Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
rtf
история
Взрослым
14.05.2018
Политическая биография, сущность которой заключается в жизнеописании государственных деятелей, как жанр историографии, получила широкое распространение в эпоху эллинизма. В ряду плеяды выдающихся деятелей эллинистического мира особое место принадлежит Эвмену из Кардии - политическому деятелю эпохи, верному соратнику македонских царей – Филиппа II и его сына Александра. Хотелось бы остановить внимание на политической биографии Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.rtf
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического
биографического жанра.
Политическая биография, сущность которой заключается в жизнеописании государственных
деятелей, как жанр историографии, получила широкое распространение в эпоху эллинизма.
В ряду плеяды выдающихся деятелей эллинистического мира особое место принадлежит Эвмену из
Кардии политическому деятелю эпохи, верному соратнику македонских царей – Филиппа II и его
сына Александра. Хотелось бы остановить внимание на политической биографии Эвмена из Кардии в
трудах авторов эллинистического биографического жанра. Герман Штрасбургер [1] в своей
основной работе Груды развалин греческой историографии указал, какие огромные потери
произошли в освещении греческой истории в течение столетий. Для раннего эллинизма
формирование источников особенно трудно, так как основной интерес историков приходится на
четвёртое и начало третьего столетия, уделяется основное внимание Александру, в то время как
наследникам империи
Весьма ценными источниками для
реконструкции политической биографии Эвмена из Кардии являются работы авторов
уделялось небольшое внимание.
эллинистического биографического жанра такие как:
«О знаменитых людях» Корнелия Непота. [2] О жизни Корнелия Непота сохранилось мало
сведений. Известно, что родился он около 109 г. до н.э. в Цизальпийской Галлии, в семье,
принадлежавшей к всадническому сословию. Лучшие годы его прошли в Риме среди столичных
поэтов, писателей, издателей книг. [2,с.3] Литературная репутация самого Непота выглядит не
столько блестящей, сколько добротной и устойчивой. Корнелий Непот работал в жанре биографии,
создав произведение под названием «О знаменитых людях» , принёсшему Непоту самую громкую
известность. В данном произведении Корнелий Непот собрал жизнеописания прославленных
полководцев и известных политических деятелей распределив их, по группам: цари, полководцы,
поэты, ораторы, историки, философы, юристы, грамматики и ученые. Этот объемистый сборник
состоял приблизительно из 16 книг, каждой группе отводилось 2 книги: одна была посвящена
римлянам, другая — иноземцам. Сопоставление разных культур имело определенную новизну. [3,
с.38]
Сохранилось 22 греческих биографии, одна из которых посвящена: Эвмену из Кардии [Nep. Eumen.
XVIII. §113]. Очень важно, выяснить какие источники послужили Корнелию Непоту для
составления жизнеописания Эвмена из Кардии. Вероятными источниками, послужившими Корнелию
Непоту для жизнеописания Эвмена являются: «История диадохов и эпигонов» Иеронима из Кардии
[4] современника и очевидца многих значительных событий, который был центральной фигурой для передачи борьбы диадохов и специально для образа Эвмена; [5, с.14] «Македонская история»
Дурида. [6]
Корнелий Непот в жизнеописании Эвмена, вводит нас в жестокий солдатский мир начального
эллинизма, в среду полководцевдиадохов, наследников Александра, занятых дележом его империи:
«После кончины Александра в Вавилоне (Александр скончался в июне 323 г) друзья его делили
между собой владения, а верховный надзор за державой получил Пердикка, которому Александр
перед смертью передал свое кольцо». Следуя античной концепции жизнеописания, Корнелий Непот
дает образцовую фигуру одного из диадохов Эвмена, являющуюся примером какойто определенной
добродетели: «Хотя Эвмен видел слабость того, кто вынужден был один (Пердикка) стоять против
всех, однако не покинул друга, не предпочел выгоду чести. [Nep. Eumen. XVIII]. В биографии
Эвмена Корнелий Непот уделяет внимание описанию физического облика своего героя: «Обладая
благородной приятной внешностью, он (Эвмен) был весьма силен и способен к телесным трудам,
хотя сложение имел не столько могучее, сколько изящное» [Nep. Eumen. XVIII]. Корнелий Непот
стремится не столько к исторической точности описываемых событий, сколько к назиданию
читателя. Немецкий историк Йозефа Гайгера «Корнелий Непот и античная политическая
биография» [4] переворачивает наши представления о месте Корнелия Непота в античной
литературе, присуждая ему титул изобретателя политической биографии. В конечном счете, анализ
немецкого историка завершается предположением, что биографические книги Непота послужили
прямым образцом для Сравнительных Жизнеописаний Плутарха, заимствовавшего у римского
предшественника как парное построение сборника, так и состав его героев. Жизнеописания
Корнелия Непота с их психологической и поучительной установкой обращены к массовой
аудитории, удовлетворяющей скорее любопытство, чем любознательность. В предисловии к
дошедшим до нас биографиям автор прямо обращается к читателю, не причастному к греческой
образованности. Корнелия Непота охотно читали на протяжении всей античности. [3, с.39 ]
Среди греческих авторов римского времени наибольший интерес для исследования представляёт
«Сравнительные жизнеописания» Плутарха. [8] Плутарх родился в 40е годы I в. до н. э., умер в
возрасте около 80 лет. Родом из маленького беотийского города Херонеи, Плутарх принадлежал к
состоятельной и культурной семье, пользовавшейся влиянием и уважением. Он получил прекрасное
образование, в юности несколько лет провел в Афинах, где сначала занимался риторикой, а затем
учился у философа Аммония. Плутарх мог посвятить свою жизнь почти исключительно
литературным занятиям и интересовавшим его проблемам. Наибольший интерес для исследования
биографий представляет труд «Сравнительные жизнеописания». Большая часть биографий написана
Плутархом в Херонее, повидимому, в сравнительно позднюю пору его жизни, но в каком порядке,— сказать трудно, во всяком случае — не в том, в каком они расположены в дошедшем до нас
собрании. [9, с. 274] Аверинцев отмечает, что жанровой новацией Плутарха в «Параллельных
жизнеописаниях» было создание нового типа биографии – моралистикопсихологического этюда.
[10, с.340] В греческой части серии содержится биография одного из диадохов Александра – Евмена
из Кардии. В жизнеописании Эвмена Плутарх накладывает силуэт на фон и не спеша прослеживает
контур, отделяющий его от фона. Жизнеописание Плутархом Эвмена, относится к самым важным
источникам жизни диодохов. [5, с.14] Биография Эвмена представляет собой более или менее
подробное жизнеописание от рождения до смерти с рассказом о важнейших событиях в его жизни.
Как справедливо отмечал К. Теандер, Плутарх «стал историком почти против своей воли» [10, с.
78]. Биография составлены на основе многочисленных, тщательно подобранных различного рода
сочинениях, многие из которых не дошли до нашего времени, и содержат богатейший материал по
политической истории эллинистической эпохи. [12, с. 316 324] В «Сравнительных жизнеописаниях»
Плутарх цитирует не менее 150 историков, в том числе 40 латинских. Современные исследования
показывают, что Плутарх хорошо знал произведения тех авторов, на которых ссылается [11, с.42],
хотя не исключено использование и «вторичных» источников. Плутарх, в общем, старался
привлекать близких по времени и наиболее информированных авторов. Важно, что в основе той или
иной биографии у Плутарха всегда есть главный источник, зависимость историка от которого
совершенно очевидна. Яркий пример такой зависимости от источника жизнеописание Эвмена, в
основу которого положена, прежде всего, работа Иеронима из Кардии. С первых строк биографии
Эвмена Плутарх называет такой источник как Дурида с острова Самоса, автора «Македонской
истории», сочинения, разбирающего греческие и македонские события с 371 по 270 гг. до н. э. [13,
с.365,366]. Наконец, интересующие нас жизнеописание Эвмена из Кардии Плутарха опираются еще
на один тип данных пословицы, которые предстают перед нами в виде рассказа о какомлибо
поступке героя или его высказывания. Как в случае с Эвменом из Кардии: в ответ на попытки
Докима, Алкета и Полемона оспорить у него верховную военную власть он замечает: "Выходит по
пословице: «О дурном конце и думы нет» [Eumen. VIII. 8]. Включение такого рода материала не
только дань традиции жанра эллинистической биографии. Это осознанный литературный и
историографический прием. Плутарх полагал, что «Сравнительные жизнеописания» могут
способствовать моральной проповеди, но выполненной в художественной форме посредством ярких
образов людей, достойных всяческому подражанию: «Изучая историю и занимаясь таким
сочинением, мы приучаем себя постоянно сохранять в душе память о лучших и достославнейших
людях». Жизнеописания Плутарха не позволяют восстановить всю последовательность исторических
событий. Плутарх наперед просит читателей не осуждать его, если они не найдут у него подробного изложения всех событий. «Мы пишем не историю,— заявляет он,— а биографию». Плутарх
сознательно, в биографии Эвмена, отказывается от описания многих эпизодов из войн диадохов за
наследство Александра, более того, он делал это, видимо, сознательно: «а если общение с
окружающими по необходимости
принесет нам чтонибудь мерзкое, порочное, низкое —
отбрасывать и отталкивать, сосредоточивая радостное и умиротворенное размышление на
достойнейших образцах». Этический элемент стоит в них на первом плане. [9, с.274] Плутарх имеет
в виду прежде всего истину моральную, а не истину историческую; последняя для него только
средство, он преследует моральные цели. Плутарх интересуется своим героем не как историческим
деятелем, а как человеком, как личностью, обладающей достоинствами или слабостями; он
,—
останавливается преимущественно на человеческих индивидуальных чертах; свойствах, характере,
ήθος
вот что привлекает его внимание. [9, с.275] Как пишет Плутарх в эллинистических
биографиях "часто какой – нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше показывают
характер человека". Отходя от античной концепции жизнеописания Плутарх дает возможность
увидеть внутренний мир описываемого героя в нашем случае героем эллинистической биографии
Плутарха является Эвмен. Плутарх приводит противоречивые свидетельства и отзывы, сопоставляя
их, но не всегда примиряя противоречия. Вследствие этого получается какаято двойственность в
изображении лица. В сущности, оценка поведения Эвмена из Кардии дана самим Плутархом только в
начальных главах и в сопоставлении. В главе II подчеркивается хитрость Эвмена, который дал деньги
на погребение Гефестиона, с которым до этого враждовал, чтобы снискать себе милость Александра.
В главе III говорится о его двоедушии, ибо, будучи в душе на стороне знати в конфликте после
смерти Александра в 323г. до н.э., он сумел воспользоваться своим положением иноземца при
македонском царском дворе и примирить обе стороны враждующего македонского войска. В то же
время Плутарх оценивает Эвмена как верного слову: «Если же ктонибудь из них (диадохов)
нарушит соглашение, он (Эвмен) будет помогать обиженному до последнего вздоха и скорее
пожертвует жизнью, чем изменит своему слову. Так же отмечается и его безудержное политическое
честолюбие, ибо он (Эвмен) «не хотел держаться вдали от царей» и поэтому связал свою судьбу
сначала с Пердиккой, затем с Олимпиадой. Сопоставляя его с Антигоном Одноглазым, Плутарх
считает в главе XIII, что разумнее ему было уйти с пути тех соратников македонского завоевателя
Востока, "кто притязал на власть". И несомненно, жизнеописание Эвмена никоим образом нельзя
считать карикатурой на этого политического деятеля времени диадохов, как это утверждает А. Б.
Босворт. Биография Эвмена мало насыщена анекдотическим материалом, и этот политический
деятель предстает перед нами отнюдь не отрицательным героем. Письменная грекоримская традиция представлена наиболее информативными, но субъективными
источниками, т.е. трудами древних авторов. Субъективность ее обусловлена не только оригинальной
авторской концепцией, но и той политической обстановкой, в которой создавалось каждое
произведение. Для нас биографическое сочинения Корнелий Непот и Плутарх — неоценимые и
единственные источники политической биографии Эвмена из Кардии. Недаром, Непот и Плутарх
выделили этого недолговечного героя из толпы более именитых воителей тех лет.
В обоих жизнеописаниях Эвмена из Кардии грубая эпоха раннего эллинизма мягко отражается в
зеркале увлекательного повествования о походах, хитростях и победах благородного искателя
приключений. Биографические сочинения Корнелия Непота и Плутарха заменяют утраченную
литературу, и передают нам богатый, характерный биографический материал, и притом в
увлекательном изложении. Общую схему политической биографии Эвмена из Кардии в
биографических сочинениях можно описать следующим образом описание рождение героя,
особенности характера в юности, описание зрелой жизни и обстоятельства смерти; в каждом разделе
авторы рассматривают действия героев с этической точки зрения. Авторы биографических
дискурсов останавливают внимание на «типичных» или «идеальных» моделях поведения, признавая
их образцовыми, достойными подражания. Плутарх и Корнелий пишут не столько биографию своего
героя, сколько создают образ положительного и талантливого человека. Жизнеописание Непота
невелико по объему и менее информативно, нежели аналогичное у Плутарха, его отличает изящный
язык, а также наличие фактов, не встречающихся в иных источниках, что делает труд Непота
особенно ценным. Плутарх создает произведение, напоминающее скорее психологический роман, чем
историческое исследование. В этот одновременно сила и слабость его биографического сочинения. В
целом, несмотря на свои недостатки, биографические сочинения Корнелия Непота и Плутарха
послужили для нас основным источником для получения конкретных сведений политической
биографии Эвмена из Кардии.
Список использованных источников и литературы.
Strasburger H. Umblick im Trümmerfeld der griechischen Geschichtsschreibung , in Historiographia
1.
antiqua. Festschrift für Willy Peremans , Leuven, 1977.
2. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. // Эвмен / Пер., ст. и комм. Н. Н.
Трухиной. М. 1992.
3. Дуров. В.С. Художественная историография Древнего Рима. СПб. 1993.
4. Geiger J. Cornelius Nepos and Ancient Political Biography. Stuttgart. 1985.
5.
2002.
6. Kebrick R. In the Shadow of Macedon: Duris of Samos. Wiesbaden. 1977.
7. Hachtmann К. De Theopompi vita et scriptis. Detmold, 1872
8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания// Эвмен /Пер. Л.А.Фрейберг М.1994.
9.
Бузескул В. П.Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой
Schäfer C. Eumenes von Kardia und der Kampf um die Macht im Alexanderreich. Frankfurt am Main истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова СПб.2005 .
10. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография //Аверинцев С.С. Образ античности. – СПб:
Азбукаклассика, 2004
11. Theander C. Plutarch und die Geschichte. Lund, 1951.
12. Штифтар В. Плутарх как историк. // "Гермес". 1910. № 11 12.
13. Пёльман Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Пер. с нем. А. С. Князькова, под ред.
С.А. Жебелева. — СПб.: Алетейя, 1999.
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Политическая биография Эвмена из Кардии в трудах авторов эллинистического биографического жанра.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.