ПОДВИГ КАК НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Введение. Проблемы духовно-нравственного, гражданско-
патриотического воспитания утверждались как приоритетные ориентиры
при воспитании молодого поколения во все времена. Но нынешняя
ситуация, когда наше государство переживает трудный период
становления, актуализирует духовное и нравственное воспитание
молодежи; ответственность, мужество, высокая мотивация защищать
Отечество, героизм являются духовной основой становления молодого
государства.
Актуальность (социальная значимость). В настоящий момент
отсутствует научная концепция воспитания духовности, нравственности,
гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая
соответствовала бы духу времени и являлась основой системы
патриотического воспитания детей и молодежи ДНР. Краеугольным
камнем основания системы патриотического воспитания может стать
категория героизма.
Современная массовая культура вырабатывает огромное количество
«виртуальных» героев, формируя искаженные представления о героизме,
поэтому смысл этого понятия в общественном сознании размыт и
противоречив. Несмотря на существующую потребность в моделях и
образцах героической личности, идея подвига утратила свою актуальность
в общественном сознании современного прагматически ориентированного
«общества потребления», особенно в молодежной среде, резко снизилось
осознание необходимости подвига, исчезает готовность к подвигу, а в
обществе практически отсутствует культивирование подвига [2, 5].
Проблеме героизма посвящено множество работ философов,
историков, культурологов, однако подвигу как особому психологическому
феномену, требующему целостного мультидисциплинарного подхода, в
современных психологических исследованиях до сих пор не уделяется
должного внимания.
Подвиг – сложный культурно-антропологический, социально-
психологический феномен, многообразный в своих проявлениях,
обладающий огромным потенциалом воздействия на окружающих. Подвиг
как вероятностный выбор человека в экстремальных ситуациях задается
личностно-смысловыми детерминантами, основан на высочайшей
моральной мотивации, является проявлением креативного потенциала
личности, потребности в самореализации [4].
Как объяснить, почему человек совершает подвиг, что позволяет не
только принимать определенное решение в чрезвычайных и
экстремальных ситуациях, но и мгновенно действовать в соответствии с
принятым решением? Героическое поведение непредсказуемо,
многовариантно. Выявление сущности героического поведения требует
исследовать психологические механизмы, вызывающие стремление
индивида к проявлению такого рода активности в различных ситуациях,
связанных с риском для жизни и здоровья человека (в условиях войны,
чрезвычайных ситуаций, криминального поведения и др.).
В работе Е. В. Миронец, И.П. Яковлевой дан анализ представлений
современной молодежи о героизме как основе патриотического и
гражданского воспитания. Особое внимание в статье уделено отношению к
подвигу. Подавляющее большинство опрошенных студентов вузов г.
Краснодара (91,3 %) считает, что «даже в повседневной жизни есть место
подвигу», однако по мнению 55,5 % «героические поступки совершают,
как правило, в экстремальных ситуациях» [3]. При этом способность к
героическим поступкам присутствует не у каждого человека.
Около 73 % опрошенных студентов в той или иной мере согласны с
суждением «человек должен быть готов к подвигу каждую минуту». Как
отмечали Л.Т. Баранская и Т.С. Вершинина, фундаментальным
ценностным ориентиром в советском обществе является героизм – военный, трудовой, в повседневной жизни [1, с. 18]. И призыв, известный
каждому советскому человеку «Будь готов! Всегда готов», сохраняется в
виде стереотипа в общественном сознании современного студенчества.
В представлении студентов о подвиге акцент делается на
нравственной составляющей данного феномена. На вопрос: «Какую роль в
жизни (судьбе) человека играет совершенный им подвиг?» получены
следующие ответы: «способствует духовному и нравственному развитию,
росту» (75,3 %); «открывает новые возможности для дальнейшей
самореализации, свершения новых подвигов» (50,6 %); «расширяет круг
общения, обеспечивает уважение и авторитет у окружающих» (38,4 %).
Особо стоит отметить, что достаточно популярным среди респондентов
является вариант ответа: «накладывает дополнительную ответственность,
бремя» (24,9 %).
Выводы. Категория подвига является важной составляющей
патриотического воспитания. В качестве основы концепции
патриотического воспитания молодежи может выступать позитивная
трансформации понятия «героизм», создание образа героя как образца
социальной активности, необходимого для создания гражданского
общества, повышение социальной значимости подвига в сознании
молодого поколения.
Список литературы
1. Вершинина Т.С., Баранская Л.Т. Психологический феномен героического
поведения: психоаналитический подход // Вестник ЮУрГУ. –2012. - №19. –С. 12-18.
2. Дудина М.М., Ефремова У.П., Хаматнуров Ф.Т. Исследование трудового подвига
страны в годы Великой Отечественной войны как условие формирования
патриотизма молодежи [электронный ресурс] // Современные проблемы науки и
образования. –2017. –№ 2. –URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26283
3. Миронец Е.В., Яковлева И.П. Героизм в представлении студенческой молодежи //
Научный журнал КубГАУ. –2016. –№ 119 (05). –С.1-11.
4. Серединская Л.А. Героика повседневности в современном обществе: героика труда
и героика войны / Л.А. Серединская // Известия Алтайского государственного
университета. –2012. –№ 2-2 (74). –С. 221-224.
5. Торосян Д.Р. Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни
общества / Д.Р. Торосян // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология
и политология. –2010. –№ 1. –С.157-163.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.