Подлежащее. Способы выражения подлежащего

  • docx
  • 08.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема Подлежащее.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович

Урок: русский язык

Учитель: Китова Виктория Ауесовна

Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Класс: 5

Цель урока:  Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.

Задачи:

Образовательные:

- повторить понятия «грамматическая основа предложения», «главные члены предложения»;

- находить подлежащее в предложении;

- определять способы выражения подлежащего.

 Развивающие:

 - развивать логическое умение составлять алгоритм достижения цели;

- формировать умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы.

 Воспитательные:

- формировать трудолюбие и целеустремленность через рефлексивную деятельность по выявлению собственных затруднений и построение проекта выхода из них;

- развивать умение работать в парах;

- формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих.

 Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

·         предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений .

·         метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, конструировать текст, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,

·         личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в паре, раскрытию творческих возможностей.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, материал для рефлексии.

Методические приемы: объяснения учителя, беседа, выполнение упражнений, групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос.

 

 

 

 

 

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут прочные знания.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

- Откройте тетради и запишите число: Двадцать четвертое декабря. Классная работа. Оставьте строчку, тему урока мы запишем позже.

2. Актуализация известного материала.

- Ребята, мы уже несколько уроков гостим в королевстве Синтаксиса и Пунктуации.

- Чем занимается Синтаксис?

- Что изучает?

- А Пунктуация?

 - Почему они правят страной вместе? (Входят в раздел грамматики, предмет их изучения - предложение)

-Достойны ли мы с вами быть гостями этого королевства, покажет наш урок.

- Что такое предложение? ( Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу и грамматически и имеющие смысловую и интонационную законченность.)

- Чем предложение отличается от словосочетания? ( Предложение выражает законченную мысль, обладает интонационной законченностью)

- А что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения)

-Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое)

Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете смысл пословицы? Найдите ошибку в данном предложении. Вспомните правило. Запишите эпиграф к нашему уроку.

Грамоте учится – всегда пригодиться..

- Вы только что сказали, что такое подлежащее.  А как наше правило соотносится с предложением? Есть ли подлежащее в этом предложении? Если есть, то какое? Ваши предположения. Высказывают предположения.

Предполагаемые ответы: нет существительного и местоимения – нет подлежащего.

- Вывод. Нашего правила недостаточно, чтобы найти подлежащее в этом предложении

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Может нам стоит еще что-нибудь узнать о подлежащем?

- Как вы думаете, какова тема и цель нашего сегодняшнего урока?

После обсуждения предлагается тема урока, которая записывается в тетрадь.  Тема урока. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Учащиеся предлагают цель урока.

Продолжите предложения:

Повторить наши знания о…

Уметь находить в предложении…

Узнать новое о…

 

Цель урока: узнать способы выражения подлежащего, научиться находить его в предложении.

- Предложите, как мы будем узнавать новые способы выражения подлежащего. Как мы будем это делать?

- Что необходимо еще знать, чтобы правильно найти подлежащее?»

Помощь учителя.

-  Подлежащее – это то, о  чем говорится в предложении. Обратимся к эпиграфу. О чем говорится в предложении?

-  Значит, тема предложения учиться, а  значит, подлежащее учиться.

У кого возникли идеи, как найти подлежащее в предложении?

Итак, расскажите, как мы будем находить подлежащее и определять способы его выражения?»

После обсуждения предлагается алгоритм. Работа корректируется учителем.

1. Прочитать предложение.

2. Определить, о чем говорится в предложении ( тема предложения)

3. Соотнести тему предложения с определенным словом  в предложении.

4. Это и будет подлежащим.

5. Определить, какой частью речи выражено подлежащее

5. Первичное  закрепление.

 

Задание 2: Давайте все вместе, хором прочитаем предложения. Спишите эти предложения в тетрадь. Определим, чем выражена грамматическая основа в данных предложениях. Мы будем работать вместе, не забывайте подчеркивать главные члены предложения в тетради. Напомню, что подлежащее – это то, о чем или о ком говорится, а сказуемое – это то, что говорится о подлежащем. Итак, вместе читаем первое предложение, затем второе, третье.

Задание. Найдите в данных предложениях подлежащее. Укажите способ выражения. Работа в листах самооценивания. 

Подлежащее

Способ выражения.

читать

глагол

семеро

числительное

солнышко

существительное

Пять яблок

словосочетание

1. Читать книги про животных – интереснейшее занятие.

2. Семеро одного не ждут.

 3.Ярко светит весеннее солнышко.

4.  Пять яблок лежало в вазе.

Вывод. Подлежащее может быть выражено числительным, глаголом неопределенной формы, словосочетанием, существительным.

- Какими частями речи выражено подлежащее? (Именем числительным, существительным,  неопределенной формой глагола, словосочетанием и именем прилагательным).

- Итак, что же такое подлежащее?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Здание. Заполните таблицу.

Подлежащее

Способ выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для самостоятельной работы.

1. Трое сели в первый ряд. 2. Я часто думаю о будущем. 3.  Занимается над лесом утренняя  заря. 4. Сытый голодного не разумеет. 5. Жить – Родине служить .6. Настало долгожданное завтра.7. Тридцать кораблей вышло в море.

Самооценка. Почему возникли ошибки? Рефлексия.

7.  Включения в систему знаний и повторения. Игра « Сбежавшее подлежащее».

Работа в парах, в группах, индивидуально. Выбор учащихся.

Задание. Восстановите в предложениях подлежащее. Скажите, что это за предложения? Какой общей темой они объединены? Выпишите два наиболее понравившихся. Объясните их смысл.

1. …  — к мудрости ступенька.

2.  … по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

3. С книгой … — век не тужить.

4. . за всех, … за одного.

 5. . … всё перетрут.

6. … много лежит, у того и бок болит.

Слова для справок: кто, один, все, умный, жить, терпенье и труд, чтение.

 

8. Рефлексия

1. Вывод. Заполните таблицу «Способы выражения подлежащего». Запись на доске.

Знал

Узнал новое

Существительное, местоимение.

 

 

 

2. Рюкзачок. Еще раз давайте вспомним тему урока, его цель. Над каким вопросом мы работали? Что вы сегодня положили в свой рюкзачок знаний? Высказывания учащихся.

 

 

3. Составление синквейна. Пример.

Подлежащее

Интересное, разное

Находим, определяем, подчеркиваем

Главный член предложения

Основа

Выставление отметок  в листе самооценивания.

9. Домашнее задание.   Найти  5-7 пословиц и поговорок-7 пословиц и поговоркорки об учебе и трудеотметок. об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения.