лучшедома
Политическая система, ее внутренняя структура

Политическая система, ее внутренняя структура

docx
19.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Politika_3.docx

Обществознание

Политика

Урок № 3

Тема: Политическая система, ее внутренняя структура

Цели:

Образовательная: рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства и политического режима в политической системе

Развивающая: развивать умение анали­зировать и правильно оценивать правовые ситуации;

Воспитательная: воспитывать у учащихся высокую правовую культуру; убеждать в необходимости со­блюдения законов.

Базовые понятия: Парламентаризм, Система, Политическая система» тоталитарный, авторитарный

Тип урока: комбинированный.

 

Структура урока

I. Организационный этап

П. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

III.      Изучение нового материала

1)  Структура и функции политической системы.

2)  Государство в политической системе.

3)  Политические режимы. 

IV.      Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

V.        Подведение итогов урока

VI.      Домашнее задание      

Ход урока

I.         Организационный этап

II.        Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопросы для повторения:

В каких трёх измерениях рассматривается понятие «политика»?

1. Как вид человеческой деятельности

2. Как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества

3. Как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и общностями.

Какие субъекты политики вам известны

(политические партии, политические организации, политическая элита, избиратели, государство и т.д.)

С левой стороны перечислены субъекты политики. Справа – характеристика. Соотнесите понятия. (Проверим)

Профессиональные политики

Главная цель – прийти к власти

Политические партии

Политика - главное занятие жизни и главное условие существования

Государство

Оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений

Политическая элита

Самый активный и самый главный субъект политики

Политические организации и объединения

Главная цель - влияние на власть

 

Что такое политическая сфера?

Политическая сфера – одна из четырёх сфер жизни общества, включающая различные формы политической деятельности: отношения между людьми, организации и учреждения для решения политических целей, политическое сознание людей.

Перечислите основные политические институты (государство, политическая партия)

Что характерно для политической партии? Дайте определение политической партии

-объединение группы единомышленников;

- выражающая интересы определённых слоёв населения;

- главной целью которой является завоевание власти;

 

III. Изучение нового материала

Рассказ преподавателя

Британский премьер-министр Уильям Гластон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти» Как же не заблудится в этом лабиринте?

Сегодня перед нами возникает проблема – разобраться «Политическая жизнь – это хаос событий или нечто упорядоченное?» Для того что бы ответить на этот вопрос наука о политике (назовите её?) – политология предлагает использовать для этого модель политической системы.

1.      Структура и функции политической системы

Давайте подумаем, что такое система?

Какие системы вам известны, приведите пример из биологии, химии, физики и т.д.

Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. В любой системе можно выделить отдельные части, выполняющие некоторые функции и взаимодействующие друг с другом.

Для того чтобы определить составляющие политической системы. Я предлагаю поиграть в «Снежный ком».

Предлагаю по очереди называть ассоциации связанные с понятием «Политическая система». Каждый последующий повторяет слово предыдущего и далее произносит своё. Можете делать себе пометки на черновике.

А теперь давайте заполним таблицу, структурируем ваши ассоциации.

(работа в тетрадях)

 

Политическая система

Подсистема

Составляющие

Институциональная

Государство, партии, общественно – политические движения,

Нормативная

Политические принципы, правовые нормы, политические традиции, нормы морали (воплощённые в законах), программы партий, уставы.

Функциональная

Формы, направления, методы осуществления власти

Коммуникативная

Совокупность связей и взаимодействий

Культурно - идеологическая

Идеология, культура, ценности, учения, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность

 

Как вы думаете, какие функции выполняет политическая система?

- руководство всеми сферами жизни общества. Сколько сфер? Какие?

- объединяет общество, предотвращает его распад (интеграция)

2. Государство в политической системе.

Какой институт является главным в политической системе?

Государство.

Государство как политический институт выполняет определённые функции

Подчеркните

Внутренние

Внешние

 

Регулирование общественных отношений, защита конституционного строя, предотвращение социальных конфликтов, проведение политики в сферах жизни общества, оборона страны, сотрудничество с другими странами.

 

В курсе права вы уже частично знакомились с составляющими формы государства. Назовите их.

Форма государства:

- форма правления

- форма государственно - территориального устройства

- политический режим.

 

3.    Политические режимы.

Какие политические режимы вам известны?

Демократический (власть народа осуществляется через выборы и референдум)

Признаки демократического режима:

  1. Что значит принцип большинства. Когда он реализуется?
  2. Что значит право меньшинства на оппозицию?
  3. Как народ может влиять на власть и выработку политических решений? Как? В какой орган народ избирает своих представителей? – парламент.

Запишите новое понятие -

Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту).

  1. Плюрализм – многообразие взглядов, мнений, многопартийность
  2. Принцип гласности
  3. Наличие правового государства

Недемократический (власть народа отсутствует) Дайте характеристику

- тоталитарный (полный контроль над всей жизнью граждан)

- авторитарный (осуществление контроля, но не над всеми сферами жизни общества, например религия, экономика, культура могут развиваться без вмешательства государства)

«Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой».

Как мы видим политический режим проявляется во всех компонентах деятельности политической системы

- в деятельности политических институтов

- в нормах, её регулирующих

- во взаимоотношениях между субъектами политики

- политической культуре

Поэтому по характеру политического режима выделяют и политические системы. Какие это системы?

Демократические, авторитарные, тоталитарные.

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Вопросы

1. Какие общие черты имеют диктаторские режимы?

2. На какие типы подразделяются авторитарные и тоталитарные системы?

3. Назовите и проанализируйте основные черты авторитарной политической системы.

4. В чем вы видите основные отличия тоталитаризма от деспотизма?

5. Назовите и проанализируйте основные черты тоталитарной политической системы.

6. В чем состоит уникальность тоталитарной политической системы?

7. Назовите отличительную черту тоталитаризма.

8. Какое место в системе тоталитаризма занимает идеология? Почему?

9. Назовите и обоснуйте решающее отличие тоталитарной системы от любой другой.

10. Какую роль играет партия в тоталитарной политической системе?

11. Как вы думаете, почему тоталитаризм и его коммунистические разновидности приобрели значительную популярность в мире? Мнение аргументируйте.

V. Подведение итогов урока

 Проанализируйте приведенные высказывания Б. Муссолини и И. Сталина. Что в них общего? Можно ли считать их выражением сущности тоталитарного режима? Ответ аргументируйте.

• «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» (Б. Муссолини).

• «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным - это почти ничто» (И. В. Сталин).

- Могут ли авторитарные и тоталитарные режимы играть положительную роль в истории? Приведите примеры.

VI. Домашнее задание

1.     Выучить новые понятия

2.     Читать  конспект

3.     Заполнить схемы.

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)