Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №135 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 135 города Тюмени)
«Поговорим-проговорим»
(мастер-класс для педагогов)
Учитель-логопед: Пермякова Е.М.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.
Актуальность данной проблемы очень велика. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, общения дошкольников.
Важно подчеркнуть, что именно дошкольное детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.
Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи всех окружающих.
В речи окружающих должны быть - абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений.
Давайте с вами вспомним, из каких разделов состоит речь?
- звуковая культура речи
- словарь
- грамстрой речи
- слоговая структура слова
- связная речь
Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.
К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.
Сегодня у нас необычное соревнование. Надеюсь, что скучать вам не придется. Приглашаю вас на викторину «Поговорим-проговорим» (слайд 1)
В каждой игре, как известно, есть свои правила.
Разрешается: думать, слушать, обсуждать, отвечать и рассуждать.
Запрещается: ссорится, шуметь, ворчать, перебивать друзей, кричать.
Сегодня игру наших участников будет оценивать жюри…. За каждый правильный ответ присуждается один балл.
1) «Скороговорка»
Что такое скороговорка?
Скороговорка – это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слоГосочетаниях и слоВосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками.
Можно ли в работе с дошкольниками использовать скороговорки?
Конечно, можно. Важно только правильно подбирать их для каждой возрастной группы (например: в средней группе мы подбираем скороговорки с согласными раннего генеза: [п, т, к, м, н] и т.д. В старшей отрабатываем свистящие и шипящие звуки, а в подготовительной идёт работа по отработке сонорных звуков и дифференциация звуков [л - ль] [л-р] [с - ш] и т.д.)
Выбрать из нескольких 1 скороговорку для разучивания. (слайд 2)
Для разучивания в средней группе |
Для заучивания в старшей, подготовительной группе |
Тортилла тортами не торгует У Сони и Сани в сетях сом с усами Трое трубачей трубят в трубы Проворонила ворона воронёнка Купила бабуся бусы Марусе У мухи нет уха, нет уха у мухи |
Трут морковь на терке Рае и Егорке Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок Кони скачут по полям, ох, и весело коням! Шла Саша по шоссе и сосала сушку Мышка мыла мишке шишки, мало мыла дали мышке У Вовика дудка, у Бобика будка!
|
2) «Какой звук чаще слышится».
Сейчас будем внимательно слушать. Какой звук чаще слышится в скороговорках.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.
Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок.
Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага.
Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на траве.
3) «Зашифрованная сказка по набору букв» (слайд3)
1 команда 2 команда
кашечрохав («Хаврошечка») дыродйом («Мойдодыр»)
боклоко («Колобок») гукароснеч («Снегурочка»)
зоркомо («Морозко») комерет («Теремок»)
очвокамйюд («Дюймовочка») щеинакатар («Тараканище»)
Команды получают карточки с заданием и выполняют (для детей подготовит.групп)
Для детей среднего и старшего возраста можно использовать загадки для отгадывания сказочных героев (слайд 4).
Прочитать четверостишие в заданном эмоциональном состоянии (грустно раскачиваясь; весело прыгая, плаксивым голосом, громко смеясь).
1. Я люблю свою лошадку 2. Жил на свете человек, скрюченные ножки,
Причешу ей шерстку гладко И гулял он целый век по скрюченной дорожке
Гребешком приглажу хвостик А за скрюченной рекой, в скрюченном домишке,
И верхом поеду в гости! Жили летом и зимой скрюченные мышки.
4) Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу.
В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам.
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного
отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц
и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание
возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и
поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не
велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и
поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Карточка № 1
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
Карточка
№ 2
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
5) А теперь игра на внимание: «Эхо», назови последний слог. (слайд 8)
Собирайся, детвора! Дети: ра, ра.
Начинается игра! Ра, ра!
Да ладошек не жалей! Лей, лей!
Бей в ладоши веселей! Лей, лей!
Сколько времени сейчас? Час, час
Сколько будет через час? Час, час!
И неправда будет два! Два, два!
Думай, думай голова! Ва, ва!
Как поет в селе петух? Ух, ух!
Да не филин, а петух? Ух, ух!
Вы уверены, что так? Так, так!
А на самом деле как? Как, как!
Вы хорошие всегда? Да, да!
Или только иногда? Да, да!
Не устали отвечать? Чать, чать!
Разрешаю помолчать! ТСССССССС
Гимнастику для ума мы провели, а теперь – гимнастика для тела.
Физ.минутка - Танцуем задорный танец («Барбарики») (слайд 9)
6) «Соковыжималка»
Я буду называть каждому члену команды фрукт или ягоду, а вы соки, которые из них получатся.
слайд с картинками фруктов и ягод для первой команды.(слайд 10)
Сок из апельсинов – (апельсиновый)
Сок из груш – (грушевый)
Сок из ананасов – (ананасовый)
Сок из моркови – (морковный)
Сок из помидоров – (томатный)
слайд с картинками фруктов и ягод для второй команды. (слайд 11)
Сок из яблок – (яблочный)
Сок из слив – (сливовый)
Сок из винограда – (виноградный)
Сок из персика – (персиковый)
Сок из тыквы – (тыквенный)
6) «Закончи предложение»
Вторник, среда, пятница, воскресенье – это …
Январь, март, июнь, ноябрь – это …
Ирина, Наталья, Света – это …
Если ручей уже реки, то река …
Если поезд едет быстрее машины, то машина …
Утро, день, вечер, ночь – это …
Шапка, косынка, берет, шляпа – это…
==================================
Москва, Ярославль, Мурманск, Сочи – это …
Тетрадь, карандаш, пенал, линейка – это …
Молоток, топор, пила, рубанок – это …
Молоко, хлеб, сыр, колбаса – это …
Если стол выше стула, то стул …
Если шнурок короче ленты, то лента …
Если камень тверже ваты, то вата …
7) Предлагаю вам игру “Длинная история”. Слайд 12
Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Первый игрок выкладывает на стол и придумывает предложения, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д. Побеждает команда, у которой рассказ получился сюжетным и интересным.
Итак, наша викторина подошла к концу. Вы сегодня показали свои способности и знания. А я вам показала, как, используя разные приёмы, можно легко и просто развивать все компоненты речи, которые являются основой коммуникации.
Команды встают друг напротив друга . Сказать друг другу комплимент и сделать шаг вперед .(Пока не окажутся рядом друг с другом для рукопожатия). (слайд 13)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.