"Политический процесс"

  • doc
  • 08.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.11 Политический процесс.doc

4.11 Политический процесс

 

Политический процесс – процесс, в ходе которого изменяется политическая власть, представляя целую систему с изменяющимся состоянием и стадиями развития в политической системе. Политический прогресс также выражается в борьбе за власть, конкурентность, использовании коллективных или индивидуальных интересов. Процесс можно представить в виде цепи, где каждый элемент взаимосвязан, состоит из политических явлений и различных действий субъектов политической власти, направленный на захват, удержание власти.

Типология политических процессов

Согласно сравнительной концепции в политологии, разработанной Л. Пайем, различия в политических системах западных и «незападных» стран, обладающих своей культурой, которая определяет модель развития и нормы поведения в них, обладают некой связью.

Из-за неоднородности культуры западных государств создается база иных двух вариантов политического прогресс:

  1. Согласно Веберу, существует два типа политического прогресса, которые соответствуют иным типам культуры – демократический и элитарный.
  2. Существующие политики и культурные ориентации объясняют процессы в политической деятельности:
    • горизонтально ориентированных процесс – базируется на всеобщем равенстве и автономности весомых участников, которые обладают политической властью и способами давления;
    • вертикально организованный процесс – непредсказуемое появление интересов и потребностей, которые напрямую противопоставляются интересам государства, принятым ценностям в обществе; управляющее лицо должно организовывать интересы различных социальных групп, обеспечивать свободы гражданам.

Максимальное достижение равновесия в политической сфере в ходе изменения всей системы:

  1. Технократический. В политике приобретают популярность технологические и процедурные факторы, куда относятся традиции, нормы, способы и методы принятия решений. Технократический способ нашёл своё воплощение в странах, характеризующихся однородной культурой – англосаксонские страны. Стабильность в политической сфере достигается с помощью следования населением традиций, что способствует эффективной работе институтов, т.к. их лидеры являются представителями интересов населения.

 

  1. Идеократический. Политический процесс, которому свойственно независимость личности, разделение политических ролей и выполняемых ими функций, формирование модернизации – это всё характерно традиционным обществам. Внедрение новых культурных особенностей, норм и интересов в этнических и социальных отношениях принималось общенациональным решением.

 

  1. Харизматический. Тип политического процесса нашёл своё распространение в восточных обществах, где максимальное значение имеют статус и роль политического деятеля, часто лидера приравнивают к богам. Оптимальной эффективности можно добиться, смешивая харизматический, технократический и политический процесс, где политические изменения приобретут положительный оттенок.

 

Основные виды политических процессов

  1. Создание специализированных органов политической системы, где появляются политические учреждения и формируется свод норм и правил во взаимоотношении с ними;
  2. В ходе деятельности процессов политической системы, происходит воспроизведение компонентов: в политической деятельности происходит постоянное изменение системы, появление новых политических учреждений и формирование отношений, помимо этого, политическая жизнь обеспечивается действиями, направленными на поддержание созданных отношений, через культурные, правовые, идеологические предписания.
  3. Действия, направленные на разработку и принятие политических решений, определение целей и задач, а также путей их достижения., выбор средств для эффективности выполнения задач.

Считаясь 3 компонента обеспечивают постоянство политической жизни и её отношений, постоянное изменение и динамику.

Экстремальные виды политического процесса разделяются по социальным характеристикам, уровню интенсивности, длительности по времени, уровню достигнутого, организованности мероприятий, которые заинтересуют участников действий:

Восстание

– мероприятие, которое имеет высокий уровень организованности, где руководители восстания определяют и назначают цели и задачи. Цели выражаются в социальных установках, листовках, лозунгах.

Бунт

– характеризуется массовостью, интенсивностью действий, имеет большое количество участников и ограничено по времени существования. Бунты появляется в качестве реакции на какие-либо проблемы и причины, ноющие экстраординарные действия правительственных органов.

Мятеж

– по свойствам имеет схожесть с бунтом, но ключевая отличительная черта – меньшее количество участников. Мятеж возникает с спланированных условиях, чаще всего носящий вооруженный характер, где ключевым звеном представлена армия.

Путч

– вооруженные действия, не находящие поддержки в массах, идеях, ценностях.

Основные компоненты политического процесса: деятельность социальных и политических институтов, которые представлены государством, правоохранительными органами, организациями и т.д.; действия, носящие как спланированный, так и стихийный характер, т.е. регулируются органами власти и стихийными акциями со стороны социальных групп.

Политическое решение – действия, имеющие спланированные цели, задачи, методы достижения запланированного, осуществимо в форме коллективного или индивидуального процесса, связанное с реализацией власти.

Функции политического процесса:

  1. Координация – действия людей, направленные в определённом характере, способные изменяться при необходимости.

 

  1. Корреляция – изменения в проводимой программе, связанные с появлением некоторых обстоятельств, затрудняющих или облегчающих достижение цели.

 

  1. Программирование – выбор наилучшего метода достижения цели, поиск рационального способа.

 

Планирование политического процесса

  1. Согласованность действий и задач между политическими силами и институтами.
  2. Информированность участников действий о программе мероприятия.
  3. Создание оценочного листа на той или иной территории проведения политического процесса, куда входят доминанты, противоречия, интересы.
  4. Принятие решений о формировании общего настроя участников, который создаст условия для достижения намеченных целей и задач.

Политический порядок – совокупность действий, направленных на функционирование системы общества.