Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема:
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Цель урока:
научить писать подробное изложение текстаповествования.
Задачи:
способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста
повествования;
создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию
устной и письменной речи учащихся;
способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления,
эмоциональности учащихся;
воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.
Используемые приемы:
Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка,
ознакомительное чтение, изучающее чтение с остановками
чтение с остановками,
двухчастный дневник,
ключевые слова,
прием «верноневерно»,
игровой момент.
План урока.
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока (3 мин.)
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала
Работа с речеведческим материалом. (5 мин)
4. Чтение и анализ текста (19 мин)
5. Физкульминутка (1 мин)
6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка (2 мин)
7. Самоконтроль. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)
8. Подведение итогов урока. (1 мин)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд 1 Приветствие, организация внимания всех обучающихся в классе. Запись в тетради
числа, наименования работы
2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока
Слайд 2 Слова: излагать, изложение, изложить.
– Что их объединяет? (Однокоренные слова с чередованием гласных в корне лож – лаг.)
Слайд 3 Повествование, текст, изложение.
Эти слова будут ключевыми на уроке. – Исходя из этих ключевых слов, предположите, чем мы с вами будем на уроке
заниматься? Слайд 4 (формулировка цели урока) (Писать изложение текста
повествования)
Да, нам предстоит подготовиться к письменному пересказу текстаповествования, т.е.
написать изложение Слайд 5 (формулировка темы урока).
А прежде чем писать, что мы должны сделать? (подготовиться)
Правильно, как будет звучать тема урока? (Подготовка к подробному изложению)
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.
Работа с речеведческим материалом.
А что такое изложение?
Ответы учащихся
Слайд 6 Изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как
можно точнее и подробнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.
Что такое текст?
Ответы учащихся.
Слайд 7 Текст— это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически. Обладает
смысловой законченностью, единой темой и идеей
Какие существуют три типа текста?
Ответы учащихся
Что такое описание, рассуждение повествование?
Ответы учащихся
Слайд 8 Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о какихлибо
событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих
друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на
нескольких кадрах фотоаппарата.
А у текста может быть заголовок?
С чем обычно совпадает название текста?
Ответы учащихся (С темой или идеей)
Что такое тема текста?
Ответы учащихся
Слайд 9 Тема это то, о чём или о ком говорится в текст. Общая тема делится на ряд
микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его
заголовке.
Что такое идея текста? Слайд 10 Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания.
Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает,
его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор, авторская позиция)
4. Чтение и анализ текста
Слайд 11
Текст, с которым мы будем работать, называется «Любопытные»
Что вы можете предположить о содержании текста по его заглавию? Антиципация —
предвосхищение или смысловая догадка.
(Ответы учащихся.)
Ознакомительное чтение учителем текста Геннадия Снегирева «Любопытные».
Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают. Никак не
могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.
Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял
и внимательно смотрел, даже кивал головой.
Любопытные
Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась.
Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как
капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.
Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.
Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай
согрел и выключил примус.
Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал.
Пусть слушают.
Г. Снегирев
оправдались ваши ассоциации?
Какова тема данного текста? (О пингвинах.)
Какова идея текста? (Любопытство пингвинов)
Слайд 12 этот текст написал известный детский писатель Геннадий Снегирёв.
Изучающее чтение с остановками, заполнение двухчастного дневника (левая часть),
составление плана.
Чтобы запомнить текст, а потом его воспроизвести максимально близко к тексту
нам поможет … ПЛАН
Что такое план текста?
Ответы учащихся
Слайд 13 План это последовательное представление частей содержания изученного текста в
кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.
Слайд 14
План
1. Любопытные пингвины.
2. Умывальник на доске.
Ключевые слова 3. Музыка для пингвинов.
4. Примус в палатке.
5. Пингвины слушают примус.
6. «Пусть слушают».
задание такое: восстановите сюжет, т.е., работая в парах, выстройте последовательное
представление частей данного текста.
Всё получилось? Почему? Озаглавьте 6ой пункт плана
Физкультминутка
Повторное чтение текста с записью ключевых слов
Учащиеся читают текст по абзацам, выписывают ключевые слова каждой части, заполняется
двухчастный дневник (правая часть). В ключевых словах подчёркиваются орфограммы.
а теперь будем заполнять вторую колонку, которая называется «Ключевые слова». Что
значит ключевые слова?
Ответы учащихся
Слайд 15
План
1. Любопытные пингвины.
2. Умывальник на доске.
3. Музыка для пингвинов.
4. Примус в палатке.
5. Пингвины слушают примус.
6. «Пусть слушают».
Ключевые слова
Сижу, подходят, заглядывают
Умывальник, прибивал, внимательно смотрел
Толпа собралась, набок, разбиваются
разжёг примус,
Палатка, столпились, чай согрел
закричали, загалдели, зажигал
Какие слова для вас оказались незнакомыми?
(учащиеся работают с Приложением (словарём), находят значение незнакомых для них слов:
примус, умывальник, палатка)
Слайд 16 (Палатка временное жилище из ткани, быстро возводимая сборноразборная
конструкция.)
Слайд 17 (Умывальник специальный сосуд для воды, служащий для умывания там, где нет
водопровода.)
Слайд 18 (Примус прибор для нагревания и приготовления пищи, с насосом, подающим
горючее (керосин) в горелку.)
5. Проверка уровня запоминания. Самопроверка
«Верно – неверно». Я буду читать вам фразы, которые встречались в тексте и ложные, т.е. неправильные.
Верные ответы поднимаете руки. Кто в себе уверен, переверните листочек с текстом вниз, а
кто ещё сомневается, можно подглядывать. Сижу я на камне и ем хлеб.
Очень они нелюбопытные.
Утром я повесил умывальник.
А пингвины молча стоят и слушают.
Раз я разжег в доме газовую плиту.
Примус шумит.
У входа столпились пингвины.
Не стали они дальше слушать.
Я им примус просто так зажигал
Молодцы, вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам
говорила. Давайте их разберём: в чём ошибка?
Слайд 19
Ошибка
Очень они нелюбопытные.
Утром я повесил умывальник.
Раз я разжег в доме газовую плиту.
Не стали они дальше слушать.
6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка.
Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.
Любопытные
вечером
В палатке разжёг примус
Пусть слушают
Правильно
Слайд 20
7. Самоконтроль. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что мы сегодня повторили?
Ответы учащихся (речеведческие понятия: текст, тема и идея текста, план)
Чему мы сегодня научились?
Ответы учащихся (писать изложение текстаповествования).
На втором уроке вам предстоит еще раз прочитать текст, написать ваше изложение на
черновик, проверить орфограммы и пунктограммы и написать изложение в чистовик. Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Скворцова Н.Н.
Класс: 5
Дата:
Предмет: русский язык
Тема: «Контрольное изложение по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Количество часов 2 часа
Цель урока: подготовить учащихся к подробному изложению текстаповествования.
Задачи:
образовательные: формировать навык написания подробного изложения текстаповествования;
создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи
учащихся;
развивающие: способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности
учащихся;
формировать познавательный интерес к изучаемому предмету;
воспитательные: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность,;
способствовать формированию настойчивости в достижении поставленной цели.
Тип урока: развитие речи.
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический, частичнопоисковый, иллюстративный.
Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран.
Место урока в общей системе уроков: с начала учебного года – урок 176, в разделе «Глагол» (28 часов) – урок 23, развитие речи (37
часов) – 34 урок Исходя из цели и задач урока была выбрана следующая структура урока:
Этапы урока
Время
(мин)
Цель
Содержание
учебного
материала
Методы и приемы
работы
1 Организационный 2 мин
2 Актуализация
3 мин
знаний.
Постановка цели
урока
3 Изучение нового
материала.
5 мин
4
Чтение и анализ
текста
19 мин
Проверка
готовности
обучающихся,
их настроя на
работу
Формирование
навыка
развития
устной речи
Вхождение в
тему урока и
создание
условий для
осознанного
восприятия
материала
Знакомство с
текстом, его
анализ
Подведение
детей
к
самостоятельн
ым выводам,
развитие
Слайд1,2
Ключевые
слова темы
урока
Визуализация
ключевых слов
цели и темы урока
Слайды 37
Понятия: текст,
изложение,
тема и идея
текста,
повествование
Текст
упражнения
Слайды 811
Работа с
речеведческим
материалом
(научными
понятиями)
Работа с текстом
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствует обучающихся,
визуальный контроль их
готовности к уроку
Создает условия для
проблемной ситуации
Организует диалог
с обучающимися, уУточняет
понимание учащимися
поставленных
целей урока
Задает вопросы,
организует работу по
наблюдению над
материалом слайдов
Приветствуют учителя,
проверяют свою
готовность к уроку,
настраиваются на
работу.
Формулируют цель
урока, записывают тему
в тетради. Отвечают на
вопросы учителя.
Озвучивают понятия
Записывают в тетрадь
понятия, дают устные
ответы, выполняют
предложенные задания
Проводит ознакомительное
чтение, задает вопросы,
контролирует правильность
и полноту ответов,
заполнение двухчастных
дневников Побуждает к
высказыванию своего
мнения.
Организует беседу по
Слушают и читают,
анализируют текст с
остановками, составляют
план текста, работают с
ключевыми словами.
заполняют двухчастный
дневник, работают с
незнакомыми словами. 5 Физкульминутка
1 мин
6 Проверка уровня
запоминания
2 мин
7 Самоконтроль
7 мин
8 Подведение
итогов урока
1 мин
умения писать
текст
повествование
Снятие
эмоциональног
о и
физического
напряжения
Снятие
эмоциональной
напряженност
и слуховое и
смысловое
восприятие
Осознание
каждым
обучающимся
уровня
запоминания
текста,
коррекция
знаний
Соотнесение
поставленных
задач
с достигнутым
результатом
уточнению и конкретизации
первичных знаний.
Организует работу по
составлению плана текста
и выбору ключевых слов.
Показывает движения
Учащиеся повторяют
Диктует фразы,
встречающиеся в тексте и
ложные, контролирует
уровень запоминания и
понимания текста.
Отмечает степень
вовлеченности учащихся
в работу на уроке
Организует
коллективную проверку;
беседу по уточнению и
конкретизации первичных
знаний. Контролирует
выполнение работы
Отмечают верные и
неверные утверждения,
осуществляют
взаимопроверку и
самопроверку
Составляют устные
тексты на основе
прослушанного и
прочитанного текста,
корректируют свои
работы
Задает вопросы для
организации диалога с
учащимися
Формулируют конечный
результат своей работы
на данном уроке
Игровой
момент
Прием «верно
неверно»
Диктовка,
самопроверка.
Самооценка
Двухчастный
дневник
Создание текста
повествования по
исходному
упражнению на
основе плана и
ключевых слов
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.