Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература
4 кл
14.02.2017
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.Программа разработана на основе Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.
УМК «Школа России»
Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2012;
Рабочая тетрадь по литературному чтению. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2014;
литературное чтение 4 класс.docx
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического
объединения учителей от 29.08.2014 г.
№ 1 _______С.И. Иваненко
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Н.В. Пивнева
___ _________________2014 год
Утверждаю_________________
Директор школы МБОУ СОШ № 8
имени И.В. Орехова
Е.Д.. Саламахина
Приказ от 30.08.2014 года № 113
по литературному чтению
Рабочая программа
Класс 4
Учитель Иваненко Светлана Ивановна
Количество часов Всего – 102 часа; в неделю – 3 часа
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра
зования, программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,
М.В. Головановой.
УМК «Школа России»
Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2012;
Рабочая тетрадь по литературному чтению. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2014;
Дополнительная литература:
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, М., Аванта, 2011.
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, М., Рус. Язык, 2011;
Пояснительная записка Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно
нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и
книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о
добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной
России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин
ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения
является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением,
чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги,
высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным
читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в
постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается
на словеснообразную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы,
волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному
обучению в средней школе.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 105 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели в 4 классе). Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям
иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаковосимволических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинноследственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей
цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественнотворческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научнопознавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативноречевых умений и навыков.
Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки
приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание
эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и
темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль
произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная
подготовка к выразительному чтению(4 класс).
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения
Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания
(природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц
рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и опре
деление своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, на
хождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений,
эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением
рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие
устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию,
самостоятельное пользование методическим и ориентировочносправочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осо знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и
героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов,
антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики
(по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков
героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета,
последовательности событий.
Умение говорить (культура речевого общения)
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных
средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Круг детского чтения
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.
Знакомство с культурноисторическим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной
отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о
защитниках и подвижниках ОтечестваКниги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная,
справочноэнциклопедическая литература, детские периодические издания.
Самостоятельное нахождение в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор и осмысление их значения Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ),
описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное
словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно
следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстамиописаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному
настрою, объяснять свой выбор. дат
а
№
Тип урока
Тема урока
Предметные умения
Формируемые УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Календарнотематическое планирование
4 класс УМК «Школа России» 105 ч.
Внеклассное чтение(14ч), чтение наизусть(5ч), Р/к (9 ч)
1 Изучение и
первичное
закрепление
знаний
Знакомство с
учебником «Родная
речь». Летописи.
«И повесил Олег
щит свой на вратах
Царьграда».
Учить находить в былине
аналогии с реальными
историческими
событиями.
2 Изучение и
первичное
закрепление
знаний
34 Изучение
и первичное
закрепление
знаний
5 Изучение и
первичное
«И вспомнил Олег
коня своего»
«Ильины три
поездочки».
«Житие Сергия
Радонежского»
Познакомить с
отрывками из летописей,
помочь им понять
необходимость знания
истории.
Осознанно, правильно,
выразительно читать
вслух. Самостоятельно
давать характеристику
героя.
Составлять план текста.
Чувствовать
красоту
художественного
слова,
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его
языку, культуре,
истории;
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Строить
рассуждения.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Строить
рассуждения.
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
Строить
рассуждения.
Коммуникативн
ые
Ставить
вопросы к
тексту
учебника,
рассказу
учителя.
Кратко
передавать свои
впечатления о
прочитанном.
Ставить
вопросы к
тексту
учебника.
Кратко
передавать свои
впечатления о закрепление
знаний
6 Изучение и
первичное
закрепление
знаний
Относить прочитанное
произведение к
определённому периоду.
Обобщить знания
полученные при изучении
раздела
Обобщение по
разделу «Летописи.
Былины. Жития
учителем.
Строить
рассуждения.
Иметь собственные
читательские
приоритеты,
уважительно
относиться к
предпочтениям
других
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность
Устанавливать
причинно
следственные связи.
7 Изучение
нового
материала
Знакомство с
разделом. Пётр
Петрович Ершов
Чудесный мир классики (29ч)
Творчество Ершова .
Понимать и
формулировать своё
отношение к авторской
манере письма.
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.
Строить
рассуждения.
89 Изучение
нового
материала
П. П. Ершов
«Конёк горбунок»
Понимание идеи
произведения.
самостоятельно давать
характеристику героя
(портрет, черты
характера и поступки,
речь, отношение автора к
герою; собственное
отношение к герою);
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении
10
Закрепление
знаний
Внеклассное чтение
Летописи, былины,
сказания
Вторичное осмысление
уже известных знаний,
выработка умений и
навыков по их
Иметь собственные
читательские
приоритеты,
уважительно
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Работать в
заданном темпе.
В диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии оценки
и определять
степень
Вычитывать все виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную.
Строить
рассуждения.
прочитанном.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникативн
ых задач.
Слушать и
слышать
других,
пытаться
принимать
иную точку
зрения, быть
готовым
корректировать
свою точку
зрения
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги. 1112
Изучение
нового
материала
1315
Изучение
нового
материала
16Закреплен
ие знаний
А. С. Пушкин
«Няне», «Туча»,
«Унылая пора»
Р\к Пушкин на
Кавказе
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой
царевне и семи
богатырях»
КВН по сказкам А.
С. Пушкина
Р\к Пушкин на
Кавказе
применению.
относиться к
предпочтениям
других
Развивать внимание к
авторскому слову, к
точности употребления
слов в поэтической речи.
Чувствовать
красоту
художественного
слова,
Аргументировано
высказывать своё
отношение к
прочитанному, к героям,
понимать и определять
свои эмоции
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его
языку, культуре.
чувство прекрасного
– умение
воспринимать
красоту природы.
17 Изучение
нового
материала
М. Ю. Лермонтов
«Дары Терека»,
«АшикКериб»
Видеть языковые
средства,использованные
автором.
18
Закрепление
знаний
Внеклассное чтение
по произведениям
М. Ю. Лермонтова
Р\к Лермонтов на
Кавказе
Расширить знания о
литературном наследии
М. Ю. Лермонтова
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими
критериями
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Работать в
заданном темпе.
Учиться
пооперационному
контролю
учебной работы
как своей, так и
других.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Систематизация и
обобщение.
Строить
рассуждения.
Систематизация и
обобщение.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникативн
ых задач.
Договариваться
и приходить к
общему
решению в
совместной
деятельности;
задавать
вопросы.
Учиться связно
отвечать по
плану
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
19 Изучение Творчество Л. Н.
Соотносить автора, его
Любовь и уважение Самостоятельно
Сопоставлять и
Высказывать и нового
материала
Толстого
произведения со
временем их создания; с
тематикой детской
литературы.
к Отечеству, его
языку, культуре,
истории.
формулировать
тему и цели
урока.
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников
обосновывать
свою точку
зрения.
2 четверть (21ч.)
Внеклассное чтение(3ч), чтение наизусть(2)
Поэтическая тетрадь (9ч)
2021
Изучение
нового
материала
Л. Н. Толстой
«Детство»,
«Как мужик убрал
камень»
22 Изучение
нового
материала
Внеклассное чтение
по басням Л. Н.
Толстого
Р\к Толстой на
Кавказе
Самостоятельно
осваивать незнакомый
текст (чтение про себя,
задавание вопросов
автору по ходу чтения,
прогнозирование
ответов, самоконтроль;
словарная работа по
ходу чтения);
формулировать
основную мысль текста.
Самостоятельно давать
характеристику героя
(портрет, черты
характера и поступки,
речь, отношение автора к
герою; собственное
отношение к герою).
Ориентация в
нравственном
содержании и
смысле поступков –
своих и
окружающих людей
Этические чувства –
совести, вины, стыда
– как регуляторы
морального
поведения.
23 Изучение
нового
материала
Творчество А. П.
Чехова
Соотносить автора, его
произведения со
временем их создания; с
тематикой детской
Любовь и уважение
к Отечеству, его
языку, культуре,
истории.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью.
В диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии оценки
и определять
степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими
критериями.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Вычитывать все виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную
Сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникативн
ых задач.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Пользоваться
разными видами
чтения: изучающим,
просмотровым,
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения. 24 Изучение
нового
материала
А. П. Чехов
«Мальчики»
литературы.
Аргументированно
высказывать своё
отношение к
прочитанному, к героям.
Эмоциональность;
умение осознавать и
определять
(называть) свои
эмоции.
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.
ознакомительным.
Строить
рассуждения.
25 Изучение
нового
материала
Внеклассное чтение
по произведениям
А. П Чехова.
26Обобщени
е изученного
материала
Обобщение
изученного
материала по
разделу «Чудесный
мир классики»
Понимать и
формулировать своё
отношение к авторской
манере письма
Иметь собственные
читательские
приоритеты,
уважительно относиться
к предпочтениям других
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность.
Сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников
2 четверть (28ч.)
Внеклассное чтение(3ч), чтение наизусть(2)
Поэтическая тетрадь (9ч)
27 Изучение
нового
материала
Знакомство с
разделом.
Ф. И. Тютчев.
Стихи о природе
28 Изучение
нов.
материала
29 Изучение
нового
материала
30 Изучение
нового
А. А. Фет
« Весенний
дождь». «Бабочка».
Е. А. Баратынский.
«Весна». «Где
сладкий шепот»
Н. А. Некрасов
«Школьники».
Видеть языковые
средства,
использованные автором.
Обеспечить целостное
восприятие поэтического
текста.
Осознавать идею
произведения, правильно
оценивать ее и выражать
свое отношение.
Чувство
прекрасного –
умение
воспринимать
красоту природы,
бережно относиться
ко всему живому.
Чувствовать
красоту
художественного
слова,
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
В диалоге с
учителем
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Адекватно
использовать
речевые
средства.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме с учётом
речевой
ситуации.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникативн
ых задач. материала
31 Изучение
нового
материала
32 Изучение
нов.
материала
наизусть
Н. А. Некрасов «В
зимние
сумерки…».
И. С. Бунин
«Листопад»
наизусть
Аргументировано
высказывать своё
отношение к
прочитанному.
Иметь собственные
читательские
приоритеты
33 Изучение
нового
материала
34
Обобщение
изученного
материала
Внеклассное чтение
«Краски осени в
произведениях
русских поэтов»
Р/к «Краски осени
в произведениях
ставропольских
поэтов»
Обобщение
изученного
материала по
разделу
«Поэтическая
тетрадь»
вырабатывать
критерии оценки
и определять
степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими
критериями.
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его
языку, культуре,
истории;
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Пользоваться
разными видами
чтения: изучающим,
просмотровым,
ознакомительным.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Мыслительный
эксперимент.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность
Литературные сказки (19ч)
35 Изучение
нового
материала
36 Изучение
нового
материала
Знакомство с
разделом. В. Ф.
Одоевский
«Городок в
табакерке»
Внеклассное чтение
по сказке
Одоевского
«Черная курица»
37 Изучение В. М Гаршин
Самостоятельно
осваивать незнакомый
текст (чтение про себя,
задавание вопросов
автору по ходу чтения,
прогнозирование
ответов, самоконтроль;
словарная работа по
ходу чтения);
формулировать
Ориентация в
нравственном
содержании и
смысле поступков –
своих и
окружающих людей;
этические чувства –
совести, вины, стыда
– как регуляторы
морального
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.
В диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии оценки
и определять
Вычитывать все виды
текстовой
информации.
Сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
Оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме с учётом
речевой
ситуации.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Учиться кратко нового
материала
38 Изучение
нового
материала
«Сказка о жабе и
розе»
Внеклассное чтение
по сказкам
Гаршина
основную мысль текста;
составлять простой и
сложный план текста.
поведения.
Интерес к чтению.
39Изучение
нов.
материала
40 Изучение
нового
материала
П. П. Бажов
«Серебряное
копытце»
С. Т. Аксаков
«Аленький
цветочек»
41
Обобщение
изученного
Обобщение
изученного по
разделу
«Литературные
сказки»
Понимание ценности
семьи, чувства
уважения,
благодарности,
ответственности по
отношению к своим
близким;
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении.
Воспринимать на слух
тексты в исполнении
учителя, учащихся
различных
источников.
Осуществлять анализ
и синтез.
Строить
рассуждения.
Мыслительный
эксперимент.
степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими
критериями.
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность
3 четверть (40ч)
Внеклассное чтение(3ч), чтение наизусть(2ч)
Делу время – потехе час (7ч)
42 Изучение
нового
материала
Е. Л. Шварц «
Сказка о
потерянном
времени»
Ориентироваться в
жанрах по определенным
признакам. Осознавать
идею произведения,
правильно оценивать ее и
выражать свое
отношение.
Пользоваться
разными видами
чтения: изучающим,
просмотровым,
ознакомительным.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Ориентация в
нравственном
содержании и
смысле поступков –
своих и
окружающих людей;
передавать
прочитанное
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Учиться связно
отвечать по
плану.
Кратко
передавать
прочитанное.
Оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме с учётом
речевой
ситуации.
Учиться связно
отвечать по
плану.
Кратко
передавать
прочитанное.
Пользоваться
монологическо 43 Изучение
нового
материала
44 Изучение
нового
материала
45
Обобщение
изученного
В. Ю. Драгунский
«Главные реки»
«Что любит
Мишка»
В. В. Голявкин
«Никакой я
горчицы не ел»
Обобщающий урок
по разделу «Делу
время – потехе
час»
Внеклассное чтение
Детская
приключенческая
книга: повести,
повести – сказки
писателей: К.
Чуковский, Я.
Лари, Ю. Олеша, Н.
Некрасов, А.
Гайдар, А. Рыбаков
Самостоятельно давать
характеристику героя
(портрет, черты
характера и поступки,
речь, отношение автора к
герою; собственное
отношение к герою).
Чтение по ролям.
Воспринимать на слух
тексты в исполнении
учителя, учащихся.
Иметь собственные
читательские
приоритеты.
этические чувства –
совести, вины, стыда
– как регуляторы
морального
поведения.
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
учителем.
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность
й и
диалогической
речью.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Задавать
вопросы.
Осуществлять анализ
и синтез.
Строить
рассуждения.
Сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников.
Страна детства (8ч)
46 Изучение
нового
материала
Б. С. Житков «Как
я ловил
человечков»
Самостоятельно давать
характеристику героя
(портрет, черты
характера и поступки,
речь, отношение автора к
герою; собственное
отношение к герою).
47 Изучение К. Г. Паустовский Формулировать
Эмпатия – умение
осознавать и
определять эмоции
других людей;
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Строить
рассуждения.
сочувствовать
другим людям,
сопереживать.
Понимание чувства
Составлять план
решения учебной
проблемы
совместно с
Учиться связно
отвечать по
плану.
Кратко
передавать
прочитанное.
Осуществлять анализ
Пользоваться нового
материала
«Корзина с
еловыми шишками»
основную мысль текста;
составлять простой и
сложный план текста
уважения,
благодарности,
ответственности по
отношению к своим
близким;
Ориентация в
нравственном
содержании и
смысле поступков
учителем.
и синтез.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Строить
рассуждения.
монологическо
й и
диалогической
речью
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
48 Изучение
нового
материала
М. М. Зощенко
«Ёлка»
49
Обобщение
изученного
50 Изучение
нового
материала
51 Изучение
нового
материала
52 Изучение
нового
материала
Обобщающий урок
по разделу «Страна
детства»
Внеклассное чтение
«В путь, друзья!»
(книги о
путешествиях и
путешественниках,
настоящих и
вымышленных) Р/к
Стихи и загадки
ставропольских
поэтов о природе
В. Я Брюсов
«Опять сон»
«Детская»
С. А. Есенин
«Бабушкины
сказки»
М. И. Цветаева
«Бежит тропинка с
бугорка»
Иметь собственные
читательские
приоритеты,
уважительно относиться
к предпочтениям других
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность
Сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников.
Поэтическая тетрадь (6ч)
Воспринимать на слух
тексты в исполнении
учителя, учащихся;
осознанно, правильно,
выразительно читать
вслух; видеть языковые
средства,
использованные автором
Умение
воспринимать
красоту природы.
Чувствовать
красоту
художественного
слова,
стремиться к
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
В диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии оценки
Вычитывать все виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную.
Адекватно
использовать
речевые
средства.
Пользоваться
словарем «Наши царства»
Внеклассное чтение
«Лес не школа, а
всему учит» (урок
– конкурс по
рассказам Н.И.
Сладкова)
Обобщающий урок
по разделу
«Поэтическая
тетрадь»
Р/к Сказки
ставропольских
писателей
Д. Н. Мамин
Сибиряк
«Приемыш»
А. И. Куприн
«Барбос и Жулька»
М. Пришвин
«Выскочка»
Е. В. Чарушин
«Кабан»
В. П. «Стрижонок
Скрип»
53 Изучение
нового
материала
54
Обобщение
изученного
5556
Изучение
нового
материала
5758
Изучение
нового
материала
59 Изучение
нового
материала
60 Изучение
нового
материала
6163
Изучение
нового
материала
Самостоятельно
выбирать и читать
детские книги.
Самостоятельно
прогнозировать
содержание текста до
чтения, находить
ключевые слова,
формулировать
основную мысль текста;
составлять план текста,
пересказывать текст.
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его
языку, культуре,
истории.
Потребность в
чтении
Природа и мы (11ч)
Чувство
прекрасного –
умение
воспринимать
красоту природы,
бережно относиться
ко всему живому;
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству.
и определять
степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими
критериями
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
В диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии оценки
и определять
степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими
критериями
Сопоставлять и
отбирать
информацию.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Осуществлять анализ
и синтез.
Извлекать
информацию,
представленную в
разных формах.
Строить
рассуждения.
Оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме с учётом
речевой
ситуации.
Учиться связно
отвечать по
плану.
Кратко
передавать
прочитанное.
Высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения.
Принимать
иную точку
зрения. 64
Обобщение
изученного
65 Изучение
нового
материала
6667
Изучение
нового
материала
68
69Изучение
нового
материала
70
Изучение
нового
материала
71Изучение
нового
материала
Обобщающий урок
по разделу
«Природа и мы»
Внеклассное чтение
Стихи русских
поэтов о природе
Р/к Стихи
ставропольских
поэтов о природе
С. А. Клычков
«Весна в лесу»
(наизусть)
Ф. И. Тютчев «Ещё
земли печален вид»
«Как Как
неожиданно и
ярко» (наизусть)
А. А. Фет
«Весенний дождь»,
«Бабочка»
Е. А. Баратынский
«Весна! Как воздух
чист»
«Где сладкий
шепот»
С. А. Есенин
«Лебедушка»
(наизусть)
Иметь собственные
читательские
приоритеты,
уважительно относиться
к предпочтениям других.
Интерес к чтению, к
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность
Осуществлять анализ
и синтез.
Поэтическая тетрадь (10ч)
Воспринимать на слух
тексты в исполнении
учителя, учащихся;
осознанно, правильно,
выразительно читать
вслух; видеть языковые
средства,
использованные автором.
Чувствовать
красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
умение
воспринимать
красоту природы.
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
В диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии оценки
и определять
степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими
критериями
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме с учётом
речевой
ситуации.
Адекватно
использовать
речевые
средства.
Пользоваться
словарем.
Слушать и
слышать
других,
пытаться
принимать
иную точку
зрения, быть
готовым
корректировать
свою точку
зрения
7273
Обобщение
Обобщающий урок
по разделу
Самостоятельно
Интерес к чтению, к
Работать по
плану, сверяя
Осуществлять анализ
и синтез.
Самостоятельн
о выбирать и
4 четверть (32ч)
Внеклассное чтение(4ч), чтение наизусть(3ч) изученного
«Поэтическая
тетрадь»
Внеклассное чтение
«Кто с мечом к нам
придет, от меча и
погибнет!» (книги о
ратных подвигах
русского народа)
выбирать и читать
детские книги.
ведению диалога с
автором текста;
потребность в
чтении.
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность
Сопоставлять и
отбирать
информацию.
читать детские
книги.
Родина (6ч)
74 Изучение
нового материала
75 Изучение
нового материала
76 Изучение
нового материала
77 Изучение
нового материала
И. С. Никитин
«Русь»
С. С. Дрожжин
«Родине»
(наизусть)
А. В. Жигулин» О,
Родина!» (наизусть)
Б. А. Слуцкий
«Лошади в океане»
Воспринимать на слух
тексты в исполнении
учителя, учащихся;
осознанно, правильно,
выразительно читать
вслух; видеть языковые
средства,
использованные автором.
78 Изучение
нового материала
79 Обобщение
изученного
Внеклассное чтение
Стихи русских
поэтов о природе
Р/к Стихи
ставропольских
поэтов о природе
Самостоятельно
выбирать и читать
детские книги.
Чувство
прекрасного –
умение
воспринимать
красоту природы;
чувствовать
красоту
художественного
слова,
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение
к Отечеству, его
языку, культуре,
истории;
Самостоятельно
формулировать
тему и цели
урока.
Работать по
плану, сверяя
свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Строить
рассуждения.
Сопоставлять и
отбирать
информацию.
Осуществлять
анализ и синтез.
Адекватно
использовать
речевые
средства.
Пользоваться
словарем.
Слушать и
слышать
других.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
8081 Изучение
нового материала
8283 Изучение
нового материала
Е. С. Велистов
«Приключения
Электроника»
К. Булычев
«Путешествие
Алисы»
Самостоятельно
прогнозировать
содержание текста до
чтения, находить
ключевые слова,
формулировать
Умение
осознавать и
определять
эмоции других
людей;
сочувствовать
Самостоятельно
формулировать тему
и цели урока;
составлять план
решения учебной
проблемы совместно с
Осуществлять
мыслительный
эксперимент.
Осуществлять
мыслительный
эксперимент.
Учиться связно
отвечать по
плану.
Кратко
передавать
Страна Фантазия (:ч) 84 Обобщение
изученного
Внеклассное чтение
по произведениям К
Булычева
Обобщающий урок
по разделу «Страна
Фантазия»
основную мысль текста;
составлять план текста.
другим
людям,
сопереживать.
учителем
Интерес к
чтению, к
ведению
диалога с
автором
текста;
потребность в
чтении
Сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников
Строить
рассуждения.
Осуществлять
анализ и синтез.
В диалоге с учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других в соответствии
с этими критериями.
Работать по плану,
сверяя свои действия
с целью,
корректировать свою
деятельность.
Иметь собственные
читательские
приоритеты.
Зарубежная литература (18ч)
8587 Изучение
нового материала
8890 Изучение
нового материала
9193 Изучение
нового материала
9496 Изучение
нового материала
Д. Свивт
«Путешествие
Гулливера»
Г. Х. Андерсен
«Русалочка»
М. Твен
Приключения Тома
Сойера»
С. Лагерлеф Святая
ночь».
«В Назарете»
Формулировать
основную мысль текста;
составлять простой и
сложный план текста,
понимать и
формулировать своё
отношение к авторской
манере письма;
самостоятельно давать
характеристику героя
(портрет, черты
характера и поступки,
речь, отношение автора к
Умение
осознавать и
определять
эмоции других
людей;
сочувствовать
другим
людям,
сопереживать.
Ориентация в
нравственном
содержании и
Самостоятельно
формулировать тему
и цели урока;
составлять план
решения учебной
проблемы совместно с
учителем
Перерабатывать
и
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую
(составлять
план).
Строить
рассуждения.
прочитанное
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме.
Оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме с учётом
речевой
ситуации.
Учиться связно
отвечать по
плану.
Кратко
передавать
прочитанное герою; собственное
отношение к герою).
9799
Закрепление
изученного
материала
Внеклассное чтение
по произведениям
зарубежных автров.
Литературная игра
100105
Обобщение и
контроль
изученного
Обобщение и
систематизация
знаний по разделу и
за год.
Контроль знаний.
Владеть формами
самостоятельной
систематизацией
учебного материала.
смысле
поступков.
Интерес к
чтению, к
ведению
диалога с
автором
текста;
потребность в
чтении.
Любовь и
уважение к
Родине, его
языку,
культуре,
истории
Интерес к
чтению,
потребность в
чтении.
В диалоге с учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других в соответствии
с этими критериями.
Сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников
Строить
рассуждения.
Самостоятельн
о выбирать и
читать детские
книги.
Слушать и
слышать
других.
Оценивать учебные
действия по образцу
оценки учителя.
Осуществлять
анализ и синтез.
Оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме с учётом
речевой
ситуации. Список используемой учебнометодической литературы:
Литература для учителя
Начальная школа. Методический журнал;
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, М., Рус. Язык, 2000;
Примерная программа образовательных учреждений «Начальные классы»
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,
М., Просвещение, 2007);
Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2010
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, М., Аванта, 2001.
Литература для учащихся
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, М., Рус. Язык, 2000;
Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2010; Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, М., Аванта, 2001.
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Пограмма по литературному чтению. УМК "Школа России"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.