Поэтическая викторина (ко Всемирному дню поэзии) для учащихся 5-6 классов
Цель: Привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки.
Задачи:
Развитие интереса и мотивации к чтению поэтических произведений.
Воспитание уважения к поэзии и включение чтения стихотворений в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
Способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения.
Развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческие возможности.
Ход мероприятия:
Учитель: Всемирный день поэзии отмечается 21 марта. В 2020 году праздник проходит 21-й раз. В торжествах участвуют литературные объединения, поклонники поэзии, журналисты, редакторы, критики, переводчики, увлеченные написанием стихов люди. Цель праздника – приобщить людей к поэзии, предоставить возможность молодым талантам заявить о себе.
А как вы думаете, ребята, каким был бы наш мир, если бы в нем не было поэзии?(Ответы детей)
Да, ребята, поэзия — это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, — на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.
Класс объединяется в две команды «Ритм» и «Рифма», за правильный ответ получают жетон (1 жетон – 1балл). Победитель та команда, у которой в конце викторины больше жетонов.
Учитель: А.А.Фет однажды сказал: «Каждое из стихотворений – солнце, то есть самобытный, светящийся мир».
1конкурс «Поэзия и солнце»
Задание: Вспомните поэтические строки с ключевым словом СОЛНЦЕ, СОЛНЫШКО. Назовите автора строк.
(1. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры…
2.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И
ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
3.Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…(А.С.Пушкин)
4.Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.( А.Н.Плещеев)
5.
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!» (Н.А.Некрасов)
6. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось. ( С.А.Есенин)
7.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.» (А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Учитель: Пожалуй, поэты никогда не устанут превозносить красоту и великолепие природы. Бескрайние просторы равнин и лесов, величественные горы, цветущие луга, быстрые реки, прозрачный воздух, напоенный ароматами цветов и земли, – все это было и будет источником вдохновения для выражения чувств в поэтических образах. Стихи о природе наполнены лиричными образами скромной и чистой красоты и, конечно же, безграничной любовью их авторов к окружающему миру.
Анализ 3700 русских стихотворений, посвященных природе, показал, что наиболее поэтичными считаются следующие виды деревьев (по числу упоминаний): береза – в 84 стихотворениях, сосна – в 51, дуб – в 48, ива – в 42, ель и рябина – по 40, тополь -36, клен и липа – по 30.
Каждое дерево вызывает типичные ассоциации: сосны и ели представляют часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Если береза и рябина – деревья «ностальгические», в том смысле,что на чужбине они напоминают родину, то липа ностальгична не в географическом, а в историческом измерении. С ней связано прошлое России, память о классическом девятнадцатом столетии, о дворянской культуре. Дуб же олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия.
2 конкурс «Поэзия и природа»
Задание:Отгадайте ключевое слово - название дерева.
1.Крона этого дерева своей кудрявостью и пышностью похожа на прическу С.А.Есенина.
(И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож. («Я покинул родимый дом»)
2. Эта красавица «принакрылась снегом, точно серебром».
(Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С.А Есенин)
3.Седина бороды отца Есенина похожа на цвет этого дерева.
(Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде. («Я покинул родимый дом»)
4.Это дерево Есенин описывает «в беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках». (Береза)
5.О каком дереве Есенин пишет: «Понагнулась, как старушка,оперлася на клюку»?
(Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.)
6.Самое богатое дерево с золотым украшением на кроне.
(У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…(А.С.Пушкин)
7.У А.А.Фета эти деревья по специальности учителя.
(Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.)
8.Вечнозеленое одинокое дерево из стихотворения М.Ю.Лермонтова.
(На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…)
Учитель: Поэзия — это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет. Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк.
3 конкурс «Поэзия, цифры и факты»
Задание: Ответьте на вопросы:
1.Как звали мужичка с ноготка из поэмы Н.Некрасова «Крестьянские дети»? ( Влас)
2.Сколько ему лет? (6)
3.С кем воевали русские войска в стихотворении М.Лермонтова «Бородино»? (с французами)
4. Какой русский город упоминается в этом стихотворении? (Москва)
5.В каком году происходило Бородинское сражение? (1812)
6.Няню А.Пушкина звали…(Арина Родионовна)
4 конкурс «Мудрость поэзии»
Задание: Назовите рифму:
1.«Мой друг» С.Михалков
Он честен и бесстрашен
На суше и в воде -
Товарища и друга
Не бросит он …( в беде).
Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого …(не берет).
2.Предположим, ученик на пятерки учится.
1.Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок. (Н.Некрасов)
2.Вверху одна
Горит звезда,
Мой ум она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Мне радость льет.(М.Лермонтов – мотив одиночества)
3.Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре. (С.Есенин)
Учитель: Читайте стихи! В поэзии огромная польза. Человек, читающий стихи, учится еще грамотно и красиво говорить, обогащает свой словарный запас.
Учите стихи – благодаря этому мы подсознательно запоминаем правописание слов, правила расстановки разделительных знаков.
Чувствуйте стихи - поэзия способствует обогащению нашей души, ведь она направлена на эмоции. Стихи должны пробуждать наше чувство, именно в этом их основная функция. Читайте только хорошие стихи, но даже если вам вдруг что-то не понравилось, вызвало возмущение – это тоже неплохо, ведь главное – не оставаться равнодушными! Поэзия должна прикоснуться к душе – это ее главное предназначение!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.