"Полоролевое и нравственное воспитание младших школьников".

  • docx
  • 19.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Полоролевое и нравственное воспитание младших школьников.docx

Классный час с младшими школьниками на тему: «Наш класс моя семья. О взаимоотношениях мальчиков и девочек».

 

Цель: формирование и укрепление представления о полоролевом поведении мальчиков и девочек у младших школьников, в  том числе, через развитие нравственных аспектов личности.

Задачи:

- создание условий для осознания обучающихся своей гендерной роли;

- формирование у обучающихся позитивных установок по отношению к себе и друг другу;

- оказание помощи в регуляции поведения в рамках гендерной роди;

- развитие умения работать в группе;

- создание положительного эмоционального настроя.

 

Вступительное слово. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, тихонечко присаживайтесь. Представьте себе, что вы живете на планете «Фей и Рыцарей». Кто, по вашему мнению, будут феи в вашем классе, а кто - рыцари?

- Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Чем мальчики отличаются от девочек? Психолог передает мяч по рядам, а дети отвечают.

 

Упражнение «Чьи качества?»

Психолог: Сейчас я буду называть качества мальчиков, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.

* мальчики:  ловкий, смелый, сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный.

Психолог: А теперь я буду называть качества, свойственные девочкам, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.

* девочки: добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная.

 

Игра – разминка. Я буду задавать вопросы, а вы должны мне хором отвечать: «Это я, это все мои друзья». Только будьте внимательны, договорились? Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? Кто из вас своим трудом украшает класс и дом? Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором? Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки? Кто домашний свой урок выполняет точно в срок? Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру? Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

 

 Упражнение  «Угадай, кто это?» Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик и девочка.

Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки.

-Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.

-Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.

-Мне нравятся фильмы о войне.

-Я очень люблю лазить по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.

-Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.

-Я люблю делать с папой ремонт в квартире.

-Я люблю шить своим игрушкам платья.

 

Игра «Ладошки».

Психолог: а теперь девочки встают во внутренний круг спиной к центру, а мальчики во внешний лицом к девочкам.

Играем в ладошки, девочки протягивают мальчикам ладошки, а мальчики кладут свои руки на ладошки девочек. Девочки должны быстро хлопнуть по внешней стороне ладошек мальчиков, а мальчики – быстро убрать ладошки. Потом можно поменяться.

По моему хлопку, внешний круг вращается и переходит к другому участнику, игра продолжается до тех пор, пока все мальчики поиграют в ладошки со всеми девочками.

 

Шуточное стихотворение И.Гамазкова «Суровая дружба»

Я стукнул Мишку по плечу,

Что мне с ним интересно.

А он меня: «Привет, молчун!»

Слегка портфелем треснул.

А я ему —щелчок по лбу,

Что, мол, сегодня я приду.

Он сдачи дал поспешно.

Мол, приходи, конечно!

У Мишки видели синяк!

Так это верный дружбы знак!

А у меня — две шишки,

Подарочек от Мишки.

Мы не девчонки «Сю-сю-сю»,

Не ходим парой чинно.

Уж если дружим, так вовсю!

Сурово! Как мужчины!

Вопросы: - В чём проявлялась дружба двух мальчиков? 

- Настоящая ли это была дружба?

- Возможна ли дружба между мальчиками и девочками? Очень часто приходится наблюдать обиды, жалобы, вражду, агрессию как со стороны мальчиков, так и со стороны девочек.

Как вы думаете почему так происходит?

А может быть, ответственны обе стороны - просто не хотят понять друг друга?

Можно сказать, что девочки и мальчики - этот два разных мира. Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Ученые установили, что у них разный мозг, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

 

Беседа.
Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик ,наверное, хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.
Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод мультфильма «Цветик-семицветик», как девочку Женю мальчики не приняли играть, потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так, и девочки нисколько не уступают мальчикам.
— Скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить?
В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои Великой Отечественной войны. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость.

Игра «Вежливость». -А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливость». Разделимся на 2 команды, мальчики и девочки, выиграет та команда, которая скажет больше всего комплиментов.

-Отлично справились с этим заданием 2 команды.

 

Игра «Эстафета сочувствия». Играют девочки, ведь именно они способны к сочувствию и сопереживанию. Представьте себе, что один из наших мальчиков попал в трудную ситуацию – на улице проливной дождь, он бежал в школу и прямо у порога поскользнулся и упал в лужу. Такая неприятность может случиться c каждым, представьте, что пострадавший перед вами. Смотрите, как ему плохо! Он насквозь промок! В рюкзаке вода, книги и тетради тоже намокли. Сидит он на ступеньках школы, а мимо пробегают ученики, никто не обращает на него внимания. Как пригодится здесь доброе слово, простое участие!  Какими же словами выразить сочувствие?

 

Задание: нарисуйте портрет идеального мальчика и портрет идеальной девочки.

Какие человеческие качества ценят мальчики в девочках и девочки - в мальчиках? Портрет идеального мальчика составят девочки, а портрет идеальной девочки составят мальчики. Можете воспользоваться подсказкой.

·                Идеальный мальчик - ... (умный, добрый, благородный, вежливый, сильный, уважает девочек, защищает их, никого не дразнит, самостоятельный, независимый, не курит, не ругается матом, хорошо танцует, занимается спортом, играет на гитаре, вежливый, культурный и т. п.)

·                Идеальная девочка - ... (умная, добрая, аккуратная, воспитанная, культурная, красивая, со вкусом одевается, не строит из себя принцессу, скромная, умеет выслушать и посочувствовать, уважает других, нежная, романтичная, возвышенная, хорошо танцует, много знает, трудолюбивая, помогает маме и т. п.).

 

·                     Мальчики воспитывают в себе истинного мужчину, рыцаря, а девочки - истинную женщину, прекрасную и отзывчивую.

 

 

Беседа о нравственных качествах и ценностях, свойственных мальчикам и девочкам
Задание мальчикам: Что такое мужской характер? Какие качества характеризуют мужской характер? В чём ценность мужского характера?
Задание девочкам: Как вы думаете, какими качествами обладает обаятельная девочка? В чём ценность обаяния?
- Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана?

·                     Учебная информация (читают дети)

·                     -У Мальчиков и Девочек есть много похожих черт характера и главное – уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь нам учиться вместе много лет.
Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну».
Вывод: Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но  у нас много общего? Мы вместе учимся, вместе живем. Растем, радуемся, мечтаем. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.

Игра «Закончи предложение».

Весной венки из одуванчиков 
Плетут, конечно, только...

Болты, шурупы, шестеренки 
Найдешь в кармане у ...

Коньки на льду чертили стрелочки, 
Весь день в хоккей играли...

Болтали час без передышки 
В цветастых платьицах ...

При всех померяться силенкой 
Конечно, любят лишь...

 

 

·                     Физкультминутка: Пантомима «Как я помогаю маме».

·                     Каждый участник должен в течение двух минут с помощью жестов, движений и мимики показать смысловое значение слова, которое он вытянул. Остальным предстоит угадать, что изображает играющий. Они могут задавать ему дополнительные вопросы, на которые отвечать следует только мимикой и жестами.

·                     Действия могут быть такими: подметание пола, накрывание стола, чистка туфель, развешивание белья, мытье посуды и др.

·                     - Взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек. Сегодня в большинстве семей работают и мужчины и женщины, поэтому тяготы семейного очага делят пополам. Но есть вещи, которые изменить нельзя. Женщина всегда остаётся матерью, а мужчина – отцом. Это очень ответственные роли и к ним нужно готовиться с детства, воспитывая в себе ответственность и осознанность своих поступков.

 

 

У Эдуарда Успенского есть стихотворение, давайте послушаем.

 

Если был бы я девчонкой-

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки.

Сам начистил б картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

 

Заключительная часть. Сегодня мы говорили о девочках и мальчиках, о том, что они разные, что такими их создала природа. Хорошо, если мы научимся ценить и понимать это, не подражать другим, не переделывать их, а принимать такими, какие они есть. Еще мы учились сегодня выражать свои хорошие чувства. Оказывается, для этого нужно сказать такие простые слова! Ну, что есть различие между вами? Да, есть явное различие, от них никуда не денешься. Просто нужно научиться уважать и попытаться понимать мнение другого человека, противоположного пола.

На этом наше занятие окончено до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие составил педагог-психолог:                                                                      Рязанова Н.С.