Поликультурное образовательное пространство в современной школе
Оценка 4.9

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
администрации +1
Взрослым
16.04.2019
Поликультурное образовательное пространство в современной школе
Школа работает над проектом "Поликультурное образовательное пространство в условиях современной школы". Активно содействуя развитию инновационных технологий в районе и области, школа является базовой инновационной площадкой. Формирование поликультурного пространства в школе регламентируется нормативно-правовыми документами. В ходе проекта были выделены такие структурные компоненты поликультурного пространства как поликультурная внутренняя и внешняя среды. Внутренняя среда представляет собой образовательную среду, которая выступает как средство обучения и воспитания, содержит три базовых компонента: простраственно-предметный, социальный и организационно-технологический. Охватываем все ступени обучения: НОО - поликультурное образование предполагается через семейные ценности, ООО - учащиеся начинают больше общаться со сверстниками (на уроках используются технологии - кластер, кейс-технология, корзина идей, игровые технологии, проблемная, проектная, личностно-ориентированное обучение), СОО - учащиеся имея собственную гражданскую позицию, свою деятельность выстраивают по профильному направлению (технология "Дебаты" и т.д.) Учебная деятельность направлена на сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа, овладение духовными ценностями. Важное место во внешнем поликультурном пространстве приобретают ресурсы всемирной сети Интернет. Наша школа продолжает жить и развиваться, у коллектива учителей и детей есть перспективные цели.
Поликультурное образование.docx
Поликультурное образовательное пространство в условиях современной школы Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Острянина Ирина Ивановна Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте   мне   от   имени   педагогического   коллектива   школы поприветствовать   вас   всех.   Перед   нами   сегодня   стоит   непростая   задача   ­ попытаться наглядно представить вам сложившуюся в нашем образовательном учреждении   модель   поликультурного   образовательного   пространства,   его характерные черты и компоненты.   профессионально   подготовленный, Сегодня у нас обучается 629 учеников в 29 классах­комплектах. В школе работает   стабильный,   творческий коллектив педагогов ­ единомышленников, объединяющийся с учениками в единое   целое   для   решения   учебных,   воспитательно   –   патриотических   и общегражданских задач. В коллективе трудятся 52 педагогических работника. Из них – 21 являются выпускниками нашей школы. 1 учитель имеет звание Почетный работник общего образования РФ, 11 имеют высшую категорию,  28 – 1 категорию. Это работоспособные, целеустремленные и талантливые люди. Активно содействуя развитию инновационных технологий в районе и области, школа   является   базовой   инновационной   площадкой   Института   развития образования Воронежской области. Мы стремимся шагать в ногу со временем, находимся в постоянном поиске. Нам   хочется,  чтобы   у   школы   был   собственный   почерк,   узнаваемый   стиль. Чтобы   ученики   с   гордостью   говорили:   «Мы   из   Среднеикорецкой   школы!» Такой   взгляд   стимулирует   администрацию   школы   к   поиску   путей дальнейшего развития. На  наш  взгляд, одним из наиболее  продуктивных  в управлении   процессом   развития   образовательного   учреждения,   является проектный   подход.   Тема   нашего   проекта   «Инновации   в   технологиях   в образовании   школы   поликультурного   образования   в   режиме   сетевого взаимодействия».   Школа   ведёт   последовательную   систематическую   работу над реализацией ряда образовательных, социально­педагогических проектов, направленных   на   развитие   школы,   модернизацию   школьного   образования   и повышение его качества. Формирование   поликультурного   пространства   в   школе   регламентируется рядом нормативно­правовых документов: ­ Конституцией РФ (статьи 15, 17, 19, 26, 68); ­ Законом РФ «Об образовании»; ­ Федеральным   законом   №   309­ФЗ   «О   внесении   изменений   в   отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры   государственного   образовательного   стандарта»,   с   изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.11.2009 года № 260­ФЗ; ­ Проектом Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации; ­   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального общего образования; ­ Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   основного общего образования; ­ Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   гражданина Российской Федерации. В   ходе   работы   над   проектом   нами   были   выделены   такие   структурные компоненты поликультурного пространства как поликультурная внутренняя и внешняя среды. Поликультурная внутренняя среда школы представляет собой образовательная среду, которая выступает не только как условие, но и как средство   обучения   и   воспитания.   Структурная   модель   внутренней поликультурной образовательной среды нашей школы содержит три базовых компонента:   пространственно­предметный,   социальный   и   организационно­ технологический.   Пространственно­предметный   компонент   поликультурной образовательной среды – это есть наша современная материально­техническая база, которая позволяет нам использовать инновационные технологии в своей работе.  Поэтому школа комплексно наполняет поликультурным содержанием все блоки образовательной системы: обучение, воспитание, развитие.  Для этого мы  выстраиваем в систему  все педагогические действия, которые   включают   не   только   изучение   теоретических   основ   предметов гражданско­правового   и   культурологического   наполнения,   но   также воспитывают и развивают ребенка на основе приобщения его к социально – значимой деятельности и участию в широкой программе дополнительного образования. С учетом имеющихся достижений школы в образовательном процессе резко менять учебный план школы было бы неправильно.  Поэтому   мы   в   этом   году   внесли   корректировку   учебных   программ, направленную   на   дополнение   содержания   вопросами   поликультурного образования. Основное содержание поликультурного образования реализуется через воспитательный процесс и систему дополнительного образования.   Поскольку поликультурное образование охватывает всех участников учебно­воспитательного   процесса   с   1   по   11   классы,   следует   остановиться подробно на особенностях трех ступеней обучения.  Начальное общее образование (1­4 классы)  На этой ступени развитие поликультурного образования предполагается через семейные ценности разных культур.  Содержание поликультурного образования реализуется в различных  учебных дисциплинах: на уроках литературного чтения,  окружающего мира,  музыки, изобразительного искусства, а также  элементами на уроках  математики и русского языка.     Информация о культуре, традициях, особенностях характера  представителей различных национальностей интегрируется в программы  учебных предметов. При этом структура программы в целом остается  неизменной. Важную роль в поликультурном образовании играет изучение  национальных традиций, которые объясняют особенности порой необычного  поведения и общения детей разных национальностей.         Чтобы целенаправленно реализовать поликультурное содержание  образования, учителя начальных классов: ­ продуктивно используют примеры из разных культур при анализе  различных текстов, нравственно­этических проблем; ­материалы концентрируют внимание детей на том, что было доброго,  светлого во взаимоотношениях народов разных национальностей; ­ практикуют драматизацию, диалогические формы обучения и метод  проектов, творческую и поисковую деятельность как эффективные формы  освоения культурного опыта; ­ по возможности, знакомят учащихся с произведениями устного  народного творчества, писателей и поэтов народов тех стран, чьи  представители учатся в классе. Изучение   курса   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   в начальной   школе   также   способствует   формированию   поликультурного образования.  Основное общее образование (5­9 классы) На   ступени   основного   общего   образования   учащихся   семейные   ценности уходят   на   второй   план.   Учащиеся   начинают   больше   общаться   со сверстниками.  В   средней   школе   для   теоретического   ознакомления   учащихся   с необходимыми   знаниями   на   уроках   предлагается   использовать   модульную модель, которая реализуется посредством включения в учебные дисциплины внутрипредметных модулей:  «Хоровое пение», «Драматургия в музыке»;  «Художественное   творчество»,   «Краски   природы»,   «Юный искусствовед». Метапредметных курсов:  «К тайнам слова», «Великий, могучий,…»;  «Родной   край»,   «Краеведческие   чтения»,   «Живые   истоки», «Летопись края»;   отражающих   поликультурное   своеобразие   России,   народов   других   стран. Отдельные   учебные   дисциплины   (история,   обществознание)   уже   содержат достаточный   образовательный   компонент,   направленный   на   достижение поставленных целей. Наиболее активно модульная модель распространяется на   русский   язык,   литературу,   МХК,   географию,   биологию,   иностранные языки,   краеведение,   введен  курс   «Основы   духовно­нравственной   культуры народов России». Общение со сверстниками широко применяется на занятиях факультативов, предметных кружков, клубов по интересам и др. На современном уроке учителя применяют такие инновационные  образовательные технологии:  Кластер  Кластер ­ это графическая организация  материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.   Кейс­технология  Кейс – ситуация, взятая из практики, реальный случай, на  котором разбираются теоретические идеи.   Корзина идей            Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся  на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта  и знаний.   Игровые технологии Применение игровой технологии обучения развивает умственную  деятельность учащихся, оказывает высокую активность в учебном процессе.   Проблемная технология Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой  которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет  создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.   Проектная технология Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность  учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение  конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.  Личностно ­ ориентированное обучение Применяется на уроках русского языка, литературы, биологии, химии,  географии, иностранного языка, технологии, истории, МХК. Также  используется на элективных  курсах  для ориентация учащихся 9­х классов на  осознанный выбор направления образования в школе третьей ступени, на  профориентацию учащихся, не желающих продолжать образование в 10  классе. Ступень среднего (полного) общего образования (10 ­ 11 классы)  На   данной   ступени   учащиеся   старших   классов,   имея   собственную гражданскую   позицию,   свою   деятельность   выстраивают   по   профильному направлению.  Предполагается   введение     программ   элективных   учебных   предметов, факультативов и тренингов поликультурной направленности.  За основу берутся   профили для старших классов   и адаптированные уже в условиях нашей школы – это:  Гуманитарный профиль (история, обществознание);  Физико­математический профиль (математика, физика);  Химико­биологический профиль (химия, биология).  На занятиях в старших классах рассматриваются проблемы насилия в мире и выборе человечества, реализации прав человека в отдельно взятой группе и в государствах   с   различными   политическими   режимами,   границы   свободы   и ответственности   через   введение   в   технологическое   построение   урока освоение педагогической технологии «Дебаты».  Особое   место   в   практической   части   мы   отводим   на   осуществление школьниками проектов, выполнение ими исследовательских работ социально – значимой и поликультурной направленности.  Учебная   деятельность   направлена   на   сохранение   и   развитие   культурного разнообразия   многонационального   народа   Российской   Федерации, возможности получения основного общего образования, овладения духовными ценностями.  Поликультурное   образовательное   пространство   школы   как   специально организованная   среда   определяет   направленность,   динамику,   характер, степень   и   глубину   процессов   социализации   и   индивидуализации   всех субъектов образовательного процесса. Таким образом, социальный компонент внутренней   поликультурной   среды   способствует   обучению   устанавливать социальные контакты. В этом процессе ключевая роль отводится учителю. Базовыми   компонентами   поликультурной   компетентности   педагогов   мы видим следующие: ­ Культурологические и этноисторические знания; ­ Понимание важности культурного плюрализма; ­ Умение вносить в содержание образования идеи, отражающие культурное многообразие мира; ­ Умение   организовать   педагогический   процесс   как   диалог   носителей различных культур во времени и пространстве. Определяющим условием развития поликультурной компетентности учителя, выступает   организация   системы   непрерывного   образования   педагогических кадров посредством эффективных форм повышения квалификации. Учителя регулярно   повышают   квалификацию   в   различных   формах:   дистанционно, очно,   очно­заочно,   стажировки,   тренинги,   мастерские,   мастер­классы, семинары, организация работы сетевых педагогических сообществ как особой формы профессионального развития.  Как уже отмечалось выше, что в нашей школе широко развито и   внешнее поликультурное образовательное пространство. Широкая сеть внешних контактов школы в рамках сотрудничества с рядом учреждений (школы округа, района, города) дает возможность нашим детям проявить себя не только в учёбе, но и в спорте, творчестве, искусстве. Особое значение в сети социальных партнеров школы отводится взаимодействию с ВГАУ   имени   Петра   первого.   Учащиеся   профильных   классов   имеют возможность   получать  консультации  преподавателей,  проводятся   курсы  по подготовке   к   ЕГЭ,     участвовать   в   ВУЗовских   мероприятиях,   которые проводятся   во   время   Дней   открытых   дверей.   Также   в   рамках профориентационной   работы   тесно   сотрудничаем   с   техникумами   нашего района     аграрный техникумы).   транспортно­промышленный, (железно­дорожный, Важное   место   во   внешнем   поликультурном   пространстве   приобретают ресурсы всемирной сети Интернет. Возможности Интернета рассматриваются нами   как   особый   способ   изучения   поликультуры   в   условиях   глобального образования,   как   средство   межкультурного   общения.   Думаем,   что   в ближайшем   будущем   расширение   компьютерного   парка   школы,   установка веб­камер,   подключение   конференц­связи   позволят   создать   наиболее совершенные   условия   для   включения   педагогического   и   ученического сообществ   в   процесс   межкультурной   коммуникации,   что   позволит   нам «думать глобально, действовать локально». Наша   школа   продолжает   полноценно   жить   и   развиваться,   у   коллектива учителей   и   детей   есть   перспективные   цели   –   соответствовать   новому образовательному   стандарту,   готовить   хорошую   смену   и   видеть   своих выпускников достойными людьми. Коллектив   учащихся   нашей   школы   насчитывает   более   12   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья.   С   целью   обеспечения   равных стартовых возможностей и доступности образования для данной категории детей, педагоги школы прошли обучение на курсах повышения квалификации по   теме   «Современные   технологии   инклюзивного   образования   в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС». Таким образом, социальные   услуги   для   детей   с   особыми   потребностями   становятся   более гибкими   и   адаптируемыми,   а   инклюзивное   образование   является неотъемлемой частью социального компонента поликультурного пространства школы.

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе

Поликультурное образовательное пространство в современной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019