Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи: Создать условия для:
усвоенияучащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемыхконспект урока познания мира 4 класс
Урок№7 поз мира.docx
Дата: 18.10.2017 Класс: 4 урок 7
Тема: Полезные ископаемые. Руды чёрных металлов. Руды цветных металлов (стр 3338)
Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни
человека.
Задачи: Создать условия для:
усвоенияучащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Ожиджаймый результат; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинноследственные связи и делать умозаключения; умения
работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Деятельность учителя
3
мин.
10
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к
уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру
«Солнечный зайчик»
Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас
почувствовали?
II. Проверка пройденного материала.
По стратегии «Таблица Фила» проводит проверку домашней работы.
Таблица Фила
Точная
информация
Свое
мнение
Вопросы по
План текста
тексту
Деятельность обучающихся
Осмысливают поставленную цель.
Ученики берутся за руки. Говорят то,
что почувствовали от прикосновения
своих одноклассников.
наглядности
Демонстрируют свои знания, умения
жизни и творчеству М. Горького (по
домашней работе.)
Таблица Фила
15
мин.
III. Актуализация знаний
Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.
В ходе обсуждения составляется план.)
Значен
ие
термин
аВиды
Полез
ные
ископ
аемы
Примен
ение
е
Где и
как
Деятел
добыв
ьность
аются
человек
а по
добыче
охрана 1 группа Что называют полезными ископаемыми? Что такое месторождения?
2 группа – Что называют шахтой, карьером?
Вы посажены в группы .Какой первый шаг, надо сделать, чтобы найти ответить с группой на все поставленные вопросы? ( распределить роли в
группе: организатор,
В учебнике на с.6465 прочитайте материал о видах полезных ископаемых.
Руды чёрных металлов
Места, где находятся полезные ископаемые в количествах, достаточных для разработки, называют месторождениями полезных
ископаемых.( вывесить на доску, а у детей на партах)
В) Знакомство с полезными ископаемыми
Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в
основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и
СоколовскоСарбайское месторождения.
Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он
обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа.
Руды этих месторождений высокого качества и содержат 5060% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях
Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37
40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и СевероКазахстанской (Атансор) областях.
Сообщение детей ( показывают на карте)
Марганец. (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в
Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в
частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.
Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы
месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и ВоcточноКазахстанской
областях.
Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным
компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.
Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актюбинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга
и Актау в Костанайской, Карагандинской и ВосточноКазахстанской областях.
Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана бокситы. Главные месторождения расположены на северо
востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому
изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из первых
мест в СНГ по производству алюминия.
Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд медистые песчаники (71%) и
меднопорфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные
месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в
мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.
Крупные месторождения руды меднопорфирового типа Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются
невысоким содержанием металла.
Полиметаллы. Полиметаллические руды содержат ценные компоненты свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и
другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка Риддерское, Зыряновское и другие находятся на Рудном Алтае. В местных рудах
много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае в горах Каратау. В
последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).
Золото. В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики на Алтае, в районе Калбинского
хребта, на северозападе в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального
Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе
Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском
Алатау.
Редкие металлы. К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному
значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть
и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.
Железная руда это полезное ископаемое, из которого получают железо.
К железным рудам относятся красный железняк, магнитный железняк, бурый железняк.
Красный железняк (гематит) содержит 70% железа. Он красного цвета, имеет полуметаллический блеск, оставляет на
керамической плитке вишневокрасную черту, твердый (оставляет царапину на стекле), тяжелее воды. Это основная руда для получения
железа.
Магнитный железняк (магнетит) содержит до 73% железа. Он черного цвета, имеет металлический блеск, тверже стекла, оставляет на
керамической плитке черту черного цвета, тяжелее воды. Эта руда имеет очень большое значение для народного хозяйства.
Бурый железняк (лимонит) содержит до 60 % железа. Цвет бурого железняка различный бурый, желтый, черный; он мягче стекла, на
керамической плитке оставляет черту бурого цвета, тяжелее воды. Эта руда наиболее распространена на поверхности Земли.
Из железной руды выплавляют чугун, сталь, железо. А из них в свою очередь изготавливают предметы быта: ножи, ножницы, детали
машин, вагонов, тракторов, железнодорожные рельсы. В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают,
а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или железнодорожные вагоны.
В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты.
На физической карте месторождения железной руды обозначают черным треугольником.
По запасам железной руды Казахстан занимает среди других стран мира одно из первых мест. Более 85 % всего запаса железной руды
республики сосредоточено в Костанайской области.
Самое крупное СоколовскоСарбайское месторождение было открыто с помощью самолета (что повлияло на магнитную стрелку прибора
самолета?). Другие месторождения железной руды имеются в Сарыарке, на севере Арала.
Учитель рассказывает, как добывают железную руду в рудниках и в карьерах открытым способом.
В нашей стране добывают железную руду в основном открытым способом, так как этот способ добычи является выгодным.
Показывает наиболее крупные месторождения железных руд на карте.
Из железной руды получают чугун и сталь. Они не встречаются в природе в чистом виде. Металл находится в смеси с другими веществами.
Сначала в доменных печах выплавляют из руды чугун. В настоящее время доменные печи полностью механизированы. Высота печей превышает 10
этажный дом, снаружи они покрыты стальным каркасом. Небольшие вагонетки беспрерывно доставляют в домну руду и кокс. Из нижнего отверстия домны постоянно вдувают горячий воздух. В
домне происходит восстановление железа из окислов.
Температура внутри печи достигает 20 000 С . Металл, находящийся в составе руды, плавится и стекает вниз, накапливается на дне печи.
Собравшийся металл понемногу вытекает из нижнего отверстия печи в огромный ковш, расположенный на движущейся по железным рельсам
вагонетке. Далее подвижный ковш разливает чугун в формы.
Доменная печь
(схематическое изображение)
Доменная печь
Остыв, затвердевший чугун, отправляют в плавильные печи. Здесь выплавляют из чугуна сталь.
В Казахстане самый крупный завод, где выплавляют сталь, находится в городе Темиртау. На этом
заводе начинал свой трудовой путь в качестве сталевара первый Президент нашей Республики Нурсултан
Назарбаев. Это интересно
Рассказ учителя.
В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах
эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг
железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
2.Черныйчерный порошок
Очень нам зимой помог.
Им мы печку разжигали,
Тото было жара!
Кочергой его мешали,
Словно кочегары.
Этот порошок, друг мой.
Добывают под землей. (Уголь)
3. Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
Сталь нужна и для булавки,
И для космолета.
А самато я невзрачна,
Темною бываю.
Под землей, в пещерах мрачных
Часто залегаю. (Руда)
4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении, А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
5. Этот мастер белый – белый.
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен … (Мелом)
6. Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Соль)
7. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. ( Природный газ)
8. Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. ( Торф)
Задание для группы:
1 группа: Прочитать текст, ответить на вопросы и выполнить задания.
2 группа:Описать предметы из чугуна и стали, встречающиеся в повседневной жизни.
3 группа: Обозначить на контурной карте месторождения железной руды.
IV. Закрепление урока. Проблемные вопросы.
V. Итог урока. – Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у
каждого человека своя. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких
жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я
уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
VI. Домашняя работа. Стр 3338
10
мин.
5
мин.
2
мин.
Ученики демонстрируют свои
знания.
Оценивают работу своих
одноклассников.
На стикерах записывают свое
мнение по поводу урока.
Таблица Фила
Дерево Блоба
стикеры
Записывают домашнюю работу в
дневниках.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.