Обществознание
Политика
Урок № 3
Тема: Политическая система, ее внутренняя структура
Цели:
Образовательная: рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства и политического режима в политической системе
Развивающая: развивать умение анализировать и правильно оценивать правовые ситуации;
Воспитательная: воспитывать у учащихся высокую правовую культуру; убеждать в необходимости соблюдения законов.
Базовые понятия: Парламентаризм, Система, Политическая система» тоталитарный, авторитарный .
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
I. Организационный этап
П. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
III. Изучение нового материала
1) Структура и функции политической системы.
2) Государство в политической системе.
3) Политические режимы.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Вопросы для повторения:
В каких трёх измерениях рассматривается понятие «политика»?
1. Как вид человеческой деятельности
2. Как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества
3. Как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и общностями.
Какие субъекты политики вам известны
(политические партии, политические организации, политическая элита, избиратели, государство и т.д.)
С левой стороны перечислены субъекты политики. Справа – характеристика. Соотнесите понятия. (Проверим)
Профессиональные политики |
Главная цель – прийти к власти |
|
Политические партии |
Политика - главное занятие жизни и главное условие существования |
|
Государство |
Оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений |
|
Политическая элита |
Самый активный и самый главный субъект политики |
|
Политические организации и объединения |
Главная цель - влияние на власть |
Что такое политическая сфера?
Политическая сфера – одна из четырёх сфер жизни общества, включающая различные формы политической деятельности: отношения между людьми, организации и учреждения для решения политических целей, политическое сознание людей.
Перечислите основные политические институты (государство, политическая партия)
Что характерно для политической партии? Дайте определение политической партии
-объединение группы единомышленников;
- выражающая интересы определённых слоёв населения;
- главной целью которой является завоевание власти;
III. Изучение нового материала
Рассказ преподавателя
Британский премьер-министр Уильям Гластон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти» Как же не заблудится в этом лабиринте?
Сегодня перед нами возникает проблема – разобраться «Политическая жизнь – это хаос событий или нечто упорядоченное?» Для того что бы ответить на этот вопрос наука о политике (назовите её?) – политология предлагает использовать для этого модель политической системы.
1. Структура и функции политической системы
Давайте подумаем, что такое система?
Какие системы вам известны, приведите пример из биологии, химии, физики и т.д.
Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. В любой системе можно выделить отдельные части, выполняющие некоторые функции и взаимодействующие друг с другом.
Для того чтобы определить составляющие политической системы. Я предлагаю поиграть в «Снежный ком».
Предлагаю по очереди называть ассоциации связанные с понятием «Политическая система». Каждый последующий повторяет слово предыдущего и далее произносит своё. Можете делать себе пометки на черновике.
А теперь давайте заполним таблицу, структурируем ваши ассоциации.
(работа в тетрадях)
Политическая система
Подсистема |
Составляющие |
Институциональная |
Государство, партии, общественно – политические движения, |
Нормативная |
Политические принципы, правовые нормы, политические традиции, нормы морали (воплощённые в законах), программы партий, уставы. |
Функциональная |
Формы, направления, методы осуществления власти |
Коммуникативная |
Совокупность связей и взаимодействий |
Культурно - идеологическая |
Идеология, культура, ценности, учения, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность |
Как вы думаете, какие функции выполняет политическая система?
- руководство всеми сферами жизни общества. Сколько сфер? Какие?
- объединяет общество, предотвращает его распад (интеграция)
2. Государство в политической системе.
Какой институт является главным в политической системе?
Государство.
Государство как политический институт выполняет определённые функции
Подчеркните
Внутренние |
Внешние |
Регулирование общественных отношений, защита конституционного строя, предотвращение социальных конфликтов, проведение политики в сферах жизни общества, оборона страны, сотрудничество с другими странами. |
В курсе права вы уже частично знакомились с составляющими формы государства. Назовите их.
Форма государства:
- форма правления
- форма государственно - территориального устройства
- политический режим.
3. Политические режимы.
Какие политические режимы вам известны?
Демократический (власть народа осуществляется через выборы и референдум)
Признаки демократического режима:
Запишите новое понятие -
Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту).
Недемократический (власть народа отсутствует) Дайте характеристику
- тоталитарный (полный контроль над всей жизнью граждан)
- авторитарный (осуществление контроля, но не над всеми сферами жизни общества, например религия, экономика, культура могут развиваться без вмешательства государства)
«Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой».
Как мы видим политический режим проявляется во всех компонентах деятельности политической системы
- в деятельности политических институтов
- в нормах, её регулирующих
- во взаимоотношениях между субъектами политики
- политической культуре
Поэтому по характеру политического режима выделяют и политические системы. Какие это системы?
Демократические, авторитарные, тоталитарные.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Вопросы
1. Какие общие черты имеют диктаторские режимы?
2. На какие типы подразделяются авторитарные и тоталитарные системы?
3. Назовите и проанализируйте основные черты авторитарной политической системы.
4. В чем вы видите основные отличия тоталитаризма от деспотизма?
5. Назовите и проанализируйте основные черты тоталитарной политической системы.
6. В чем состоит уникальность тоталитарной политической системы?
7. Назовите отличительную черту тоталитаризма.
8. Какое место в системе тоталитаризма занимает идеология? Почему?
9. Назовите и обоснуйте решающее отличие тоталитарной системы от любой другой.
10. Какую роль играет партия в тоталитарной политической системе?
11. Как вы думаете, почему тоталитаризм и его коммунистические разновидности приобрели значительную популярность в мире? Мнение аргументируйте.
V. Подведение итогов урока
Проанализируйте приведенные высказывания Б. Муссолини и И. Сталина. Что в них общего? Можно ли считать их выражением сущности тоталитарного режима? Ответ аргументируйте.
• «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» (Б. Муссолини).
• «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным - это почти ничто» (И. В. Сталин).
- Могут ли авторитарные и тоталитарные режимы играть положительную роль в истории? Приведите примеры.
VI. Домашнее задание
1. Выучить новые понятия
2. Читать конспект
3. Заполнить схемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.