ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 5.doc

Урок ___   ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

Общие цели: охарактеризовать политический кризис сен­тября-октября 1993 г.; определить значение Конституции Рос­сийской Федерации 1993 г.; охарактеризовать политические пар­тии и движения Российской Федерации.

Вспомогательные цели: рассказать о начальном этапе пе­риода становления политических партий в России; с опорой на материал § 44 назвать причины, сущность и последствия собы­тий осени 1993 г.; определить историческое значение Конститу­ции РФ.

Дополнительные цели: проанализировать события осени 1993 г., установить причины конфронтации между исполни­тельной и законодательной ветвями власти; проанализировать итоги выборов 1993 г.; оценить Конституцию РФ 1993 г.

Основные понятия и термины: импичмент, конституцион­ный кризис, референдум, правовое государство, разделение вла­стей, президентская республика, парламентская республика, парламентская демократия.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Часть обучающихся представляет выполнение домашнего задания (§ 43). Остальные обучающиеся выполняют письмен­ную работу:

I вариант.

1) Какие цели преследовала политика реформ, проводимая правительством Е.Т. Гайдара?

2)     Объясните причины, сущность и основные последствия дефолта 1998 г.

II вариант.

1)     Почему В. С. Черномырдин вернулся к государственному регулированию экономики и протекционистской политике?

2)    Каковы итоги экономических реформ в России?

III вариант

Тест: (9 вопросов)

И. Изучение нового материала.

План

1.    Становление политических партий: начальный этап.

2.   Политический и конституционный кризис 1993 г. З.На грани гражданской войны.

 

4.    Новая Конституция России.

5.    Итоги выборов 1993 г.

1. Становление политических партий: начальный этап.

Учитель обращает внимание обучающихся на главную особенность общественной жизни страны в начале 1990-х гг. -отсутствие массовых политических партий, так как они находи­лись на этапе формирования:

    существовали немногочисленные политические группы, которые возглавлялись яркими лидерами;

    в Верховном Совете РСФСР они создали фракции и союзы.

Задание обучающимся: самостоятельно познако­миться с § 44 (с. 419 -420) нарисоставать таблицу «Станов­ление политических партий».

Время создания     Название            Лидеры                                      взгляды

2. Политический и конституционный кризис 1993 г.

Вопросы для беседы или обсуждения:

-   Определите, в чем состояла суть противостояния в «верхах».

-   Порассуждайте, почему Верховный Совет народных депу­татов РФ не мог одобрить проект новой Конституции.

-   Установите причинно-следственные связи между проведе­нием экономической реформы и политической активностью консерваторов.

-   Установите этапы противостояния исполнительной и зако­нодательной ветвей власти.

3. На грани гражданской войны.

21  сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин обнародовал Указ «О по­этапной конституционной реформе и роспуске Верховного Со­вета (Указ № 1400)».

Задание обучающимся: познакомиться с фрагмен­том из Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. (см. § 44, «Документальный материал» - с. 424) и ответьте на вопросы.

Задание обучающимся: проанализировать события осени 1993 г. и записать в тетрадь:

-    Причины конфронтации между исполнительной и законо­дательной ветвями власти.

-    Сущность событий.

-    Последствия.

4. Новая Конституция России.

Вопрос обучающимся: какие надежды связывало на­селение страны с новой Конституцией?

12 декабря 1993 г. состоялся референдум. 58, 4 % участвую­щих в нем одобрили президентский проект Конституции.

Российская Федерация провозглашалась президентской рес­публикой.

В Конституцию были включены положения о базовых пра­вах человека и гражданина. Утверждался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Задание обучающимся: прокомментировать схему «Органы государственной власти Российской Федерации в 1993 -1QQ7 гг»

5. Итоги выборов 1993 г.

Задание   обучающимся: слушая информацию учителя, сделать вывод об итогах выборов 1993 г.

Результаты выборов в Государственную Думу:

-   ЛДПР (либерально-демократическая партия) по партий­ным спискам набрано 23 % голосов;

партия «Выбор России» - почти 16 % голосов;

-    Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) -12 % голосов;

-    «Женщины России» - 8 % голосов;

-    Аграрная партия (АПР) - 8 % голосов;

-  партия «Яблоко» - 8 % голосов.
Остальные партии получили ниже 7 % голосов.

В апреле 1994 г. между большинством общественно-полити­ческих сил (кроме национально-патриотических) и Президентом РФ заключен договор об общественном согласии. Цель договора -сплочение общества на самом сложном этапе реформ.

III. Закрепление изученного материала.

-    Какие вопросы были вынесены на референдум в апреле 1993 г.?

-    Как изменилась система власти после октябрьского кризи­са 1993 г.?

Домашнее задание. § 45. Знать новые понятия, даты, собы­тия.

Напишите сочинение-рассуждение по теме (на вы­бор):

•   «Президент, правительство, парламент в середине и во второй половине 1990-х гг.».

•  «Особенности российской многопартийности 1990-х гг.».