Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Оценка 4.7

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
rtf
история
Взрослым
14.05.2018
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Политическая биография, сущность которой заключается в жизнеописании государственных деятелей, как жанр историографии, получила широкое распространение в эпоху эллинизма. В ряду плеяды выдающихся деятелей эллинистического мира особое место принадлежит Эвмену из Кардии - политическому деятелю эпохи, верному соратнику македонских царей – Филиппа II и его сына Александра. Хотелось бы остановить внимание на политической биографии Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.rtf
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах  авторов эллинистического биографического жанра. Политическая  биография,   сущность   которой   заключается   в   жизнеописании   государственных деятелей,   как   жанр   историографии,   получила   широкое   распространение   в     эпоху   эллинизма. В ряду  плеяды выдающихся деятелей эллинистического мира особое место принадлежит Эвмену из Кардии ­ политическому деятелю эпохи, верному соратнику македонских царей – Филиппа II и его сына Александра. Хотелось бы остановить внимание на политической биографии Эвмена из Кардии в трудах     авторов   эллинистического   биографического   жанра.     Герман   Штрасбургер   [1]   в   своей основной   работе   Груды   развалин   греческой   историографии   указал,   какие   огромные   потери произошли   в   освещении   греческой   истории   в   течение   столетий.   Для   раннего   эллинизма формирование источников особенно трудно, так как основной интерес историков приходится на четвёртое и начало третьего  столетия, уделяется основное  внимание Александру, в то время как наследникам   империи    Весьма   ценными   источниками   для реконструкции   политической   биографии  Эвмена   из   Кардии  являются  работы   авторов   уделялось   небольшое   внимание. эллинистического биографического жанра такие как:  «О   знаменитых   людях»   Корнелия   Непота.  [2]   О   жизни   Корнелия   Непота   сохранилось   мало сведений.   Известно,   что   родился   он   около   109   г.   до   н.э.   в   Цизальпийской   Галлии,   в   семье, принадлежавшей  к  всадническому  сословию.  Лучшие  годы  его  прошли  в Риме  среди столичных поэтов, писателей, издателей книг. [2,с.3]   Литературная  репутация самого Непота выглядит не столько блестящей, сколько добротной и устойчивой. Корнелий Непот работал в жанре биографии, создав произведение под названием «О знаменитых людях» , принёсшему Непоту самую громкую известность.   В   данном   произведении   Корнелий   Непот   собрал   жизнеописания   прославленных полководцев и известных политических деятелей распределив их, по группам: цари, полководцы, поэты, ораторы, историки, философы, юристы, грамматики и ученые. Этот  объемистый сборник состоял   приблизительно   из   16   книг,   каждой   группе   отводилось   2   книги:   одна   была   посвящена римлянам, другая — иноземцам. Сопоставление разных культур имело определенную новизну. [3, с.38]  Сохранилось 22 греческих биографии, одна  из которых посвящена: Эвмену из Кардии [Nep. Eumen. XVIII.   §1­13].   Очень   важно,   выяснить   какие   источники     послужили   Корнелию   Непоту   для составления жизнеописания Эвмена из Кардии.  Вероятными источниками, послужившими Корнелию Непоту для жизнеописания Эвмена являются: «История диадохов и эпигонов» Иеронима из Кардии [4] ­ современника и очевидца многих значительных событий, который был центральной фигурой для передачи   борьбы   диадохов   и   специально   для   образа   Эвмена;   [5,   с.14]   «Македонская   история» Дурида.  [6]  Корнелий   Непот   в   жизнеописании   Эвмена,   вводит   нас   в   жестокий   солдатский   мир   начального эллинизма, в среду полководцев­диадохов, наследников Александра, занятых дележом его империи: «После кончины Александра в Вавилоне (Александр скончался в июне 323 г) друзья его делили между собой владения, а верховный надзор за державой получил Пердикка, которому Александр перед смертью передал свое кольцо». Следуя античной концепции жизнеописания, Корнелий Непот дает образцовую фигуру одного из диадохов Эвмена, являющуюся примером какой­то определенной добродетели: «Хотя Эвмен видел слабость того, кто вынужден был один (Пердикка) стоять против всех,   однако   не  покинул   друга,   не   предпочел   выгоду   чести.   [Nep.  Eumen.  XVIII].  В   биографии Эвмена Корнелий Непот уделяет внимание описанию физического облика своего героя: «Обладая благородной приятной внешностью, он (Эвмен) был весьма силен и способен к телесным трудам, хотя сложение имел не столько могучее, сколько изящное» [Nep. Eumen. XVIII].   Корнелий Непот стремится   не   столько   к   исторической   точности   описываемых   событий,   сколько   к   назиданию читателя.   Немецкий   историк   Йозефа   Гайгера   «Корнелий   Непот   и   античная   политическая биография»   [4]   переворачивает   наши   представления   о   месте   Корнелия   Непота   в   античной литературе, присуждая ему титул изобретателя политической биографии. В конечном счете, анализ немецкого историка завершается предположением, что биографические книги Непота послужили прямым   образцом   для   Сравнительных   Жизнеописаний   Плутарха,   заимствовавшего   у   римского предшественника   как   парное   построение   сборника,   так   и   состав   его   героев.   Жизнеописания Корнелия   Непота   с   их   психологической   и   поучительной   установкой   обращены   к   массовой аудитории,   удовлетворяющей   скорее   любопытство,   чем   любознательность.       В   предисловии   к дошедшим до нас биографиям автор прямо обращается к читателю, не причастному к греческой образованности. Корнелия Непота охотно читали на протяжении всей античности. [3, с.39 ]  Среди греческих авторов римского времени наибольший интерес для исследования  представляёт «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. [8] Плутарх родился в 40­е годы I в. до н. э., умер в возрасте около 80 лет. Родом из маленького беотийского города Херонеи, Плутарх принадлежал к состоятельной и культурной семье, пользовавшейся влиянием и уважением. Он получил прекрасное образование, в юности несколько лет провел в Афинах, где сначала занимался риторикой, а затем учился   у   философа   Аммония.   Плутарх   мог   посвятить   свою   жизнь   почти   исключительно литературным занятиям и интересовавшим его проблемам. Наибольший интерес для исследования биографий представляет труд  «Сравнительные жизнеописания». Большая часть биографий написана Плутархом в Херонее, по­видимому, в сравнительно позднюю пору его жизни, но в каком порядке,— сказать   трудно,   во   всяком   случае   —   не   в   том,   в   каком   они   расположены   в   дошедшем   до   нас собрании.   [9,   с.   274]     Аверинцев   отмечает,   что   жанровой   новацией   Плутарха   в   «Параллельных жизнеописаниях» было создание нового типа биографии – моралистико­психологического этюда. [10, с.340]  В греческой части серии содержится биография одного из диадохов Александра – Евмена из Кардии. В жизнеописании Эвмена Плутарх накладывает силуэт на фон и не спеша прослеживает контур, отделяющий его от фона. Жизнеописание Плутархом Эвмена, относится к  самым важным источникам   жизни   диодохов.  [5,   с.14]   Биография   Эвмена   представляет   собой   более   или   менее подробное жизнеописание от рождения до смерти с рассказом о важнейших событиях в его жизни. Как справедливо отмечал К. Теандер, Плутарх «стал историком почти против своей воли» [10, с. 78]. Биография составлены на основе многочисленных, тщательно  подобранных различного рода сочинениях, многие из которых не дошли до нашего времени, и содержат богатейший материал по политической истории эллинистической эпохи. [12, с. 316 ­ 324] В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх цитирует не менее 150 историков, в том числе 40 латинских. Современные исследования показывают, что Плутарх хорошо знал произведения тех авторов, на которых ссылается [11, с.42], хотя   не   исключено   использование   и   «вторичных»   источников.   Плутарх,   в   общем,   старался привлекать близких  по времени и наиболее информированных авторов. Важно, что в основе той или иной   биографии   у   Плутарха   всегда   есть   главный   источник,   зависимость   историка   от   которого совершенно очевидна. Яркий пример такой зависимости от источника ­ жизнеописание Эвмена, в основу которого положена, прежде всего, работа Иеронима из Кардии. С первых строк биографии Эвмена   Плутарх   называет   такой   источник   как   Дурида   с   острова   Самоса,   автора   «Македонской истории», сочинения, разбирающего греческие и македонские события с 371 по 270 гг. до н. э. [13, с.365,366]. Наконец, интересующие нас жизнеописание Эвмена из Кардии Плутарха опираются еще на один тип данных ­ пословицы, которые предстают перед нами   в виде рассказа о каком­либо поступке героя или его высказывания. Как в случае с Эвменом из Кардии: в ответ на попытки Докима, Алкета и Полемона оспорить у него верховную военную власть он замечает: "Выходит по пословице: «О дурном конце и думы нет» [Eumen. VIII. 8]. Включение такого рода материала ­ не только   дань   традиции   жанра   эллинистической   биографии.   Это   осознанный   литературный   и историографический   прием.   Плутарх   полагал,   что   «Сравнительные   жизнеописания»   могут способствовать моральной проповеди, но выполненной в художественной форме посредством ярких образов   людей,   достойных   всяческому   подражанию:   «Изучая   историю   и   занимаясь   таким сочинением, мы приучаем себя постоянно сохранять в душе память о лучших и достославнейших людях». Жизнеописания Плутарха не позволяют восстановить всю последовательность исторических событий. Плутарх наперед просит читателей не осуждать его, если они не найдут у него подробного изложения   всех   событий.   «Мы   пишем   не   историю,—   заявляет   он,—   а   биографию».   Плутарх сознательно, в биографии Эвмена, отказывается от описания многих эпизодов из войн диадохов за наследство   Александра,   более   того,   он   делал   это,   видимо,   сознательно:   «а   если   общение   с окружающими   по   необходимости     принесет   нам   что­нибудь   мерзкое,   порочное,   низкое   — отбрасывать   и   отталкивать,   сосредоточивая   радостное   и   умиротворенное   размышление   на достойнейших образцах». Этический элемент стоит в них на первом плане. [9, с.274] Плутарх имеет в виду прежде всего  истину моральную, а не истину историческую;  последняя для  него только средство, он преследует моральные цели. Плутарх интересуется своим героем не как историческим деятелем,   а   как   человеком,   как   личностью,   обладающей   достоинствами   или   слабостями;   он ,—   останавливается преимущественно на человеческих индивидуальных чертах; свойствах, характере, ήθος вот   что   привлекает   его   внимание.   [9,   с.275]   Как   пишет   Плутарх   в   эллинистических биографиях   "часто   какой   –   нибудь   ничтожный   поступок,   слово   или   шутка   лучше   показывают характер   человека".   Отходя   от   античной   концепции   жизнеописания   Плутарх   дает   возможность увидеть внутренний мир описываемого героя в нашем случае героем эллинистической биографии Плутарха является Эвмен. Плутарх приводит противоречивые свидетельства и отзывы, сопоставляя их, но не всегда примиряя противоречия. Вследствие этого получается какая­то двойственность в изображении лица. В сущности, оценка поведения Эвмена из Кардии дана самим Плутархом только в начальных главах и в сопоставлении. В главе II подчеркивается хитрость Эвмена, который дал деньги на погребение Гефестиона, с которым до этого враждовал, чтобы снискать себе милость Александра. В главе III говорится о его двоедушии, ибо, будучи в душе на стороне знати в конфликте после смерти   Александра   в   323г.   до   н.э.,   он   сумел   воспользоваться   своим   положением   иноземца   при македонском царском дворе и примирить обе стороны враждующего македонского войска. В то же время   Плутарх   оценивает   Эвмена   как   верного   слову:   «Если   же   кто­нибудь   из   них   (диадохов) нарушит   соглашение,   он   (Эвмен)   будет   помогать   обиженному   до   последнего   вздоха   и   скорее пожертвует жизнью, чем изменит своему слову.  Так же отмечается и его безудержное политическое честолюбие, ибо он (Эвмен) «не хотел держаться вдали от царей» ­ и поэтому связал свою судьбу сначала с Пердиккой, затем с Олимпиадой. Сопоставляя его с Антигоном Одноглазым, Плутарх считает в главе XIII, что разумнее ему было уйти с пути  тех соратников македонского завоевателя Востока, "кто притязал на власть". И несомненно, жизнеописание Эвмена никоим образом нельзя считать карикатурой на этого политического деятеля времени диадохов, как это утверждает А. Б. Босворт.  Биография   Эвмена    мало   насыщена  анекдотическим  материалом,   и  этот  политический деятель  предстает перед нами отнюдь не отрицательным героем. Письменная греко­римская традиция представлена наиболее информативными, но субъективными источниками, т.е. трудами древних авторов. Субъективность ее обусловлена не только оригинальной авторской   концепцией,   но   и   той   политической   обстановкой,   в   которой   создавалось   каждое произведение. Для нас  биографическое сочинения  Корнелий Непот и  Плутарх — неоценимые и единственные   источники политической биографии Эвмена из Кардии. Недаром, Непот и Плутарх выделили этого недолговечного героя из толпы более именитых воителей тех лет.  В обоих жизнеописаниях Эвмена из Кардии грубая эпоха раннего эллинизма мягко отражается в зеркале   увлекательного   повествования   о   походах,   хитростях   и   победах   благородного   искателя приключений.   Биографические   сочинения   Корнелия   Непота   и   Плутарха   заменяют   утраченную литературу,   и   передают   нам   богатый,   характерный   биографический   материал,   и   притом   в увлекательном   изложении.   Общую   схему   политической   биографии   Эвмена   из   Кардии   в биографических   сочинениях   можно   описать   следующим   образом   ­   описание   рождение   героя, особенности характера в юности, описание зрелой жизни и обстоятельства смерти; в каждом разделе авторы   рассматривают   действия   героев   с   этической   точки   зрения.   Авторы   биографических дискурсов останавливают внимание на «типичных» или «идеальных» моделях поведения, признавая их образцовыми, достойными подражания. Плутарх и Корнелий пишут не столько биографию своего героя,   сколько   создают   образ   положительного   и   талантливого   человека.   Жизнеописание   Непота невелико по объему и менее информативно, нежели аналогичное у Плутарха, его отличает изящный язык,   а   также   наличие   фактов,   не   встречающихся   в   иных   источниках,   что   делает   труд   Непота особенно ценным. Плутарх создает произведение, напоминающее скорее психологический роман, чем историческое исследование. В этот одновременно сила и слабость его биографического сочинения. В целом,   несмотря   на   свои   недостатки,   биографические   сочинения   Корнелия   Непота   и   Плутарха послужили   для   нас   основным   источником   для   получения   конкретных   сведений   политической биографии Эвмена из Кардии. Список  использованных источников и литературы. Strasburger H. Umblick im Trümmerfeld der griechischen Geschichtsschreibung , in Historiographia  1. antiqua. Festschrift für Willy Peremans , Leuven, 1977. 2. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. // Эвмен / Пер., ст. и комм. Н. Н.  Трухиной. М. 1992. 3. Дуров. В.С.  Художественная историография Древнего Рима. СПб. 1993.  4. Geiger J.  Cornelius Nepos and Ancient Political Biography. Stuttgart. 1985.  5. 2002.  6. Kebrick R. In the Shadow of Macedon: Duris of Samos. Wiesbaden. 1977.  7. Hachtmann К. De Theopompi vita et scriptis. Detmold, 1872 8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания// Эвмен /Пер. Л.А.Фрейберг М.1994. 9. Бузескул  В. П.Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой  Schäfer C. Eumenes von Kardia und der Kampf um die Macht im Alexanderreich. Frankfurt am Main истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова СПб.2005 . 10. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография //Аверинцев С.С. Образ античности. – СПб:  Азбука­классика, 2004  11. Theander C. Plutarch und die Geschichte. Lund, 1951. 12. Штифтар В. Плутарх как историк. // "Гермес". 1910. № 11 ­ 12.  13. Пёльман Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Пер. с нем. А. С. Князькова, под ред. С.А. Жебелева. — СПб.: Алетейя, 1999.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.

Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018