Показатели применения действий в поединках фехтовальщиц на шпагах на возрастном этапе углубленной тренировки

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вместе с тем, необходимо отметить недостаточную разработанность теории и методики формирования должного технико-тактического уровня у спортсменок данного контингента в связи с отсутствием каких-либо результатов исследований. Таким образом, имеет место потребность проведения научного поиска, результатом которого могли бы стать основанные на научных исследованиях практические рекомендации, направленные на совершенствование методики технико-тактической подготовки фехтовальщиц на шпагах на возрастном этапе углубленной тренировки.
Иконка файла материала 251695.doc
1 Показатели применения действий в поединках фехтовальщиц на шпагах на возрастном этапе углубленной тренировки                                                                         СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________4 стр. ГЛАВА I.СОСТАВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В  ФЕХТОВАНИИ НА ШПАГАХ И МЕТОДИКА ТЕХНИКО­ ТАКТИЧЕСКОГО  ОСНАЩЕНИЯ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИЦ  (аналитический обзор литературы)_____________________________ 6 стр. 1.1. Проблемы совершенствования технико­тактической подготовки  в фехтовании на шпагах___________________________6 стр. 1.2. Возрастные особенности общей и специальной подготовки  фехтовальщиц на этапе углубленной тренировки с учетом  пубертатного периода их развития__________________11 стр. 1.3. Критерии технико­тактического мастерства в теории и методике фехтования______________________________________14 стр. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЙ___________________________________________18 стр.             2.1. Цель, гипотеза и задачи исследований _________________18 стр.             2.2. Методы исследований_______________________________19 стр.                  2.2.1. Анализ научной и учебно­методической литературы_19 стр.2                             2.2.2.   Педагогические   наблюдения   и   видеофиксация   соревновательных действий_________________________________20 стр.                2.2.3. Методы математической статистики______________21 стр.            2.3. Организация исследований________________________22 стр. ГЛАВА   3.  СОСТАВ   БОЕВЫХ   ДЕЙСТВИЙ   В   ПОЕДИНКАХ   ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИЦ НА ШПАГАХ 14­16 ЛЕТ______ 23 стр.            3.1. Объемы и результативность применения атак________ 23 стр.            3.2. Объемы и результативность применения контратак___  26 стр.            3.3. Объемы и результативность применения защит с ответом__28 стр.             3.4. Показатели нанесения уколов в различные секторы поражаемой поверхности_________________________________________ 29стр.            3.5. Показатели использования разновидностей приемов нападения и маневрирования______________________________________34 стр. ВЫВОДЫ___________________________________________36 стр. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ___________________ 38 стр. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________  43 стр.3                                                ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Возрастной этап углубленной тренировки в фехтовании характерен педагогической направленностью на расширение состава действий и ситуаций для их применения, коррекцией тактических моделей ведения боя (16,17,40).   Являясь   ключевым   в   системе   многолетней   подготовки фехтовальщиков,   он   отличается   тем,   что   в   этот   промежуток   времени окончательно   формируется   индивидуальный   стиль   боевой   деятельности фехтовальщика   на   основе   морфофункциональных,   двигательных   и психофизиологических   свойств   спортсменов   (29,   39,   43,   44).   Кроме   того, сильнейшие   в   своем   виде   оружия   юноши   и   девушки   14­16   лет   получают возможность участия во всероссийских и международных турнирах вплоть до первенств Европы и Мира, а результаты их выступлений становятся, таким образом,   фактором   спортивного   престижа   страны.   Немаловажна   также   и значимость уровня подготовленности фехтовальщиков на данном возрастном этапе как потенциального резерва национальной   сборной команды. В этой связи содержание технико­тактической подготовки и ее научно обоснованное4 совершенствование   в   фехтовании   на   шпагах   среди   девушек   на   этапе углубленной тренировки представляется весьма значимой проблемой в общей системе тренировки высококвалифицированных фехтовальщиков. Вместе   с   тем,   необходимо   отметить   недостаточную   разработанность теории и методики формирования должного технико­тактического уровня у спортсменок   данного   контингента   в   связи   с   отсутствием   каких­либо результатов   исследований.   Таким   образом,   имеет   место   потребность проведения   научного   поиска,   результатом   которого   могли   бы   стать основанные   на   научных   исследованиях   практические   рекомендации, направленные   на   совершенствование   методики   технико­тактической подготовки   фехтовальщиц   на   шпагах   на   возрастном   этапе   углубленной тренировки. Научная новизна   основе   экспериментальных   исследований,  . Представленные в работе положения, полученные на   объективизируют   оценки соревновательной   деятельности   фехтовальщиц   на   шпагах,   позволяющие научно   обосновать   некоторые   коррегирующие   воздействия   на   процесс оснащения средствами единоборства. Теоретическая значимость работы.  Результаты исследований по теме дипломной   работы     дополняют   теорию   и   методику   фехтования   в   разделе юношеского   спорта,   научно   обосновывают   значимость   показателей применения   действий,   лежащих   в   основе   совершенствования   технико­ тактической   подготовки   фехтовальщиц   на   шпагах   на   этапе   углубленной тренировки.  Практическая значимость работы выражена в коррекции содержания программно­нормативных документов системы спортивных школ, в том числе в   разделе   технико­тактической   подготовки,   который   определяет   новые5 возможности для повышения уровня подготовленности юных фехтовальщиц на шпагах. Кроме того, полученные результаты позволяют усовершенствовать программу   обучения   студентов   физкультурных   Вузов   и   повышения квалификации тренерского состава в системе дополнительного образования. ГЛАВА 1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕТОДИКА  ТЕХНИКО­ТАКТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИЦ 1.1. Проблемы совершенствования технико­тактической подготовки в  фехтовании на шпагах Фехтование на шпагах, как и большинство других Олимпийских видов спорта, находится в стадии интенсивного развития. С точки зрения количества участников соревнований – это самый представительный вид фехтования. С каждым   годом   увеличивается   число   стран   и   спортсменов   –   участников Чемпионатов   мира   и   крупнейших   международных   турниров.   Растёт   число претендентов на призовые места в личном и командном зачёте. Расширение и обострение   конкуренции   на   международной   спортивной   арене   и, следовательно,   усложнение   условий   деятельности   спортсменов   в   процессе подготовки   и   участия   в   соревнованиях   –   основная   тенденция,   которая   в одинаковой мере характеризует развитие всех видов фехтования.6 В отличие от правил фехтования на рапирах и саблях в боях на шпагах нет ограничения поражаемой поверхности, отсутствует и такое понятие как право   атаки   и   право   ответа.   Аппарат   фиксирует   укол   спортсмена, опередившего своего соперника, на 1/24 секунды, учитываются в судействе и обоюдные уколы (1, 4, 8, 10, 20, 23, 32, 36, 37, 50). Свобода в выборе сектора поражения   и  момента   нанесения   укола  с  учетом  опережения  должна   была породить своеобразную методику подготовки шпажистов, отличную от других видов фехтования.  Однако, несмотря на все эти преимущества – до второй половины 20 века   фехтование   на   шпагах   не   стояло   в   одном   ряду   по   популярности   с фехтованием на других видах оружия. Например, рапира, появившаяся, как вспомогательное оружие для облегчения процесса обучения фехтованию на шпагах   ­   на   долгие   годы   стала   основной   в   фехтовальном   спорте.  Даже   в методической литературе до некоторого времени в основном разрабатывалась техника и тактика фехтования на рапирах и саблях (3, 4, 5, 6, 7, 8). В России спортивное фехтование начало развиваться лишь с конца 19­го столетия.   В   дореволюционной   России   основным   методом   являлось индивидуальное   обучение,   формой   которого   был   индивидуальный   урок.   А вспомогательными   формами   были   упражнения   с   мишенью,   «контры»,   как разновидность   парных   упражнений   вольные   бои   (8,   10,   34,   ,).   В   занятиях большей   частью   применялись   статические   упражнения   с   ограниченными возможностями   для   развития   личной   инициативы   и   активности.   Огромное значение придавалось технике фехтования (6, 9, 10,  27, 34, ). До 1936 года бои на шпагах проводились на один укол, а до 1952 ­ на три. Высокая цена укола, влияющая на результат боя, определяла и манеру ведения   поединка.   Это   в   большей   мере   были   позиционные   схватки   с попытками поразить вооруженную руку (36, 37).7 В   фехтование   на   шпагах   шли   рослые   и   не   отличавшиеся   быстротой рапиристы   и   саблисты.   В   то   время   все   спортсмены   начинали   обучение   на рапире или сабле, а шпагой занимались те, кто не сумел закрепиться в лидерах или   менее   одаренные   спортсмены.   Практически   каждый   фехтовальщик   на шпагах периодически выступал в рапирных первенствах, для того чтобы не утратить   навыки   техники   фехтования   на   рапирах   (1,   5,   9,   24). Предварительная   подготовка   на   рапире   как   обязательный   этап   обучения шпажиста   предусматривалась   программой   1960   г.   для   ДЮСШ   и   являлось руководящим документом вплоть до 1968 года (46, 47, 48). Надо   сказать,   что   уже   в   середине   века   на   помощь   судьям   шпажных турниров   пришел   электрофиксатор   уколов.   Благодаря   этому привлекательность фехтования на шпагах и самое главное – объективность судейства значительно изменились  к лучшему. Суть фехтования на шпагах состояла   в   единоборстве   оружием   с   учетом   возможности   опережения независимо от эффективности или сложности предварительных действий. Но в довоенные годы судейство с использованием аппаратуры применялось лишь на   крупных   турнирах,   а,   следовательно,   не   влияло   непосредственно   на процессы обучения и тренировки. Так, в феврале 1948 г. в газете «Советский спорт» была опубликована статья   В.А.   Аркадьева   «Советская   школа   фехтования»,   где   и   были выработаны принципы отечественной школы фехтования: 1. атакующий   стиль   ведения   боев   в   противовес   статической   школе «классиков»; 2. атлетизм   современного   фехтования,   основанного   на   единстве   общей физической подготовки и специализации в одном виде оружия; 3. рациональная техника, созданная на основе научных данных; 4. групповой   метод   обучения   и   тренировки,   позволяющий   развивать фехтование как массовый вид спорта;8 5. тактико­психологическая   направленность   поединка   в   противовес зарубежным направлениям, отдававшим приоритет технической сложности приемов. Вместе с тем из­за отсутствия конкретных методических рекомендаций большинство тренеров действовали по­старинке – синхронное выполнение по команде, формально­гимнастические действия оружием при обучении и в бою и   т.д.   Тактику   ведения   поединков   относили   к   психологической   сфере фехтовальщика и не считали ее предметом для освоения. В   конце   60­х   годов   в   ФРГ   была   предпринята   первая   попытка прогнозирования   спортивных   результатов,   были   вычислены   тотальные размеры   тела   ведущих   шпажистов   и   определены   данные,   присущие   этим спортсменам в 12­13 летнем возрасте. Так появились критерии отбора. Но   ошибкой   было психофизиологические функции, уровень двигательных качеств. полностью   игнорировать   физиологические, В конце 70­х была предпринята аналогичная попытка у нас в стране. Но из­за того, что были взяты данные ведущих фехтовальщиков, для спортивного отбора было трудно определить, где здесь роль задатков, а где – следствие многолетней специализированной деятельности (13, 14,). В   те   годы   многие   авторы   обратились   к   проблеме   дозирования   и регулирования   физических   и   психических   нагрузок   в   тренировке фехтовальщиков (12, 17, 15, 22, 27, 48, 53, 55). В этой связи было детально изучено содержание такова метода подготовки как индивидуальный урок. В нем  решали  комплексные   задачи  специальной  подготовки   фехтовальщиков. Важным   средством   обеспечения   высокого   уровня   работоспособности фехтовальщика   в   индивидуальном   уроке   являлась   также   разработка оптимальных режимов чередования нагрузок с паузами отдыха (1, 6, 10) .9 В   80­е   годы   в   работе   со   шпажистами   многие   тренеры   включали передвижения только в разминку и ради разминки, мало работали спортсмены и над качеством укола. Существенными   предпосылками   успешности   соревновательной деятельности   в   фехтовании   на   шпагах   является   повышение   требований   к уровню развития двигательных, психомоторных и личностных качеств (37, 39, 40),   При   этом   высокая   техническая   подготовленность,   адекватность   и быстрота   принятия   решений,   психологическая   устойчивость   к   стрессовым ситуациям и предельным нагрузкам является, по­существу, составляющими   Вся   система спортивного   мастерства   фехтовальщика   (43,51. совершенствования техники и тактики, развития физических и психических качеств,   формирование   свойств   личности   спортсмена,   это,   прежде   всего, система подготовки к соревнованиям (35, 44, 47). Современный уровень достижений в спорте требует системного подхода в управлении подготовкой  (21, 22, 45).     Главным в управлении, по мнению Н.Г.Озолина, является разработка и выполнение индивидуальной программы тренировки   на   фоне   ее   постоянного   сбалансирования   с   состоянием   и возможностями спортсмена,   так как оснащение фехтовальщика средствами единоборства   наиболее   целесообразно   на   основе   учета   склонностей   к проявлениям   определённых   двигательных   и   психических   качеств, особенностей телосложения. Сопоставление   комплекса   критериев,   определяющих   уровень подготовленности   фехтовальщиков   и   иерархию   между   ними,   позволяет констатировать приоритет техники и тактики при выборе средств тренировки. Выбор   последовательности   освоения   разновидностей   действий   по возрастным   этапам   тренировки   основывается,   прежде   всего,   на   учете сложности их двигательного компонента.10 Например,   на   этапе   углубленной   тренировки   среди   двигательных качеств,   непосредственно   влияющих   на   успешность   соревновательной деятельности юных фехтовальщиков на шпагах, наиболее важными являются скоростно­силовые возможности спортсмена (10).  Ростовые данные фехтовальщика оказывают влияние на выбор стиля борьбы.  Также   необходима   четкая   детализация   влияния   сенсомоторных качеств на состав и структуру соревновательной деятельности в зависимости от   возраста   и   уровня   мастерства   спортсмена.   Так   в   возрасте   14­16   лет, применение   контратаки   связано   не   только   с   выбором   момента   для   ее выполнения   и   не   строится   по   схеме   простой   двигательной   реакции,   а сопряжено   с   умением   предугадать   начало   нападения,   его   глубину   и направление   (16).   Контратаки   являются   обязательными   для   применения   в системе   обороны   в   фехтовании   на   шпагах   и   саблях   и   осваиваются практически параллельно с изучением защит и ответов и т.д. Учитывая   результаты   корреляционного   анализа   компонентов соревновательной деятельности у фехтовальщиков различного возраста и стажа занятий можно утверждать, что для этапа углубленной тренировки (14­16 лет) характерна интенсивная специализация двигательных качеств, формирование основ   технико­тактической   подготовленности.   Наблюдаются  потребности дальнейшего   расширения   количества   ситуаций   для   применения   действий   и проявлений   тактических   умений,   адекватных   уровню   двигательных   и психофизиологических качеств тренируемых (8, 10, 33, 34).           1.2.  Возрастные особенности общей и специальной подготовки  фехтовальщиц на этапе углубленной тренировки с учетом пубертатного  периода их развития Многочисленные   исследования   указывают,   что   развитие   организма   у детей происходит волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со11 значительным повышением энергетических и обменных процессов, сменяются замедленным   ростом,   сопровождающимся   наибольшим   накоплением   массы тела.   Так,   в   короткий   возрастной   период   с   12   до   16   лет   наблюдается неравномерность развития (30, 40, 49). В педиатрии возраст с 12 до 15 лет (у девочек) считается подростковым, а   с   16   лет   –   юношеским   возрастом.   В   педагогической   практике   удобно пользоваться   иной   возрастной   периодизацией,   где   возраст   с   12   до   15   лет считается средним между младшим школьным возрастом и старшим (49). Физическое   развитие   –   закономерный   процесс   изменения морфологических   и   функциональных   особенностей   организма,   тесно связанный   с   возрастом   и   полом   человека,   состоянием   его   здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическими влияниями занятий   определенным   видом   спорта.  Так,   регулярное   исследование физического   развития   юных   спортсменов   оказывает   помощь   в   решении практических   вопросов   планирования   тренировочного   процесса,   этапного отбора и прогнозирования роста спортивных результатов (38). У  девочек   максимальное  увеличение   длины   тела  (более 7  см)   за  год приходится на возраст 11,5 лет. После 12 лет абсолютный рост тела за год значительно уменьшается, а после 16 лет – практически прекращается. Также значимой представляется взаимосвязь длины и массы тела. Оказывается, что между   этими   величинами   имеется   прямая,   но   изменяющаяся   с   возрастом корреляционная связь. Во всех возрастных группах у детей увеличение массы тела несколько превышает увеличение длины тела; наибольшая разница между этими относительными величинами у девочек приходится на возраст 13–15 лет (46). В   подростковом   возрасте   костная   система   находится   в   состоянии усиленного роста. Особенно быстро растут длинные трубчатые кости верхних12 и нижних конечностей. Ускоряется рост в высоту позвонков. Рост же костей в ширину незначителен. Процесс окостенения скелета продолжается.  К   14–15   годам   развитие   суставно­связочного   аппарата,   мышц   и сухожилий достигают высокого уровня. В этом периоде особенно интенсивно растут мышцы. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. К 14–15 годам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от мышц взрослых людей. Но функциональные возможности мышц у подростков все   еще   значительно   ниже,   чем   у   взрослых.   Если   принять   максимально возможную мощность работы для 20–30 летних людей за 100 %, то у 15 летних она   составляет   92   %.   Производительность   же   работы   на   единицу   времени относительно  взрослых   находится   в   пределах   у  14–15  летних   65­70%  (49). Поэтому в связи с отставанием развития мышечной ткани от роста костного скелета   при   неблагоприятных   условиях   в   этом   возрасте   могут   возникнуть различные  нарушения  осанки  или  деформации  позвоночника.  А  применение чрезмерных мышечных нагрузок ускорит процесс окостенения и может вызвать замедленный рост трубчатых костей. В подростковом возрасте с началом процесса полового созревания резко   Активизация   их активизируется   деятельность   эндокринных   желез. деятельности   влияет   на   рост,   развитие   и   физиологическую   активность головного   мозга.   Все   более   значительной   становится   тормозящая, регулирующая   функция   коры   больших   полушарий   головного   мозга. Повышается   ее   контроль   над   эмоциональными   реакциями.   Появляется способность   к   сознательному   торможению   полупроизвольного   движения, формируется   мировоззрение.   Наступает   психическая   зрелость.   Подростки менее восприимчивы к воздействиям сбивающих факторов внешней среды. И в   то   же   время   им   свойственны   повышенная   возбудимость,   эмоциональная неустойчивость,   неадекватные   ответные   реакции.   В   функциональном13 отношении   в   этот   период   организм   крайне   неустойчив   и   подвержен заболеваниям и срывам (2, 13, 25). У   девочек   в   этот   период   происходит   развитие   вторичных   половых признаков. Появляется менструация, которая представляет собой не только местный,   но   и   сложный   общий   процесс,   регулярность   которого устанавливается в течение 1­2 лет. В этом процессе принимает участие весь организм. Темпы   полового   развития   сказываются   и   на   характере   возрастной эволюции сердца. В 13 – 16 лет ещё относительно малый объем сердца нередко неблагоприятно   сказывается   на   функциональной   способности   аппарата кровообращения,   реакциях   на   физические   нагрузки   и   общую работоспособность. Однако при рациональной методике занятий ускоренное гармоническое развитие может иметь положительное влияние, так как уже в 13 лет у подростков морфологические и функциональные данные позволяют использовать   эффективные   методы   спортивной   подготовки.   Этим   самым обеспечивается 5­7­ летний путь успешного спортивного совершенствования от   новичка   до   мастера   спорта.   Однако   для   этого   организация   и   методика подготовки до 15–16 летнего возраста должны обеспечить прочный фундамент разносторонней физической подготовленности во избежание «срыва»; но такие преимущества не следует использовать для форсированного «натаскивания» на результат (3, 5, 6,). Так,   уже   на   этапе   углубленной   тренировки   целью   тренера   является максимальное   увеличение   состава   боевых   действий   и   улучшение специализированных   умений   и  навыков.  А   также,  методика   тренировки   на данном   возрастном   этапе   направлена   на   специализирование   простых   и сложных   видов   реагирований   в   фехтовальном   поединке.   Дальнейшее   их совершенствование   создает   благоприятные   условия   для   усложнения14 различных   упражнений, подготовленности.   поднимающих   уровень   технико­тактической Улучшение   общефункциональных   возможностей   организма   и   как следствие увеличение показателей таких физических качеств как быстрота, ловкость   и   выносливость,   позволяют   значительно   повысить   объемы применения специализированных средств тренировки. Широко используются упражнения   на   развитие   динамической   силы,   специальной   выносливости   и координации разнонаправленных действий. Рисунок   боя   в   14­16   лет   становится   более   четким.   Начинают проявляться   индивидуальные   особенности   ведения   соревновательных поединков. Каждая фехтовальщица постепенно находит свой индивидуальный стиль.           1.3. Критерии технико­тактического мастерства в теории и  методике фехтования Наиболее   важной   частью   тренировки   фехтовальщиков   является совершенствование   техники   и   тактики,  в   процессе   которого   одновременно осуществляется физическая и волевая подготовка (1, 6, 39).  Известно,   что   техническое   и   тактическое   совершенствование представляет   собой   единый   процесс,   осуществляемый   тренировкой. Мастерство   фехтовальщика   определяется   развитием   у   него специализированных   умений,   к   которым   относятся:   пространственные   ­ точность выполнения приемов, целесообразность, быстрота и своевременность применения действий, и их вариативность в соответствии с изменяющимися параметрами   противоборства   противников   (5,   7,   53).   При   постоянном дефиците   времени   на   обдумывание   дальнейших   действий   в   фехтовальном поединке, выполнение приемов доводится до автоматизма. В связи с этим15 совершенствование   технико­тактического   мастерства   должно   учитывать   и психофизиологические особенности спортсмена. Среди   видов   подготовки   по   их   значимости   специалисты   выделяют тактическую   подготовку   (3,   7,   8).   Наработка   тактических   умений   и   их грамотное   использование   по   ситуации   боя,   главным   образом   зависит   от степени   внимания,   самообладания   и   способности   спортсмена   разумно рисковать с учетом особенностей противника и соревновательной обстановки. А  наиболее   важными  критериями   технического   мастерства   фехтовальщика являются: стабильная точность и своевременность приемов маневрирования и действий оружием в противовес сопернику. Но даже в процессе одного годичного цикла тренировки, боевой арсенал юных   фехтовальщиков   постоянно   терпит   изменения   и   расширяется. Спортсмены   знакомятся   с   новыми   технико­тактическими   элементами   и комбинациями приемов нападения и защиты. Так в каждом виде фехтования своя   последовательность   освоения   боевых   действий.   Например,   наряду   с изучением защит и ответов в фехтовании на саблях и шпагах осваиваются контратаки. Нотационные   записи   соревновательных   поединков   юношей, фехтовальщиков на шпагах на этапе углубленной тренировки (16) обращают внимание на тактические компоненты боевых действий. Критериями технико­ тактического мастерства в боях на шпагах являются однотемповые действия, выполняемые уколом прямо, одним и двумя переводами внутрь и кнаружи. Большое колличество атак с действием на оружие выполняется с батманом внутрь и захватом в верхнее соединение (х = 4,38; х = 4,13). Распространены основные  атаки (79,58%), а по  результативности  им не уступают  атаки на подготовку   (74,08%).   Основная   доля   атак   по   направленности   уколов   в сектора поражаемой поверхности принадлежит уколам в туловище, в кисть (х = 4,91; х = 4,50) и в стопу (х = 4,19).16 Следующим крупным блоком боевых  действий являются контратаки. Здесь наиболее эффективны уколы в туловище и в кисть (х = 4,71; х = 4,14). Контратаки со сближением и с отступлением сложновыполняемы, так как их результативность зависит от уровня мастерства спортсмена. Для   фехтования   на   шпагах   необходимым   умением   служит   навык выполнения   ответов   с   оппозицией   (х   =   4,29),   а   также   показателем квалификации спортсменов будет являться успешное применение ремизов (х =   4,62).   Проведение   контрзащит   и   контрответов   для   этого   вида   оружия нетипично, в то время как, например, в фехтовании на рапирах эти боевые действия являются важным проявлением мастерства. В   ряде   способов   передвижений   и   маневрирования   в   исследованиях Бакулина значимы выпады (х = 4,73), «стрела» (х = 4,89), шаг вперед + выпад, скачек вперед + выпад, шаг вперед + стрела. Также фехтовальный поединок отличается   не   малым   количеством   ситуаций,   где   спортсмен   бездействует (6,48%). И другими специалистами при анализе боевых действий шпажистов в возрасте   13­16   лет   установлено,   что   в   их   соревновательных   поединках количество   атак   (42,73%   и   41,42%)   намного   превосходит   остальные   виды боевых действий (54). Это связано с тем, что атакующий спортсмен в момент проведения   своего   действия   наиболее   готов   к   нему,   нежели   его обороняющийся соперник. Интегрирующим   показателем   технико­тактического   мастерства фехтовальщика   является   результативность   его   соревновательной деятельности   (2,   31,   38).   Так   наиболее   результативными   являются контрответы, контратаки, ответы, ремизы, в виду того, что эти действия чаще выполняются на ближней дистанции. Что   касается   секторов   поражаемой   поверхности,   то   туловище   –   это наибольшая и малоподвижная  часть тела, куда и стремятся с наименьшим17 риском нанести укол. А с целью разведки и вызова противника на себя колют в кисть, как в ближайшую точку поверхности тела бойца. В   настоящее   время   от   фехтовальщика   требуется   отличная   техника передвижения   по   боевой   дорожке,   точность   и   сиюминутная   готовность   к любым ситуациям в поединке. Выпад, «стрела», шаг + скачек вперед + выпад, шаг   вперед   +   «стрела»   ­   это   наиболее   важные   способы   нападения   и маневрирования. Схема   фехтовального   поединка   состоит   из   множества   мельчайших деталей,   но   в   рассмотренных   исследованиях,   прежде   всего   перечисленные выше   соотношения   приёмов   и   способов   действий   отражают   мастерство фехтовальщиков на шпагах, в чем и сходятся мнения специалистов изучавших эти проблемы (16, 23, 48, 54).18 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 2.1. Цель, гипотеза и задачи исследований Целью  настоящих исследований является повышение эффективности технико­тактической   подготовки   фехтовальщиц   на   шпагах   14­16   лет,   на основе анализа состава средств единоборства. Рабочая   гипотеза  исследований   состоит   в   том,   что   технико­ тактическая   подготовка   юных   фехтовальщиц   на   шпагах   может   быть оптимизирована на основе учета данных о применяемых в поединке средствах единоборства. Этап   углубленной   тренировки   (возраст   15­16   лет)   характеризуется интенсивным развитием ряда свойств и функций организма спортсменок, а также   особенностями   их   проявлений   с   учетом   пубертатного   периода. Следовательно, процесс оснащения средствами единоборства на данном этапе требует научного мониторинга показателей применения действий в поединках с   целью   более   адекватной   технико­тактической   подготовки   юных фехтовальщиц. Объект исследования ­ фехтовальщицы на шпагах 15­16 лет на этапе углубленной тренировки.19 Предмет   исследования  ­   соревновательная   деятельность   и   состав двигательных действий в поединках юных шпажисток 15­16 лет. В   соответствии   с   рабочей   гипотезой     для   достижения   целей исследования были поставлены следующие задачи: 1. Установить компоненты соревновательной деятельности фехтовальщиц на шпагах 14­16 лет и их результативность; 2. Выявить   предпосылки   успешности   соревновательной   деятельности фехтовальщиц на шпагах учебно­тренировочных групп ДЮСШ, для чего установить:  типовое   соотношение   между   объемами   и   результативностью   средств ведения поединков с учетом критериев технико­тактического мастерства; 3. Разработать   практические   рекомендации,   направленные   на   технико­ тактическое совершенствование юных шпажисток. 2.2. Методы исследований Необходимость решения поставленных задач определила выбор методов исследования,   для   получения   объективных   данных   о   компонентах соревновательной деятельности и разработки методики оптимизации технико­ тактической   подготовки   фехтовальщиц   на   шпагах   учебно­тренировочных групп ДЮСШ. В исследовании применялись следующие методы: 1. Анализ научной и учебно­методической литературы. 2. Педагогические наблюдения и видеозапись соревновательных боев.           3. Методы математической статистики. 2.2.1. Анализ научной и учебно­методической литературы Данный   метод   позволил   оценить   состояние   теоретической   и экспериментальной     разработанности   проблемы   исследования   компонентов соревновательной   деятельности   и   методик   тренировки   фехтовальщиц   на шпагах   на   этапе   углубленной   тренировки.   Нами   выделен   материал,20 отражающий   различные   точки   зрения   авторов   и   специалистов   фехтования, изучавших   проблему   повышения   эффективности   технико­тактической подготовки юных фехтовальщиков на различных видах оружия. В   обзоре   литературы   диссертации   выделены   основные   проблемы исследования и способы реализации, поставленных задач. 2.2.2. Педагогические  наблюдения  и видеофиксация  соревновательных действий Педагогические   наблюдения   предусматривали   получение   информации об использовании средств единоборства юными фехтовальщицами на шпагах на   этапе   углубленной   тренировки,   в   условиях   ведения   соревновательных поединков. Для повышения надежности и объективности данных, получаемых в  ходе   наблюдения,  определена   целевая   установка   на  фиксацию   действий. Использовалась   разработанная   ранее   авторами   В.С.   Келлером   и   Д.А. Тышлером (45) систематика технических приемов и классификация боевых действий   и   специализированных   тактических   умений.   Они   обозначались   с помощью специально разработанного буквенного и цифрового шифра.  Кроме   того,   соревновательные   поединки   записывались   при   помощи видеокамеры.   А   их   графическая   запись   производилась   посредством нотационной   регистрации   приемов   и   боевых   действий   (11,18,19)   при замедленном просмотре видеокассеты. Использование функции замедленного просмотра   на   видеокамере   позволило   наиболее   точно   распознать   нюансы выполняемых действий. Эта работа осуществлялась бригадой из 6­8 человек, что   в   определенной   мере   способствует   повышению   объективности   и надежности получаемых результатов. В ходе наших наблюдений просмотрено 675 поединков на 5 уколов. Объектами   педагогического   контроля   за   технико­тактическими показателями юных шпажисток являлись:21 ­разновидности  атак   с   учетом   целевых   и   количественных характеристик движений оружием: прямо, переводом, переносом, захлестом, с завязыванием; с финтами, с действием на оружие (с захватом, с батманом), комбинированные; ­разновидности  атак   с   учетом   моментных   характеристик   их выполнения в схватке: основные, на подготовку, повторные, ответные; ­разновидности  атак   с   учетом   степени     ситуативной   готовности спортсменок   в   схватке:   преднамеренные,   экспромтные,   преднамеренно­ экспромтные; ­разновидности  контратак   с   учетом   направления   движения   при выполнении  боевых   действий   и  используемых  приемов   передвижений   и их комбинаций (на месте, с отступлением, со сближением);  ­разновидности защитноответных действий и ремизы. Кроме того, были определены: ­объемы  уколов,   наносимых   в   различные   секторы   поражаемой поверхности: кисть, предплечье, плечо, туловище (верхняя часть туловища, нижняя часть туловища), бедро, стопа;  ­объемы  используемых   разновидностей   приемов   передвижения   и   их комбинаций в соответствии с характером выполняемых боевых действий. Учитывалось   общее   количество   выполненных   действий   и   в   их   числе параметры результативных действий. В качестве метрологических критериев приняты объемы и результативность применяемых боевых действий. В настоящее время теория и методика фехтования обладает специально разработанной   системой   педагогических   наблюдений   за   соревновательными поединками спортсменов (16, 45).  2.2.3. Методы математической статистики22 Полученные   в   результате   исследований   экспериментальные   данные подверглись математической обработке с помощью статистических методов, сущность которых изложена в специальных пособиях (9, 21, 22,24, 26, 27, 28). Для   статистического   анализа   показателей   были   использованы следующие параметры:  Объемы и результативность применения действий, выраженные в процентах ­ (%)  Среднее арифметическое – Х  Среднее квадратическое отклонение – б  Достоверность различий по Т­критерию Стьюдента – р Расчеты   производились   на   персональном   компьютере   с   помощью профессионального   программного   обеспечения   “Статистика   6”   и   функции математической статистики в программе “Microsoft Office Excel 2003”. 2.3. Организация исследований Настоящая   работа   выполнялась   в   период   с   2012   по   20014   годы   на кафедре   теории   и   методики   фехтования   и   современного   пятиборья РГУФКСМиТ.  Проводился   сбор   материалов   соревновательной   деятельности   (состав операций)   в   группе   испытуемых.   Зарегистрировано   и   математически обработано   более   600   соревновательных   поединков.   Запись   боев производилась   на   Всероссийских   турнирах,  Первенствах   Москвы   и   других соревнованиях.   По   существу   исследовалось   применение   главных разновидностей действий в фехтовании на шпагах.  В   исследованиях   принимали   участие   воспитанницы   СДЮШОР   г. Москвы, и других фехтовальных клубов.23 ГЛАВА  3.  СОСТАВ  БОЕВЫХ  ДЕЙСТВИЙ  В   ПОЕДИНКАХ  ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИЦ НА ШПАГАХ 14­16 ЛЕТ 3.1. Объемы и результативность применения атак Результаты   анализа   соревновательной   деятельности   у   юных фехтовальщиц   на   шпагах   на   этапе   углубленной   тренировки   позволили заключить,   что   самое   широкое   применение   имеют   атаки   и   контратаки   с практически   одинаково   высокой   результативностью   (табл.   1).   По   объемам применения   защиты   с   ответом   уступают   аналогичным   показателям   в фехтовании   на   рапирах.   В   женском   фехтовании   на   шпагах   на   этапе углубленной   тренировки   защиты   с   ответом   используются   всего   в  14,48% случаев от общего количества боевых действий. На   четвертом   месте   по   объемам   применения   находятся   ремизы.   Не смотря на это их результативность столь же высока, как и в остальных боевых действиях. Таблица № 1 Объемы и результативность главных разновидностей боевых действий (%)Главные разновидности боевых действий атаки контратаки защиты с ответом ремизы 24 Показатели применения объемы результативность объемы результативность объемы результативность объемы результативность Статистические характеристики Х ± б 11,83 7,17 11,18 8,11 7,80 4,37 3,40 14,25 41,07 62,84 36,82 66,67 14,48 59,24 7,71 61,22 Среди разновидностей атак юные фехтовальщицы на шпагах на этапе углубленной тренировки с наибольшими объемами применяют атаки простые (57,66%)   и   атаки   с  действием   на   оружие   (34,87%).   А   атаки   с  финтами   и комбинированные атаки выполняются в малом процентном соотношении ко всем атакующим действиям (7,48%), но с высокой результативностью. Таблица № 2 Объемы и результативность атак, различающихся по способу выполнения (%) Способы выполнения атак Показатели применения простые с финтами с действием на оружие комбинированные объемы результативность объемы результативность объемы результативность объемы результативность Статистические характеристики ± б Х 5,76 4,03 2,02 1,61 8,08 6,32 1,92 1,31 57,66 64,12 3,07 75,00 34,87 59,34 4,41 65,22 Вместе   с   тем,   в   полном   соответствии   с   особенностями соревновательной   деятельности   на   шпагах   спортсменки   используют   в большинстве атаки на подготовку и основные атаки (табл. 3), а повторные и ответные атаки применяют мало, что в сумме составляет (18,78%). Причем25 основные атаки – это чаще всего действия преднамеренные и выполняемые в один темп. Таблица № 3 Объемы и результативность атак, различающихся по моменту применения (%) Разновидности атак основные на подготовку повторные ответные Показатели применения объемы результативность объемы результативность объемы результативность объемы результативность Статистические характеристики Х 38,12 68,84 43,10 66,67 12,84 50,75 5,94 22,58 ± б 5,55 4,22 8,19 5,08 4,17 2,52 3,01 1,55 Практически все простые атаки выполнены как основные (27,20%) и на подготовку (22,22%) с хорошей результативностью (табл. 4). Среди атак на подготовку не малое количество атак выполняется с действием на оружие (18,01%). Таблица № 4 Объемы и результативность разновидностей атак, различающихся по способу и моменту применения (%) Разновидности атак по способу выполнения Моментные характеристик и простые основные на подготовку повторные ответные Х ± б О 27,20 4,87 Р 69,01 3,94 О 22,22 3,90 Р 67,24 2,76 О 6,90 2,77 Р 41,67 1,60 О 1,34 0,64 Р 28,57 0,35 с ± б 1,65 с финтами действием на оружие Х ± б Х 2,11 2,75 7,47 63,64 1,25 69,23 2,11 0,96 0,72 18,01 5,50 98,95 0,72 64,89 4,59 2,29 4,79 60,00 1,20 3,02 4,60 20,83 1,29 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ комбинированные Х 1,34 71,43 1,92 60,00 1,15 6,67 ­ ­ ± б 0,92 0,92 1,45 0,83 0,63 0,59 ­ ­26 Как   показали   исследования,   наибольшими   объемами   отличаются преднамеренные   атаки   (74,33%)   с   результативностью   выше   50%   (табл.   5). Экспромтные   и   преднамеренно­экспромтные   атаки,   составляют   в   объеме суммарно около 26%. Таблица № 5 Объемы и результативность атак с учетом степени ситуативной готовности (%) Степень ситуативной готовности  Показатели применения преднамеренные экспромтные преднамеренно­экспромтные объемы результативность объемы результативность объемы результативность Статистические характеристики ± б Х 7,51 5,11 2,23 1,92 3,17 1,80 74,33 56,44 16,28 62,35 9,39 51,02 3.2. Объемы и результативность применения контратак Как   показали   исследования,   юные   фехтовальщицы   на   шпагах используют   контратаки   в   больших   объемах   (36,82%)   с   результативностью 66,67% (табл. 1). Причем, контратаки, стоя на месте, выполняются в объеме 32,26%,   с   отступлением     ­   44,23%   и   наименее   популярны   контратаки   со сближением,   их   объемы   составляют   23,50%.   В   таблице   №7   представлены разновидности   контратак   в   зависимости   от   направления   передвижения спортсменки Объемы и результативность контратак, с учетом разновидностей способов  маневрирования (%) Способы Показатели Статистические характеристики Таблица № 627 маневрирования на месте с отступлением со сближением применения объемы результативность объемы результативность объемы результативность Х 32,26 56,29 44,23 58,45 23,50 59,09 ± б 5,93 3,54 6,78 4,20 4,65 3,90 Как   видно   из   этой   таблицы   чаще   всего   используются   контратаки   с отступлением.   И   все   разновидности   контратак   с   практически   одинаковой результативностью (56,29%, 58,45%, 59,09%). Если   оценивать   ситуативную   готовность   спортсменок   (табл.   8),   то подавляющее большинство контратак выполняется экспромтно (74,79%). А ввиду   тщательной   подготовки   преднамеренные   контратаки   более результативны (70,34%). Таблица № 7 Объемы   и   результативность   контратак,   с   учетом   степени   ситуативной готовности (%) Степень ситуативной готовности преднамеренные экспромтные Показатели применения объемы результативность объемы результативность Х Статистические характеристики ± б 4,22 4,17 9,71 5,62 25,21 70,34 74,79 53,71 Одним из признаков технико­тактической подготовленности является применение   ремизов.   В   фехтовании   на   шпагах   выделяется   стремление спортсменов   опережать   действия   противников   на   основе   точной   оценки28 микроинтервалов   времени   и   пространственных   положений   клинков   при   их взаимоперемещениях. Можно   предположить,   что   высокая   результативность   ремизов обусловлена несоблюдением технических параметров ответного после защиты укола, выражающихся в отсутствии оппозиции при выполнении ответа. И хотя процент ремизов в боевой деятельности юных фехтовальщиц на шпагах на этапе углублённой тренировки весьма невелик, большая их часть выполняется экспромтно. Таблица № 8 Объемы   и   результативность   ремизов,   с   учетом   степени   ситуативной готовности (%) Степень ситуативной готовности преднамеренные экспромтные Статистические характеристики О Р О Р Х 17,35 64,71 82,65 58,02 ± б 1,18 0,91 2,67 2,09 3.3. Объемы и результативность применения защит с ответом Низкие объемы применения защит связаны, главным образом с тем, что для   выполнения   этого   боевого   действия   требуется   автоматизированный двигательный   навык,   точность   реакции   антиципации   и   хорошее   чувство дистанции. Эти качества еще недостаточно выражены у фехтовальщиц 14­16 лет на этапе углубленной тренировки. Преимущественно спортсменки используют прямые защиты (51,09%), со средней результативностью (54,26%) ответных действий (табл. 10). Полукруговые   защиты   берутся   в   основном   при   необходимости отражения нападений в нижний сектор (34,78%). И в небольшом процентном29 соотношении   фехтовальщицы   на   шпагах   используют   круговые   защиты   с ответом (14,13%). Таблица № 9 Объемы   и   результативность   защит   с   ответом,   с   учетом   способа взаимодействия с оружием противника (%) Способы выполнения прямые полукруговые круговые Показатели применения Объемы Результативность Объемы Результативность Объемы Результативность Статистические характеристики Х 51,09 54,26 34,78 48,44 14,13 46,15 ± б 3,37 2,61 4,70 2,69 2,49 1,26 В обороне фехтовальщиц на шпагах на этапе углубленной тренировки преобладают  4­я и 6­я прямые защиты (табл. 11). Так же можно выделить прямую 9­ю защиту и 6­ю круговую.  А   среди   разнообразия   полукруговых   защит   лишь   в   1,63%   случаев берется вторая защита. Эта защита более характерна для квалифицированных фехтовальщиц   на   шпагах.   И   поэтому   столь   малое   их   количество   на   этапе углубленной тренировки является нормальным.                                                                                                          Таблица № 10 Объемы и результативность применения разновидностей защит с ответом (%) Разновидности защит 4­я защита Прямые 6­я защита 9­я защита Показатели применения объемы результативность объемы результативность объемы результативность Полукруговые 7­я защита объемы Статистические характеристики ± б Х 2,73 1,91 2,63 2,10 1,86 1,06 1,08 22,83 45,24 18,48 70,59 9,78 44,44 6,528­я защита 6­я защита 2­я защита Круговые 6­я защита 30 результативность объемы результативность объемы результативность объемы результативность объемы результативность 66,67 21,20 48,72 5,43 10,00 1,63 99,87 14,13 46,15 0,74 3,64 1,91 1,29 0,26 0,56 0,56 2,49 1,26 3.4. Показатели нанесения укол в различные секторы поражаемой поверхности Как известно в фехтовании на шпагах наибольшее количество уколов наносится в туловище. В данном исследовании наряду с уколами в верхнюю часть туловища фиксировались нападения в нижнюю часть туловища. Наибольшим   разнообразием   секторов   нанесения   уколов   отличаются атаки   с   действием   на   оружие   и   простые   атаки.   Здесь   следует   отметить суммарные  объемы нападений в верхнюю   часть туловища  и  нижнюю  часть туловища (60,41%). Анализируя секторы нанесения уколов (табл. 12) можно отметить, что подавляющее большинство уколов юные фехтовальщицы на шпагах наносят в верхнюю   часть   туловища   (49,04%).   А   объемы   уколов   в   нижнюю   часть туловища при выполнении атак составляют лишь 11,37%. Не малое количество уколов наносится в плечо (15,36%). А также 9% атак   заканчивается   уколом   в   бедро,   что   может,   является   не   плохим показателем уровня мастерства для юных спортсменок. Менее всего уколов наносят   в   стопу,   кисть   и   маску   (2,07%;   1,92%;   1,18%).   Разновидности способов   нанесения   уколов   представлены   в   таблицах   без   показателей результативности. Таблица № 1131 Общие   объемы   уколов   в   различные   секторы   поражаемой   поверхности   при выполнении атак (%) Секторы нанесения уколов верхняя часть туловища плечо нижняя часть туловища бедро предплечье бок сдвоенные уколы в различные секторы поражаемой поверхности стопа кисть маска Статистические характеристики Х 49,04 15,36 11,37 9,01 4,73 3,00 2,66 2,07 1,92 1,18 ± б 7,57 4,25 3,80 3,10 2,33 1,74 1,66 1,39 1,06 1,30 В  исследовании   рассмотрены   различные   способы   нанесения   уколов  в разные секторы поражаемой поверхности. Если рассматривать, для примера, разнообразие способов нанесения уколов в верхнюю часть туловища (табл. 13),   то   можно   заключить   что   здесь   превалируют   объемы   уколов   прямо (24,23%). Остальные способы нанесения уколов используются спортсменками значительно реже. С объёмами 5,95% фехтовальщицы на шпагах наносят уколы в верхнюю часть туловища с оппозицией в 4­е соединение и немного меньше уколов с оппозицией в 6­е соединение (2,20%). А также переводом кнаружи (3,96%), уколом снизу (3,08%) и уколом углом снизу (2,64%). Многие   из   представленных   разновидностей   использовались спортсменками в единичных случаях, но, как правило, с большим успехом. Это уколы переводом внутрь и захлестом кнаружи, уколы, наносимые сверху и   с   переводом   кнаружи   с   оппозицией   в   4­е   соединение.   Не   меньшее разнообразие способов нанесения уколов наблюдается в атаках с действием на оружие, с финтами и комбинированных атаках. Таблица № 1232 Объемы   разновидностей   способов   нанесения   уколов   в   верхнюю   часть туловища при выполнении простых атак (%) Способы нанесения уколов прямо с оппозицией в 4­е соединение переводом кнаружи снизу углом снизу с оппозицией в 6­е соединение переводом внутрь переводом кнаружи с оппозицией в 4­е соединение захлестом кнаружи сверху Статистические характеристики Х 24,23 5,95 3,96 3,08 2,64 2,20 1,32 1,32 1,32 1,10 ± б 2,99 2,11 2,04 1,16 0,94 0,90 1,05 0,51 1,05 0,62 В атаках с действием на оружие при рассмотрении секторов нанесения уколов наблюдается большое разнообразие. Но и здесь основные объёмы у уколов   в   верхнюю   часть   туловища   (40,11%),   нижнюю   часть   туловища (12,09%), уколов в плечо (11,54%). Не менее популярный сектор поражаемой поверхности в фехтовании на шпагах – бедро (19,78%). А уколы в стопу на данном этапе спортивного мастерства являются ещё плохо отработанными и их результативность при объёме 4,40% равна нулю. Характерно,   что   сдвоенные   уколы   в   различные   секторы   поражаемой поверхности в большей мере присущи атакам с действием на оружие (4,95%). Данный   факт   объясним   более   адекватным   ритмическим   рисунком, соответствующим   координации   движений   оружием   при   реализации сдвоенного укола, по ходу выполнения атаки с действием на оружие.                                                                                                        Таблица № 13 Объемы   уколов   в   различные   секторы   поражаемой   поверхности   при выполнении атак с действием на оружие (%)33 Секторы нанесения уколов верхняя часть туловища бедро нижняя часть туловища плечо сдвоенные уколы в различные секторы поражаемой поверхности предплечье стопа бок кисть Статистические характеристики Х 40,11 19,78 12,09 11,54 4,95 4,95 4,40 2,20 1,65 ± б 3,46 2,99 1,92 1,59 1,35 1,05 1,13 0,46 0,41 Во всех разновидностях контратак уколы наносятся преимущественно в верхнюю часть туловища, в плечо, так как они всегда являлись секторами менее   рискованными   для   нанесения   уколов   из­за   большей   площади поражаемой поверхности (табл. 15). Значительное количество уколов наносится в нижнюю часть туловища как в контратаках на месте (12,42%), так и со сближением (12,61%). Уколы   в   спину   не   характерны   фехтованию   на   шпагах.   Сумма   их объемов в контратаках на месте и с отступлением составляет всего 2,29%. А сумма   объемов   уколов   в   кисть   во   всех   контратаках   (12,40%)   доказывает выгодность таких уколов. Потому что хоть шансы на успех здесь и не велики, но эта часть тела ближе всего расположена к противнику.                                                                                                Таблица № 14 Объемы   уколов   в   различные   секторы   поражаемой   поверхности   при выполнении контратак на месте (%) Секторы нанесения уколов Статистические характеристикиверхняя часть туловища плечо нижняя часть туловища сдвоенные уколы в различные секторы поражаемой поверхности предплечье спина кисть 34 Х 41,18 30,72 12,42 9,15 2,61 1,31 0,65 ± б 3,59 2,88 2,05 0,88 0,59 0,35 0,26 Наибольшее   разнообразие   вариантов   сдвоенных   уколов   наблюдается при   выполнении   контратак   со   сближением.   Чаще   всего   это   нападение   в предплечье и затем в бедро, либо укол в предплечье и затем в туловище. Реже нападение   ограничивается   различными   секторами   вооруженной   руки (предплечье – плечо, кисть – предплечье). Таблица № 15 Объемы   уколов   в   различные   секторы   поражаемой   поверхности   при выполнении контратак со сближением (%) Секторы нанесения уколов верхняя часть туловища плечо нижняя часть туловища сдвоенные уколы в различные секторы поражаемой поверхности бок кисть бедро предплечье маска Статистические характеристики Х 44,14 18,02 12,61 9,01 5,41 5,41 2,70 1,80 1,80 ± б 4,30 2,02 1,28 0,98 0,74 0,91 0,56 0,35 0,35 Важно отметить, что при выполнении всех разновидностей контратак, объемы сдвоенных уколов практически одинаковы (9,01%; 9,15%; 10,24%). Заметно   выделяются   в   контратаках   с   отступлением   среди   остальных35 разновидностей   контратак   объёмы   уколов   в   предплечье.   Их   объемы составляют 10,73%. Таблица № 16 Объемы   уколов   в   различные   секторы   поражаемой   поверхности   при выполнении контратак с отступлением (%) Секторы нанесения уколов верхняя часть туловища плечо предплечье сдвоенные уколы в различные секторы поражаемой поверхности кисть нижняя часть туловища бедро спина маска бок Статистические характеристики Х 46,34 18,05 10,73 10,24 6,34 4,39 1,46 0,98 0,98 0,49 ± б 3,24 2,59 1,68 1,76 1,19 1,12 0,41 0,35 0,52 0,26 3.5. Показатели использования разновидностей приемов нападения и маневрирования Рассматривая   приемы   нападения   и   маневрирования   при   выполнении атак, можно отметить их большое разнообразие. С наибольшими объемами юные   фехтовальщицы   используют   нападения   «стрелой»   (40,53%),   выпад (24,45%),   полувыпад   (31,50%),   шаг   вперед   (9,91%)   и   шаг   вперед   +   выпад (11,45%). Остальные способы передвижения, скорее всего более сложны для выполнения фехтовальщицами 14­16 лет и вследствие этого менее популярны.36 Таблица № 17 Общие объемы способов нападения и маневрирования при выполнении атак (%) Способы маневрирования «стрела» полувыпад выпад шаг вперед + выпад шаг вперед шаг вперед + полувыпад скачок вперед нашагивание вперед скачок вперед + «стрела» шаг вперед + «стрела» скачок вперед + полувыпад «стрела» + бег вперед полувыпад + полувыпад полувыпад + «стрела» скачок на месте + шаг вперед + «стрела» скачок вперед + выпад скрестный шаг вперед шаги вперед шаг вперед + шаг вперед шаги вперед + выпад Статистические характеристики Х 40,53 31,50 24,45 11,45 9,91 3,52 3,08 2,86 2,86 1,54 0,66 0,44 0,44 0,44 0,44 0,22 0,22 0,22 0,22 0,22 ± б 13,74 5,73 4,79 2,36 3,93 1,75 0,88 0,99 1,92 0,83 0,41 0,35 0,35 0,35 0,52 0,26 0,26 0,26 0,26 0,26 Например,   при   выполнении   простых   атак   наибольшие   объемы   также составляют:   «стрела»   (29,95%),   полувыпад   (26,65%),   выпад   (22,68%),   шаг вперед (17,62%). Остальные разновидности выполняются в бою реже.ВЫВОДЫ 37 1. Состав   двигательных   операций   соревновательной   деятельности   юных фехтовальщиц   на   шпагах   14­16   лет,   выраженный   в   использовании   главных разновидностей   действий,   сохраняет   общие   положения   характерные   для данного вида единоборства. Вместе   с   тем   выявлено,   что   отдельные   показатели   использования действий   в   поединках   у   фехтовальщиц   на   шпагах   на   этапе   углублённой тренировки   существенно   отличаются   от   аналогичных   параметров квалифицированных   шпажисток.   Данные   различия   указывают   на необходимость   исследования   причин,   изменяющих   характеристики применения   действий,   с   целью   усовершенствования   методики   технико­ тактического совершенствования. 2.   Наиболее   значимыми   компонентами   боевой   деятельности   юных фехтовальщиц на шпагах 14­16 лет являются атаки (41,07%) и контратаки (36,82%)   с  результативностью,  соответственно  (62,84%;   66,67%).  Далее  по объемам применения следуют защиты с ответом (14,48%) и ремизы (7,71%) с одинаково высокой результативностью (59,24%; 61,22%). Среди   разновидностей   атак   по   способу   выполнения   преобладают простые атаки с объемами применения 57,66% и атаки с действием на оружие (34,87%). Атаки с финтами почти не представлены в составе используемых действий нападения. Их объемы составили всего 3,07%, что резко отличается от показателей, установленных у высококвалифицированных фехтовальщиц. В   составе   атак,   различающихся   моментными   характеристиками выполнения,   преобладают   основные   атаки   (объемы   –   38,12%; результативность   –   68,84%)   и   атаки   на   подготовку   (объемы   ­   43,10%; результативность   –   66,67%).   При   этом   значительно   меньше   используются повторные   (12,84%)   и   ответные   (5,94%)   атаки.   С   учетом   ситуативной готовности   к   их   применению   значительные   объемы   атак   выполняются38 преднамеренно   (74,33%)   и   продолжительностью   в   один   темп   (57,66%). Подавляющее большинство нападений в атаках выполняются уколом прямо (24,23%). Переводом кнаружи – меньше 4%. 3. Большинство нападений у шпажисток 14­16 лет завершается уколом в верхнюю   часть   туловища   –   49,04%.   При   этом   объемы   уколов   в   плечо составили 15,36%, от общего количества нападений, а в предплечье только – 4,73%. В кисть же спортсменки почти не наносят уколов (1,92%). Обращают на себя внимание объемы уколов в нижнюю часть туловища (11,37%), исключая поверхность ног. Причем, если в бедро количество уколов выглядит вполне приемлемо на фоне показателей высококвалифицированных фехтовальщиц   на   шпагах   (9,01%),   то   объемы   нападений   в   стопу представляются низкими (2,07%). 4.   Среди   способов   нападения   при   выполнении   атак   используются   в первую очередь «стрела» (40,53%), полувыпад  (31,50%) и выпад (24,45%). Остальные   разновидности   передвижений   встречаются   в   поединках   юных фехтовальщиц значительно реже: шаг вперед и выпад (11,45%) и шаг вперед (9,91%).   Комбинации   приемов   нападений   и   маневрирования   почти   не используются в юниорском фехтовании на шпагах. Контратаки,   в   основном   сочетаются   с   отступлением   (44,24%),   затем следуют контратаки стоя на месте (32,26%) и со сближением (23,50%).  При реализации   контратак   чаще   всего   фехтовальщицы   применяют   шаг   назад (29,00%),   шаг   вперед   (10,23%)   и   скачок   назад   (8,74%),   при   достаточно больших   объемах   уколов,   наносимых   стоя   на   месте   (24,52%).   Остальные типовые   средства   передвижений   зафиксированы   в   незначительных количествах. 5.   Среди   действий   обороны   значительными   объемами   выделяются прямые верхние защиты (51,09%). Объемы применения полукруговых защит,39 как   верхних,   так   и   нижних,   составили   34,78%,   а   круговых   верхних   (в подавляющем большинстве это 6­я защита) – 14,13%.  ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИЦ НА ШПАГАХ По   материалам   исследований   компонентов   соревновательной деятельности   на   этапе   углубленной   тренировки   разработаны   практические рекомендации, направленные на оптимизацию методики технико­тактического совершенствования юных спортсменок. 1. Низкие объемы применения атак с финтами в составе средств единоборства юных   фехтовальщиц   на   шпагах   следует   корректировать,   совершенствуя подготовку спортсменов следующим образом:                   ­   совершенствуя   атаки   с   финтами,   необходимо   выполнять   в индивидуальных уроках, упражнениях с партнером и учебно­тренировочных боях   их   тактические   разновидности:   ответные,   повторные,   на   подготовку, произвольно   чередуя   завершение   атак   уколом   в   различные   секторы поражаемой поверхности. Среди   методов   совершенствования целесообразно   использовать   метод   «произвольного   чередования технико­тактического   взаимозаменяемых действий»:  в обороне – чередовать защиты с ответом и ответные атаки с финтами;  в наступлении – чередовать ложные подготавливающие атаки с батманом уколом в предплечье, с атаками с финтами в разные секторы поражения. Аналогичные   педагогические   установки   следует   реализовывать   при использовании   методов  «самостоятельного   выбора   и  вербальной   установки спортсменов   на   применение   действий»   и   «моделирования   тактических сюжетов   с   вероятностным   составом   и   последовательностью   действий   в схватке».40 Преднамеренное и экспромтное выполнение повторных и ответных атак 2. совершенствуется   посредством   установок   на   их   реализацию   в   учебно­ тренировочных   боях   тактической   направленности.   При   этом   экспромтное применение данных разновидностей атак следует в большей мере тренировать в условиях скоротечного и маневренного протекания схваток. 3. С учетом выявленных низких объемов нападения в отдельные секторы поражаемой   поверхности   (бок,   предплечье,   кисть   и   стопа)   необходимы педагогические   установки   на   завершение   атак,   контратак   и   ответов   в проблемные секторы поражения. С этой целью помимо индивидуальных уроков, в парных упражнениях и тренировочных боях целесообразно увеличивать объёмы нападений в кисть, предплечье,   бок   и   стопу   при   реализации   атак.   Контратаки   целесообразно варьировать с отступлением и на месте. Опережение уколом в стопу чаще выполнять с шагом назад. Ответы в большей мере завершать в предплечье, кисть и бок. При проведении индивидуальных  уроков следует использовать  метод «повторения   действий   в   заданных   ситуациях»   с   преднамеренным чередованием   уколов   в   проблемные   секторы   поражения.   Аналогичные установки целесообразно вводить при «сочетании альтернативных действий при специализировании реагирований», а также «произвольном чередовании взаимозаменяемых действий в заданных ситуациях».          При оснащении высокорослых фехтовальщиц средствами единоборства 4. следует   совершенствовать   применение   ремизов   в   преднамеренном   и экспромтном    Преднамеренное   использование   ремизов реализуется после ложных атак уколом в кисть, предплечье и туловище, а также   ложных   ответов   с   фехтовальщицами,   слабо   соблюдающими   линию выполнении. оппозиции в нападении и выполняющими ответный укол без завязывания в другие соединения и позиции.41 Совершенствуя   ремизы   в   преднамеренном   исполнении   необходимо также   добиваться   высокой   стабильности   простого   специализированного реагирования, не допуская значительных колебаний времени реакции. Экспромтное применение ремизов следует совершенствовать на фоне специализирования   двигательных   реакций   с   выбором   из   двух   вариантов,   а также в ситуациях требующих опережения выполняемого с задержкой темпа (небыстрый   посыл   оружия   в   ответе,   незначительное   смещение   туловища вперёд, предшествующее ответу, широкая амплитуда движения острия шпаги в сторону поражаемой поверхности). 5. Совершенствование приемов нападения и маневрирования неразрывно связано   со   специализированием   скоростно­силовых   возможностей спортсменок и точным соблюдением технических параметров их выполнения (ритм движения, кинематическая последовательность движений звеньев тела, динамические усилия). В   фехтовании   на   шпагах   нецелесообразно   оснащать   спортсменов многотемповыми   комбинациями   приемов   нападения,   что   свойственно поединкам саблистов и рапиристов. В этой связи представляется значимым совершенствование типовых приемов: выпад, шаг вперед и выпад; «стрела»; шаг вперед и «стрела». В этой связи в различных упражнениях с партнером необходимы установки на реализацию заданных тренером атак в условиях, когда они выполняются на владеющего инициативой в дистанции условного противника. Не   менее   важно   также   совершенствовать   приемы   нападения   и маневрирования, сочетая их выполнение с подготавливающими действиями оружием (угрозы уколом, игровые движения, ложные нападения и различные помехи). Недостаточные объемы применения преднамеренных контратак следует 6. корригировать, реализуя следующие методические направления:42      выполнение   контратак   в   сочетании   с   подготавливающими действиями; педагогические   установки   на   выполнение   контратак   уколом   в различные секторы вооруженной руки и туловища; выполнение   контратак   уколом   прямо   или   переводом   с последующей защитой и ответом; чередование контратак и защит с ответом; чередование контратак с отступлением и атак на подготовку. Совершенствование тактической составляющей применения контратак в учебно­тренировочных   боях   необходимо   связывать   с   установками   на   их реализацию   в   многоактных   схватках,   навязываемых   противнику   в   ходе боевого противоборства. 7. Оптимизация состава используемых действий в поединках шпажисток 14­16   лет   требует,   в   первую   очередь,   расширения   технико­тактических возможностей применения разновидностей защит, в том числе полукруговых с ответом, сохраняющих линию оппозиции. Совершенствование данных действий обороны необходимо сочетать с реализацией педагогических установок во время индивидуальных  уроков и упражнений с партнером.  выполнение защит с ответом, чередуемых с контратакой;  выполнение   защит   с   ответом,   чередуемых   с   атакой   на   подготовку (ответной атакой);  выполнение контрзащит с контрответом, чередуемых с ремизом. В моделируемых ситуациях целесообразно использовать «произвольное чередование   взаимозаменяемых   действий   в   заданных   ситуациях»   и «самостоятельный выбор и вербальную установку спортсмена на применение действий».43 По   данным   исследований   успешной   реализации   атак   способствуют 8. несколько   завышенный   фон   тревожности,   жесткость,   замкнутость   и доминантность. Следовательно,   повышению   уровня   результативности   нападений   могут служить:  разнообразно используемые средства подавления инициативы противника (дистанционный прессинг, подготавливающие действия на оружие, угрозы уколом);  решительно и жестко выполняемая в тренировочных боях и соревнованиях завершающая часть атаки;  средства подготавливающих действий, используемые в целях маскировки атакующих намерений:  имитация защит с ответом и контратак, игра оружием;  подготавливающие отступления и сближения;  ложные нападения (подготавливающие ложные атаки уколом в кисть, предплечье; подготавливающие контратаки и ответы).44                                                                                                                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  1. Андриевский   В.А.   Методика   обучения   фехтованию   и   пути совершенствования спортивного мастерства фехтовальщиков : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Андриевский; ГЦОЛИФК. – М., 1954. – 15 с. 2. Аркадьев В.А. Тактика фехтования / В.А. Аркадьев // Теория и практика физ. культуры. ­ 1949. – Т. XII. – вып. 2. – С. 132­138. 3. Аркадьев В.А. Фехтование : учеб. пособие для секций коллективов физ.45 культуры / Аркадьев Виталий Андреевич. ­ М.: ФиС, 1953. ­ 180 с.: ил. 4. Аркадьев В.А. Фехтование на рапирах : [Учеб. пособие для занятий с начинающими] / Аркадьев Виталий Андреевич. – М.: ФиС, 1956. – 163 с. 5. Аркадьев В.А. Фехтование : Индивидуальный урок / Аркадьев Виталий Андреевич, Хозиков Юрий Тихонович. – М.: Сов. Россия, 1962. – 183 с.: ил. 6. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании / Аркадьев Виталий Андреевич. ­ М.: ФиС, 1969. – 182 с. 7. Аркадьев В.А. Ступени мастерства фехтовальщика / Аркадьев Виталий Андреевич. – М.: ФиС, 1975. – 169 с. 8. Ашмарин   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом   воспитании   :   [Пособие   для   студентов,   аспирантов   и преподавателей ин­тов физ. культ.] / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 1978. – 223 с.: ил. 9. Бакулин   М.Е.   Соревновательная   деятельность   и   критерии   технико­ тактического мастерства в структуре подготовки юных фехтовальщиков на шпагах учебно­тренировочных групп ДЮСШ : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Е. Бакулин; ГЦОЛИФК. – М., 1988. – 22 с.: табл. 10. Бергер   М.Л.   Запись   фехтовального   боя   /   М.Л.   Бергер   //   Теория   и практика физ. культуры. ­ 1961. – Т. XXIV. – вып. 2. – С. 145­146. 11. Бойченко   С.Д.   Анализ   компонентов   управления   точностными двигательными   актами   /   С.Д.   Бойченко,   В.Я.   Каганов   //   Фехтование   : [сборник статей]. – М.: ФиС, 1985. – С. 36­39. 12. Бриль М.С. Исследования индивидуальных особенностей детей с целью отбора   в   детско­юношеские   спортивные   школы   [на   материале баскетбола] :  автореф. дис. … канд. пед. наук / М.С. Бриль; ГЦОЛИФК. – М., 1968. – 18 с.46 13. Бриль   М.С.   Перспективы   совершенствования   системы   отбора   юных спортсменов   /   М.С.   Бриль,   В.П.   Филин.   //   Теория   и   практика   физ. культуры. ­ 1982. ­ № 8. – С. 30­32. 14. Бычков   Ю.М.   Теоретические   и   методические   предпосылки   овладения моделированием   двигательных   действий   :   [на   примере   фехтования]   / Ю.М. Бычков =  Theoretical  and  Methodical  Prerequisites  for  Mastering  of Motor  Actions  Modeling  // Теория и практика физ. культуры : Тренер : Журнал в журнале. ­ 2006. ­ № 3. – С. 28­31. 15. Войтов   В.Г.   Методика   технико­тактической   подготовки   на   этапе углублённой специализации в фехтовании на саблях : автореф. дис. … канд. пед. наук / Войтов Владимир Григорьевич; ГЦОЛИФК. – М., 1984. – 21 с.: ил. 16. Войтов   В.Г.   Психологическая   обусловленность   успешности соревновательной деятельности юных фехтовальщиков на саблях / В.Г. Войтов,   А.Д.   Мовшович,   Ю.Я.   Рыжонкин     //   Фехтование   :   [сборник статей]. – М.: ФиС, 1984. – С. 21­22. 17. Головня   Л.В.   Графическая   запись   действий   фехтовальщика   /   Л.В. Головня // Теория и практика физ. культуры. ­ 1954. ­ № 3. – С. 222­227. 18. Дубовенко   Т.А.   Метод   записи   боевых   действий   и   приёмов   в фехтовальном   бою   /   Т.А.   Дубовенко,   О.И.   Филиппенко   //   Материалы науч. конф. по итогам науч.­исслед. работы КГИФК за 1968 г. – Киев, 1969. – С. 62­64. 19. Карпов  В.С. Некоторые характеристики боевой деятельности шпажистов 13­14   и   15­16   лет   /   В.С.   Карпов,   А.Р.   Глебов   //   Труды   Смоленского государственного института физической культуры. – Смоленск, 1995. ­ С. 130­133. 20. Келлер   В.С.   Исследование   деятельности   спортсменов   в   вариативных конфликтных ситуациях : автореф. дис. … д­ра пед. наук / В.С. Келлер;ГЦОЛИФК. – М., 1975. ­ 33 с. 47 21. Келлер   В.С.   Деятельность   спортсменов   в   вариативных   конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. – Киев: Здоров'я, 1977. – 184 с.: ил. 22. Ковалев Л.А. Фехтование на шпагах : Методика обучения / Л.А. Ковалев, С.А. Беликов // Теория и практика физ. культуры. – М., 1939. – Т.IV. – № 2. – С. 17­21. 23. Коренберг В.Б. Мини­справочник по статистике : Учеб. пособие / В.Б. Коренберг; МГАФК. – Малаховка, 1996. – 19 с.  24. Лабскир   В.М.   Экспериментальное   обоснование   методики   комплексной оценки подготовленности и основной направленности этапов многолетней тренировки юных фехтовальщиков : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.М. Лабскир; ВНИИФК. – М., 1977. – 26 с.: ил. 25. Лакин   Г.Ф.   Биометрия   :   учеб.   пособие   для   студентов   биолог. специальностей вузов : доп. гос. ком. СССР по народ. образованию / Г.Ф. Лакин. ­ изд. 4­е, перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1990. – 352 с.: ил. 26. Лейтман Л.Г. Фехтование – юным / Л.Г. Лейтман, А.М. Пономарева, А.В. Родионов. – М.: ФиС, 1967. – 151 с.: ил. 27. Масальгин   Н.А.   Математико­статистические   методы   в   спорте   /   Н.А. Масальгин. – М.: ФиС, 1974. – 151 с.: ил. 28..Мовшович А.Д. Проблемы совершенствования содержания подготовки юных   фехтовальщиков   /   А.Д.   Мовшович   //   научно­педагогические проблемы   спортивного   фехтования   :   материалы   Всерос.   науч.­практ. конференции   :   [сборник   статей]   /   Под   общ.   ред.   А.И.   Павлова.   – Смоленск: СГАФКСТ, 2005. – С. 25­28с. 29.Мовшович   А.Д.  Тренировка   юных   фехтовальщиков,   М.:   Физкическая культура, 2013, 109 с. 30.Парамонов   С.В.   Подготовка   шпажиста   /   С.В.   Парамонов.   –   Киев: Здоров’я, 1986. – 136 с.48 31. Пономарёв   А.Н.   Фехтование   на   шпагах   /   Пономарёв   Александр Николаевич, Сайчук Лев Васильевич. – М.: ФиС, 1970. – 152 с.: ил. 32. Пономарев   А.Н.   Фехтование   :   От   новичка   до   мастера   /   Пономарев Александр Николаевич. ­ М.: ФиС, 1987. – 143 с.: ил. 33.Рыжкова Л.Г. Технико­тактическая подготовка юных фехтовальщиков­ рапиристов на этапе углублённой тренировки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Рыжкова Лариса Геннадьевна; ГЦОЛИФК. – М., 1988. – 23 с.: граф. 34. Смоляков Ю.Т. Исследование соревновательной деятельности и методов совершенствования   боевого   арсенала   высококвалифицированных фехтовальщиков на шпагах: автореф. дис. … канд. пед. наук / Смоляков Юрий Тимофеевич; ВНИИФК. – М., 1977. – 27 с.  35. Смоляков Ю.Т. Тренировка фехтовальщиков на шпагах / Ю.Т. Смоляков, Д.А. Тышлер. – Минск: Вышэйш. школа, 1976. – 143 с.: ил. 36. Смоляков Ю.Т. Фехтование на шпагах: [Соревновательная деятельность и методика   технико­тактического   совершенствования]   /   Ю.Т.   Смоляков, Д.А. Тышлер. – Минск: Выш. школа, 1985. ­ 160 с. 37. Спортивная метрология : учеб. для ин­тов физ. культуры: Доп. Ком. по физ. культуре и спорту / ред. Зациорский В.М. – М.: ФиС, 1982. – 256 с.: ил. 38. Спортивное фехтование : Учеб. для вузов физ. культуры / ред. Тышлер Д.А. – М.: ФОН, 1997. – 389 с.: ил. 39. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию : учеб. пособие для вузов / Б.В. Турецкий. – М. : Академ. Проект, 2007. – 432 с. 40. Тышлер   Д.А.   Методика   технико­тактического   совершенствования   на этапе   углубленной   специализации   в   фехтовании   на   саблях   :   Метод. разработки для студентов ГЦОЛИФКа / Д.А. Тышлер, В.Г. Войтов, А.Д. Мовшович. – М.: б.и., 1985. – 24 с. 41. Тышлер Д.А. Критерии оценки технико­тактического мастерства / Д.А.49 Тышлер,   А.Д.   Мовшович,   Л.Г.   Бочарникова   //   Фехтование   :   [сборник статей]. – М.: ФиС, 1985. ­ С. 34­36. 42. Тышлер   Д.А.   Теоретические   основы   анализа   действий   в   поединках фехтовальщиков / Д.А. Тышлер // Фехтование : [сборник статей]. – М.: ФиС, 1986. – С. 28­33. 43. Фехтование : [Учебник для ин­тов физ. культуры] / Под общ. ред. доц., заслуж. мастера спорта СССР Булочко К.Т. – М.: ФиС, 1967. – 431 с.: ил.  44. Фехтование : Программа для дет. спортивных школ. – М.: б. и., 1960. – 40 с. 45. Фехование: Программа для детско­юношеских спортивных школ. Утв. 25 дек. 1968 г. – М.: б. и., 1968. – 39 с. 46. Фехтование : учеб. для ин­тов физ. культуры: Доп. Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР / ред. Тышлер Д.А. ­ М.: ФиС, 1978. – 336 с.: ил. 47. Фехтование : Пример. Прогр. для ДЮСШ, СДЮШОР: Доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. – М.: Сов. спорт, 2004. – 139 с. 48. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: ФиС, 1980. – 255 с.: табл. 50.Вarth B. Zur technischtaktischen  lyrundausbildung im fechten  / B. Barth  // Teorie und Praxis der Korperkultur. ­ 1978. ­ № 4 – p. 288­293. 49. Beck E. Motivation + mut = Sieg / E. Beck // Leichtungsport. – 1987. ­ № 1. ­ S. 12­16. 50. Czajkowski Z. Motivation in Fencing / Z. Czajkowski. – 1985. – v. 18. ­ № 1. ­ p. 21­24. – 1986. – v. 18. ­ № 2. – p. 13­15. 51. Harmenberg   J.   Development   and   application   of   methods   for   the characterization of fencing performance : Sport Research Abstracts 1981­86 [SSRC, Stocholm] / J. Harmenberg. ­ 1986. ­ p. 27. 52. Klinger A. Power output as a function of fensing technique / A. Klinger, A.50 Adrian // 10­th International Congress of Biomechanics. – Solna, 1985. – p.144. 53. Ploske P. Das Florettfechten / P. Ploske // Fechten. – Berlin: Sportverlag, 1975. ­ s. 140­181. 54. Tomlinson B. Arousal, motivation and anxiety / B. Tomlinson // Fencing. – 1987. – v. 18. – p. 5. – 1988. v. 19. ­ № 1. – p. 8­9.51 Исполнитель                                                                        студент 5 курса                                                                                                Калачева А.Д. Научный                                                                               профессор                      руководитель                                                                       Мовшович А.Д.    Заведующий Кафедрой                                                                               Бычков Ю.М. Дата защиты ОценкаПредседатель ГАК                                                 52