ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК СТАРШИХ РАЗРЯДОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПОРНЫХ ПРЫЖКОВ

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Последнее особенно важно в связи с тем, что ведущие гимнасты и гимнастки мира демонстрируют на соревнованиях сверхсложные прыжки переворотом со значительно более высоко-далёкой фазой полета, позволяющей спортсменам выполнять двойные сальто и дополнительные повороты вокруг продольной оси тела после отталкивания руками от снаряда. При этом, усложнение опорных прыжков связано как с увеличением уровня технико-физической подготовленности гимнастов, так и с конструктивными изменениями «гимнастического стола» через которого выполняются прыжки, создающими более безопасные и эффективные условия для выполнения отталкивания руками.
Иконка файла материала 251187.doc
ПОДГОТОВКА  ГИМНАСТОК СТАРШИХ РАЗРЯДОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПОРНЫХ ПРЫЖКОВ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ  СПЕЦИАЛЬНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ…. 2.1. Задачи исследования……………………………………………… 2.2. Методы исследования……………………………………………. 2.2.1. Изучение и анализ литературных источников………………….. 2.2.2. Педагогические наблюдения……………………………………… 2.2.3. Тестирование………………………………………………………. 2.2.4. Метод экспертных оценок………………………………………… 2.2.5. Педагогический эксперимент…………………………………….. 2.3. Организация исследования……………………………………… ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….. ……………..                      3.1. Исследование взаимосвязи между прыгучестью на руках и  качеством выполнения опорных прыжков различных  структурных групп …………………………………………...……. 3.2. Исследование взаимосвязи между средствами физических  упражнений скоростно­силового характера и качеством  выполнения опорных прыжков…………                   3.3. Результаты педагогического эксперимента…… 3.3.1. Комплекс специальных упражнений для развития прыгучести на руках…………………………………………………………….. 3.3.2. Результаты использования комплексов упражненийцеленаправленно развивающих «ручную прыгучесть»………… 2ВЫВОДЫ……………………………………………………..……. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………..…. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 3ВВЕДЕНИЕ Результаты   крупнейших   соревнований   последних   лет   показывают,   как быстро   развивается   техника   выполнения   гимнастических   упражнений   в различных   видах   многоборья.   Одни   упражнения   связаны   с   сохранением равновесия, другие ­ с высоким проявлением скоростно­силовых качеств, третьи требуют больших мышечных усилий и хорошей ориентировки в пространстве. Тенденция   постоянного   прогрессирования   сложности   гимнастических упражнений   затронула   и   такую   дисциплину,   как   «опорные   прыжки»,   где проблема   скоростно­силовой   подготовки,   обеспечивающей   выполнение «трюковых»   прыжков,     не   только   не   утратила   своей   актуальности,   но   и выдвигает   новые   вопросы.   Один   из   них  ­  повышение   эффективности отталкивания руками на основе развития специальной или «ручной» прыгучести. Последнее   особенно   важно   в   связи   с   тем,   что   ведущие   гимнасты   и гимнастки   мира   демонстрируют   на   соревнованиях   сверхсложные   прыжки переворотом со значительно более высоко­далёкой фазой полета, позволяющей спортсменам   выполнять   двойные   сальто   и   дополнительные   повороты   вокруг продольной   оси   тела   после   отталкивания     руками   от   снаряда.     При   этом, усложнение   опорных   прыжков   связано   как   с   увеличением   уровня   технико­ физической   подготовленности   гимнастов,   так   и   с   конструктивными изменениями   «гимнастического   стола»   через   которого   выполняются   прыжки, создающими   более   безопасные   и   эффективные   условия   для   выполнения отталкивания руками.  Залогом высоких спортивных результатов в опорных прыжках является способность   гимнасток   развивать   значительные   усилия   в   основных   фазах опорных прыжков: разбеге, отталкивании ногами с мостика и руками от опоры. Исследованиями ряда авторов   (Р.М. Хизанцян, 1978; В.И. Кожевников,  1982; 4А.И. Лисовой, 1990; Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, 2004 и др.)  установлено, что одним из факторов, тормозящих освоение прыжков высшей сложности, является малоэффективное   отталкивание   руками   от   опоры.   Возникающие   при выполнении прыжков со сложными вращениями нагрузки настолько велики, что осваивать   их   без   специальной   подготовки   опорно­двигательного   аппарата зачастую становится не только проблематично, но и травмоопасно.  Как показало изучение доступной нам научно­методической литературы, вопросы   совершенствования   техники   отталкивания   руками   при   выполнении опорных прыжков различных структурных групп освещены недостаточно полно. Это обуславливает актуальность работы, целью которой явилось обоснование методики   специальной   физической   подготовки   гимнасток   высокой квалификации,   направленной   на   повышение   качества   выполнения   опорных гимнастических прыжков.  Предмет исследования – уровень технико­физической подготовленности гимнасток старших разрядов в опорных прыжках. Объект   исследования  –   процесс   специальной   физической   подготовки гимнасток   старших   разрядов,   целенаправленно   обеспечивающий   повышение уровня «прыгучести» на руках.  Гипотеза   исследования  заключается   в   предположении   о   том,   что выполнение комплекса специально подобранных упражнений, направленных на развитие   силы   мышц   рук   и   плечевого   пояса,   позволит   обеспечить     более эффективное   отталкивание   от   опоры   и   положительно   скажется   на   качестве выполнения опорных прыжков.   5ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Известно, что процесс эволюционного развития руки шел по пути утраты ею локомоторной функции (опорно­толчковой), т.е. функции передвижения и отталкивания.   Тем   не   менее,   в   спортивной   деятельности   гимнастам   и гимнасткам повседневно приходится сталкиваться с упражнениями, выполнение которых   требует   работы   рук   в   режиме   отталкивания.   Следовательно,   для спортивной,   гимнастики   необходимо   не   только   восстановление   утраченной функции, но и ее совершенствование. Имеются   ли   какие­либо   предпосылки   для   этого   совершенствования? Остановимся на анатомических предпосылках. Передние и задние конечности животных, которые преобразовались в верхние и нижние конечности человека, выполняли в одинаковой мере функции опоры и движения, в связи с чем, в их строении сохранились черты сходства. Во­первых, как верхняя, так и нижняя конечности у человека  ­  парные. Во­вторых, они расчленяются на одинаковое количество отделов, каждый из которых имеет одинаковое количество костей. Вместе с тем, указывает профессор А.А. Гладышева [13], между ними имеются существенные   различия,   появившиеся   в   процессе   эволюции,   когда   рука перестала   выполнять   функцию   опоры,   а   превратилась   в   орудие   труда.   Эти различия заключаются в следующем: ­ кости нижних конечностей более крупные и массивные; ­ кости верхних конечностей не образуют замкнутого кольца, в то время, как   кости   пояса   нижних   конечностей,  соединяясь   с   крестцом,   образуют замкнутое кольцо ­ таз с малоподвижными соединениями; 6­   соединения   верхних   конечностей   характеризуются   большей подвижностью, более тонкими связками. Особенно   значительны   отличия   кисти   от   стопы,   на   нижней   конечности много приспособлений рессорного характера, смягчающих толчки, сотрясения и т.д. Физиологический   поперечник   мышц   нижних   конечностей   больше соответствует   по   функциям   мышцам   верхних   конечностей.   В   этом     легко убедиться,   если   сравнить   единственный   разгибатель   коленного   сустава  ­ четырехглавую   мышцу   бедра   и   разгибатель   локтевого   сустава  ­  трехглавую мышцу плеча. Анатомо­физиологические   предпосылки   и   данные   практики   позволяют считать,   что   утраченную   опорно­толчковую   функцию   верхних   конечностей человека можно восстановить. Вот несколько примеров, взятых из спортивной прессы. ­Западногерманский акробат Хофмайер "прошагал" на руках  132  км от одной маленькой баварской деревушки до г. Мюнхена (за этот долгий путь ему пришлось сменить 20 пар рукавиц и затратить 36 часов).  ­11 ­  летний  ученик  московской   школы   Кирилл   Максимов  за  два   часа отжался в упоре лежа /с одним пятиминутным перерывом/ 4821 раз.  ­18 ­ летний Евгений Мусияк из Омска за 38 минут подтянулся на одной руке на перекладине 114 раз.  ­англичанин Брайн Джексон, находясь в упоре на параллельных брусьях , отжался за одну минуту 102 раза.  ­Оскар   Бредли   из   Мейкона   /штат   Джорджия,   США/   умеет   ходить   на руках, опираясь только на большой и указательный пальцы, а не на ладони, как это делают все ходоки на руках.  ­50 ­ летний тбилисец Джумбер Давидович Лежава  отжался от пола  16 тысяч 274 раза за пять часов. (рекорд англичанина Пэдд Доила ­ 37 тысяч 350 7отжиманий за 24 – часа).  ­елецкий   спортсмен   Борис   Гриднев   за  2  часа   выполнил  702    подъема переворотом в упор. Он же 80 раз отжался одной рукой от пола. ­в  1986   году   Шин   Дон   Мок   из   Южной   Кореи,   выступая   в   Японии, пробежал на руках 50 м за 17,44 сек.  Все   эти   примеры   говорят   о   том,   что   можно   восстановить   опорно   – толчковую функцию у человека. С   каждым   годом   совершенствуется  техника   выполнения   и   повышается сложность   опорных   прыжков.   Уровень   технической   подготовки   гимнастов всегда является доминирующим показателем их спортивного мастерства. Без глубокого знания основ техники нельзя рассчитывать на серьезные спортивные достижения.   Поэтому   правильное   понимание   основ   техники   выполнения опорных   прыжков   является   первоочередной   задачей   каждого   тренера   и гимнаста. Опорные   прыжки  ­  это   всегда   комбинация   программных   действий, которые создают большие возможности для образования множества различных  при   использовании прыжков.   Так,   по   данным   Ю.   К.   Гавердовского  [9], возможностей,   акробатического   наскока   на   мостик   число   опорных   прыжков может быть доведено до 1500 (без учета этих возможностей ­  примерно до 400). К.   М.   Иванов,   Т.   И.   Манина  [18,19]   отмечают,   что   основная   причина плохого выполнения прыжка ­ недостаточная продолжительность полета после толчка рунами, ограничивающая технические возможности гимнастов в опорных прыжках. У квалифицированных гимнасток продолжительность полета (2 фазы) ~ 0,75 сек., а у гимнастов ~ 0,85 сек. Чтобы улучшить условия отталкивания руками, гимнасткам и гимнастам надо   выполнять   толчок   на  взлете,  а  не  после   падения:   руки   касаются   в  тот момент, когда тело движется еще по восходящей траектории с вертикальной скоростью   равной  2   ­   2,5  м/с,   в   процессе   последующего   толчка   руками, 8производимого   как   бы   "вдогонку"  летящему   вверх   телу,   гимнаст   может ускорить движение вверх до необходимых 3,0 ­ 3,5 ­ м/с. Достигнуть высокой вертикальной скорости в полете к моменту касания руками коня в прыжках с замахом   можно   за   счет   дальнейшего   увеличения   мощности   толчка   ногами   и   О   недостаточной   скорости   разбега оптимальной   скорости   разбега. высказываются А. Ф. Радионенко, Л. Г. Иванова [34]; а В. И. Кожевников [20], К.М. Иванов и Т.И. Манина [18, 19] пришли к следующим выводам: 1. Технические возможности гимнастов и гимнасток в опорных прыжках лимитируются кратковременностью полета после толчка руками. 2.   Основным   резервом   для   увеличения   продолжительности   второй полетной фазы в опорных прыжках является увеличение высоты полета после толчка руками. 3.   Повышению   эффективности   толчка   руками   при   прочих   равных условиях способствует: ­ хорошая скоростно – силовая подготовка гимнастов; ­ повышение рациональности техники отталкивания руками; ­ применение амортизирующего коня специальной конструкции; ­ наличие значительной скорости в конце полета перед толчком руками. Основной   резерв   увеличения   продолжительности   второй   фазы   полета заключается,   по   мнению   Д.   С.   Якубенка  [46],  П.   Е.   Толмачева  [41],   В.   М. Полякова  [31],  Л. П. Семенова,  Р.  М.  Хизанцян  [42],  в «увеличении  высоты взлета, которая зависит от эффективности отталкивания руками». На эффективность толчка руками влияют: 1. Характер расположения отдельных звеньев тела в момент постановки рук на снаряд (положение кистей, величина замаха и т.д.). 2. Сочетание толчка руками с рывковым движением туловища. 3. Сила и быстрота отталкивания. 4. Момент окончания толчка. 9К базовым навыкам в подготовке мышц рук плечевого пояса на опорных прыжках Ю. К. Гавердовский [11] относит: 1. Наскоки на руки с заданной дальностью полета и замахом (при прямых прыжках). 2. Отталкивание руками с курбетными действиями – для прыжков типа «лет». 3.   Отталкивание   руками   при   прыжках   переворотом,   включая   навык ускорения и замедления вращения в полете действиями на опоре. 4.   Постановка   рук   с   отталкиванием   руками   при   прыжках   переворотом боком, "Цукахара". Авторы С. В. Дмитриев, Ф. Л. Доленко, А. Г. Хасин [15] рассматривают отталкивание   как   расчлененную   систему   движений,   состоящую   из   пяти   фаз, имеющих   специфическое   содержание.   Полагают,   что   фаза   переключения предъявляет   большие   требования   не   только   к   скоростно   –   силовой подготовленности   гимнаста,   но   и     к   его   координационным   способностям, обеспечивающим возможность быстрых переключений мышечной активности. Ф. В. Шевченко [45] показал, что для оценки уровня развития физических качеств,  необходимых  для  сильного  и  быстрого  толчка  руками  о  тело  коня, очень   важны   показатели   работы   скоростно­силового   характера   мышц   рук   и плечевого пояса, ими могут служить следующие показатели: ­  16   –   18   отжиманий   за   10   секунд   в   упоре   лежа   с   опорой   носками   о гимнастическую скамейку; ­ 14 – 15  отжимание в упоре на параллельных брусьях; ­ 8 – 9 отжиманий за 10 секунд со стойки на плечах в стойку, на руках на параллельных брусьях; ­   25   –   30    толчков   с   хлопками   в   упоре   лежа   с   опорой   носками   о гимнастическую скамейку за 10 секунд. Не уменьшая ценности указанных упражнений, следует отметить, что они 10рекомендуются для скоростно­силовой подготовки в прыжках всех структурных групп. Специфика отталкивания руками в прыжках различной сложности при этом не учитывается. При успешном овладении техникой сложных акробатических упражнений гимнастам   следует   постепенно   и   заблаговременно   (еще   в   юном   возрасте) воспитывать способность переносить высокие механические нагрузки ударного типа   на   сжатие   отдельных   частей   опорно­двигательного   аппарата.   Э.   А. Вишневский  [8],  В.   Н.   Курысь,   В.   Л.   Скакун   [23]  рекомендуют   развивать взрывную   силу   и   реактивную   способность   мышц,   применяя   следующие упражнения: 1) на развитие прыгучести еще в юном возрасте; 2)  каждое упражнение на развитие силы чередовать с упражнениями на скорость и расслабление; 3) чаще включать упражнения, требующие предельной скорости.  А   также   применять   прыжки   с   места   и   малого   разбега   для   развития активности отталкивания руками. Наиболее   эффективными,   по   мнению   Ю.   К.   Гавердовского   и   В.   И. Смолевского  [10,12],  следует   считать   такие   специально   подготовленные упражнения, в которых максимум силы появляется в тех же положениях, что и при   выполнении   соревновательных   упражнений.   В   этом   случае   говорят   о «сопряженном»   подготовленности. совершенствовании   технической   и   физической Подбор   специальных   силовых   упражнений   осуществляется   всегда   с учетом   режима   работы   в   конкретном   соревновательном   упражнении.   При скоростно­силовой   тренировке   весьма   эффективно   используется   уступающая работа при воспитании прыгучести (пример: падение на руки с последующим отталкиванием). При выполнении различных отталкиваний  от опоры (ногами, руками) в фазе амортизации происходит сверх мощное воздействие на мышцы, 11обеспечивающие   отталкивание,  которые  побуждаются   этим   к  максимальному скоростно­силовому сокращению. Нужно учитывать, что в определенных движе­ ниях   уступающего   характера,   т.е.   в   момент   отталкивания   руками   от   опоры, гимнастка может проявить силу, значительно превосходящую ее максимальные показатели в изометрическом и преодолевающем режимах (при отталкивании от опоры   работа   руками   протекает   в   режимах   –   уступающий­изометрический­ преодолевающий).   И.   М.   Голубева   [14]   считает,   что   техника   прыжковых   движений   и современные требования к стилю их выполнения предполагают производить за короткое   время   толчки   в   прыжках   и,   следовательно,   очень   быстрое переключение с одного режима (уступающего) на другой (преодолевающий) в условиях предварительной нагрузки. Такие   условия   могут   быть   созданы   путем  применения   дополнительных средств,   состоящих   из   упражнений,   охватывающих   необходимые   мышечные группы   в   движениях,   аналогичных   соревновательным,   где   величина преодолеваемого   сопротивления   и   его   характер   обеспечивал   бы   в   большей степени   напряжение   мышц   без   потери   скоростно­силового   характера выполнения   тренировочного   движения.   Например:   прыжки   с   посильным отягощением, позволяющим выполнить целостное движение, хотя и в несколько замедленном темпо­ритме; прыжки в стойке на руках в аналогичном режиме. В  связи   с  этим,  многократное   стереотипное  выполнение   общепринятых тренировочных упражнений часто же не позволяет достичь требуемых темпов развития   скоростно­силовых   качеств   и   выйти   на   режим   работы   мышц, необходимый для выполнения сверх сложных элементов. Развитию скорости движений должно быть уделено большое внимание на всех этапах подготовки спортсменов. Развитие   скорости   зависит   от   функционального   состояния   центральной нервной системы и нервно – мышечного аппарата, от силы, эластичности мышц и 12быстроты их сокращения, от координации движений и технического мастерства спортсмена, а в целом от его способности к максимальным волевым усилиям, направленным на выполнение движений с максимальной скоростью – так считает В. М. Дьячков [16]. Анализ результатов изометрических мышечных напряжений, проведенный Ю.   В.   Менхиным  [27],  показывает   их   статистически   значимое   разнообразие, предопределенное   специфическими   особенностями   именно   тех   условий,   в которых в данный момент работает нервно – мышечный аппарат. Специфичность воздействия   изометрических   упражнений   на   двигательные   качества   и   на взаимосвязь   последних   с   двигательными   навыками   позволяет   рассматривать изометрию как необходимую методику развития физических качеств и выделить в   ней   в   качестве   самостоятельных   методов   совершенствования   физических способностей следующие:  1.   Метод   изометрических   упражнений   предполагает   максимальные мышечные   напряжения   в   течение   6   секунд   (направлен   на   повышение   уровня силы). 2.  Метод   статических   упражнений   предусматривает,   возможно   долгое удержание   мышечного   напряжения   на   уровне   50   –   80   %  от   максимальных (предназначен   для   совершенствования   выносливости   к возможностей  статическим   усилиям.  Например –  длительное   удержание   стойки   на  руках   с опорой о гимнастическую стенку). 3.  Метод   скоростно­изометрических   упражнений,  включающий   быстрые изометрические напряжения с последующим удержанием достигнутого уровня усилия в течение 5 – 6 секунд.  ­ это способ комплексного развития максимальной силы и способности к   необходимому   для мощному   начальному   мышечному   напряжению, осуществления быстрых движений.   Д. Ю. Бравая [6] делает следующие выводы: 131.Различные   способы   силовой   тренировки   –   изометрической   и изокинетической,   характеризуются   высокой   специфичностью   тренировочных эффектов. 2.  Изометрическая   тренировка   увеличивает   статическую (изометрическую) силу при относительном уменьшении динамической силы и ухудшений скоростно­силовых свойств тренируемых мышц. 3.  Высокоскоростная   изокинетическая   тренировка   увеличивает динамическую   силу,   проявляемую   при   высоких   скоростях   движения,   и значительно   улучшает   скоростно­силовые   свойства, изометрическую силу тренируемых мышц.    мало   влияя   на 4.  Низкоскоростная   изокинетическая   тренировка   по   своему   эффекту занимает промежуточное положение между изометрической и изокинетической высокоскоростной тренировками. 5.  Один   из   важнейших   механизмов,  обеспечивающий   специфический тренировочный эффект; служит для совершенствования в процессе тренировки центрально – нервного управления тренируемыми мышцами.  П.   Е.   Толмачев,   Ф.   В.   Шевченко   [41,45]  рассматривают   зависимость качества исполнения опорных прыжков от некоторых показателей скоростно ­ силовой подготовки гимнастов, много уделяя внимания развитию самих качеств, но мало говорят о технике отталкивания руками, а так же о приземлении. Л.   П.   Семенов  [39]  рассматривает   фазы   выполнения   прыжков,   где наибольшее   внимание   уделяет   совершенствованию   техники   отталкивания ногами и руками, а так же технике приземления, которые влияют на качество выполнения   прыжков.   Также   автор   приводит   ряд   упражнений   для   развития скоростно ­ силовых качеств. В   доступной   нам   литературе   мы   не     обнаружили   специальных исследований,  посвященных   изучению   мышечного   аппарата   рук     и   плечевого пояса к отталкиванию, а также совершенствованию толчковой фазы руками в 14опорных прыжках у гимнасток высших разрядов.  Литературные   сведения   о   технике   толчковой   фазы   руками   в   опорных прыжках   почти   не   подтверждаются   ссылками   на   конкретные   средства физической   подготовки,   с   помощью   которых   можно   качественно   развивать способность гимнасток к отталкиванию. Все высказанное вызывает необходимость  изучения указанных проблем, чему и посвящается данная работа. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 2.1. Задачи исследования При проведении исследования нами последовательно решались следующие задачи: 1.   Исследовать   взаимосвязь   между   показателями   тестирования физического   развития   мышц   рук   и   плечевого   пояса   у   гимнасток   старших разрядов и результативностью выполнения опорных прыжков. 2. Разработать комплекс специальных упражнений, повышающих уровень 15физического   развития   мышц   рук   и   плечевого   пояса   у   гимнасток   старших разрядов. 3.  Экспериментально   оценить   влияние   разработанного   комплекса специальных   упражнений   на   качество   выполнения   опорных   прыжков гимнастками старших разрядов. 2.2. Методы исследования Для   решения   поставленных   задач   применялись   следующие   методы исследования: 1. Изучение и анализ литературных источников. 2. Педагогические наблюдения.  3. Тестирование. 4. Метод экспертных оценок. 5. Педагогический эксперимент.  6. Методы математической статистики. Ниже   приводятся   характеристики   некоторых   методов   исследования, использованных в работе.  2.2.1.  Изучение и анализ литературных источников При   проведении   исследования   были   изучены     и   проанализированы   47   в   которых   освещались   вопросы   научно­ литературных   источников, методического   обеспечения   процесса   подготовки   гимнастов   и   акробатов   – прыгунов на акробатической дорожке. Особое внимание уделялось источникам, посвящённым   проблемам   тестирования   и   повышения   эффективности специальной физической подготовки мышечных групп рук и верхнего плечевого пояса   гимнастов,   обеспечивающих   взаимодействие   с   опорой   при   выполнении прыжковых упражнений.   2.2.2. Педагогические наблюдения 16Педагогические   наблюдения   проводились   с   целью   изучения   опыта тренеров, имеющих продолжительный стаж работы в спортивной гимнастике и прыжковой   акробатике.   Наблюдения   позволили   подробно   ознакомиться   с содержанием учебно­тренировочной работы с гимнастами старших разрядов, в частности   при   изучении   ими   опорных   прыжков,   уточнить   методики тестирования   силовых   способностей,   а   также   подобрать   специальные упражнения, повышающие уровень специальной физической подготовленности гимнасток старших разрядов.  Наблюдения   проводились   в   гимнастических   клубах   ЦСКА,   «Динамо», УОР №1 (г. Москва). 2.2.3. Тестирование Педагогический   контроль   показателей,   характеризующих   уровень развития физических качеств гимнасток, проводился с помощью двигательных заданий   (тестов),   целесообразность   использования   которых   подробно освещалась в специальной литературе [19, 24, 26, 31 и др.]. Для комплексного изучения уровня развития мышечных групп рук и пояса верхних конечностей, обеспечивающих эффективность взаимодействия с опорой при выполнении прыжков через гимнастический стол, что в значительной мере определяет   оценку   исполнительского   мастерства   гимнастки,   нами   были отобраны следующие двигательные задания. 1. Хлопки в упоре лёжа Испытуемая   из   исходного   положения   «упор   лёжа»   на   гимнастическом ковре, за 10 секунд должна была сделать максимальное количество повторных циклов   «сгибание   и   разгибание   рук»   с   подскоком   и   хлопком   в   ладоши. Запрещалось   выполнять   задание   с   явно   выраженными   сгибательно­ разгибательными   движениями   туловищем   (так   называемый   «подхлёст).   Для выполнения давались две попытки, лучшая из которых шла в зачёт. Оценивалось 17количество сделанных хлопков. 2. Продвижение в упоре лёжа при помощи толчка руками Испытуемая из исходного положения «упор лёжа» со связанными вместе ногами,   двигаясь   вперёд,   должна   была   прыжками   на   руках   преодолеть   как можно большую дистанцию. На выполнение задания давалось 10 секунд. Для выполнения   теста   давались   две   попытки,   лучшая   из   которых   шла   в   зачёт. Оценивалась пройденная дистанция в сантиметрах.  3. Отталкивание набивного мяча кистями Испытуемая занимала  исходное положение, стоя перед гимнастическим козлом, на котором лежал набивной мяч весом 3 кг. Высота козла подбиралась индивидуально   таким   образом,   чтобы   центр   мяча   находился   на   уровне вытянутых   вперёд   рук.   Испытуемой   предлагалось,   держа   ладони   почти вплотную   к   мячу,   как   можно   дальше   оттолкнуть   от   себя   мяч   сгибательным движением обеих кистей. Для выполнения теста давались три попытки, лучшая из которых шла в зачёт. Оценивалось расстояние от продольной осевой линии снаряда до места падения мяча в сантиметрах.  4. Отталкивание набивного мяча руками Испытуемая занимала  исходное положение, стоя перед гимнастическим козлом, на котором лежал набивной мяч весом 3 кг. Высота козла подбиралась индивидуально  таким  образом, чтобы центр мяча находился  на уровне  плеч. Испытуемой предлагалось подойти к мячу, согнуть руки и как можно дальше оттолкнуть от себя мяч разгибательным движением обеих рук. Для выполнения теста   давались   три   попытки,   лучшая   из   которых   шла   в   зачёт.   Оценивалось расстояние   от   продольной   осевой   линии   снаряда   до   места   падения   мяча   в сантиметрах.  5. Подскок вверх на руках из упора лёжа  Испытуемые   находились   в   исходном   положении   «упор   лёжа»   на гимнастическом   ковре.   Подскок   вверх   на   руках   измерялся   по   методике 18Абалакова. Каждая испытуемая выполняла три предельных подскока вверх на руках из трех исходных положений: упор лежа на ширине плеч (тест 5), руки шире плеч (тест 6) и руки по диагонали (тест 7). Для выполнения теста давались три попытки, лучшая из которых шла в зачёт. Оценивалась высота подъёма тела от площади опоры в сантиметрах.  Результаты   тестирования   заносились   в   протокол   испытаний   для дальнейшей математической обработки.  Из   семи   предлагаемых   тестов   три   предназначались   для   определения «ручной прыгучести», а остальные для определения уровня развития мышц рук и   плечевого   пояса.   В   процессе   исследований   зарегистрировано   и   обработано более 250 различных измерений, 50 контрольных попыток выполнения опорных прыжков. РИСУНОК 1 Графическое изображение № Описание задания 1 Хлопки в упоре лёжа (за 10 сек.) 2 3 4 5 6 7 Продвижение вперед в упоре лёжа при помощи  толчка руками (за 10 сек.) Отталкивание набивного мяча, лежащего на  козле, кистями Отталкивание набивного мяча, лежащего на  козле, руками Подскок вверх на руках из упора лёжа, руки на  ширине плеч Подскок вверх на руках из упора лёжа, руки  шире плеч Подскок вверх на руках из упора лёжа, руки  поставлены по диагонали 192.2.4. Метод экспертных оценок Качественный   уровень   выполнения   гимнастками   опорных   прыжков определялся с помощью метода экспертных оценок. В качестве экспертов были   с   группами   специализированной приглашены   тренеры,   работающие   гимнастической подготовки, имеющие судейские категории.  Для   оценки   упражнения   была   выбрана   10­и   бальная   система   оценки исполнительского   мастерства   спортсменов.   В   соответствии   с   ней,   от максимально   возможной   оценки   равной   10­и   баллам,   экспертами   вычитались сбавки   за   допущенные   исполнителем   ошибки   и   неточности.   Мелкие   ошибки оценивались в 0,1 балла, средние – 0,2 – 0,3 балла, грубые – 0,4 – 0,5 балла. 2.2.5. Педагогический эксперимент Для   экспериментальной   проверки   эффективности   разработанного   нами комплекса   специальных   упражнений,   повышающих   уровень   физического развития мышц рук и плечевого пояса у гимнасток старших разрядов, с июля 2014 г. по сентябрь 2014 г. на базе гимнастического клуба «Динамо» г. Москва был проведён педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 16 гимнасток, имевших следующую спортивную квалификацию: ­ кандидат в мастера спорта России – 6 чел. ­ первый взрослый разряд – 10 чел. Перед   началом   эксперимента   гимнастки   приняли   участие   в   начальном тестировании физической и специальной технической подготовленности. Эксперимент проводился с использованием метода параллельных групп: экспериментальная   группа   в   течении   трёх   месяцев   использовала   в   учебно­ тренировочном   процессе   разработанный   нами   комплекс   специальных упражнений   для   развития   «ручной   прыгучести»,   контрольная   –   занималась специальной физической подготовкой без выполнения этих упражнений.  Занятия   в   экспериментальной   группе   проводились   тренером   по 20разработанным нами рекомендациям. В   конце   эксперимента   в   обеих   группах   было   проведено   итоговое тестирование качества выполнения гимнастками опорных прыжков.   2.2.6. Методы математической статистики. Данные   экспериментов   обрабатывались   методом   математической статистики,   который   применялся   с   целью   исследования   взаимосвязи   между технической   и   физической   подготовкой   в   опорных   прыжках.   Для   анализа зависимости   между   изучаемыми   показателями   по   формуле   рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена: rр  1 2   6 d   )1 nn ( 2  , где   d – разность между рассматриваемыми признаками   n – общее число наблюдаемых. Для   определения   однородности   выборочных   совокупностей   данных использовался критерий знаков. 2.3. Организация исследования Исследования проводилась по плану, включавшего три этапа работы.  1 этап: февраль – июнь 2014г. Этот период исследовательской работы был посвящён изучению, анализу и обобщению данных научно – методической литературы, а также педагогическим наблюдениям и беседам со специалистами в области спортивной гимнастики и акробатики, что в целом позволило сформулировать рабочую гипотезу, цель и задачи исследования и приступить к разработке экспериментального комплекса упражнений специальной физической подготовки. 2 этап: июль  – сентябрь 2014г.  На втором этапе работы исследовалась взаимосвязь между показателями тестирования   и   результативностью   выполнения   опорных   прыжков   и   был 21проведён   педагогический   эксперимент   для   оценки   влияния   разработанного комплекса специальных упражнений на качество выполнения опорных прыжков гимнастками старших разрядов. 3 этап: ноябрь 2014г. – март 2015г. На   заключительном   этапе   работы   была   проведен   анализ   полученных данных  с  помощью  методов   математической  статистики, сделаны  выводы  по работе   и   разработаны   практические   рекомендации.   Этап   завершился оформлением выпускной квалификационной работы и подготовкой её к защите. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1.   Исследование   взаимосвязи   между   прыгучестью   на   руках   и качеством исполнения опорных прыжков различных структурных групп 22Качество   выполнения   упражнений,   связанных   с   отталкиванием,   в значительной   мере   должно   определяться   уровнем   скоростно­силовой подготовленности мышц рук и плечевого пояса, показателем которого может служить   "ручная   прыгучесть".   Этот  термин  широко   распространился   в спортивной   практике   для   обозначения   способности   высоко   подбросить   свое тело вверх за счет отталкивания руками от опоры. Прыгучесть – специфическая двигательная  способность к  быстроте  проявления  значительного по  величине двигательного усилия. Были проведены измерения прыгучести на руках у гимнасток различной квалификации. Каждая   испытуемая   после   предварительной   разминки   выполняла   три предельных подскока вверх на руках. «Ручная прыгучесть» определялась в трех исходных положениях: из упора лежа руки на ширине плеч, руки шире плеч и руки   по   диагонали,   лучший   показатель   трех   попыток   измерения   в   каждом положении принимался за абсолютный показатель прыгучести (глава 2, раздел 2.2.3.,   тесты  5,6,7).  Измерения   указаны   в   сантиметрах,   они   проводились   по методике Абалакова с мягкой сантиметровой лентой, крепящейся на поясе. Таблица результатов выполнения тестовых заданий 1 2 3 4 5 6 7 Таблица 1. Ф.И.О. 1. Б.А.В. 2. Б.О.В. 3. К.А.В. 4. И.Е.А. Кол­во 18 16 16 21 см 412 400 380 410 см 165 145 130 150 см 235 220 215 250 23 см 22 14 10 21 см 20 15 13 25 см 19 16 12 245. И.А.С. 6. К.Т.В. 7. К.Е.С. 8. М.М.Г. 9. М.К.Д. 10. Р.Е.В. 11. С.К.С. 12. Т.В.С. 13. У.Е.Д. 14. Ч.А.Д. 15. Ф.А.В. 16. Я.А.С. Σ X Xсред σ 19 24 22 19 20 18 19 21 22 25 18 18 410 410 400 410 415 380 390 397 420 450 365 380 95 150 130 125 140 120 130 110 120 150 120 130 240 220 216 240 250 210 230 200 240 260 210 220 19 14 26 15 21 22 20 19 18 22 16 17 23 18 26 14 23 15 22 21 18 26 15 19 20 18 25 20 21 18 20 20 20 25 14 17 389 19 ± 2 8029 401 ± 17 2562 128 ± 14 4496 225 ± 14 367 367 ± 3 395 395 ± 4 389 389 ± 2 σ­оценочная величина. Используется для оценки плотности значений (т.е., если результаты находятся близко друг к другу, то это означает, что в данном конкретном   тестировании   гимнасты   имеют   одинаковую   подготовку).   Если разброс   большой   –   то   неправильно   выбран   тест   или   группа   испытуемых,   и значит, что следует брать более однородную (одинаковую) группу. В своём исследовании мы брали за основу характер работы руками при выполнении   опорных   прыжков   в   четырех   различных   структурных   группах. Испытуемым   предлагалось   выполнить   13   опорных   прыжков   из   различных структурных     групп.   Прыжки   оценивались   по   десятибалльной   системе.   На каждый прыжок давалось две попытки, из них выбиралась лучшая. Полученные данные приведены в таблице 2. 24 Таблица 2.Таблица результатов выполнения опорных прыжков Спорт ивный разря д кмс кмс кмс 1 1 кмс 1 мс кмс 1 мс 1 кмс кмс кмс 1 1 1 1 Ф.И.О C.К.С. К.Т.В. Ч.А.Д . Я.А.С . К.Е.С. Б.А.В. Р.Е.В. М.К.Д . М.М. Г. И.А.С . И.Е.А . Т.В.С. К.А.В . Б.О.В. У.Е.Д. Ф.А.В . Ч.М. М. О.Л.С . С.С.К. Прямые Перевороты Боковые Рондатовые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 9,3 8,9 9,1 8,8 8,8 9,2 9,0 9,1 9,2 9,3 9,2 8,3 8,7 8,5 8,9 8,0 8,9 8,9 8,6 8,6 9,1 8,5 9,1 8,7 9,1 8,7 8,7 8,2 8,3 9,1 8,4 8,9 9,9 9,0 9,4 9,0 9,2 9,4 9,3 9,5 9,2 9,6 9,2 9,2 9,0 9,0 9,2 9,2 9,0 9,3 9,0 9,1 9,0 9,2 8,8 9,2 8,9 9,3 9,4 9,2 8,5 9,0 9,0 8,5 9,2 9,0 9,2 8,8 9,3 8,9 9,1 9,3 8,5 9,2 8,9 8,3 8,7 8,4 8,9 8,0 7,9 8,9 8,7 8,9 9,0 9,2 9,1 9,0 8,0 9,6 8,6 8,8 8,5 8,6 8,2 ­ ­ 8,6 ­ ­ ­ ­ 9,2 8,9 8,1 8,7 8,2 7,9 9,1 8,6 9,1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 9,1 9,4 9,0 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 8,4 7,6 8,2 7,4 7,6 8,4 8,0 8,3 9,1 9,1 8,4 8,9 8,3 8,0 9,2 8,7 9,0 ­ ­ 8,2 ­ 9,3 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 8,6 ­ 9,0 9,5 9,3 9,2 8,2 9,6 9,6 9,3 9,45 9,5 9,3 9,5 ­ 9,5 9,3 ­ 8,6 ­ 8,4 9,5 9,4 8,5 9,7 9,2 9,5 9,1 9,2 ­ 8,5 ­ 9,0 9,4 8,5 ­ ­ ­ ­ 9,4 9,0 9,0 8,0 8,8 8,8 9,2 9,2 8,7 8,3 8,5 8,5 9,0 9,0 8,8 8,9 8,8 8,9 8,5 8,5 8,7 8,95 8,8 9,15 9,3 8,2 9,0 ­ ­ ­ ­ 8,9 8,7 8,7 8,7 8,8 8,6 ­ ­ 25 8,4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­Ф.А.А . Xсред 1 9,0 9,0 9,0 8,9 8,9 8,7 8,5 ­ ­ 9,0 8,7 8,5 ­ 2 – мс 8 – кмс 10 – 1Взр. 9,11 8,8 9,17 8,82 8,64 8,95 8,82 8,97 9,05 8,56 8,79 8,9 8,55 Примечание к таблице: Названия опорных прыжков: 1 ­ Прыжок согнув ноги; 2 ­ Прыжок согнувшись; 3 ­ Прыжок ноги врозь; 4 – переворот; 5 ­ Переворот с поворотом на 1800  ; 6 ­ Переворот с поворотом на 3600    ; 7 ­  Переворот сгиб­разгиб; 8 – Переворот ­ сальто   вперёд;   9  ­   Переворот   боком;   10   –  Рондат;   11   ­   Переворот   боком   с поворотом на 900 ; 12 ­ Переворот боком с поворотом на 1800 ; 13 – Цукахара. Для  выявления  степени   взаимосвязи   качества   выполнения   опорных   и «ручной   прыгучести»   мы   провели   статистическую   обработку   изучаемых показателей.  В таблице 3  приведены результаты исследования. Из таблицы 3 видно,   что   тест   5   имеет   высокую   корреляционную   зависимость   с   прыжком переворотом   сальто   вперед   из   группы   прыжков   переворотом   (r  =   0,95)  и «цукахара» из группы рондатовых прыжков (r = 0,80), с остальными прыжками этих структурных групп связь средняя, а с прыжками групп прямые и боковые эта связь низкая. Также интересно проследить взаимосвязь тестов 6 и  7. Судя по цифрам коэффициента   корреляции,   существует   средняя   корреляционная   связь   с боковыми прыжками (тест 6 ­  r = 0,35 до 0,49; тест 7 ­  r = 0,41 до 0,56). Так же отмечается высокая зависимость теста 6 с прыжком "цукахара" (r = 0,90) и теста 7  с   прыжком   переворотом   сальто   вперед   (r  =   0,95).  Остальные   прыжки   не обнаружили   большой   связи   с   результатами,   полученными   при   выполнении 26тестов 5, 6 и 7. Таблица корреляционной взаимосвязи между тестами и опорными  прыжками Таблица 3. Структурные  группы опорных  прыжков № Название тестов Назв. опорных прыжков 3 4 2 1 Хлопки в упоре  лёжа (за 10 сек.) Продвижение в  упоре лёжа (за 10  сек.) Отталкивание  набивного мяча  кистями Отталкивание  набивного мяча  руками Подпрыгивание на  руках в упоре лёжа  (руки на ширине  плеч) Подпрыгивание на  руках в упоре лёжа  (руки  шире плеч) Подпрыгивание на  руках в упоре лёжа  (руки по диагонали) 5 6 7 Прямые Перевороты Боковые Рондат­ ые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 0,61 0,57 0,65 0,41 0,48 0,10 0,49 0,17 0,55 0,70 0,63 0,54 0,80 0,68 0,53 0,37 0,13 0,23 0,06 0,30 0,41 0,15 0,38 0,49 0,43 0,20 0,15 0,70 0,11 0,26 0,02 0,21 0,18 0,41 0,20 0,16 0,13 0,16 0,80 0,42 0,16 0,06 0,04 0,05 0,07 0,28 0,09 0,75 0,15 0,25 0,08 0,20 0,35 0,47 0,23 0,44 0,045 0,39 0,38 0,60 0,06 0,90 0,32 0,39 0,80 0,21 0,22 0,20 0,37 0,53 0,35 0,31 0,55 0,80 0,42 0,49 0,35 0,90 0,56 0,56 0,40 0,54 0,49 0,43 0,40 0,69 0,95 0,51 0,41 0,56 0,40 Примечание к таблице: Названия опорных прыжков: 1 ­ Прыжок согнув ноги; 2 ­ Прыжок согнувшись; 3 ­ Прыжок ноги врозь; 4 – переворот; 5 ­ Переворот с поворотом на 1800  ; 6 ­ Переворот с поворотом на 3600    ; 7 ­  Переворот сгиб­разгиб; 8 – Переворот ­ сальто   вперёд;   9  ­   Переворот   боком;   10   –  Рондат;   11   ­   Переворот   боком   с поворотом на 900 ; 12 ­ Переворот боком с поворотом на 1800 ; 13 – Цукахара. 27Все это позволяет считать, что «ручная прыгучесть» имеет выраженную взаимозависимость   со   структурной   группой   прыжков   переворотом   (особенно прыжки переворотом сальто вперед и «цукахара»). Полученные   данные   методом  кореляции   рангов   между   способностью гимнасток   к   «ручной   прыгучести»  (тесты   5,   6   и  7)  и   опорными   прыжками различных структурных групп свидетельствуют о наличии прямой зависимости оценки от способности "оторваться" от опоры руками при различных способах расположения кистей на опоре. Полученные коэффициенты корреляции позволяют считать, что одним из объективных количественных критериев качества опорных прыжков могут быть количественные   характеристики   «ручной   прыгучести»   (т.е.   чем   лучше отжимаешься, тем выше оценка за прыжок). В свою очередь, полученные коэффициенты корреляции между техникой исполнения  прыжков и этими тестовыми  заданиями не одинаковы. Этот факт свидетельствует   о   том,   что   хотя   данные   теста   имеют   взаимозависимость   с прыжками, но эта зависимость у различных опорных прыжков выявляется по­ разному.  В том, случае, когда между тестом и опорным прыжком существует маленькая   корелляционная   зависимость,   это   означает,   что   отсутствует взаимосвязь   силы   мышц,   обеспечивающих   выполнение   данного   теста   и качественного показателя прыжка.  Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что показатели ручной прыгучести   могут   быть   информативными   преимущественно   для   опорных прыжков типа "цукахара" и "переворот вперед ­ сальто вперед".  Однако этот факт не отвергает важность этих показателей  для других видов опорных прыжков.  3.2.  Исследование   взаимосвязи   между   физическими   упражнениями скоростно­силового характера и качеством выполнения опорных прыжков  28Для   выявления   степени   соответствия   средств   скоростно­силовой подготовки   специфике   основного   упражнения,   мы   провели   специальные исследования.  В таблице  3  приведены результаты исследования. Из таблицы видно, что тест   1   коррелирует   со   всеми   прыжками,   но   с   прыжком   «цукахара»   эта зависимость   наиболее   высокая   (r=0,80),   а   это   значит,   что   тест   1   по   своему техническому   выполнению   специфичен   для   прыжков   различных   структурных групп (то есть для общей физической подготовки). При   прямых   прыжках   наибольшая   корреляционная   взаимосвязь существует   с   тестом   1   (r  =0,65)   и   тестом  2  (r=0,68).   Тест  4  не   обнаружил большой   связи   с   результатами,   полученными   гимнастками   при   выполнении прямых прыжков. Анализ показывает, что тест 1 в опорных прыжках имеет коэффициент корреляции   с   результатами   в   прыжках   переворотом   вперед  r=0,55,  в   других тестах такой большой взаимосвязи не отмечается. Наивысшая корреляционная связь   из   остальных   тестов   выявлена   в   тестах  2  и  3  с   результатами   прыжка переворот вперед с последующим разгибанием   и разгибанием с поворотом на 180° (из структурной группы прыжков переворотом), где r=0,41. Тест 1 также имеет высокую корреляционную зависимость с прыжками группы "боковые", где r=0,70,  а тест 2 имеет коэффициент корреляции r=0,49, с другими тестами. Хотя здесь и установлена взаимосвязь, но она очень низкая. В то же время тест 3 имеет высокий коэффициент корреляции с прыжком «цукахара» (r=0,80). Этот прыжок также коррелирует с тестом 1 (r=0,80), а с тестом 4 прямая взаимосвязь не установлена (r= ­0,20). Можно предположить, что качество выполнения прыжка "цукахара" (из структурной группы рондатовых) будет зависеть от показателей тестов 1 и 3.   анализом   показателей   корреляции   между   ручной Это   подтверждается   прыгучестью и результатами выполнения прыжка «цукахара» (r=0,80). В то же 29время   тесты   1   и  3  имеют   высокую   корреляционную   связь   с   показателями «ручной прыгучести» (тест 7) (r=0,71 и r=0,68) в таблице 4. Из   вышеперечисленного   ясно,   что,   хотя   между   этими   тестами   и некоторыми   прыжками   выявлена   высокая   корреляционная   зависимость,   они остаются   для   всех   прыжков   общими.   Это   подтверждается   корреляционной зависимостью тестов с опорными прыжками. Они могут быть пригодны для всех структурных   групп,   как   общий   показатель   скоростно­силовой   физической подготовки. Таблица корреляционной зависимости между тестовыми заданиями Таблица 4. 1 2 3 4 5 6 7 № № Тестовые задания 1 2 3 4 Хлопки в упоре лёжа  (за 10 сек.) Продвижение вперед  при помощи толчка  руками (за 10 сек.) Отталкивание набивного мяча руками Отталкивание набивного мяча руками (мяч на  козле) Х 0.46 0.20 0.33 0.51 0.68 0.71 Х 0.41 0.34 0.22 0.33 0.54 Х 0.52 0.06 0.22 0.68 Х 0.20 0.26 0.37 30Отталкивание в упоре  лёжа, руки на ширине    5 плеч (в см.) Отталкивание в упоре  лежа, руки шире плеч  (в см.) Отталкивание в упоре  лёжа, руки по диагонали 6 7 (в см.) Х 0.77 0.75 Х 0.88 Х Анализ   корреляционной   зависимости   между   тестовыми   заданиями, указанными   в   таблице   4,   позволил   выявить   несколько   из   них   наиболее универсальных   упражнений,   а   в   частности   хлопки   в   упоре   лежа   (тест   1)   и отталкивания в упоре лежа, руки по диагонали (тест 7), которые могут заменить ряд   других   представленных   в   таблице   упражнений   (они   имеют   высокую корреляцию со всеми упражнениями). Но этот факт совершенно не отменяет значимости других упражнений для тренировки «прыгучести» рук. 3.3. Результаты педагогического эксперимента 3.3.1. Комплекс специальных упражнений для развития прыгучести на руках Специальные физические упражнения определяются как способствующие единству   развития   специальных   навыков   и   качеств   у   гимнасток.   Наиболее распространенным упражнением для развития силы толчка руками в практике гимнастики являются хлопки в упоре лежа (тест 1 рис. 1). Из   таблицы   4   видно,   что   этот   тест   имеет   высокий   коэффициент корреляции с «ручной прыгучестью», причем с тестом 7 он выше (r= 0,71), чем с тестом 5 (r=0,51). Анализ показывает, что тест 7 имеет высокую взаимосвязь с 31результатами теста 3 (r=0,68), а с результатами теста 2 (r=0,54) и теста 4 (r=0,37) не   высокую.   Это   позволяет   считать,   что   «ручная   прыгучесть»   находится   в высокой зависимости от тестов 1 и 3. Судя по этой взаимосвязи, очевидно, что «ручная   прыгучесть»   в   большой   степени   зависит   от   развития   силы   мышц сгибателей   кисти  и   разгибателей   плеча.   (Наиболее   специфичным   заданием оказались тесты 1 и 2). Исходя из анализа корреляционной матрицы, мы предполагаем, что все тестовые   задания   для   улучшения   отталкивания   руками   находятся   в   прямой корреляционной   зависимости   между   собой.   Это   частично   подтверждает гипотезу о том, что с помощью специальных упражнений скоростно­силового характера можно развивать «ручную прыгучесть». Однако вопрос о дозировке их   выполнения   и   месте   их   применения   в   тренировке   (части   занятия)   еще нуждается в специальном исследовании. По   мнению   ряда   авторов,  развитие   физических   качеств   должно происходить применительно к определенным движениям. Поэтому упражнения следует   строить   с   учетом   координационной   структуры   техники   выполнения опорного   прыжка.   Основы   техники   толчка   руками   при   выполнении   ряда акробатических упражнений идентичны с техникой толчка руками в опорных прыжках. На   основании   анализа   исследования   взаимосвязи   между   средствами физических упражнений скоростно­силового характера и качеством выполнения опорных   прыжков   различных   структурных   групп   нами   были   составлены   два комплекса   специальных   упражнений,   которые   выполнялись   гимнастами экспериментальной группы два раза в неделю в конце основной части учебно­ тренировочных   занятий   на   всём   протяжении   трёхмесячного   эксперимента   с июля   по   сентябрь   2014г.   Комплекс   №1   выполнялся   в   первой   половине недельного цикла занятий, комплекс №2 – во второй. Упражнения выполнялись под руководством тренера. У каждого гимнаста 32имелась текстовая и графическая запись упражнений. Дозировка упражнений на первом этапе эксперимента подбиралась тренером индивидуально для каждого гимнаста,  в  зависимости   от   уровня   его   физической   подготовленности.  Затем объём тренировочной работы постепенно увеличивался примерно на 15 – 20% в месяц. Комплекс № 1. 1. Из упора лежа на полу  одновременными  толчками руками и ногами прыжки «крестом» ­ вперед, назад, вправо, влево. 2. Из стойки на руках прыжки вниз на 25 – 30 см в стойку на руках с последующим отскоком вверх и кувырком вперёд.  3. Лёжа на спине, руки вверх, взяться за гриф штанги. Не сгибая рук, оторвать гриф от пола и поднять его над головой перенести на бедра, затем выполнить   движение   в   обратном   направлении.   Вес   отягощения  20­25%  от собственного веса. 4. С вальсета переворот вперёд на горку матов, высотой 40 – 50 см с отягощением (3­5% от собственного веса). 5.   С   гимнастического   мостика   курбет   –   сальто   назад   в   группировке   и согнувшись. Комплекс №2 1. Прыжки в упоре лёжа с хлопками. При выполнении упражнения тело гимнаста находится наклонно под углом 30 ­ 45º  к горизонтали. 2.   Из   упора   на   концах   жердей   наклонно   расположенных   параллельных брусьев, подскоками   на руках продвижение вверх до конца жердей. На ноги гимнаста одеты отягощения весом 2,5 кг.  3. Стоя спиной к гимнастической стенке, повторные поднимания прямых рук,   преодолевая   сопротивление   резинового   амортизатора,   прикрепленного   к гимнастической стенке, удерживаемого в руках. 4. Из  стойки  перед  гимнастическим   мостиком  падение  на  его  рабочую 33площадку в упор лёжа и толчком рук, отскок вверх на максимальную высоту.  5. С небольшого разбега рондат – 1,5 сальто назад на спину («в прокрут») на горку поролоновых матов, высотой 90 ­ 110 см. 3.3.2. Результаты использования комплексов упражнений целенаправленно развивающих «ручную прыгучесть» В   ходе   педагогического   эксперимента   сравнивались   результаты выполнения трёх опорных прыжков – ноги врозь, переворот вперёд и переворот боком с поворотом на 90º, являющихся базовыми в своих структурных группах. Анализировались   результаты   каждого   прыжка   в   отдельности,   а   также суммарные показатели выполнения всех трёх прыжков.  В   начале   эксперимента   методом   экспертных   оценок   были   получены результаты   прыжков   16   гимнасток,   отобранных   для   участия   в исследовательской   работе.   По   результатам   первичных   испытаний   были сформированы   две   группы   –   контрольная   и   экспериментальная.   Критерием отбора   служила   парная   идентичность   показанных   результатов   (т.е.   при тестировании ­ Гимнастка 1 – 9,0, гимнастка 2 – 9,0 – пара. Гимнастка1 вошла в контрольную группу, а гимнастка 2 –в экспертную и т.д.). По окончании эксперимента, содержание которого приведено в разделе 2.2.5.   главы   2,   тестирование   технической   подготовленности   гимнасток   было проведено повторно.   Анализ полученных результатов, представленных в таблице 5, показал, что до начала эксперимента средне групповые показатели выполнения прыжка ноги врозь   составляли   9,10   балла   в   экспериментальной   группе   и   9,16   балла   в контрольной, достоверно не различаясь между собой (различие было проверено критерием знаков). По окончанию эксперимента оценки за выполнение данного прыжка у гимнасток обеих групп выросли. В экспериментальной группе средне 34групповой результат оказался равным 9,294 балла, увеличившись на 0,138 балла (1,5%). В контрольной группе аналогичные показатели составили 9,206 балла, увеличившись   на   0,046   балла   (0,5%).   Однако,   проверка   на   однородность показателей   динамики   результатов   не   позволила   сделать   вывод   о статистической достоверности различий между ними (r =1,414).  Средне   групповые   показатели   выполнения   прыжка   переворотом   вперёд составили   до   начала   эксперимента   в   контрольной   группе   8,763   балла,   а   в экспериментальной   8,775 балла. Статистически достоверных различий между оценками   гимнасток   обеих   групп   выявлено   не   было.  При   завершении эксперимента   эти   показатели   увеличились,   и   соответственно   составили   в контрольной группе ­ 8,888 балла, в экспериментальной ­ 9,050 балла. Как и в предыдущем   задании,   гимнастки   экспериментальной   группы   по   абсолютному результату превзошли гимнасток контрольной на 0,16 балла. Таблица 5. Результаты   выполнения   опорных   прыжков   гимнастками экспериментальной и контрольной групп Прыжок ноги врозь Переворот боком Сумма баллов Прыжок Переворот боком Сумма баллов Переворот с поворотом на 900 ноги врозь Переворот с поворотом на 900 Экспериментальная группа:            до начала эксперимента 28,10 27,70 27,15 26,70 26,50 26,30 26,20 24,90 9,30 9,40 9,20 9,20 8,90 9,10 9,10 8,60 И.А.С. М.М.Г. Ч.М.М. У.Е.Д. Ч.А.Д. К.А.В. Р.Е.В. К.Е.С. 9,50 9,00 8,80 9,00 8,70 8,50 8,40 8,30 9,30 9,30 9,15 8,50 8,90 8,70 8,70 8,00 после окончания эксперимента 9,60 9,20 9,50 9,30 9,10 9,00 9,40 9,00 9,50 9,40 9,10 9,10 8,70 8,90 8,90 8,80 9,20 9,25 9,30 8,70 9,25 8,90 8,70 8,50 28,30 27,85 27,90 27,10 27,05 26,80 26,80 26,30 35Среднее Т.В.С. Б.А.В. О.Л.С. Ф.А.А. М.О.Л. Ф.А.В. С.С.К. Я.А.С. Среднее 9,100 8,775 8,818 26,693 Динамика результатов Контрольная группа:                     до начала эксперимента 27,70 27,40 26,90 26,60 26,50 26,30 26,20 25,40 26,625 Динамика результатов 9,30 9,10 9,30 9,00 9,20 9,30 9,20 8,90 9,160 9,20 9,10 8,90 8,90 9,00 8,50 8,30 8,20 8,763 9,20 9,20 8,70 8,70 8,30 8,50 8,70 8,30 8,700 9,294 +0.138 9,050 +0,275 8,975 +0,157 27,319 +0,626                   после окончания эксперимента 9,20 9,15 9,40 9,20 9,30 9,30 9,30 8,80 9,206 +0,046 9,30 9,00 8,85 9,10 9,25 8,70 8,40 8,50 8,888 +0,125 9,30 9,00 8,90 8,70 8,45 8,35 8,90 8,60 8,775 +0,075 27,80 27,15 27,15 27,00 27,00 26,35 26,60 25.90 26,869 +0,244 Анализ   динамики   результативности   выполнения   прыжка   переворотом вперёд   указывает   на   то,  что   гимнасты   экспериментальной   группы   увеличили свой   средне   групповой   результат   на   +0,275   балла   (3,1%),   тогда   как   в контрольной   группе   только   на   +0,125   балла   (1,4%).   Вместе   с   тем,   как   и   в предыдущем случае, проверка на однородность двух групп не подтвердилась.   Показатели выполнения прыжка переворотом боком с поворотом на 90º до начала   эксперимента   в   контрольной   группе   составляли   8,700   балла,   в экспериментальной   ­   8,818   балла,   статистически   достоверно   не   различаясь между собой. По окончанию эксперимента эти показатели увеличились как в одной,   так   и   в   другой   группе   и   составили   соответственно   8,775   балла (контрольная группа) и 8,975 экспериментальная.  При   этом   динамика   результативности   выполнения   данного   прыжка составила в экспериментальной группе +0,157 балла (1,7 %),   В контрольной группе этот показатель оказался примерно вдвое меньше  ­ 0,075 балла ( 0,8 %). Проверка   на   однородность   не   выявила   статистически   достоверного   различия показателей наблюдаемых групп (r = 0,378).  Подводя   итого,   суммарные   показатели   результатов   трёх   выше   дающие   более   точное   представление   об перечисленных   прыжков, 36эффективности   выполнения   разработанного   нами   комплекса   специальных упражнений   для   развития   мышечных   групп,   обеспечивающих   отталкивание руками  от опоры,  составляли  в контрольной  группе  до начала эксперимента 26,625 балла, в экспериментальной ­ 26,693 балла. Статистически достоверного различия между ними выявлено не было. В конце эксперимента этот показатель изменился следующим образом: в контрольной группе он составил 26,869 балла, в   экспериментальной   ­   27,319   балла.   За   время   эксперимента   гимнасты   В контрольной   группы   увеличили   его   на   +0,244   балла   (0,9%). экспериментальной   динамика   показателя   составила   +0,626   балла   (2,3%). Проверка   на   однородность   показала   достоверность   отличий   результатов наблюдаемых групп (r = 2,828).  Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   предложенный   нами комплекс   специальных   упражнений,   целенаправленно   развивающих   «ручную прыгучесть»,   позволяет   совершенствовать   специальную   технико­физическую подготовленность   гимнасток   –   девушек,   выступающих   по   старшим   разрядам спортивной квалификации,  повышая технический уровень выполнения опорных прыжков. При этом наибольший эффект наблюдается при выполнении прыжков переворотом вперёд. ВЫВОДЫ 1.  В   научно­методической   литературе   по   вопросам   обучения   опорным прыжкам нет разработанных нормативов по оценке уровня скоростно­силовой подготовленности гимнастов при выполнении отталкивания руками. 2. Выполненные нами исследования позволяют считать, что в спортивной   должны   использовать   специальные   задания   для практике   гимнастки   определения   уровня   скоростно­силовой   подготовленности,   обеспечивающей выполнение   важнейшей   фазы   опорных   прыжков  –  отталкивания   руками   от 37опоры. 3.  Тесты,   которые   используются   для   диагностики   уровня   развития мышечных   групп,   обеспечивающих   выполнение   опорных   прыжков,   по   своей корреляционной зависимости в целом могут служить для оценки технической подготовленности гимнасток к выполнению опорных прыжков. Ряд тестов даёт лишь   косвенное   представление   о   результативности   гимнастов   в   этом   в   виде гимнастического многоборья.  4.  Проведённый   педагогический   эксперимент   позволил   утверждать,  что разработанный   нами   комплекс   специальных   упражнений,   направленный   на повышение   уровня   специальной   физической   подготовленности   гимнасток старших разрядов, позволяет обеспечить развитие силы мышц рук и плечевого пояса,   повышает   эффективность   отталкивания   от   опоры   и   в   целом положительно влияет на качество выполнения опорных прыжков.  Практические рекомендации: Для   повышения   эффективности   отталкивания   руками   во   время выполнения   гладких   прыжков   типа   «переворот­сальто   вперед»   и   рондатовых типа   «цукахара»,   помимо   вышеперечисленных   упражнений,   рекомендуется выполнять ряд других заданий, также направленных на тренировку мышц рук и, соответственно, «ручной» прыгучести.  Группа А – скоростно – силовые упражнения. 38Упражнения скоростно­силового характера (развивающие взрывную силу) рекомендуется   выполнять   до   начала   тренировки   в   режиме   максимально интенсивного   повторения   в   течение   25­30   секунд,   затрачивая   на   каждое упражнение не более трех подходов с 45­ти секундным интервалом отдыха. 1) Из упора лежа на полу одновременными толчками руками и ногами прыжки вперед поперек гимнастического ковра; 2) Из упора лежа на полу одновременными толчками руками и ногами прыжки боком поперек гимнастического ковра; 3) Из упора лежа на полу одновременными толчками руками и ногами прыжки вперед через препятствия (гимнастические палки, блоги, поролон); 4) В стойке на руках подпрыгивания вверх­вперед два­три раза подряд (выполнять минимум семь повторений в серии);   5) В   стойке   на   руках   с   помощью   партнера,   фиксирующего   ноги наверху, прыжки вперед поперек гимнастического ковра; 6) В   стойке   на   руках   подпрыгивание   вверх­вперед   на   возвышение высотой 10 см; 7) В стойке на руках, ноги под углом 90 градусов держит партнер, прыжки вперед поперек гимнастического ковра; 8) Ходьба в быстром темпе в стойке на руках поперек ковра (12м); 9) С   вальсета   рондат   на   горку   матов,   высотой   40   –   50   см   с отягощением (3­5% от собственного веса);  10) С гимнастического мостика курбет – фляк назад; 11) С  гимнастического   мостика   курбет   впрокрут   в   поролоновую   яму (без постановки ног); 12)  С гимнастического мостика курбет  с прокрутом сальто назад (без постановки ног) в поролоновую яму (подобие «цукахары»; мостик стоит на краю дорожки перед ямой);  13) На опорном прыжке – разбег, переворот на ноги на горку матов 39высотой с коня; 14) На опорном прыжке – разбег, переворот с прокрутом на живот на горку матов высотой с коня; 15) На опорном прыжке  ­ разбег, рондат в прокрут на спину на горку матов, высотой с коня; Группа В ­ упражнения для развития динамической силы и силовой выносливости. В конце тренировки рекомендуется выполнять упражнения для развития динамической силы и силовой выносливости в режиме 1­ый подход 75% от максимально возможного количества повторений, 2­ой и 3­ий подход – до отказа. 1)  Стоя   на   руках   около   опоры,   животом   к   стене,   по   очереди поднимание одной руки, затем второй (повторение не меньше 10 раз); 2)  Ходьба в медленном темпе в стойке на руках поперек ковра (12м); 3) Отжимания в упоре ноги сзади на параллельных стоялках или низких брусьях в медленном темпе; 4)  Отжимания   в   упоре   ноги   под   углом   90   градусов   на параллельных   стоялках   или   низких   брусьях   (ноги   опираются   на гимнастическую стенку или придерживаются партнером); 5)  Отжимания в стойке на руках на параллельных стоялках или низких   брусьях   (ноги   опираются   на   гимнастическую   стенку   или придерживаются партнером); 6) Подтягивания на перекладине. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Кузнецов   Ю.Л.   Аксенов   Е.М.,   Комплекс   средств   для 40совершенствования   специальной   физической   подготовки   гимнастов //Гимнастика. ­ 1977. ­ №1 2.   Аксенов   Е.М.,   Павлов   П.В.,   Люйк   Л.В.   «Техническая   подготовка   в современной спортивной гимнастике», Сбор.Науч. Трудов, Л., 1985, С 27­35 3.  Антонов Л.К.     Опорные прыжки. В кн: Гимнастическое многоборье  ­ женские виды /Под общ. ред. Ю. К. Гавердовского .­ М. :ФИС, 1986 4.  Белякова   Н.Т.,   Кузнецова  3.И.,  Кузнецов   М.М.   Воздействие интенсивных   нагрузок   на   опорно   –   двигательный   аппарат   юных   гимнастов //Гимнастика.­ 1974.­№2 5.   Болобан   В.И.,   Сильченко   Б.Г.,   Маслаков  Б.   В.  О   женском взаимодействии   рук   с   опорой   при   выполнении   переворотов   вперед   Гимнастика. ­ 1974.­ №2   // 6.  Бравая Д.Ю.     Сравнительный анализ статической /изометрической/ и динамической /изокинетической/ силовых тренировок // Теория и практика физ. культ. – 1984.­ №2 7. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. – М.:ФИО. ­ 1986 8. Вишневский Э. А. Гимнасты ­ акробаты // Гимнастика. – 1970 9. Гавердовский Ю.К. Профилирующие гимнастические упражнения и их определяющие   структурные   признаки:   Материалы   науч.   конф.   кафедры гимнастики за 1968 г.: ГЦ0ЛИФК. М., 1968. ­ 2 с 10.  Гавердовский Ю.К., Смолевский В. М. Спортивная гимнастика. – 1999 11.Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. – М.: Терра­Спорт, 2002. 512 с. 12.   Гавердовский   ЮК.   «Обучение   спортивным   упражнениям»,   Москва: ФИС,  2007         13.  Гладышева А. А. Анатомия человека. ­ М.: ФИС.­ 1978 14. Голубева И.М., Кравцов И.А. Совершенствование средств скоростно­ 41силовой   тренировки   гимнастов.   //Проблемы   скоростно­силовой   подготовки квалифицированных спортсменов. ­ М.: 1985 15.   Дмитриев   С.В.,   Доленко,   Хасин   А.Г.   О   взаимодействии   с гимнастическим мостиком. //Гимнастика. ­ 1978 16.  Дьячков   В.И.   Методы   развитая   скорости   движения.//  Физическая подготовка спортсменов .­М.:ФИС.­ 1967 с.17­23 17.   Иванов   К.М.   Основы   техники   опорных   гимнастических   прыжков   / Лекция: ГДОШК им. П.Ф.Лесгафта. Л., 1974. ­ 34 с. 18.   Иванов   К.М.,   Манина   Т.И.   Пути   развития   женских   опорных прыжков //Гимнастика 1973, №1 19. Иванов К.М., Манина Т.И. О расширении технических возможностей в опорных прыжках // Теория и практика физ. культуры. ­ 1972, №9, с. 22­25 20. Кожевников В.И. Техника и методика разучивания опорных прыжков высшей трудности. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1983 21.   Кузнецов   В.В.,   Шустов   Б.Н.   Методология   построения   модельных характеристик сильнейших спортсменов. В кн.: Совершенствование управления системой подготовки квалифицированных спортсменов. М.: ВНИШК. ­ 1980. ­ С. 68­80.  22.   Кузнецов   Ю.Л.   Специализированная   подготовка   гимнастов   в акробатических прыжках / Метод.рекоменд. Л.: ГДОШК, 1988. ­ 23 с. 23.   Курысь   В.Н.,  Скакун   В.А.   Возможности   скоростно   ­   силовой подготовки   акробатов   и   гимнастов   высокой   квалификации   специальных упражнений //Тезисы докладов Всесоюзн. научно ­ практической конференции. М.; 1986, с. 218 24.  Лейченко   В.А.,   Семенов   Л.П.,   Плоткин   А.   Б.   Развитие   навыков отталкивания руками у юных гимнастов // Гимнастика. – 1981. ­ №2, с. 19­21   Лисовой   А.И.   25. подготовка высококвалифицированных   гимнастов.   Автореф.   дис.   канд.   пед.   наук.   –   М., Скоростно­силовая   421990. 26. Манина Т.И. Исследование техники опорных прыжков у гимнасток и пути ее совершенствования: Автореф.дис. .канд.пед. наук, Л., 1972. ­ 20 с. 27. Менхин Ю.В. Важные нюансы изометрических упражнений // Теория и практика физ. Культу. – 1985, №4 28. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. – М.:ФИС, 1989 29. Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов.­ М.: Физкультура и спорт, 1986. 287 с.  30. Попов Г.П., Ляссотович С.И. Морфофункциональные показатели юных гимнастов как предпосылка успешности обучения на этапе специализированной подготовки. В сб.: Гимнастика. ­ М.: Физкультура и спорт, 1981. ­ № 2. ­ С. 32­ 35. 31.  Поляков   В.М.   Исследование   эффективности   приемов   управления технической подготовкой гимнастов в опорных прыжках. 5..иах. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1977 32.   Плоткин   А.Б.,   Губин   B.C.,   Аркаев   Л.Я.   Анализ   специальной физической подготовленности гимнастов и дальнейшее ее совершенствование / Научно­спортивный вестник. 1986. ­ № 3. ­С. 19­22.  33. «Правила судейства гимнастических соревнований чемпионатов мира, Олимпийских   игр,   региональных   и   межконтинентальных   соревнований, международных турниров», ФИЖ, 2013­2016. ­ 295 с.  34.  Радионенно А.Ф., Иванова Л.Г. На пути к гимнастическому Олимпу //Гимнастика. – 1975, № 2 35.  Семенов   Л.П.   Современные   требования   к   прыжкам   //Гимнастика.  ­ 1971 36.  Семенов Л.П   Опорные прыжки. В кн. Гимнастическое многоборье  – мужские виды. ­ М.: ФИС, 1987 37.   Смирнов   Ю.И.   Теория   и   методика   оценки   и   контроля   спортивной 43подготовленности: Автореф.дис. .д­ра пед.наук. ­М.: ГЦОЛИФК, Б.и., 1991. 37 с.   38. Сируц Г.И.  Скоростно­силовая подготовка юных гимнасток Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1983 39. Семенов Л.П. Советы тренерам. – Москва: ФИС, 2008 40.   Методы   контроля   и   Соколова   И.В. оценки   физической подготовленности квалифицированных гимнасток // Гимнастика. ­ 1975, № 2 41. Толмачев П.Е. Исследование основных параметров опорных прыжков и методов и методов управления ими в связи с совершенствованием технического мастерства гимнастов. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1970 42.  Хизанцян Р.М. Семенов Л.П Особенности выполнения отталкивания руками в опорных прыжках //Гимнастика. – 1977, № 2 43.  Черешнева Л.Я.     Методы оценки и средства развития специальных физических качеств гимнасток  //Гимнастика. – 1973, № 1 44.   Черешнева   Л.Я.   О   скоростно­силовой   подготовке   в   тренировке гимнасток высшей квалификации. В сб.: Гимнастика. ­М.: Физкультура и спорт, 1971. ­ С. 36­41.  45.   Шевченко   Ф.В.   Экспериментальное   обоснование   средств   и   методов физическое подготовки в связи с совершенствованием технического мастерства гимнастов в опорных прыжках. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Л., 1977 46.  Якубенок Д.С. Прыжки  //Учебник “Гимнастика”. Под общей ред. А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. – М., ФИС, 1979, с. 143 47. Бубе X., Фэк Г., Штюбле X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике /перевод с немецкого/, М., ФИС, 1968 44Исполнитель дипломной работы                                                   Богданова А.В.      Научный руководитель                                                            Гавердовский Ю.К. Зав. кафедрой ТиМ гимнастики                                                     Новикова Л.А. Дата защиты                                                                                       ____________ Оценка за работу                                                                                ____________ Председатель Государственной аттестационной комиссии                                                                 ___________ 45