Подвижные игры для учащихся начальной школы
Тема: Русская народная игра «Гуси-лебеди».
Цели: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны. Расширять кругозор, активную мыслительную деятельность, вызывать положительные эмоции, совершенствовать навыки быстроты, ловкости. Воспитание организованности, дисциплинированности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра-это жизнь,
Игра-это свет,
Мы шлем вам большой наш привет!
2. Вступительная беседа.
-Что было бы на земле, если бы люди не умели играть в подвижные игры?
-Какой была бы жизнь?
- Кто придумал русские народные игры?
Наша страна имеет богатую культуру, свои традиции. На наших занятиях по мы будем знакомиться с играми русского народа, узнавать о его жизни, традициях.
Игры расширяют наш кругозор, формируют уважительное отношение к культуре родной страны, развивают патриотические чувства: любовь и преданность Родине. Подвижные игры укрепляют здоровье, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым, помогают человеку закалить свой характер. Эти занятия приносят удовольствия, радость, желание побеждать, дружить с другими детьми.
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «Гуси-лебеди»,
- Кто знает, кто такие гуси-лебеди?
- Кто такой волк?
Содержание игры: участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка:
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Гуси-лебеди! Домой!
-Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из
игры.
Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый
ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!».
4. Выход классом на спортивную площадку (при условии плохой погоды игру можно проводить в спортивном зале).
5. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1.
- Руки опущены вдоль туловища. 1-2 - руки вверх, подняться на носки; 3-4 - вернуться в исходное положение (6-8 раз).
- Руки на пояс. 1 - поворот туловища вправо, 2 - исходное положение, 3-4 - то же в другую сторону (6-8 раз).
- Руки на пояс. 1-2 - присесть, руки вперед 3-4 - выпрямиться, исходное положение (6-8 раз).
- Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - исходное положение (6-8 раз).
- Руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой. 20 подпрыгиваний (3-4 раза).
6. Отработка умения играть в игру «Гуси-лебеди».
Игра повторяется несколько раз.
7. Итог занятия.
-Скажите, с какой игрой мы сегодня познакомились?
- Понравилась ли вам игра?
-Как вы думаете, что эта игра развивает у детей?
8. Возвращение в кабинет.
Тема: Русская народная игра «У медведя во бору».
Цели: формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Упрись в землю ногами,
Потянись к небу руками,
Воздуха чистого вдохни,
И мысленно болезни отгони!
2. Введение в тему занятия.
- Какую русскую народную игру мы разучили на предыдущем занятии?
- Почему ее называют народной? (сочинил народ)
Испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю к победе. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками, зачинами, песенками.
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «У медведя во
бору».
- Кто знает, что такое бор?
Бор - густой сосновый лес (показать предметную картинку).
Содержание игры: Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами, напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь, неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произношения последних слов зачина. Дети могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
4. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ № 2 (с малым мячом).
- Мяч в левой руке. 1-2 - руки вверх, передать мяч в правую руку, 3-4 - опустить руки вниз в исходное положение (6-8 раз).
- Мяч в левой руке. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз,
переложить мяч в правую
руку, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8
раз).
- Мяч в правой руке внизу. 1 - руки в стороны, 2 - присесть, мяч переложить в левую руку, 3 -встать, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8-10 раз).
- Сидя на пятках, мяч в правой руке. 1-4 - наклон вправо, прокатить мяч от себя, 5-8 - вернуться в исходное положение. То же в другую сторону, влево (по 3 раза в каждую сторону).
- Ноги вместе, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча вправо и влево в чередовании с ходьбой (3-4 раза).
5. Отработка умения играть в игру «У медведя во бору».
Игра повторяется несколько раз.
6. Итог занятия.
- Как вы думаете, откуда до нас дошла эта игра: из села или города?
- А можно играть в эту игру в городе?
7. Возвращение в кабинет.
Тема: Русская народная игра «Филин и пташки».
Цели: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре русского народа. Развивать, ловкость , быстроту, внимание. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Физкультурой мы, друзья,
Любим заниматься.
Спорт, подвижная игра - Нужное занятие.
2. Введение в тему занятия.
На предыдущих занятиях мы с вами знакомились с русскими народными играми.
- Какая игра вам запомнилась и понравилась?
- Персонажи каких образов вы разыгрывали? .
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с очередной русской народной игрой. Игра называется «Филин и пташки».
- Кто знает, кто такой филин
- Кого называют пташками?
Филин - крупная птица отряда сов. Гнезда устраивают на деревьях, питаются мышами, мелкими грызунами. Свою добычу филины улавливают ушными перепонками, которые расположены по обе стороны головы. Причем ушные перепонки расположены на разной высоте: правая направлена вверх, а левая - вниз.
Содержание игры: перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и т.д.). Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры: дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
4. Выход классом на спортивную площадку (при условии плохой погоды игру можно проводить в спортивном зале).
5. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ № 3 (в движении по кругу): Руки к плечам, круговые движения локтями вперед, назад (по 16 раз).
- Руки на пояс, движение локтями вперед-назад (16 раз).
- Бег по кругу (50 м).
- Ходьба на пятках, на носках, на внешней и внутренней сторонах стопы по 20 м. Шаг короткий.
- Бег приставным шагом левым боком вперед, правым боком вперед (по 50 м).
- Прыжки вперед на двух ногах, руки на пояс (25 м).
- Бег 50 м, ходьба 50 м.
6. Отработка умения играть в игру «Филин и пташки».
Игра повторяется несколько раз.
7. Итог занятия.
-С какой игрой мы сегодня познакомились?
-Понравилась ли вам игра?
- Как вы думаете, что она развивает у детей?
8. Возвращение в кабинет.
Тема: Русская народная игра «Палочка-выручалочка».
Цели: формирование нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Развитие навыков бега, внимания, смекалки. Воспитание уважения, терпимости друг к другу.
Оборудование: палочка небольшого размера (длиной 50-60 см, диаметром 2-3 см).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
2. Введение в тему занятия.
- Каким бы, дети, хотели вы видеть наше занятие?
- Чем заниматься?
- Как подвижные игры влияют на наше здоровье? (Укрепляют здоровье, улучшают настроение, помогают подружиться друг с другом, расширяют кругозор)
3. Знакомство с содержанием народной игры.
Сегодня мы познакомимся с новой русской народной игрой «Палочка-выручалочка».
Для игры мы будем использовать небольшую палочку.
Содержание игры: дети выбирают водящего считалкой:
Я куплю себе дуду
И на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. Рядом - палочка.
Водящий берет палочку и стучит ею по стене со словами: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». Водящий идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется.
Правила игры: нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить медленно. Искать детей нужно по всей площадке. Дети могут перебегать с места на место.
4. Выход классом на спортивную площадку.
5. Комплекс развивающих упражнений. ОРУ №4.
- Построение в шеренгу. Потянулись, перевернулись с боку на бок, встали.
- Пробежались по площадке (1 мин.).
- Ноги на ширине плеч, руки внизу, шаг левой назад, руки вверх, прогнуться - вдох.
Ногу приставить, руки вниз - выдох (16 раз).
- Ноги врозь, руки вверху. Глубокое круговое вращение влево, вправо (8 раз).
- Прыжки на месте с двух. Имитируем скакалку (20 раз).
- Бег на месте или по площадке (30 сек.).
6. Отработка умения играть в игру «Палочка-выручалочка».
Игра повторяется несколько раз.
7. Итог занятия.
- Понравилось вам играть в игру « Палочка-выручалочка»?
- Как вы думаете, какие качества характера помогает выработать данная игра?
- С кем вы дома будете играть в эту игру?
8. Возвращение в кабинет.
Тема: Русская народная игра «Классики».
Цели: формирование эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Развитие ловкости, чувства дисциплины, точности и быстроты движений. Воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма.
Ход занятия
1. Организационный момент.
И в мороз, И в жару
Играть на улице люблю!
2. Введение в тему занятия.
- Какие русские народные игры мы изучили на предыдущих занятиях?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Вспомните правила этой игры.
Для того, чтобы быть сильными, ловкими, выносливыми, здоровыми, народы разных стран используют различные подвижные игры. Эти игры были известны еще в Древней Греции, Риме, в Древней Руси. Русский народ передавал содержание и правила игры из поколения в поколение.
3. Знакомство с содержанием народной игры.
-Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой «Классики».
-От какого класса образовалось слово классики?
Содержание игры: на земле чертят фигуру. Каждое отделение фигуры называется классом. Играющие устанавливают очередь.
Первый играющий встает перед чертой и бросает камешек в первый класс. Если камешек попал в класс, то он встает на одну ногу, перепрыгивает через черту в класс, затем носком ноги выбивает камешек из первого класса и выпрыгивает сам. Снова бросает камешек, но уже во второй класс. Прыгает на одной ноге в первый, затем во второй класс и вновь выбивает камешек носком ноги. Он играет, пока камешек не попал на черту. После чего игру начинает второй игрок и т.д.
Играющий прошел все классы, дальше его ждет экзамен. Он кладет камешек на носок ноги и идет на каблуке через все классы. Нужно пройти осторожно, чтобы не уронить камешек и не наступить на черту. После экзамена он заканчивает игру.
Правила игры: игру начинает очередной игрок, если у предыдущего камешек попал на черту или не в тот класс или игрок встал ногой на черту. Игрок, допустивший ошибку, вновь начиная игру, бросает камешек в тот класс, где он ошибся.
4. Выход классом на спортивную площадку. .
Построение (при условии плохой погоды игру можно проводить в спортивном зале).
5. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1.
- Руки опущены вдоль туловища. 1-2 - руки вверх, подняться на носки; 3-4 - вернуться в исходное положение (6-8 раз).
- Руки на пояс. 1 - поворот туловища вправо, 2 - исходное положение, 3-4 - то же в другую сторону (6-8 раз).
- Руки на пояс. 1-2 - присесть, руки вперед, 3-4 - выпрямиться, исходное положение (6-8 раз).
- Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - исходное положение (6-8 раз).
- Руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой. 20 подпрыгиваний (3-4 раза).
6. Отработка умения играть в игру «Классики».
Игра повторяется несколько раз.
7. Итог занятия.
-Скажите, с какой игрой вы сегодня познакомились?
- Понравилась ли вам игра?
- Где еще можно играть в эту игру?
8. Возвращение в кабинет.
Тема: Русская народная игра «Ловишка в кругу».
Цели: формирование уважения к Родине, к ее культуре, искусству, традициям русского народа, его сказаниям, играм. Совершенствовать двигательные функции младших школьников. Воспитывать активность учащихся, внимательность, ловкость и сообразительность.
Инвентарь: палка длиной меньше диаметра круга.
Ход занятия
Организационный момент.
В школе я стараюсь очень,
С лентяем игра дружить не хочет.
Сегодня мы познакомимся с новой русской народной игрой «Ловишка в кругу».
Какими качествами должен обладать каждый играющий?
Нужно ли стремиться быть победителем в игре?
Знакомство с содержанием народной игры.
Содержание игры: на площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.
Правила игры: ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.
Выход классом на спортивную площадку.
При условии плохой погоды игру можно проводить в спортивном зале.
Комплекс ОРУ №2 (с малым мячом).
Мяч в левой руке. 1-2 - руки вверх, передать мяч в правую руку, 3-4 - опустить руки вниз в исходное положение (6-8 раз).
Мяч в левой руке. 1 - руки в стороны, 2 - наклон вперед - вниз, переложить мяч в правую руку, 3 - выпрямиться, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8 раз).
Мяч в правой руке внизу. 1 - руки в стороны, 2 - присесть, мяч переложить в левую руку, 3 -встать, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (8-10 раз).
Сидя на пятках, мяч в правой руке. 1-4 - наклон вправо, прокатить мяч от себя, 5-8 - вернуться в исходное положение. То же в другую сторону, влево (по 3 раза в каждую сторону).
Ноги вместе, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча вправо и влево в чередовании с ходьбой (3-4 раза).
Отработка умения играть в игру «Ловишка в кругу».
Игра повторяется несколько раз.
Итог занятия.
Как вы думаете, откуда до нас дошла эта игра: из села или из города?
-А можно играть в эту игру в городе?
Кого из друзей вы научите играть в новую игру?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.