ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
администрации +1
5 кл—11 кл +1
25.02.2017
Педагогические работники ведут исследовательскую деятельность в соответствии с индивидуальными планами или планом реализации инновационного проекта. Индивидуальные планы исследовательской деятельности утверждаются научно-методическим советом. Педагогические работники периодически отчитываются о проделанной работе и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом на научно-практической конференции, педагогических чтениях, публикация статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий, дидактического материала и др.)Данную работу применяют по разным предметам школьной программы.
Дневник эксперимента.doc
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ,
ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСЩХ
РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
1. Общие положения.
1.1. Научноисследовательской, опытноэкспериментальной считается
деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и
практики образования, направленная на создание условий для эффективной
реализации социальнопедагогических инициатив, обеспечивающих
разностороннее, свободное и творческое развитие личности.
1.2. В научноисследовательской, опытноэкспериментальной работе
(НИР, ОЭР) принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и
экспериментальном режиме, профильных, общеобразовательных,
коррекционноразвивающих классах школы.
1.3. Научноисследовательская, опытноэкспериментальная работа
направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и
развития школьников, достижение положительных результатов практической
деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению
образованием, обновления его содержания, внедрения эффективных
технологий, использования новых учебнометодических комплексов,
повышения профессионализма и продуктивности деятельности
педагогических кадров, развития межличностных отношений, взаимодействия
всех участников учебновоспитательного процесса с учетом существующих
психологопедагогических и социальноэкономических аспектов
жизнедеятельности детей и подростков.
1.4. Педагогические работники ведут исследовательскую деятель
ность в соответствии с индивидуальными планами или планом реализации
инновационного проекта. Индивидуальные планы исследовательской
деятельности утверждаются научнометодическим советом.
Педагогические работники периодически отчитываются о проделанной работе
и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом
на научнопрактической конференции, педагогических чтениях, публикация
статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий,
дидактического материала и др.)
2. Организация работы.
2.1. Научноисследовательская, опытноэкспериментальная работа
осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах
{секции, лаборатории, творческие мастерские, временные объединения,
экспериментальные группы и др.).
2.2. Педагогиисследователи собираются на совещания {не реже двух
раз в год) для обсуждения хода и итогов работы, выступают с творческими
отчетами, организуют выставки, утверждают планы дальнейшей деятельности, участвуют в Дне науки в школе, научнопрактических конференциях разного
уровня.
2.3. Руководство научноисследовательской и опытно
экспериментальной работой осуществляет методический совет, в который
входят представители администрации, учителя, педагогпсихолог и
методисты ГИМНЦ (консультирование). Совет избирает из своего состава
председателя, заместителя и секретаря.
2.4. Методический совет рассматривает в течение одного месяца заявки
от учителей школы на участие в научноисследовательской, опытно
экспериментальной работе. Принимает решение в присутствии авторов о
целесообразности предлагаемых исследований; определяет статус школьной
экспериментальной площадки (ШЭП) на основании квалифицированной
экспертизы заявленной проблемы и степени готовности условий для ее
разработки с указанием (в случае необходимости) рекомендаций по
обеспечению эксперимента. Заключение экспертной комиссии является
основанием для приказа директора образовательного учреждения.
2.5. Заявка на организацию школьного эксперимента должна содержать:
• обоснование актуальности и значимости предлагаемого эксперимента
для развития образовательного учреждения;
• программу эксперимента, предусматривающую изучение
теоретических основ проблемы и ее реализации на практике;
• формулирование проблемы, определение темы, цели, задач
исследования, разработку исходной гипотезы, показателей и критериев
результативности работы, план проведения эксперимента, подбор
экспериментальной и контрольной групп испытуемых, выбор методов
исследования, создание необходимых условий работы, прогноз потерь и
компенсацию негативных явлений, проведение эксперимента, сбор и
обработку получаемых данных, оформление результатов исследования и
внедрение в практику.
2.6. Прекращение деятельности школьной экспериментальной пло
щадки в случае завершения эксперимента или получения негативных
результатов оформляется приказом директора образовательного учреждения
на основании заключения экспертной комиссии.
3. Содержание и формы НИР и ОЭР.
3.1. Выявление противоречий учебновоспитательного процесса, ран
жирование и исследование проблем в зависимости от практической
потребности и готовности школы к их разрешению.
3.2. Разработка и реализация целевых индивидуальных и авторских
программ, концепций, новых методик и технологий, стандартов
разноуровневого образования, эталонов оценочной деятельности,
разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда,
создание учебнометодического комплекса. 3.3. Структурирование учебных программ курсов на основе принципов
синхронизации и интеграции изучения материала.
3.4. Создание банка данных о наиболее эффективных педагогических и
методических системах, технологиях.
3.5. Сотрудничество педагогов, ученых, одаренных учащихся в научно
исследовательской работе.
3.6. Выполнение заказов на научноисследовательские разработки от
учреждений, научных организаций, управленческих структур.
3.7. Апробация научных проектов образовательных учреждений, учебно
методических материалов инновационного характера.
3.8. Осуществление информационнометодической и издательской
деятельности.
4.1.Педагогические работники, ведущие НИР и ОЭР, для фиксации
4.Документация и отчетность
результатов за ходом экспериментальной и исследовательской работы ведут
дневник наблюдения по следующим разделам:
• краткие сведения об участниках эксперимента;
• схема разработки программы эксперимента;
• дидактикоэмпирический инструментарий эксперимента;
• критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента;
• совет экспериментальной площадки;
• сведения об учащихся, участвовавших в эксперименте;
• параметры и факторы, в наибольшей степени исследованные в ходе
эксперимента;
• карта наблюдения личностного развития учащихся;
• карта оценки эмоционального комфорта учащихся на занятиях;
• карта успешности обучения учащихся;
• карта использования учителем различных методов и технологий при
организации учебной деятельности;
• карта педагогической компетентности;
• планирование сотрудничества учителя и учащегося в процессе,
организации учебной деятельности.
4.2.Не реже двух раз в год методический совет заслушивает педагогов о
результатах работы.
4.3.В конце каждого учебного года педагоги предоставляют отчет о
реализации программы экспериментальной и исследовательской работы в
форме доклада. Промежуточные отчеты могут быть представлены в форме
продуктов экспериментальной работы (программ, пакета нормативных
документов, методических рекомендаций и др.)
4.4.По итогам отчетов методсовет делает экспертное заключение
относительно значимости полученных результатов и возможных путей их
использования в массовой практике. Сегодня многие педагогические коллективы включились в эксперимент
по профильному обучению старшеклассников. Для фиксации результатов
наблюдений руководителей образовательных учреждений и учителей за ходом
эксперимента по ведущим направлениям организации профильного обучения
в старшей школе, предназначен дневник, который мы начинаем публиковать
на страницах "Практики". Работа с дневником позволит выявить особенности
формирования у учащихся тех или иных общеучебных умений и
компетентностей, необходимых для их дальнейшей социализации после
школы, правильно организовать подготовку школьников к поступлению в вуз;
осуществить своевременную коррекцию отставания по профильному
предмету. При систематической работе с дневником он поможет учителю
проверить правильность выбранной им педагогической стратегии
профильного обучения.
Дневник эксперимента
по введению профильного обучения в образовательном учреждении
Н.И. Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент Академии
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования.
Раздел № 1.
Краткие сведения об участниках эксперимента
Директор школы ___________________________________________
Научный руководитель эксперимента__________________________
Заместитель директора школы, ответственный за эксперимент ____
___________________________________________________________
Классы, участвующие в эксперименте, и их классные руководители
___________________________________________________________
Количество учащихся, участвующих в эксперименте______________
Профили, по которым проводится эксперимент, классы___________
___________________________________________________________ Профильные предметы _______________________________________
Сроки эксперимента _________________________________________
Статус эксперимента (районный, городской, региональный уровень)
___________________________________________________________
Раздел №2.
Схема разработки программы эксперимента
1. Обоснование темы эксперимента______________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Формулирование темы эксперимента
Тема эксперимента_____________________________________________
3. Определение объекта исследования.
Объект исследования ____________________________________________
4. Определение предмета исследования
Предмет исследования __________________________________________
5. Формулирование целей эксперимента
Цели эксперимента_____________________________________________
6. Определение задач эксперимента
Задачи эксперимента ___________________________________________
7. Формулирование гипотезы эксперимента
Гипотеза эксперимента __________________________________________
8. Определение критериев успешности экспериментальной работы (для
учащихся, для учителей)
Критерии успешности экспериментальной работы для учащихся
______________________________________________________________
Критерии успешности экспериментальной работы для учителей
______________________________________________________________
9. Определение критериев затрат времени
Критерии затрат времени________________________________________
10. Прогнозирование результатов эксперимента
Планируемые результаты эксперимента____________________________
11. Оценка возможных потерь, негативных последствий эксперимента
Негативные последствия эксперимента, возможные потери
_____________________________________________________________
12. Определение способов преодоления потерь и негативных
последствий эксперимента
Способы преодоления потерь и негативных последствий
эксперимента______________________________________________________
13. Определение участников программы
Участники программы___________________________________________
14. Уточнение сроков эксперимента Сроки эксперимента ____________________________________________
15. Определение этапов реализации программы и их промежуточных
результатов
Этап реализации программы______________________________________
Результаты этапа _______________________________________________
Этап реализации программы
Результаты этапа________________________________________________
Этап реализации программы______________________________________
Результаты этапа _______________________________________________
16. Организация работы с участниками эксперимента
17. Разработка учебнометодического обеспечения программы
18. Определение методик сбора и обработки экспериментальных данных
19. Проведение экспертизы программы эксперимента.
Раздел №3.
Дидактикоэмпирический инструментарий
эксперимента
Научнометодическое обеспечение эксперимента
• Программы базового и профильного уровней
• УМК по профильным предметам с разработанным к ним тематическим
планированием для профильного уровня
______________________________________________________________
• Научнометодическая литература
______________________________________________________________
• Комплекты дидактических материалов
Диагностический инструментарий
Эмпирические (основанные на опыте) методы диагностики:
• изучение литературы по содержанию эксперимента;
• опросы учащихся, учителей и родителей;
• педагогическое наблюдение;
• анализ школьной документации;
• опытнопоисковая работа по программе эксперимента;
• тесты для учащихся;
• диагностические и контрольные работы;
• рейтингование и др.
Теоретические методы:
• моделирование;
• сравнение;
• обобщение;
• абстрагирование;
• классификация;
• синтез; • систематизация;
• аналогия.
Формы представления результатов эксперимента:
• диагностический материал;
• справка о ходе эксперимента;
• методические разработки уроков;
• опорные конспекты;
• опубликованные статьи;
• дневник учителяэкспериментатора;
• экспертное заключение по результатам эксперимента.
Раздел № 4. Критерии оценки ожидаемых
результатов эксперимента
Критерии оценки ожидаемых результатов напрямую связаны с целями
эксперимента. Поэтому они должны определяться еще до начала опытно
экспериментальной работы. Критерии являются важнейшей и обязательной
частью программы эксперимента. Они зависят от содержания проверяемой
новации либо инновации. Положительно оценивается только тот эксперимент,
в котором ни по одному критерию не выявлена отрицательная динамика. К
примеру, перегрузка школьников в ущерб их здоровью не может быть
компенсирована высочайшими показателями обучения. Возможные критерии
результативности деятельности педагогов:
первый уровень: результаты работы учителя не изменились; второй
уровень: результаты работы учителя вышепрежних его достижений;
третий уровень: результаты работы учителя выше уровня его коллег;
четвертый уровень: результаты работы максимально эффективны для
данного класса в рамках профильного обучения.
Критерии результативности деятельности педа
гогов_____________
__________________________________________________________________
Возможные критерии и показатели оценки результатов деятельности
учащихся:
• соответствие знаний и умений учащихся требованиям профильного
уровня;
• уровни самостоятельности (работа под руководством учителя, работа
под Руководством одноклассника, самостоятельная работа в автономном
режиме) в сравнении с одноклассниками;
• уровни развития творческих способностей учащихся (репродуктивный,
частично продуктивный, продуктивный) в сравнении с одноклассниками;
• уровни коммуникативной деятельности учащихся (сотрудничество с
учителем, сотрудничество с одноклассником, сотрудничество с группой Одноклассников, сотрудничество в группе с учащимися других классов) в
сравнении с одноклассниками;
• мотивация (познавательная, социальная) в сравнении с
одноклассниками.
Критерии и показатели оценки результатов деятельности учащихся
Критерий__________________________________________________
Показатели критерия________________________________________
Критерий__________________________________________________
Показатели критерия________________________________________
Критерий _________________________________________________
Показатели критерия________________________________________
Примерные формулировки ожидаемых результатов
1. Осознание каждым участником программы значимости нового подхода
к организации учебного процесса в ходе профильного обучения.
2. Активное освоение и применение концептуальных основ профильного
обучения на основе принципа гуманизации в реализации инновационных
методик и технологий всеми участниками программы.
3. Осуществление педагогами школы целенаправленного отбора средств
гуманизации учебного процесса в профильном обучении с целью развития
творческих способностей учащихся.
4. Разработка методических рекомендаций по гуманизации процесса
профильного обучения, уточнение количественны* и качественных
показателей самостоятельности, развития творческих способностей,
коммуникативной деятельности старшеклассников. Данные показатели
свидетельствуют об уровне профессионализма учителя
экспериментатора.
5. Подготовка сборника дидактических материалов для учителей
профилей, по которым проводился эксперимент, для последующей
публикации.
Ожидаемые результаты_____________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
В последнее время все большую популярность приобретает такая
инновационная форма проведения различных мероприятий на муниципальном
уровне, как образовательный форум. Поэтому мы предлагаем познакомиться
с опытом проведения форума в рамках августовской педагогической
конференции.
Материалы по организации образовательного форума в рамках
августовской педагогической конференции
Материалы представила М.Ю. Сапожникова, заведующая отделом
информационнометодического обеспечения Костромского областного
института повышения квалификации работников образования
Положение о городском образовательном форуме «Основные
направления реализации муниципальной программы развития и
модернизации образования в г. Волгореченске Костромской области»
1. Образовательный форум представляет собой открытое педагогическое
мероприятие, которое включает в себя выставку педагогических достижений,
круглые столы, мастерклассы, конференции, семинары, консультации
специалистов по заявленной теме.
2. Учредителем форума является управление образованием
администрации г. Волгореченска.
3. Цели форума:
• оценка достижений и проблем в процессе реализации основных
направлений муниципальной программы развития и модернизации
образования г. Волгореченска;
• подготовка городской системы образования к участию в областном
форуме.
4. Задачи форума:
• демонстрация достижений в реализации основных направлений
муниципальной программы развития и модернизации образования г.
Волгореченска;
• обмен опытом управленческой, педагогической и методической работы
образовательных учреждений;
• выявление наиболее успешных, творчески работающих педагогических
коллективов, публичное признание их вклада а образовательную сферу го
рода;
• определение дальнейшей стратегии развития системы образования е
городе;
• выявление проблем в развитии городской системы образования.
5. Участниками форума могут стать все образовательные учреждения
города.
6. Форум проводится в рамках августовской педагогической
конференции.
7. Образовательные учреждения предоставляют на форум не более двух
стендов размером 100 х 70 см, программы компьютерной и видеопрезентации
продолжительностью не более 10 минут, печатную продукцию
образовательного учреждения.
8. Требования к содержанию выставочных стендов; • полное название образовательного учреждения, его эмблема (при
наличии);
• описание образовательных целей и» задач по представленному
направлению Деятельности;
• описания методической и научнометодической работы по
представленному направлению;
• основные наработки по заявленной проблеме (блоки. схемы,
диаграммы, фотографии);
• описания взаимодействия с окружающим coциyмoм для реализации
представленного направления (схемы, блоксхемы);
• полученные результаты;
• приложения: файловые папки с материалами, документально
подтверждающими проделанную работу по данному направлению.
Мы продолжаем публикацию дневника эксперимента по введению
профильного обучения в образовательном учреждении, начатую в четвертом
номере нашего журнала. Дневник предназначен для фиксации результатов
наблюдений научного руководителя, заместителя директора по научно
методической работе, ответственного за ход эксперимента в школе, для
учителейпредметников, классных руководителей, педагогапсихолога. Он
позволит более четко увидеть картину хода экспериментальной работы и
найти оптимальные пути решения ее задач.
Дневник эксперимента
по введению профильного
обучения в образовательном учреждении
Н.И. Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент Академии
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования
Раздел № 5. Совет экспериментальной площадки
Совет экспериментальной площадки создается с целью контроля
выполнения программы эксперимента и соответствующей координации
деятельности всех его участников. На заседаниях, проводимых регулярно,
совет:
• заслушивает отчеты о ходе эксперимента и вносит необходимые
коррективы в его организацию;
• разрабатывает формы экспертизы и оценки результативности
экспериментальной работы;
• отчитывается о реализации программы эксперимента перед органом,
контролирующим его ход. В состав совета входят: научный руководитель, директор
образовательного учреждения, заместитель директора по научно
методической работе, учителя, участвующие в эксперименте.
Список членов совета
№ Ф.И.О. членов совета
Должность члена совета
Раздел № 6. Сведения об учащихся профильных
классов
Ф.И.О.
родителей
№ Ф.И.О.
учащегося
Профиль
Место работы
родителей
Раздел №7. Состав профильных групп
Профиль:
№ Ф.И. учащегося
Примечания
Профиль:
№ Ф.И. учащегося
Профиль:
N Ф.И. учащегося
Примечания
Примечания
Раздел №8. Профильная характеристика класса
(группы) на начало учебного года
1. Причины выбора учащимися профиля
№ Ф.И.
учащегося
выбора профиля
Причины
2. Количество учащихся, определившихся с выбором
профессиональной направленности
3. Учащиеся, не определившиеся с выбором профессии
№ Ф.И. учащегося
Общее количество 4. Выбор учреждений среднего профессионального образования
(СПО)
№ Ф.И.
учащегося
Название учреждения среднего
профессионального образования
Общее количество
5. Выбор учреждений начального профессионального образования
(НПО)
№ Ф.И.
учащегося
Название учреждения начального
профессионального образования
Общее количество
6. Выбор вузов
№ Ф.И.
учащегося
Название вуза
Общее количество
7. Преобладающие профессии в выборе учащимися
Юноши_________________________________________
Девушки________________________________________
8.
Учащиеся, которые готовятся к поступлению на избранную
специальность самостоятельно
______________________________________________________________
Общее количество
9. Основные причины выбора данной формы подготовки к
поступлению на избранную специальность
_____________________________________________________________
10. Учащиеся, использующие различные формы подготовки для
продолжения образования:
Юноши______________________________________
Девушки____________________________________
Общее количество___________________________
11. Учащиеся, проявившие коммуникативные способности
Юноши______________________________________
Девушки_____________________________________
Общее количество:
12. Учащиеся, которые имели оценку «отлично» в основной школе по
профильным предметам № Ф.И.
учащегося
Предметы
13. Учащиеся, посещавшие различные кружки, факультативы и
другие формы организации познавательной активности во внеурочное
время по профилю обучения
№ Ф.И.
учащегос
я
Название кружка,
факультатива
14. Информация о победителях олимпиад (указать направленность)
разного уровня (указать)
15. Учащиеся, проявившие себя в общественной жизни класса,
школы, района и т.п.: _______________________________________
16. Учащиеся, проявляющие пассивность в учебных и социально
ориентированных видах деятельности_____________________________
_____________________________________________________________
17. Информация о состоянии здоровья учащихся
№ Ф.И.
учащегося
Наличие хронических заболеваний, нарушений речи,
осанки, зрения. Наличие инвалидности
Примечание 1. Профильная характеристика группы (класса) дает
общее представление о старшеклассниках, помогает определить уровень
их готовности к профильному обучению и направленность интересов
учащихся, изучить их мотивацию к учебе в старшей школе. Сведения о
здоровье помогут педагогу сориентироваться в формах и видах помощи
учащимся. Данный раздел заполняется классным руководителем.
Примечание 2. Данный раздел заполняется также в конце 10гo
класса, а затем в 11м классе по той же схеме.
Раздел № 9. Параметры и факторы, в наибольшей
степени исследованные в ходе эксперимента
Примерный перечень параметров и факторов
• компоненты педагогического процесса (цели, содержание, методы,
средства, включая состав педагогов);
• социальные характеристики объектов, демографические данные;
• традиционные характеристики педагогического процесса (мотивация,
успеваемость, посещаемость, дисциплина); • специфические предметнометодические показатели по профильным
дисциплинам (сформированность компетентностей, показатели успешности
освоения знаний, число ошибок и др.);
• качества личности и коллектива (социальная, предметная и
коммуникативная компетентности, специфика и уровень коммуникативных
умений и способностей, особенности психических процессов, другие
способности, влияющие на формирование сотрудничества и др.);
• условия педагогического процесса (квалификация учителей,
подготовленность и потребности учащихся, профили, учебный план,
расписание, элементы организации, материальное оснащение и др.);
• действия участников педагогического процесса (мероприятия, встречи,
собрания, беседы, официальные и неофициальные контакты и др.);
• отношения (мнения, оценки, точки зрения, суждения участников
эксперимента) к учебе, к труду, к окружающему миру;
• отношения между учащимися групп, класса;
• отношения между учителямипредметниками и учащимися;
• отношения между учащимися профильных классов и групп и
учащимися общеобразовательных классов.
Раздел № 10. Формирование компетентностей у
учащихся профильного уровня
Российская система образования, как и образовательные системы
развитых государств мира,
реализует компетентностный подход.
Компвтентностный подход — это обучение, рассматривающее в качестве
приоритета формирование у учащихся комплекса надпредметных,
универсальных общеучебных умений и способностей, позволяющих
реализовывать различные виды деятельности. Компетентностный подход
акцентирует внимание на результате образования, причем в его качестве
рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека
действовать в различных проблемных ситуациях на основе усвоенных знаний.
Таким образом, компетентностный подход предполагает, что результаты
образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Способности, как составной элемент компетентности, обнаруживаются
не в знаниях, умениях и навыках как таковых, а в динамике их приобретения.
Существенным показателем способностей в процессе их развития могут
служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения.
Следует различать термины «компетенция» и «компетентность». Под
термином «компетенция» понимается то, на что претендуют, или то, что
необходимо достичь. Термин «компетентность» определяет, что достиг из
желаемого или вмененного конкретный человек.
Таким образом,
компетентность есть мера освоения компетенции. Государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов на
формирование у учащихся всех ступеней средней
(полной)
общеобразовательной школы (начальная, основная и старшая ступени) основ
ных ключевых компетенций. Термин «ключевые компетентности» указывает
на то, что они являются «ключом», основой для других, более конкретных и
предметно ориентированных компетентностей. Предполагается, что они носят
надпрофессиональный характер и необходимы в любой области
деятельности. Не следует противопоставлять компетентности знаниям,
умениям и навыкам. Понятие «компетентность» шире понятий «знания»,
«умения» и «навыки», оно включает их в себя. Основной компетентностью,
которая формируется к концу старшей школы, является способность к
созданию собственного продукта, выполненного и представленного с
ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание ком
петентности может быть конкретизировано как:
• социальная компетентность — способность действовать в социуме с
учетом позиций других людей;
•
коммуникативная компетентность — способность вступать в
коммуникацию с целью быть понятым;
•
предметная компетентность — способность анализировать и
действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Предметная компетентность способствует применению учащимися
для решения проблем знаний, умений, навыков и способностей, формируемых
в рамках конкретного предмета.
Коммуникативная компетентность
обеспечивает:
• совершенствование умений и способностей общения в учебнонаучной,
социальнобытовой, социальнокультурной, официальноделовой сферах
общения;
• овладение формами речевого общения в процессе различных видов
деятельности;
• развитие умений и способностей работы с учебнонаучным текстом,
другими источниками информации;
• совершенствование умений интерпретации информации в соответствии
с самостоятельно найденным и заданным основаниями. Общение, которое
лежит в основе коммуникативной деятельности, предполагаем действия,
направленные на взаимодействие, совместную деятельность общающихся.
Социальная компетентность,
определяемая как совокупность знаний,
умений и способностей, необходимых Для социальной деятельности, и
личностных качеств, связанных со способностью делать выбор, брать на себя
ответственность, любить, найти призвание и веру, обеспечивает адаптацию
личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и
самоопределению. Образовательный процесс старшей школы, построенный
сообразно динамике и особенностям возрастногo развития, обеспечивает следующие результаты: старшеклассник понимает и осознает ценность об
разования;
• он обладает соответствующими компетентности ми;
• обладает определенным социальным опытом;
• умеет делать осознанный выбор (на уровне имеющейся у него
информации и опыта;
• несет ответственность за свой выбор.
Раздел №11. Карта сформированности предметной
компетентности у учащихся профильных групп
Шкала оценки:
выше нормы — 4;
норма — 3;
ниже нормы — 2;
слабая сформированное — 1
Профиль;
■
фам
илия
учащ
егося
Осмысление
цепи чтения
№
Общеучебные умения
Умения классификации
Группиров
ка
сведений
Сравн
ение
Соотнесение
рядов
информации
Аргументац
ия
Обоб
щение
Самоко
нтроль
Примечание. Карта заполняется ежемесячно для каждой
профильной группы учащихся отдельно каждым учителем. Затем она
анализируется научным руководителем, заместителем директора,
ответственным за эксперимент, и обсуждается с учителями.
Раздел № 12. Карта сформированности
коммуникативной компетентности у учащихся
профильных групп
Шкала оценки:
выше нормы — 4;
норма— 3;
ниже нормы— 2;
слабая сформированное — 1.
Профиль:
№Фамилия
учащегося
Умения сотрудничества
Культура
речи
Рефле
ксия Умение
рас
пределять
функции
внутри
группы
Способ
ность
доводить
общее дело
до конца
Умение
слушать
;
признава
ть
другое
мнение
Умение
определят
ь цель дея
тельности
и
алгоритм
ее
достижен
ия
Способ
ность к
публичн
ому
высту
плению
Само
оценка
и само
контро
ль
Способн
ость к
уче
бному и
делово
му
общению
(устная
и
письменн
ая
формы)
Примечание. Карта заполняется ежемесячно для каждой
профильной группы учащихся отдельно каждым учителем. Затем она
анализируется научным руководителем, заместителем директора,
ответственным за эксперимент, и обсуждается с учителями.
Раздел № 13. Карта сформированности социальной
компетентности у учащихся профильных групп
Шкала оценки:
выше нормы — 4;
норма — 3;
ниже нормы — 2;
слабая сформированность — 1.
Профиль:
Л
Фамилия
№
учащегося
Умения использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и в повседневной жизни
Умения
Сотрудничество
Организа
торские
Исполн
и
тельские
Продук
тивные
Творческ
ие
Равноправное
(со
сверстниками
)
Со
взрослым
и
Рефлекс
ия
Самоко
нтроль
Примечание. Карта заполняется ежемесячно для каждой
профильной группы учащихся отдельно каждым учителем. Затем она
анализируется научным руководителем, ответственным за эксперимент
заместителем директора и обсуждается с учителями.
Раздел № 14. Карта наблюдения личностного
развития учащихся Для более полного представления об эффективности организации
учебного процесса в профильных группах необходимо вести систематическое
наблюдение за продвижением учащихся в учебной деятельности,
своевременно выявляя их затруднения и отслеживая успехи. Эти данные
могут стать основой для создания программы индивидуальной образо
вательной траектории отдельного учащегося или базисом для
конструирования технологии индивидуальнодифференцированного обучения
на профильном уровне. В предлагаемых схемах наблюдения, оформленных в
виде таблиц, не предусмотрено отражение прохождения программного
материала по школьным предметам, поскольку учитель последовательно
отмечает в классном журнале темы и разделы, изученные на уроках.
Для выявления направленности личности существуют различные
психологические тесты, которые способствуют самоопределению учащихся и
развитию у них рефлексии. В них, как правило, выделяются три
направленности личности:
а) направленность на себя;
Критерии: высокий уровень притязаний и самооценки, ориентация
человека на прямое вознаграждение без учета специфики, качества и
результатов его деятельности, мнения окружающих его людей, агрессивность
в стремлении достичь статуса, склонность к соперничеству;
b) направленность на общение;
Критерии: стремление при любых условиях поддерживать хорошие
отношения с окружающими людьми (даже в ущерб качеству выполнения
работы), ориентация на социальную поддержку и одобрение, зависимость от
мнения группы.
c) направленность на деятельность или ее результат.
Критерии: заинтересованность в саморазвитии; способность к
самообразованию; готовность к преодолению трудностей и решению
проблемных ситуаций в процессе деятельности; ориентация на продуктивное
сотрудничество; способность отстаивать в интересах дела свое мнение;
способность прислушиваться к другому мнению; способность идти на компро
мисс во имя общего дела.
Безусловно, основной целью современного школьного педагога является
формирование активной, направленной на деятельность личности, которая
сможет после школы успешно продолжить свою социализацию.
A
Ф.И.
учащегося
№
Степень
выраженности
направленности
на себя
Степень
выраженности
направленности
на общение
Степень
выраженности
направленности
на деятельность
Примеча
ния
Примечание. Карта заполняется отдельно каждым учителем,
психологом в сентябре, декабре и в мае в 10х и 11х классах. Затем она подвергается анализу со стороны психолога, научного руководителя и
ответственного за проведение эксперимента.
Раздел № 15. Карта оценки эмоционального
комфорта учащихся класса на занятиях по профильным
предметам
Шкала оценки;
выше нормы — 4;
норма— 3;
ниже нормы— 2;
слабая сформированность— 1.
№Ф.И.О.
учащегося
Профильные предметы
Русский
язык
р
т
с
е
м
е
с
1
р
т
с
е
м
е
с
I
I
История
р
т
с
е
м
е
с
1
р
т
с
е
м
е
с
I
I
Английский
язык
Математи
ка
Информа
тика
Литерат
ура
р
т
с
е
м
е
с
1
р
т
с
е
м
е
с
I
I
р
т
с
е
м
е
с
1
р
т
с
е
м
е
с
/
/
р
т
с
е
м
е
с
1
р
т
с
е
м
е
с
I
I
р
т
с
е
м
е
с
1
р
т
с
е
м
е
с
I
I
Примечание. Форма "Карты» заполняется отдельно каждым
учителем и психологом.
Раздел № 16. Карта успешности обучения в
профильных группах в первом семестре
Шкала оценки:
выше нормы— 4;
норма — 3;
ниже нормы — 2;
слабая сформированность— 1.
Профиль:
№ Ф.И.
учащегося
Предметы
Примечание Карта заполняется по завершению семестра всеми
учителями профильных предметов. Аналогичным образом вносятся
результаты успешности во втором семестре 10го класса и в 11м классе. Раздел № 17. Карта использования учителем
различных методов и технологий при организации
учебной деятельности в профильных группах
Главными принципами организации учебной деятельности в рамках
профильного обучения являются:
1) обеспечение базового уровня образования;
2) реализация дифференцированного подхода к содержанию обучения;
3) переход к построению индивидуальных образовательных программ для
учащихся профильного уровня;
4) отказ от монолога как формы организации учебного процесса и
переход к диалоговым, активным и интерактивным способам организации
учебной деятельности старшеклассников;
5) реализация личностно ориентированного подхода.
№ Тема курса в
соответствии с
тематическим
планированием
Способы
мотиваци
и
учащихся
Планируем
ые виды
деятельнос
ти
Способы организации
учебной деятельности
(методы, приемы,
технологии)
Результат
ы
Примечание. Структурный состав учебной деятельности, впрочем,
как любой другой, включает три основных компонента: мотивационный,
содержательный и операционный. Условную "формулу" учебной
деятельности можно выразить следующим образом:
учебная деятельность потребность + мотив + цель (учебная
задача) + учебные действия + самоконтроль + самооценка +
результат.
Важно помнить, что от правильно подобранного способа организации
учебной деятельности учащихся во многом зависит результат освоения
нового материала.
Словарь
Метод обучения (or греческого слова metoctos — буквально «путь к
чемулибо») означает способ достижения цели, определенным образом
упорядоченную деятельность Методом обучения называют способ
упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых;
деятельности, направленной на решение задач1 образования, воспитания и
развития. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учеб
ного процесса, их составляющим элементом принято считать приемы
обучения, без сопутствующих методой деятельности невозможно реализовать
цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного
содержания учебного материала. Особенность методов обучения заключается,
прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебнопознаватель
ной деятельности учащихся. Педагогикой накоплен богатый набор методов обучения. Их
классифицируют на различные группы в зависимости от источников
восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комби
нируются в модели и системы обучения, позволяющие активизировать
познавательную деятельность учащихся Для этого используется весь набор
методов организации и осуществления учебной деятельности — словесные,
наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы,
индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной
работы.
Методика учебного предмета, курса
1) совокупность организационных форм и методов обучения,
соответствующих его целям и содержанию;
2) совокупность средств обучения, в т.ч. учебников, учебного
оборудования, технических средств обучения и т.п.;
3) совокупность требований к подготовке преподавателя по данному
предмету, курсу.
Педагогическая технология:
1) системная совокупность и порядок функционирования всех
личностных, инструментальных и методологических средств, используемых
для достижения педагогических целей (М.В. Кларин);
2) продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по
проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);
3) совокупность методов и соответствующих им педагогических приемов
и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание обучаемых;
4) запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический
процесс, гарантирующий достижений спроектированных образовательных
целей. Педагогическую технологию качественно реализует педагогическая
техника.
Педагогическая техника — это совокупность умений педагога, обес
печивающих реализацию разработанной Технологии.
Методы обучения
I группа — методы управления
II группа — методы
стимулирования
III группа — методы
контроля и самооценки
учебной деятельностью и
восприятия информации
I
подгруппа
1
По
источнику
передачи и
восприятия
информаци
и
II под
группа
2
По логи
ке
передач
и и
воспри
ятия
III под
группа
3
По
степени
самостоя
тельност
и
учащихс
IV под
группа
4
По степени
управлени
я учебной
деятельно
стью
I подгруппа
5
Методы
стимулирования
интереса к
учению
II
подгруппа
6
Методы
стимулиро
вания дол
га и
ответствен
ности
I подгруп
па
7
Методы
устного и
письменно
го
контроля и
самооценк
II
подгруппа
8
Методы
взаимного
контроля и
самооценки
III под
группа
9
Методы
лаборатор
нопрактич
еского
контроля и
самооценк и
и
Лаборатор
но
практичесс
кие
методы
контроля.
Контроль с
помощью
электрон
ных про
грамм
Убеждение
в ценности
образова
ния.
Предъяв
ление тре
бований.
Упражне
ния в вы
полнении
требова
ний.
Поощре
ние
и порица
ние
Взаимо
контроль в
парах; в
малых
группах;
эксперт
ная оценка;
рейтин
говая оцен
ка индиви
дуальных
выступле
ний уча
щихся;
само
оценка;
самокон
троль
Индиви
дуальная
работа,
опрос.
Фрон
тальная
работа,
опрос.
Пись
менныи и
устный за
четы, тес
тирование,
экзамены.
Монито
ринг
знаний
и умений с
помощью
компьюте
ра.
Само
контроль
инфор
мации
Индук
тивные
Дедук
тивные
я при
овладени
и
знаниями
Репро
дуктив
ные.
Проблем
но
поиско
вые
Словесные:
рассказ;
беседа;
лекция.
Наглядные:
иллюстра
ция;
демонст
рация,
(в т.ч. с ис
пользова
нием интер
нетресур
сов);
исполь
зование
цифровых
образова
тельных
объектов
(ЦОРов).
Практиче
ские:
опыты;
упражне
ния;
практи
ческие за
дания
Учебная
деятель
ность, ор
ганизован
ная и
управляе
мая учите
лем.
Самостоя
тельная
деятель
ность уча
щихся:
работа с
учебными
текстами;
творче
ская пись
менная
работа;
лабора
торная
работа;
выпол
нение
практиче
ских зада
ний
Интерактивные
методы:
деловые
учебные игры;
«мозговой
штурм»;
различные
виды дискуссий;
дебаты;
проблемные
ситуации;
развивающие
ситуации;
социально
правовые ситуа
ции;
работа в па
рах и группах
разнога состава
(в т.ч. перемен
ного состава);
проект;
педагогиче
ская
мастерская;
методы раз
вития критиче
ского
мышления;
использова
ние компьютера
и электронных
учебных
продуктов
• Способность к толерантности. • Знание, понимание и
Раздел № 18. Карта педагогической компетентности
Психол
огическая
компетентн
ость
умение использовать на практике положения, приемы, формы,
содержательные рекомендации социальной психологии и
психологии личности, в том числе возрастной психологии,
психологии творчества, психологии общения. • Стремление и
способность понять ребенка, почувствовать, когда ему трудно и
когда он нуждается в помощи. • Умение владеть собою,
сдерживать свои негативные эмоции и настроения, соблюдать пе
дагогический такт и нормы этики. Умение разрядить обстановку
шуткой. • Умение влиять на окружающих «собой» — нести заряд
бодрости, увлеченности и неиссякаемого познавательного интереса и энтузиазма
Педагог
ическая
компетентн
ость
Предме
тная
компетентн
ость
Методи
ческая
компетентн
ость
Общеку
льтурная
компетентн
ость
• Умение, способность и стремление извлекать в ходе
учебного процесса, вне его, во время досуга воспитывающие
моменты. • Умение без менторства и риторики создавать
ситуацию, когда выбор учащегося и слово учителя
взаимосогласуются и приносят обоюдно значимый результат. •
Осознанное восприятие и реализация современных подходов в
практике обучения. • Умение управлять коллективом класса. •
Создавать различные образовательные ситуации в процессе
учебной деятельности с целью активного применения знаний для
социализации старшеклассников
• Постоянное обновление и совершенствование знаний по
предмету и смежным дисциплинам, изучение научно
педагогической литературы и периодики. • Знание и осмысленное
восприятие новых подходов и актуальных вопросов, открытий в
данной и смежных науках
• Знание и применение современной дидактики, современных
способов передачи и переработки информации, методики
преподавания, образовательных технологий. • Поиск новых
творческих решений учебных ситуаций в условиях
дифференцированного обучения на профильном уровне старшей
школы
• Приверженность общекультурным и национальным
ценностям в их общепринятом понимании. • Стремление к
активному познанию. • Активная жизненная позиция; наличие
собственного мнения по вопросам профессиональной
деятельности, бытовой, культурнопросветительской,
политической и социально значимой направленности
Раздел № 19. Планирование сотрудничества учителя
и учащихся в процессе организации учебной
деятельности старшеклассников
планирование учебных занятий, на которых учитель выступает
организатором, помощником, инструктором; самостоятельной познавательной
деятельности учащихся, можно представить в виде таблицы. Ей предшествует
учебная задача, состоящая из двух частей. Учебная задача; 1) учащиеся должны научиться_________________________________
2) для этого они должны
освоить__________________________________________________________
Технология сотрудничества реализации учебной деятельности
старшеклассников (на базовом и профильном уровнях)
Время
Общая
цель
выполне
ний
сотрудн
ичества
работы
Деятельность
учителя, ее
содержание,
формы и
методы
Деятельность
учащихся, ее
содержание,
формы и
методы
Ожидаем
ые
учителе
м
результа
ты
Ожидае
мые
учащими
ся
результа
ты
Примечание. Таблицу целесообразно заполнять накануне
планируемого урока. При этом следует помнить, что она не может
стать схемой сотрудничества «на все времена".
Раздел № 20. Портфолио выпускника
«Портфолио» — это папка личных достижений учащегося. В
«портфолио" постепенно накапливаются все индивидуальные достижения
учащегося за определенный период времени. Таким образом, это
накопительная оценка достижений, публичный сертификат углубленной
подготовки а той или иной области, способ выражения практико
ориентированного подхода к обучению. Данное нововведение поможет
учащемуся оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их в
высшем учебном заведении. Введение профильного обучения, направленного
на усиление дифференциации и индивидуализации обучения, будет
способствовать превращению "портфолио" в определяющий фактор
формирования образовательного рейтинга учащегося.
«Портфолио» выпускника общеобразовательного учреждения
Спортивные
достижения
Социальные
достижения
Область
достижений
Познават
ельные
достижений
Дата и
место
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.