УМК: «Школа России»
Класс: 3 «б»
Учитель: Кабанова С.П.
Студент: Пестова П.С.
Предмет: Окружающий мир
Дата проведения: 04.04.17.
Тема: «Полезные ископаемые родного края».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений;
Цель: организовать деятельность обучающихся по систематизации предметных ЗУНов, развивать память, речь, мышление.
Задачи формирования УУД.
Личностные: формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности;
развитие настойчивости и целеустремлённости в достижении целей.
Регулятивные: развивать способность к контролю и самоконтролю при выполнении заданий;
способность к волевому усилию.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные: обмениваться мнениями с одноклассниками;
Планируемые результаты:
Знать: Полезные ископаемые
Уметь: ориентироваться на карте
Оборудование: карточки с заданиями, карты, презентация, наглядный материал .
Этапы урока
1.Организационны
й момент.
Психолого
эмоциональный
настрой на урок.
Время
(0,
мин)
5
Деятельность учителя
Долгожданный дан звонок.
Наконец начнем урок.
Много нового узнаем,
В мире знаний побываем!
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Полина Сергеевна,
Деятельность учащихся
Подготовка учащихся к уроку.
Приветствуют учителя. сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте ему
хорошего настроения.
2.Актуализация
знаний.
(1,52
мин)
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы слушайте его внимательно и
приготовьтесь отвечать на вопросы
Слушают стихотворение
Под землей их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть, и газ, и много руд.
О чем говорится в стихотворение?(крепим на доску)
О каких полезных ископаемых говорится в стихотворении?
Что такое полезные ископаемые?
Какие полезные ископаемые вам известны?
В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и
переработки огромна, поэтому человечество не может жить без
использования полезных ископаемых.
На какие группы можно разделить все полезные ископаемые?
(Составление схемы)
Ребята на протяжении всего урока мы будем дополнять эту схему.
Ребята, а как называется место добычи полезных ископаемых?
Кто знает какие полезные ископаемые добываются в Оренбуржье?
А люди каких профессий занимаются добычей полезных ископаемых?
о полезных ископаемых
уголь, нефть, газ, руды
Это горные породы и
минералы,
которые человек
использует в хозяйстве
гранит,
железная руда,
известняк, песок, глина, торф,
природный газ
топливные,
неметаллические.
рудные,
месторождение
нефть газ, яшма, асбест….
геологи, нефтянники, шахтеры (1 мин)
3.Самоопределен
ие (мотивация) к
деятельности.
Целеполагание
Какой же теме будет посвящен наш сегодняшний урок?
правильно, поэтому сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по
недрам Оренбургской области. На этом уроке вы узнаете много интересного
о богатствах родного края.
Какую цель вы поставите перед собой?
Какие задачи вы поставите на урок?
Полезные ископаемые родного
края
Ставят цель и задачи
8 мин
4.Организация
учебной
деятельности
по решению
цели и задач
урока.
4.1. Работа с
картой
Все полезные ископаемые обозначаются условными знаками. Давайте их
вспомним. У вас на столах лежат карты.
Кто мне скажет куда нужно посмотреть, чтобы узнать условное обозначение
полезного ископаемого?
Глядя на карту кто может сказать, какие полезные ископаемые находятся
на территории Оренбургской области?
обратите внимание на западную часть области. Каких значков больше
всего?
на что похож значок нефти?
к какой группе полезных ископаемых относится нефть?
(крепим значок на доску)
в легенду карты
соль, руды, нефть, газ, яшма.
нефти
на вышку
топливных
4.2. Сообщение о
нефти просмотр
видеоролика
Работа в микрогруппах
1.Как была найдена первая нефть
Оренбуржья?
2.Как впервые была найдена нефть
Бугуруслана?
3.Почему Бугуруслан во время Великой
Отечественной войны называли «Вторым
Баку»?
4. Как добывают нефть?
«Как была найдена первая нефть Оренбуржья?
История Оренбургской нефти уходит далеко в прошлое. О нефтяных ключах и озерах, которые «производят дух весьма
противный», писал в «Топографии Оренбургской» известный историк
нашего края Петр Иванович Рычков.
После революции в Заволжье было создано управление по
нефтяным работам, которое возглавил академик, известный ученый
геолог Иван Михайлович Губкин.
В 1935 году в нескольких километрах от Бугуруслана, у
Новостепановки, случилось таинственное явление. Среди белого дня
вдруг из земли полетели камни, резко запахло серой. Люди увидели в
нескольких метрах от берега Кинеля огромную воронку, в которой
бурлила, пузырилась вода, выделялся газ с запахом сероводорода.
В 1935 году в селе Садки колхозники рыли погреб и наткнулись на
черный грунт. Уголь решили колхозники. Ребятишки отнесли и
показали несколько кусков грунта учителю. «Похоже на уголь, но запах
странный, отдает нефтью» сказал учитель.
Образцы отправили в Куйбышев в индустриальный институт и
скоро оттуда пришло сообщение, что черный камень – это АСФАЛЬТИТ
– твердый продукт окисления нефти.
В Садках началось строительство рудника.
Как впервые была найдена нефть Бугуруслана?
Первые разведочные скважины, заложенные на окраине города,
дали явные признаки нефти – выбросы газов и смеси нефти с водой.
Спустя месяц, после открытия первой скважины, бурильщики заметили,
что в час ночи из скважины стало выбивать воду и газ. Сильное
фонтанирование продолжалось до утра. Потом начались фонтанные
выбросы нефти. Тугая маслянистая струя с огромной силой била вверх и,
обессилев, подала на землю нефтяным дождем.
Фонтан заглушали. 5 июня 1937 года бригада бурового мастера
Павла Тощева начала проходку скважины № 1. Это была первая нефть
Бугуруслана и всего Оренбуржья.
Почему Бугуруслан во время Великой Отечественной войны называли «Вторым Баку»?
В годы Великой Отечественной войны возросла потребность
нефтепродуктов. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал
лозунгом каждого жителя города. Значение района «Второго Баку»
особенно возросло, когда война докатилась до крупных нефтяных районов
Майкопа и Грозного. Поэтому руководство страны постановило
увеличить добычу нефти в Бугуруслане.
117 эшелонов сверхпланового топлива отправили промысловики на
фронт.
За самоотверженный труд многие нефтяники были награждены
орденами, медалями и знаками отличия.
А для того чтобы ответить на 4 вопрос мы с вами видеоролик
(Сообщение о нефти)
Кто знает, почему нефть называют «Черным золотом»
Крупные месторождения нефти расположены в западной части области,
назовите эти месторождения пользуясь картой.
А следующее полезное ископаемое, которое мы с вами будем изучать
назовете мне вы, отгадав загадку.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек
О чем идет речь в загадке?
Каким значком на карте обозначаются газовые месторождения?
Кто может показать месторождения на карте?
к какой группе полезных ископаемых относится Газ?
Нефть называют «черным
золотом» земли. Из нее
получают
ценные продукты: керосин,
бензин, смазочные масла и
многое другое.
Ибряевское, Самодуровское,
СорочинскоНикольское,
Родинское,Покровское,
Бобровское
о газе
не закрашенный Треугольник
топливных (крепим значок на доску)
В 1966 году на границе Европы и Азии в 30 км от Оренбурга было
открыто уникальное по запасам и составу газа Оренбургское
нефтегазоконденсатное месторождение. Для разработки и
эксплуатации месторождения в 1968 году было организовано Управление
по обустройству и эксплуатации газового месторождения и
строительству газопроводов «Оренбурггазпром»
Промышленная добыча газа начата в 1974 году. Для переработки сырья
были построены газоперерабатывающий и гелиевый заводы.
4.3. Сообщение о
соли
5 мин
Следующее полезное ископаемое назовете мне вы, отгадав загадку:
В воде родится, да воды боится.
о чем идет речь в загадке?
ребята, найдите на карте месторождения поваренной Соли?
Покажите значок, которым обозначается поваренная Соль?
к какой группе полезных ископаемых относится поваренная Соль?
Давайте прикрепим этот значок к нашей схеме.
соль
кубиком
неметалическим
Важное место в хозяйстве Оренбургской области издавна занимал
Илецкий соляной промысел, который с 1753 г стал казенным. Для его
охраны от набегов кочевников на следующий год построили Илецкую
защиту (ныне город СольИлецк).
На разработке соли трудились до 200 человек ссыльных и каторжников.
Ежегодная добыча соли составляла 500 тыс. пудов. Илецкая соль
отличалась высоким качеством и успешно продавалась внутри губернии и
за ее пределами.
На уникальном, созданном природой, Илецком месторождении соли и
сейчас ведется добыча каменной пищевой поваренной соли на глубине 300
метров подземным способом камерной системы отработки. 5.Физминутка
0,5 мин
4.4. Сообщение о
Железной руде и
Орской яшме
6 мин
Видеоролик
Изменилась ли добыча поваренной соли в современном мире?
Чем знаменита СольИлецкая соль?
Все выходят по порядку (ходьба на месте)
Раздватричетыре!
Дружно делают зарядку
Раздватричетыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.
молодцы, тихонько сели
Для того чтобы определить о чем пойдет речь дальше прослушайте загадку
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи.
о чем эта загадка,
правильно ребята сейчас мы с вами поговорим о железных рудах.
Каким условным знаком обозначается железная руда.
к какой группе полезных ископаемых относится Железная руда?
Найдите на карте месторождения, кто может показать?
основные добывающие и перерабатывающие предприятия черной и
цветной металлургии сосредоточены в восточной части области.
Месторождения железной руды найдены недалеко от Орска, у рабочего
поселка Халилово. В этом районе 7 месторождений
Она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды плавкость.
На металлургических заводах в доменных печах из железной руды
выплавляют чугун, сталь. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.
Также г.Орск является месторождением такого полезного ископаемого как
железо, железная руда
Закрашенным треугольником
к рудным ЯШМА
(видеоролик)
Специалисты утверждают, что яшма имеет до 360 разнообразных
цветов, тонов, оттенков. Изделия из яшмы Орских месторождений
широко известны, их можно увидеть в крупнейших музеях: Эрмитаже,
Русском музее, в Геологическом музее горного института в
Екатеринбурге и во многих других городах.
к какой группе относятся Яшма?
крепим значок на доску.
На территории Оренбургской области близ г.Медногорска и г.Гая находятся
крупные месторождения Медной руды.
Ребята, каким условным знаком обозначается это полезное ископаемое,
к какой группе полезных ископаемых относятся медные руды?
кто может показать на карте эти месторождения.
Следующее полезное ископаемое о котором мы поговорим – Асбест
Асбест Волокнистый минерал, обладающий огнестойкостью,
теплоизолирующими и электроизолирующими
свойствами, широко применяемый в различных отраслях
промышленности.
Асбестовое месторождение находится в Российской Федерации в
Оренбургской обл. в г. Ясный..
Посмотрите в легенду карты, каким значком обозначается Асбест
Найдите на карте г. Ясный.
кто может показать город Ясный на карте?
к какой группе относится асбест?
видеоролик
рудным
закрашенным прямоугольником
рудным
плюсиком
неметалические
4.5. Сообщение
об Асбесте
4 мин 6.Первичное
закрепление.
3 мин
4 мин
7.Самостоятельная работа с
проверкой по
эталону.
Самоанализ и
самоконтроль.
Вот мы с вами и закончили виртуальное путешествие по Оренбургской
области и поближе познакомились с ее богатствами.
В ходе нашего путешествия нами была составлена схема.
Какой вывод мы можем сделать, исходя из этой схемы?
(повторить города)
Добыча полезных ископаемых влияет на окружающую среду как
положительно так и отрицательно.
А сейчас мы с вами составим экологическую памятку: Вред и Польза
добычи полезных ископаемых.
ВРЕД ПОЛЬЗА
катастрофы пластмасса
истощаются упаковка
недры земли топливо для
сокращение и всех видов
исчезновение машин.
животного и ткань
растительного ценные породы
мира соль
загрязнение
почв и воздуха
для того что бы проверить, то на сколько вы были внимательны во время
путешествия предлагаю вам заполнить карты. В местах с пропусками вам
необходимо вставить условный знак месторождения.
Подпишите свои карты в правом углу.
Обменяйтесь и сверьте с изображением на слайде,
0 ошибок – «5»
12 ошибок – «4»
3 ошибки – «3»
обменяйтесь, кто не допустил ошибок?
кто допустил однудве ошибки?
кто допустил более 3 ошибок?
Молодцы ребята
Работают в перфокартах 8. Итог урока.
2 мин
Мой край!
Ты величав и в праздники и в будни,
Земли богаче в мире не найду
Ты все сберег и щедро отдал людям
И нефть, и газ, и медную руду….
Сегодня мы проделали большую работу и мне хочется отметить некоторых
учся. Встаньте те кто мне сегодня помогал.
Выставление оценок
9.Инструктаж
домашнего
задания: базовый
уровень,
повышенный
уровень,
творческий
уровень.
10. Рефлексия
деятельности
1мин
3мин
Сегодня, ребята на уроке мы были в роли исследователей. Как геологи
добывают полезные ископаемые так и мы с вами добывали полезные знания.
– Ребята, те, кто сегодня работал активно, добыл много полезных знаний,
был заинтересован – поднимите значки юного геолога, а те, кто были не
достаточно активны – не поднимайте.
Что вам понравилось на уроке?
Что было для вас нового? Интересного?
Формулируют
конечный
результат своей работы на
уроке,
называют основные
позиции нового материала и как
они их усвоили. Подпись учителя:
Подпись методиста:
Оценка за подготовку:
Оценка за урок:
Оценка за самоанализ:
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
"Полезные ископаемые" 3 класс окружающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.