занятии правильно выполнил первые 5 заданий из 15, это достаточно. Если он не смог это сделать, то учитель должен объяснить ему материал и дать следующие 5 заданий. Если и эти задания ученик не смог выполнить, объяснение продолжается, и решаются остальные 5 заданий.
Структура
контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике за последние годы
существенно изменилась. Начиная с 2014 года к модулю «алгебра», добавились
модуль «геометрия» и модуль «реальная математика». Изменился характер
проведения экзамена. Возросло количество заданий. Соответственно, значительно
возрос объем повторяемого материала, включающего математику 5–6 классов,
алгебру и геометрию, изменились требования к сдаче экзамена, возросли
интеллектуальные и психологические нагрузки учащихся . Следует отметить
колоссальное умственное и психическое напряжение, ярко выраженную мотивацию,
ответственность за результат и серьезность при подготовке к экзамену. Причем,
это проявлялось не только у успешных девятиклассников, собирающихся продолжить
образование, но и у другой группы учеников, которые к началу 9 класса
окончательно потеряли всякую ориентацию в алгебре и геометрии, давно уже не
понимающие, о чем говорят и чего от них требует учитель. Причинами низких
результатов тестирования при сдаче пробного ОГЭ по математике можно назвать: –
недостаточная самоподготовка обучающихся по математике дома; – слабый контроль
со стороны родителей; – излишняя самоуверенность на экзамене; – допущение
вычислительных ошибок; – у обучающихся слабые навыки самоконтроля. Учитывая
неудовлетворительные результаты пробного тестирования по математике, с
учащимися 9-х классов провожу следующие занятия по ликвидации пробелов в
знаниях: 1) психологическая помощь выпускникам по подготовке к ОГЭ, памятка
выпускнику; 2) работа с родителями, выступление на родительском собрании,
индивидуальные беседы; 3) повторение основных теоретических вопросов курса
математики (5–9 классы); 4) практические занятия по материалу повторения; 5)
решение заданий ОГЭ (работа в парах, группах, индивидуальные консультации).
Учитывая ошибки, допущенные на пробном экзамене, разработан индивидуальный план
занятий с учащимися класса по отдельным темам [1]. В своей работе применяю
следующие принципы подготовки к экзамену: Первый принцип — тематический.
Разумно выстраиваю подготовку, соблюдая правило — от простых типовых заданий до
заданий второй части. Если они не умеют, показываю ученикам, как это делается на
практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить
над письменным столом, над кроватью, на кухне и т. д. [5]. Второй принцип —
логический. Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя
различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа
наиболее простым и понятным способом. Третий принцип — тренировочный. Готовлю
различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество
различных сборников тестовых заданий). Четвертый принцип — индивидуальный.
Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои
индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной
подготовки по предмету, способности к самопроверке дает положительный
результат. Пятый принцип — временной. Помогаю детям распределить темы
подготовки по дням. Советую детям во время экзамена обратить внимание на
следующее: – пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в
нем содержатся, это поможет настроиться на работу; – внимательно прочитать
вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования —
не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его
вписать); Шестой принцип — контролирующий. Постоянный контроль, анализ результатов,
коррекция деятельности обучающихся — залог успешной сдачи ОГЭ [3]. При
подготовке к экзамену необходимо отрабатывать вычислительные навыки и знание
теоретического материала. С этой целью использую различные приемы: – работа в
парах (при заучивании математических формул, заучиваем первые 3–4 формулы,
добавляя каждый урок еще по одной, доводим 10–12 формул на тему); –
использование опорных конспектов; – работа с тренажерами (презентация с
подробным решением задания); – разноуровневые зачетные работы. – тесты и др.
Предлагаю учащимся и использую сама ресурсы сети Интернет: сайт Ларина, сайт
Незнайка, решу ОГЭ. Используются сборники для подготовки к экзаменам,
рекомендованные ФИПИ [2]. Работа с родителями нацелена на повышение
осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена,
снижение родительской тревоги. На родительских собраниях были даны рекомендации
по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период
до, во время и даже после экзаменов, розданы советы и рекомендации в виде
листовки [6]. В заключении, хочется отметить, что экзамен не должен быть
«головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно
задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения.
Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на основной государственный
экзамен или нет. Сложно подготовить обучающихся к ОГЭ, это большой труд. Но не
нужно этого бояться. Хорошо зная свой предмет, объясняя и любя его и своих
учеников, обязательно сможете подготовить их к экзамену
Организация работы по устранению пробелов в знаниях учащихся. эту работу подразделяют на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.
Выявление ошибок Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконтроля. На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
. Фиксирование ошибок Рациональными формами фиксирования ошибок являются следующие: Матрица данных таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал.
Анализ допущенных ошибок Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
Планирование работы по устранению пробелов в знаниях Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников. Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства. Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет после неудовлетворительной отметки. Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).
Устранение пробелов в знаниях Анализ работы в классе. Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов. (Есть спорные моменты, когда ученик не согласен с учителем, тогда проблема выносится на суд класса) Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная не только в рамках одного урока, но и в рамках элективных курсов, неаудиторной занятости, дополнительной работы с учащимися. Задания на повторение во время фронтального и домашние задания Даже при усвоении новой темы нужно делать акценты на ранее допущенные ошибки учениками, например: … обрати внимание, что здесь надо применить правило вычисления производных, что и там- то…, а здесь вычисления с обыкновенными дробями…., применяем такую же формулу, что и в…, теперь ещё раз перепроверьте, прочитайте вопрос задачи и т. д.
Меры профилактики Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры. Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми. Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок. При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму. Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание. Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели. Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов.
Далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал ученик сам порешал учитель указал на ошибки ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. На заметку:по ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендовать ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливать учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.