Н. А. Волкова (г. Новый Уренгой)
ПОИСКИ ПУТЕЙ ОБНОВЛЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Человечество вступило сегодня в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов активизируют задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение России, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношения человека к окружающему миру и другим людям.
Российское общество сейчас переживает период глубоких структурных, в том числе и социокультурных изменений. Все эти изменения не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. При этом есть серьезные основания для вывода, что сложность и определенная непоследовательность реформы системы образования, в том числе исторического образования как идейной, мировоззренческой составляющей, обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в целом. Успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее системности, последовательности и результативности. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения. От эффективности образовательно-воспитательного процесса в школах России во многом зависит преодоление кризисных процессов, становление нового Российского демократического государства, а соответственно адекватное восприятие России мировым сообществом. Не стоит забывать и о том, что равноправный и достойный диалог с мировым сообществом возможен только при условии преодоления Россией внутреннего кризиса.
В начале ХХI века авторитет России в мире оставляет желать лучшего, и осознание этого факта т принятия стратегических решений, в том числе и в сфере образования и воспитания учащихся. При этом всем понятно, что соответствующие выводы должны быть сделаны и в отношении стратегии развития исторического образования школьников как фактора, влияющего на менталитет молодых граждан России, дискуссия по проблемам преподавания истории в школе длится уже более двадцати лет. Преподаватели истории оказались в особенно тяжелом положении. С исчезновением государственной идеологии история потеряла свой стержень. Многие учителя были вынуждены ограничиться изучением исторических фактов и избегать их оценок из-за многообразия подходов. Правда, на короткое время своеобразным «спасательным кругом стала критика марксистской концепции истории — она дала возможность на несколько лет заполнить идеологическую пустоту и внести определенный смысл в преподавание. Однако теперь за партами сидит поколение детей, имеющих весьма смутное представление не только о Марксе, но и о Ленине, что существенно снижает актуальность этого подхода.
Научный плюрализм дает возможность учителю избрать ту или иную историческую концепцию. В этом случае идеологический под ход сменяется культурологическим, основанным на приверженности учителя к определенной научной школе.
Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом. Процедура самоопределения, безусловно, требует от учителя больших усилий, но в этом случае он приобретает некий стержень в преподавании своего предмета. Самоопределение учителя подразумевает постановку вопроса: «Зачем нужно знать историю? Какова цель ее преподавания в школе?» Обсуждение этих вопросов показало, что большинство учителей понимают цель изучения истории как овладение историко-социологическими законами, суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной сфере и социальных процессах, поэтому историю нельзя рассматривать только как внешнюю человеку область действительности, подчиненную объективным естественным законам. Она оказывается чем-то таким, что человек формирует в процессе своего собственного развития, что живет в нем, определяя его как человека данной культуры с его психикой, всеми его способностями, а также знаниями, умениями, навыками, в чем он непосредственно участвует каждым своим поступком, словом, мыслью и потому оказывается ответственным перед будущим, т. е. это та сфера, осваивая которую, он становится нравственной личностью.
Основной курс истории средней школы — это курс классической истории, истории политической с элементами естественно-исторического подхода, в которой историческое четко подчинено логическому.
Основные параметры содержания исторического образования определяются его целями. Эти цели достаточно очевидны. Споры вызывают очередность их осуществления, их приоритетность. Наиболее дискуссионным представляется вопрос о соотношении образовательной и воспитательной функций изучения истории. Мы исходим из приоритетности образовательной функции. Исходя из приоритетности образовательной функции, можно выделить несколько уровней исторического образования. Первый связан с преподаванием блока позитивных исторических знаний, необходимых для формирования стандартной картины мира, а также для становления социальных и культурных умений и навыков.
Второй уровень соотносится с задачами социализации личности; его можно назвать идеологическим. Задачи второго уровня не могут решаться в ущерб первому.
Ни в коем случае нельзя рассматривать историю только как инструмент воспитания. Такой подход разрушает самый предмет истории. Формирование гражданских чувств и убеждений не может строиться на извращении истины и откровенно тенденциозном подборе фактов. Это недопустимо хотя бы потому, что в современной информационной ситуации неэффективно.
С другой стороны, национальный миф неизбежен и необходим. Поэтому надо продумывать параметры национального мифа.
Третий уровень - получение навыков самостоятельной работы - последнее время в ряде разработок уделяется внимание обучению основам исторического ремесла.
Конечно, можно согласиться с тем, что элементы обучения истории как ремеслу могут оказаться полезными.
Одним из путей реализации данной цели может быть использование учебных комплектов, содержащих подборки документов, цитат, с соответствующими комментариями, учебными заданиями, позволяющими учащимся самостоятельно прийти к тем или иным выводам. Очевидно, что при этом следует, насколько возможно, избегать сознательного подведения к нужным выводам.
Ныне в исторических исследованиях и в сфере преподавания истории используется понятийный аппарат, который нуждается в существенном пересмотре. Сейчас большинство понятий, рассматриваемых на уроках, относится к сфере социально-экономической истории. Не отказываясь от освоения данного понятийного аппарата, необходимо ввести в школьный курс ряд понятий культурологического характера, использовать понятия, почерпнутые из теории модернизации и т. д. Иными словами, историю человечества нужно представить как постоянный, не прекращающийся ни на миг процесс распада синкрезиса. При таком подходе история пропитывается культурологией, приобретает культурологическое измерение. На этом пути можно преодолеть старые парадигмы и создать недогматические модели исторического познания.
Необходимо формировать у учащихся яркие, эмоционально окрашенные представления о важнейших эпохах и цивилизациях; о людях и событиях, ставших символами истории или культуры; о «звездных часах человечества»; о повседневной жизни и быте людей.
Целесообразным является изучение таких тем, как особенности массового сознания, восприятия истории людьми, случаи мистификации и манипуляции историческим материалом. Полезно работать с источниками, в том числе и заведомо «фальшивыми». Это позволит выработать у ребят историческое мышление, критическое восприятие всего, что будет ими услышано и прочитано. При отборе фактического материала следует руководствоваться необходимостью сформировать четкие представления о месте изучаемых событий в отечественной и всеобщей истории. Только при соблюдении этого условия изучение фактического материала приобретает смысл и перестает быть бесполезной нагрузкой на память. Ученик должен быть уверен: смысл изучаемого им события, факта обязательно раскроется в последующих событиях. Речь идет об осмысленном изучении прошлого и об обозримости исторического пути на всем его протяжении.
Настоящее воспитание историей заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в примеривании к себе исторических костюмов, масок, ситуаций. Кроме того, изучение истории постоянно демонстрирует школьнику несовпадение точек зрения и позиций и позволяет преодолеть собственный монологизм мышления. Присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны, проигрывать различные исторические роли, а с другой - оценивать эти роли, как бы включаясь в историографическую ситуацию.
История как учебный предмет придает восприятию мира новое измерение, формирует привычку заглядывать за пределы нынешнего дня. Историзм оказывается универсальным свойством культуры, примиряющим человека с действительностью. Чтобы занять определенную позицию, учащиеся должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, наконец, своих одноклассников. Все это требует определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. Главная задача учителя - направить их в русло определенной исторической концепции. Вполне возможно, что позиции учеников и учителя могут разойтись. Тогда становится важным соотнесение аргументов, поиск точек пересечения, что тоже очень важно. В процессе изучения истории важно привить учащимся вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов, поэтому поиски путей успешного обновления исторического образования идут по многим направлениям, что создает наиболее благоприятные условия выбора для осуществления адаптивного и разноуровневого обучения учащихся на основе дифференциации и индивидуального подхода, апробирования цикло-блочной и модульной организации учебного процесса.
Поиск способов реализации дидактических возможностей не традиционных педагогических технологий или их элементов для осуществления модульного обучения был положен в основу сборника История России ХХ века» (модульная технология). Практическая значимость его заключается в том, что модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних целей - знания, умения, навыки; средних целей - обще- учебные умения и навыки; перспективных целей - развитие способностей личности. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль учителя сохраняется, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Современные учителя нуждаются в специальных методических пособиях, содержащих вариативные рекомендации и советы о наиболее целесообразных методах и приемах по данному вопросу.
Модульное обучение наилучшим образом предоставляет преподавателям свободу в выборе форм организации учебного процесса, методов преподавания и выполнения учащимися разнообразных видов работ, это гарантирует высокий уровень знаний учащихся.
В системе российского образования, в том числе исторического, произошла смена парадигм. Примерно за последние 10 лет изменились политическая, идеологическая, философская и педагогическая парадигмы образования.
В целом можно утверждать, что историческое образование стало личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным.
Все более заметная часть российского педагогического сообщества постепенно начинает осознавать, что традиции российского исторического образования столь глубоки и самоценны в культур ном отношении, что без их учета не представляется возможным построить современную и вместе с тем национально ориентированную (конечно, не в этническом плане) систему школьного исторического образования. Отсюда значимость проблемы поиска соотношения между традициями, преемственностью и новациями в построении современной системы исторического образования и лежа щей в ее основе концепции исторического образования.
Не менее важной проблемой сегодня является соотношение российского и международного опыта в построении современной системы исторического образования. Отсюда вытекает огромного значения теоретическая и практическая проблема поиска оптимального соотношения между универсальными ценностями и национально-культурной самобытностью.
Происходящее на наших глазах агрессивное столкновение либеральных и национальных ценностей может привести, и в определенной степени уже привело, к культурному расколу общества, что содержит угрозу национальной безопасности России.
Построение эффективной современной системы исторического образования предполагает определение оптимального баланса между историей всеобщей, национальной (российской), региональной и местной (локальной). Эта проблема осложняется незавершенностью процессов развития федерализма в России. Поэтому в плане поиска модели позитивного опыта большую ценность представляют для нас страны с многонациональным, поликультурным составом населения и международное сотрудничество в области образования.
Литература
1.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др.Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей.- М.: Русское слово, 1997.
2. Баткин Л.М. О постмодернизме и «постмодернизме».// Октябрь,1996, № 10.
Гречко И. К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
3. Донской Г. М. Целый мир уложить на странице. М., 1992.
4. История. Научно-информационная газета для учителей истории и обществознания. №17, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.