Настоящее Положение определяет структуру, порядок формирования и использования портфолио образовательных достижений учащихся в образовательном процессе .
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
нормативными правовыми документами федерального уровня:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ут-верждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ут-верждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897
правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами МОУ Тимшерская СОШ:
- Уставом МОУ Тимшерской СОШ;
- Основной образовательной программой начального общего образования, утверждённой приказом директора школы № 50 от 26.08.2015г.
- Основной образовательной программой основного общего образования, утверждённой приказом директора школы № 50 от 26.08.2015г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная организация
Утверждаю: __________________
Директор школы Н.А.Паршукова
Введено в действие приказом №59
от «12 » февраля 2018 года
Принято педсоветом. Протокол №7
от «12 » февраля 2018 года
Согласовано на общешкольном родительском комитете.
Протокол №4 от «05» февраля 2018 года
Согласовано на заседании совета старшеклассников
Протокол №5 от «05» февраля 2018 года
Положение о портфолио
индивидуальных достижений учащегося
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет структуру, порядок формирования и использования
портфолио образовательных достижений учащихся в образовательном процессе .
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
1.2.1. нормативными правовыми документами федерального уровня:
Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
г. № 373
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010г. № 1897
1.2.2. правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами МОУ Тимшерская
СОШ:
Уставом МОУ Тимшерской СОШ;
Основной образовательной программой начального общего образования, утверждённой приказом
директора школы № 50 от 26.08.2015г.
Основной образовательной программой основного общего образования, утверждённой приказом
директора школы № 50 от 26.08.2015г.
1.3. В соответствии с названными документами настоящее Положение рассматривает
Портфолио как:
форму и процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной
учебной, творческой, исследовательской, проектной, спортивной деятельности;
инструмент внутренней (внутришкольной) накопительной оценки планируемых результатов
образования;
форму осуществления социального партнёрства учащихся, их родителей (законных
представителей) и педагогов.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МОУ Тимшерская СОШ
(далее Школа) и устанавливает статус Портфолио учащегося как открытого документа,
предназначенного: для фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся
в период его обучения с 1 по 11 классы;
публичной демонстрации в условиях итоговой (по окончании уровня образования) аттестации,
промежуточной аттестации, и других, предусмотренных законодательством, случаях, требующих
демонстрации успешности учащихся;
1.5. Портфолио дополняет традиционные контрольнооценочные средства, позволяет учитывать
результаты, достигнутые обучающимися в разных видах деятельности:
учебной, творческой,
социальной, коммуникативной и других.
1.6. Портфолио учащегося – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих
роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является
составляющей рейтинга учащихся.
Портфолио является основанием для составления рейтингов учащихся начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования по итогам обучения на
соответствующем уровне образования.
На уровне начального общего образования важной задачей портфолио учащегося является
привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам
своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит
для сбора информации о динамике продвижения учащегося в учебной деятельности и позволяет
реально оценить готовность учащегося к обучению на уровне основной общего образования.
На уровне основного общего образования Портфолио служит для сбора информации об
образовательных достижениях учащегося в различных видах деятельности (учебнопознавательной,
трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной
активности учащихся, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных
качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
На уровне среднего общего образования Портфолио служит инструментом профилизации
обучения и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося, отражает результаты
индивидуальной образовательной активности,
воспитанности и
социализированности его личности.
1.7. Место хранения портфолио определяется по согласованию между учителем, учеником и его
родителями (законными представителями). В случае, если местом хранения портфолио избрана школа
(класс), ученику и его родителям (законным представителям) обеспечивается свободный доступ к
материалам портфолио и предоставляются гарантии сохранности портфолио и отсутствия
возможности несанкционированного доступа к материалам портфолио посторонних лиц.
степени развитости,
1.8. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся школы по различным
направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка учащегося, в
которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных
видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь
период его обучения в школе.
2. Цель и задачи портфолио
2.1. Портфолио выступает как средство поддержания высокой учебной мотивации школьников,
развития навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формирования
умения учиться;
2.2. Основными задачами формирования портфолио ученика являются:
сбор, систематизация, фиксация и оценка результатов учебных и внеучебных достижений
ученика в различных областях деятельности; информирование родителей (законных представителей) ученика о процессе его обучения и
достигнутых успехах, обеспечение деятельностного и заинтересованного участия родителей (законных
представителей) в образовательном процессе школы;
обеспечение преемственности в обучении и развитии школьника при переходе на другой
уровень образования.
3. Структура и основное содержание портфолио
3.1. Структура портфолио включает следующие основные разделы:
1. «Титульный лист», который содержит:
информацию о владельце Портфолио (фамилия, имя, отчество);
наименование учебного заведения;
фото ученика.
Возможное оформление отражено в Приложении № 1.
2. Раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его
любым способом. Здесь
могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его
автобиография, личные фотографии. Учащийся ежегодно проводит самоанализ собственных планов и
итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
Этот раздел может включать следующие подразделы:
Дата рождения ученика;
ФИО классного руководителя;
ФИО родителей;
Адрес проживания;
Класс.
Возможное оформление отражено в Приложении № 2.
Участие в жизни класса (Приложение № 3).
Участие в жизни школы (Приложение № 4).
3. Раздел «Моя учёба»
Успеваемость за год (Приложение № 5);
Техника чтения (Приложение № 6);
Диагностические работы (Приложение № 7).
4. Раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные
(документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет
дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного
образования, табели успеваемости, результаты тестирования.
Участие в олимпиадном движении (грамоты, благодарности, сертификаты, протоколы);
Участие в конкурсах (грамоты, благодарности, сертификаты, протоколы мероприятий);
Участие в соревнованиях (грамоты, благодарности, сертификаты, протоколы соревнований).
5.Раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ,
описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и
внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, различного
рода практик, спортивных и художественных достижений. Ведомости участия в различных видах
деятельности представлены в Приложении 8.
Проектная деятельность (грамоты, благодарности, сертификаты, протоколы конкурсов, по
желанию ученика вкладываются наиболее удачные работы);
Исследовательская деятельность (грамоты, благодарности, сертификаты, протоколы
конкурсов, по желанию ученика вкладываются наиболее удачные работы).3.2.По желанию ученика и его родителей (законных представителей) в индивидуальный
портфолио дополнительно могут быть включены и иные разделы.
3.3. Не допускается включение в портфолио материалов, содержащих сведения
конфиденциального характера, подпадающих под действие ФЗ «О персональных данных», материалов,
содержащих сведения и данные, подлежащие, согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО, исключительно
неперсонифицированному изучению и оцениванию; а также сведений, могущих представлять
потенциальную угрозу безопасности ученика в случае утраты портфолио или несанкционированного
доступа к портфолио посторонних лиц.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио формируется на период обучения с 1 по 11 классы.
4.2. Материалы портфолио пополняются и обновляются ежегодно по мере накопления.
4.3. При переходе ученика на новый уровень обучения (в том числе при переходе из дошкольной
ОО в школу) часть материалов портфолио, созданного во время обучения на предыдущем уровне, по
желанию ученика и его родителей (законных представителей) может быть включена в состав нового
портфолио.
4.4. Материалы портфолио подбираются и размещаются таким образом, чтобы они позволяли
демонстрировать индивидуальный прогресс (индивидуальную успешность) и достижения ученика в
различных областях школьной и внешкольной деятельности за определенный период обучения.
4.5. В раздел «Моя учёба» подраздел «Диагностические работы» в обязательном порядке
включаются материалы стартовой,
отражающие
индивидуальный прогресс (положительную динамику) в освоении учеником предметных и
универсальных учебных действий (метапредметных умений). Возможно включение выполненных
учеником рубежных (за четверть, полугодие, год) контрольных работ по предметам, входящим в
программу данного класса.
итоговой диагностики,
промежуточной,
4.6. Грамоты, благодарности, сертификаты и другие награды, полученные учеником за успехи в
том или ином виде деятельности (олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др.) размещаются в
соответствующем разделе портфолио по уровням (школьный, муниципальный, региональный,
федеральный, Всероссийский, международный) с целью наглядного отражения роста ученика.
4.7. Материалы портфолио помещаются в файловую папку с прозрачными вкладышами. По
желанию ученика и его родителей (законных представителей) возможно параллельное ведение
портфолио в электронном виде (электронный портфолио).
5. Права и обязанности участников образовательного процесса
при работе с материалами портфолио
5.1. В формировании портфолио участвуют ученик, классный руководитель, родители
(законные представители) ученика.
5.2. Ученик:
собирает материалы, ранжирует их, составляет перечень материалов, оформляет портфолио,
при необходимости обращается за помощью к классному руководителю и родителям;
готовит презентацию портфолио на конкурсы и другие мероприятия, если это необходимо по
условиям конкурса, самостоятельно (при необходимости – с помощью родителей и классного
руководителя) выбирая направление оценивания и материалы для публичной демонстрации.
5.3. Ученик имеет право:
на изъятие (замену, добавление) по своему усмотрению любого материала из раздела 4
«Портфолио документов» и раздела 5 «Портфолио работ» без согласования этих действий с классным
руководителем и родителями; на самостоятельное творческое, отражающее его личность и интересы, оформление
портфолио, включая такие его элементы, как титульный лист и листыразделители.
5.4. Классный руководитель:
разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, консультирует учеников и родителей
по вопросам работы с портфолио, помогает ранжировать представленные документы, помогает в
организации презентации портфолио, оформляет итоговые документы по оценке материалов
портфолио при аттестации ученика;
отвечает за своевременное пополнение ученического портфолио обязательными материалами;
рекомендует, какого типа материалы желательно включить в портфолио, исходя из специфики
задач обучения, общего и индивидуального развития школьников на данном этапе;
обеспечивает сохранность и конфиденциальность портфолио учащихся в случае, если местом
их хранения выбрана школа (класс).
5.5. Классный руководитель имеет право:
поощрять ученика за отдельные успехи, размещая соответствующую запись в портфолио
учащегося;
представлять любые материалы ученических портфолио (в неперсонифицированном виде) для
подтверждения собственной профессиональной квалификации в ходе аттестации, а также в других
случаях, требующих демонстрации профессиональных достижений, в том числе при участии в
профессиональных конкурсах, научнопрактических конференциях и т.п.;
использовать материалы (фрагменты материалов) ученических портфолио при подготовке и
публикации научнометодических статей, презентаций и т.п. при наличии письменного разрешения со
стороны родителей (законных представителей) учащихся.
5.6. Родители (законные представители) ученика:
оказывают необходимую помощь ученику в отборе и оформлении документов портфолио,
вместе с учеником анализируют его успехи, участвуют в презентации портфолио.
5.7. Родители (законные представители) ученика имеют право:
беспрепятственно знакомиться с материалами портфолио;
вносить предложения по организации работы школьников с портфолио;
принимать участие в оценке материалов портфолио при аттестации ученика.
6. Использование портфолио для оценки образовательных достижений
6.1. Материалы портфолио используются в ходе промежуточной и итоговой аттестации для
осуществления комплексной оценки предметных и метапредметных результатов, достигнутых
учеником; для подготовки характеристики образовательных достижений ученика по окончании
уровня обучения или при переводе в другое образовательное учреждение.
6.2. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по отдельным предметам
материалы портфолио служат дополнительным основанием для определения отметки в спорных
случаях. Материалы портфолио могут служить основанием только для повышения итоговой отметки;
отсутствие в портфолио какихлибо материалов, подтверждающих достижения ученика, не может
служить основанием для понижения итоговой отметки.
7.1. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным
7. Подведение итогов работы
руководителем.
7.2. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице
в Приложении 9.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную
итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Своднойитоговой ведомости» представлен в Приложении 10.
7.3. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг,
выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, школе. Победители
поощряются.Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Приложение № 1
Фотография ученика
Фамилия
Имя
Отчество
Начато: 2018
Окончено:п.Тимшер
Общие сведения
* оформление может быть дополнено;
Приложение № 2
Дата рождения: _______________________________________________________
Классный руководитель:
14 классы ___________________________________________________________
____________________________________________________________
59 классы ___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
1011классы ___________________________________________________________
____________________________________________________________
Мои родители:
Мама _______________________________________________________________
Папа ________________________________________________________________
Мой адрес:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Телефоны:
Домашний: ____________________________________________________________
Мамы: ________________________________________________________________
Папы: _________________________________________________________________
Ученика: _______________________________________________________________* оформление может быть дополнено;
Приложение № 3
Моё участие в жизни класса
Класс Должность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Моё участие в жизни школы
Приложение № 4
Класс
Должность
в детской организации «Радуга»
Должность в Совете старшеклассников
(самоуправление в школе)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11Ведомость отметок
Приложение № 5
Название предмета
2
3
4
5
6
класс
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
2526
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Техника чтения
Приложение № 6
I полугодие
Конец годаДиагностические работы
Приложение № 7
Класс
Предмет
Результат
УровеньВедомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№
Название
Предмет
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Приложение 8
№
Название
Участие в общественной жизни класса и школы:
Содержание
Результат
Уровень
Дата
Подпись
Достижения в системе внеурочной деятельности, дополнительного образования и
иных образовательных организациях:
№
Название
Сфера
учёбы
Организация
Результат
Дата
Подпись
Спортивные достижения:№
Название
Уровень
Результат
Дата
Подпись
№ Название
№
Название
Показатели
Учебная
деятельность
Олимпиады
Практики: трудовая, социальная, педагогическая:
Дата
Содержание
Результат
Организация
Подпись
Творческие работы, рефераты, проекты:
Область
знаний
Количество
Результат
страниц
Дата
Подпись
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио
Измерители
2 8 класс – средний балл годовых оценок
9 класс – результаты экзаменов и средний балл
аттестата
10 класс средний балл годовых оценок
11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата
Школьная:
Победитель
Призер
Участник
Муниципальная:
Победитель
Призер
Участник
Региональная:
Победитель
Призер
Участник
Приложение 9
Результат
балл
До 5
До 5
До 5
До 5
3
2
1
5
4
3
7
6
5Показатели
Измерители
Результат
балл
Всероссийская:
Победитель
Призёр
Участник
Международная:
Победитель и призёр
Школьные соревнования:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Региональные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Международные соревнования:
Победитель
призёр
Участие в кружках, секциях
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Региональные конкурсы, фестивали:
Победитель
Призёр
Участник
Участие
Призёр
Победитель
Организация и проведение мероприятия
Спортивные
достижения.
Дополнительное
образование.
Школьные
мероприятия,
практики
9
8
7
10
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
15
10
2
3
2
1
5
4
3
7
6
5
1
2
3
5Приложение 10
________________________________________________________________
Сводная итоговая ведомость.
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________
(полное название образовательной организации)
Класс_________
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Показатели
Балл
Учебная деятельность
Достижения в олимпиадах, конкурсах
Спортивные достижения
Дополнительное образование
Внеурочная деятельность
Участие в мероприятиях и практиках
ИТОГО:
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,
представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому
документу.
Дата.
Директор школы __________________________
Классный руководитель: __________________________