Подвиг как нравственно-психологический феномен
Оценка 4.7

Подвиг как нравственно-психологический феномен

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитание
Взрослым
15.11.2021
Подвиг как нравственно-психологический феномен
Подвиг как нравственно-психологический феномен.docx

ПОДВИГ КАК НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

Введение. Проблемы духовно-нравственного, гражданско-

патриотического воспитания утверждались как приоритетные ориентиры

при воспитании молодого поколения во все времена. Но нынешняя

ситуация, когда наше государство переживает трудный период

становления, актуализирует духовное и нравственное воспитание

молодежи; ответственность, мужество, высокая мотивация защищать

Отечество, героизм являются духовной основой становления молодого

государства.

Актуальность (социальная значимость). В настоящий момент

отсутствует научная концепция воспитания духовности, нравственности,

гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая

соответствовала бы духу времени и являлась основой системы

патриотического воспитания детей и молодежи ДНР. Краеугольным

камнем основания системы патриотического воспитания может стать

категория героизма.

Современная массовая культура вырабатывает огромное количество

«виртуальных» героев, формируя искаженные представления о героизме,

поэтому смысл этого понятия в общественном сознании размыт и

противоречив. Несмотря на существующую потребность в моделях и

образцах героической личности, идея подвига утратила свою актуальность

в общественном сознании современного прагматически ориентированного

«общества потребления», особенно в молодежной среде, резко снизилось

осознание необходимости подвига, исчезает готовность к подвигу, а в

обществе практически отсутствует культивирование подвига [2, 5].

Проблеме героизма посвящено множество работ философов,

историков, культурологов, однако подвигу как особому психологическому

феномену, требующему целостного мультидисциплинарного подхода, в

современных психологических исследованиях до сих пор не уделяется

должного внимания.

Подвиг – сложный культурно-антропологический, социально-

психологический феномен, многообразный в своих проявлениях,

обладающий огромным потенциалом воздействия на окружающих. Подвиг

как вероятностный выбор человека в экстремальных ситуациях задается

личностно-смысловыми детерминантами, основан на высочайшей

моральной мотивации, является проявлением креативного потенциала

личности, потребности в самореализации [4].

Как объяснить, почему человек совершает подвиг, что позволяет не

только принимать определенное решение в чрезвычайных и

экстремальных ситуациях, но и мгновенно действовать в соответствии с

принятым решением? Героическое поведение непредсказуемо,

многовариантно. Выявление сущности героического поведения требует

исследовать психологические механизмы, вызывающие стремление

индивида к проявлению такого рода активности в различных ситуациях,

связанных с риском для жизни и здоровья человека (в условиях войны,

чрезвычайных ситуаций, криминального поведения и др.).

В работе Е. В. Миронец, И.П. Яковлевой дан анализ представлений

современной молодежи о героизме как основе патриотического и

гражданского воспитания. Особое внимание в статье уделено отношению к

подвигу. Подавляющее большинство опрошенных студентов вузов г.

Краснодара (91,3 %) считает, что «даже в повседневной жизни есть место

подвигу», однако по мнению 55,5 % «героические поступки совершают,

как правило, в экстремальных ситуациях» [3]. При этом способность к

героическим поступкам присутствует не у каждого человека.

Около 73 % опрошенных студентов в той или иной мере согласны с

суждением «человек должен быть готов к подвигу каждую минуту». Как

отмечали Л.Т. Баранская и Т.С. Вершинина, фундаментальным

ценностным ориентиром в советском обществе является героизм – военный, трудовой, в повседневной жизни [1, с. 18]. И призыв, известный

каждому советскому человеку «Будь готов! Всегда готов», сохраняется в

виде стереотипа в общественном сознании современного студенчества.

В представлении студентов о подвиге акцент делается на

нравственной составляющей данного феномена. На вопрос: «Какую роль в

жизни (судьбе) человека играет совершенный им подвиг?» получены

следующие ответы: «способствует духовному и нравственному развитию,

росту» (75,3 %); «открывает новые возможности для дальнейшей

самореализации, свершения новых подвигов» (50,6 %); «расширяет круг

общения, обеспечивает уважение и авторитет у окружающих» (38,4 %).

Особо стоит отметить, что достаточно популярным среди респондентов

является вариант ответа: «накладывает дополнительную ответственность,

бремя» (24,9 %).

Выводы. Категория подвига является важной составляющей

патриотического воспитания. В качестве основы концепции

патриотического воспитания молодежи может выступать позитивная

трансформации понятия «героизм», создание образа героя как образца

социальной активности, необходимого для создания гражданского

общества, повышение социальной значимости подвига в сознании

молодого поколения.

Список литературы

1. Вершинина Т.С., Баранская Л.Т. Психологический феномен героического

поведения: психоаналитический подход // Вестник ЮУрГУ. –2012. - №19. –С. 12-18.

2. Дудина М.М., Ефремова У.П., Хаматнуров Ф.Т. Исследование трудового подвига

страны в годы Великой Отечественной войны как условие формирования

патриотизма молодежи [электронный ресурс] // Современные проблемы науки и

образования. –2017. –№ 2. –URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26283

3. Миронец Е.В., Яковлева И.П. Героизм в представлении студенческой молодежи //

Научный журнал КубГАУ. –2016. –№ 119 (05). –С.1-11.

4. Серединская Л.А. Героика повседневности в современном обществе: героика труда

и героика войны / Л.А. Серединская // Известия Алтайского государственного

университета. –2012. –№ 2-2 (74). –С. 221-224.

5. Торосян Д.Р. Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни

общества / Д.Р. Торосян // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология

и политология. –2010. –№ 1. –С.157-163.


 

ПОДВИГ КАК НРАВСТВЕННО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ПОДВИГ КАК НРАВСТВЕННО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Героическое поведение непредсказуемо, многовариантно

Героическое поведение непредсказуемо, многовариантно

Миронец Е.В., Яковлева И.П. Героизм в представлении студенческой молодежи //

Миронец Е.В., Яковлева И.П. Героизм в представлении студенческой молодежи //