Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович
Урок: русский язык
Учитель: Китова Виктория Ауесовна
Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Класс: 5
Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.
Задачи:
Образовательные:
- повторить понятия «грамматическая основа предложения», «главные члены предложения»;
- находить подлежащее в предложении;
- определять способы выражения подлежащего.
Развивающие:
- развивать логическое умение составлять алгоритм достижения цели;
- формировать умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы.
Воспитательные:
- формировать трудолюбие и целеустремленность через рефлексивную деятельность по выявлению собственных затруднений и построение проекта выхода из них;
- развивать умение работать в парах;
- формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
· предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений .
· метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, конструировать текст, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,
· личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в паре, раскрытию творческих возможностей.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, материал для рефлексии.
Методические приемы: объяснения учителя, беседа, выполнение упражнений, групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут прочные знания.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
- Откройте тетради и запишите число: Двадцать четвертое декабря. Классная работа. Оставьте строчку, тему урока мы запишем позже.
2. Актуализация известного материала.
- Ребята, мы уже несколько уроков гостим в королевстве Синтаксиса и Пунктуации.
- Чем занимается Синтаксис?
- Что изучает?
- А Пунктуация?
- Почему они правят страной вместе? (Входят в раздел грамматики, предмет их изучения - предложение)
-Достойны ли мы с вами быть гостями этого королевства, покажет наш урок.
- Что такое предложение? ( Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу и грамматически и имеющие смысловую и интонационную законченность.)
- Чем предложение отличается от словосочетания? ( Предложение выражает законченную мысль, обладает интонационной законченностью)
- А что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения)
-Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое)
Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете смысл пословицы? Найдите ошибку в данном предложении. Вспомните правило. Запишите эпиграф к нашему уроку.
Грамоте учится – всегда пригодиться..
- Вы только что сказали, что такое подлежащее. А как наше правило соотносится с предложением? Есть ли подлежащее в этом предложении? Если есть, то какое? Ваши предположения. Высказывают предположения.
Предполагаемые ответы: нет существительного и местоимения – нет подлежащего.
- Вывод. Нашего правила недостаточно, чтобы найти подлежащее в этом предложении
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Может нам стоит еще что-нибудь узнать о подлежащем?
- Как вы думаете, какова тема и цель нашего сегодняшнего урока?
После обсуждения предлагается тема урока, которая записывается в тетрадь. Тема урока. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Учащиеся предлагают цель урока.
Продолжите предложения:
Повторить наши знания о…
Уметь находить в предложении…
Узнать новое о…
Цель урока: узнать способы выражения подлежащего, научиться находить его в предложении.
- Предложите, как мы будем узнавать новые способы выражения подлежащего. Как мы будем это делать?
- Что необходимо еще знать, чтобы правильно найти подлежащее?»
Помощь учителя.
- Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении. Обратимся к эпиграфу. О чем говорится в предложении?
- Значит, тема предложения учиться, а значит, подлежащее учиться.
У кого возникли идеи, как найти подлежащее в предложении?
Итак, расскажите, как мы будем находить подлежащее и определять способы его выражения?»
После обсуждения предлагается алгоритм. Работа корректируется учителем.
1. Прочитать предложение.
2. Определить, о чем говорится в предложении ( тема предложения)
3. Соотнести тему предложения с определенным словом в предложении.
4. Это и будет подлежащим.
5. Определить, какой частью речи выражено подлежащее
5. Первичное закрепление.
Задание 2: Давайте все вместе, хором прочитаем предложения. Спишите эти предложения в тетрадь. Определим, чем выражена грамматическая основа в данных предложениях. Мы будем работать вместе, не забывайте подчеркивать главные члены предложения в тетради. Напомню, что подлежащее – это то, о чем или о ком говорится, а сказуемое – это то, что говорится о подлежащем. Итак, вместе читаем первое предложение, затем второе, третье.
Задание. Найдите в данных предложениях подлежащее. Укажите способ выражения. Работа в листах самооценивания.
Подлежащее |
Способ выражения. |
читать |
глагол |
семеро |
числительное |
солнышко |
существительное |
Пять яблок |
словосочетание |
1. Читать книги про животных – интереснейшее занятие.
2. Семеро одного не ждут.
3.Ярко светит весеннее солнышко.
4. Пять яблок лежало в вазе.
Вывод. Подлежащее может быть выражено числительным, глаголом неопределенной формы, словосочетанием, существительным.
- Какими частями речи выражено подлежащее? (Именем числительным, существительным, неопределенной формой глагола, словосочетанием и именем прилагательным).
- Итак, что же такое подлежащее?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Здание. Заполните таблицу.
Подлежащее |
Способ выражения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка для самостоятельной работы.
1. Трое сели в первый ряд. 2. Я часто думаю о будущем. 3. Занимается над лесом утренняя заря. 4. Сытый голодного не разумеет. 5. Жить – Родине служить .6. Настало долгожданное завтра.7. Тридцать кораблей вышло в море.
Самооценка. Почему возникли ошибки? Рефлексия.
7. Включения в систему знаний и повторения. Игра « Сбежавшее подлежащее».
Работа в парах, в группах, индивидуально. Выбор учащихся.
Задание. Восстановите в предложениях подлежащее. Скажите, что это за предложения? Какой общей темой они объединены? Выпишите два наиболее понравившихся. Объясните их смысл.
1. … — к мудрости ступенька.
2. … по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
3. С книгой … — век не тужить.
4. . за всех, … за одного.
5. . … всё перетрут.
6. … много лежит, у того и бок болит.
Слова для справок: кто, один, все, умный, жить, терпенье и труд, чтение.
8. Рефлексия
1. Вывод. Заполните таблицу «Способы выражения подлежащего». Запись на доске.
Знал |
Узнал новое |
Существительное, местоимение. |
|
|
|
2. Рюкзачок. Еще раз давайте вспомним тему урока, его цель. Над каким вопросом мы работали? Что вы сегодня положили в свой рюкзачок знаний? Высказывания учащихся.
3. Составление синквейна. Пример.
Подлежащее
Интересное, разное
Находим, определяем, подчеркиваем
Главный член предложения
Основа
Выставление отметок в листе самооценивания.
9. Домашнее задание. Найти 5-7 пословиц и поговорок об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.