Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
ПОЛОЖЕНИЕ МЕТАЛЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЕ. СТРОЕНИЕ ИХ АТОМОВ,
КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЕТОК.
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : положение металлов в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева. Типы химических связей;
металлическая связь. Типы кристаллических решеток; металлическая
кристаллическая решетка.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : характеризовать связь между составом, строением и свойствами
металлов.
Ц е л ь : сформировать у учащихся представление о зависимости физических
свойств металлов от типа их кристаллической решётки и особенностей строения
атома.
О б о р у д о в а н и е : образцы металлов, изделия из металлов, прибор для
изучения электропроводности веществ, модели металлических кристаллических
решёток.
Х о д у р о к а
I. Беседа.
Учитель просит учащихся перечислить, где и как используются изделия из
металлов. Подводит итог: без металлов невозможно существование современной
цивилизации.
II. Объяснение нового материала.
Простым веществам металлам соответствуют металлические и переходные
химические элементы. Их в периодической системе большинство: они
располагаются во всех побочных подгруппах, к ним относятся также лантаноиды
и актиноиды. В главных подгруппах металлы располагаются слева от диагонали
между В и At.
На внешнем энергетическом уровне у металлов находится до 3 электронов.
Если электронов больше 3, то у атома большой радиус. Это приводит к тому, что
электроны внешнего энергетического уровня легко отрываются. Поэтому вметаллической кристаллической решётке в узлах находятся атомы и катионы, а
между ними – свободные электроны, или «электронный газ».
Металлические кристаллические решетки могут иметь различную структуру:
– кубическая объемноцентрированная структура: атомы находятся в
вершинах и центре куба. Это самая неплотная упаковка у металлов, она
характерна для щелочных металлов (натрия, калия, лития), железа, хрома,
вольфрама;
– кубическая гранецентрированная структура: атомы находятся в вершинах и
центрах сторон куба. Это плотная упаковка, она характерна для меди, серебра,
золота, платины;
– гексагональная структура: атомы располагаются в углах правильных
шестиугольников. Это плотная упаковка, характерная для бериллия, магния,
цинка, осмия.
Именно «электронный газ» определяет общие физические свойства металлов:
металлический блеск, теплопроводность, электропроводность, ковкость и
пластичность.
Демонстрация образцов металлов и их электропроводности.
Металлы различаются цветом (так, например, алюминий – белый металл,
золото – желтый, медь – красный), температурами плавления (самый
легкоплавкий металл – ртуть, ее tпл = –39 °С; самый тугоплавкий – вольфрам, tпл
= +3410 °С), плотностью (один из самых легких металлов – литий, его плотность
0,539 г/см3; самый тяжелый металл – осмий, его плотность 22,61 г/см3),
твёрдостью (мягкие металлы: натрий, калий, цезий, легко режутся ножом;
твердый металл – хром, режет стекло), пластичностью (самая высокая
пластичность у золота: из 1 г золота можно вытянуть проволоку длиной 3 км;
наименее пластичен хром), электропроводностью (лучше всех проводит ток
серебро, хуже всех – ртуть, электропроводность серебра в 50 раз превышает
электропроводность ртути) и теплопроводностью (наиболее теплопроводно
серебро, его теплопроводность в 500 раз выше, чем у стекла; менее всех
теплопроводна ртуть). То есть обладая общими физическими свойствами,
металлы различаются степенью их проявления.
Домашнее задание: § 4 (читать), § 5, упр. 2, и § 6 упр. 1, 3, 4.