ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, УЧЕТ ИХ В ВОСПИТАНИИ
Проблемы связанные с ранней половой активностью и беременность
ЦЕЛЬ
· познакомить родителей с. основными индивидуально-психологическими свойствами личности подростка.
· рассмотреть типичные заболевания, возникающие в результате неправильного воспитания, незнание и непонимание родителями возрастных особенностей подростков.
· познакомить с психолого-педагогической характеристикой «трудных» детей; какие ошибки в школьном, семейном воспитании делают подростков «трудными».
· Профилактика ранних половых связей и беременности
Форма проведения: лекция.
Подростковый возраст, отрочество. В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, и главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие не всегда и не во всем проистекает соразмерно. В частности, нередки нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы - рост сосудов отстает от роста сердца. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.
Средний школьный возраст в целом характеризуется возрастанием произвольности. Но нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных нравственных установок, идут вразрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно и проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением. Одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.
Одно из типичных явлений возраста - возникновение чувства любви. И родителям, и учителям не следует недооценивать силу этого чувства, тем более относиться к нему иронически. Кто из нас, взрослых, не наблюдал, как взрослеют наши дети, когда любовь вдруг «охватит» их. Попытки «взять себя в руки», скрыть свои переживания от чужих глаз ничего не дают. А вместе с тем само чувство настолько интимно, что невозможно рассказать о нем даже самому близкому человеку. Часто душевные муки наносят болезненный удар по самолюбию.
Девочки вступают в эту фазу первых увлечений раньше, чем мальчики, в 12-14 лет. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним.
Сегодня остро встает вопрос о нравственном воспитании наших детей. Часто, первая даже не любовь, а влюбленность, оборачивается большой бедой, ломает жизнь, делает наших детей несчастными.
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А,С. Макаренко. И здесь мы должны говорить о роли и ответственности взрослых в вопросах полово-нравственного воспитания. Как и любой другой аспект воспитания, нравственно- половое воспитание начинается с рождения.
Половое воспитание – это раскрытие вопросов, которые превращают нас в цельную человеческую личность.
За последнее десятилетие в стране резко изменилось сексуальное поведение молодых людей, возросла сексуальная активность подростков, порождающая комплекс проблем:
- нежелательная беременность;
- болезни, передающиеся половым путем, включая СПИД;
- половые преступления.
Раннее начало половой жизни, плохая осведомленность о методах и средствах контрацепции, недостаточное их использование приводят к росту абортов и родов у подростков в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости. Почти никто из молодых мам не состоял в браке, 5% абортов от общего числа прервынных беременностей приходится на 15- 16 летних!
Деторождение в раннем возрасте связано с высоким риском заболеваемости и смертности как матери, так и ребенка. Кроме того, юное материнство ограничивает возможности для получения образования и оказывает неблагоприятное влияние на социальное и культурное развитие подростка. Недостаточный уровень знаний подростков о последствиях ранних половых связей и отсутствие навыка отказа в критических ситуациях- основные причины этих обстоятельств, за которыми следует искалеченное здоровье, искалеченная жизнь не только девушки – подростка, но и её ребенка. Подростки, в силу своей психо-социальной уязвимости, не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации в стране и легко становятся жертвами своей безграмотности в вопросах ответственного поведения и безопасного секса.
Широкая пропаганда ЗОЖ, обучение навыкам ответственного поведения за свое здоровье, предоставление грамотной и доступной информации подросткам могут реально помочь в решении данной проблемы. Охрана здоровья начинается с информирования, но дети не должны получать информацию о вопросах пола на улице. Все начинается в семье. Практика показывает, что дети стесняются, не приучены заботиться о своём здоровье. Поэтому в семье надо выработать привычку быть здоровым.
Забота о репродуктивном здоровье начинается с рождения, с первого дня появления на свет. Все время самым внимательным образом нужно следить за состоянием детородных органов. Выделения, различные высыпания и иные поражения кожи и слизистых могут сигнализировать о воспалительном процессе, причиной которому может быть не только инфекция, но и развивающийся диабет. Родители должны помнить, что отступление от требований гигиены могут обернуться серьёзными неприятностями для ребенка.
Мама должна рассказать дочери о возрастных физиологических изменениях в её организме и научить ухаживать за своим телом, пользоваться средствами гигиены. Каждая девочка должна знать, что с появлением первой менструации она уже может забеременеть, причем даже при однократном половом контакте. Физиологически ранняя беременность возможна даже при безобидных, на первый взгляд, занятиях петтингом. Маме также следует пояснить своей дочери, что созревание яйцеклетки никак не говорит о том, что юная девочка, её организм готов к активной взрослой жизни и родам.
Разъяснительная работа с подростками не должна превратиться в нудные назидательные беседы, подросшие дети должны осознавать, что, вступая во взрослую жизнь, они должны будут научиться принимать решения совсем другого уровня. Совершая то или иное действие, ребенок должен отвечать за последствия. Ранняя беременность тоже может быть выбором подростка, но он должен быть осознанным. Так, начавшая половую жизнь девочка, должна отчетливо понимать, что у нее возможно наступление беременности. Насколько она к этому готова? Хочет ли выносить и родить ребенка? Естественно, все эти вопросы должны быть решены еще до наступления близости. Если девочка не готова к ранней беременности, ей необходимо позаботиться контрацепции. Тут на помощь должны прийти родители, обеспечив своего ребенка разнообразной и полной информацией по этому серьёзному вопросу. Очень важным также является посещение врача, девочке нужно с детства прививать бережное отношение к здоровью.
Безусловно, нельзя сказать, что ранняя беременность имеет только негативные последствия. Есть, конечно, и счастливые исключения, как, например, целеустремленная и не сломленная жизненными трудностями юная Катя Тихомирова из любимого многими фильма «Москва слезам не верит» в исполнении Веры Алентовой. Но много ли таких Кать среди нас? Все- таки, исключительными лучше быть в чем – то другом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.