Получение кислорода и изучение его свойств

  • Лабораторные работы
  • pdf
  • 19.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная практическая работа по химии разработана для учащихся 8 класса. В содержании работы имеется цели обучения, критерии оценивания и дескрипторы, ход работы, а также вопросы дифференцированного типа. Материал можно использовать, как рабочий лист учащегося. При планировании уроков нет необходимости использовать материал полностью, можно частично выбрать только нужное. Все задания интересны и направлены на развитие практических и мыслительных навыков учащихся.Данную практическую работу можно использовать при разработки уроков или планировании экспериментов.
Иконка файла материала Практическая работа_Получение кислорода и изучение его свойств_(8кл).pdf

Раздел Водород. Кислород

Практическая работа  «Получение кислорода и изучение его свойств» Окислительные свойства кислорода и его применение

Цель работы: 

1)      Продолжить развитие навыков в работе по собиранию и распознаванию газов;

2)      Научить получать теоретические знания о свойствах кислорода через серию проведенных опытов.

3)      Изучить особенности реакции разложения пероксида водорода;

4)      Различать понятия «катализатор», «реагенты».

 

Цель обучения

Критерии оценивания

Дескрипторы

 

- знать

реакцию получения кислорода из перекиси водорода

-                     пишет наблюдения; - составляет уравнение реакции;

-                     понимает качественную реакцию на кислород; - делает вывод по увиденному опыту.

-                     пишет наблюдения с использованием химических терминов и фраз;

-                     составляет уравнение реакции с учетом коэффициентов и условий проведения реакции;

-                     пишет вывод по данному опыту.

- уметь получать кислород и изучать его свойства и применение

-                     имеет практические навыки в сборке оборудования; - получает кислород и проводит качественную реакцию;

-                     пишет наблюдения; - пишет уравнение реакции получения кислорода;

 

-                     проводит реакцию горения веществ в кислороде;

-                     описывает наблюдения; - составляет уравнения химических реакций; - формулирует вывод о проделанной работе;

-                     собирает прибор по получению газа кислорода по предложенному рисунку; - выполняет опыт по получению кислорода, как указано в ходе работы; - доказывает наличие собранного газа кислорода;

-                     использует химические термины на написании наблюдений;

-                     пишет уравнение реакции получения

кислорода с учетом коэффициентов;

 

-                     выполняет опыты по сгоранию серы, железа и угля;

-                     пишет наблюдения с использованием химических терминов;

-                     пишет уравнения реакций с учетом коэффициентов;

-                     пишет полный вывод о проделанной работе, используя химический язык и отражая сущность опытов.

 

Предметная лексика и терминология: реакция горения, выделение света/тепла, вспыхивание, окисление, тлеющая лучинка, разложение, изменение цвета, продукт реакции разложения, оксиды, шипение, разогревание смеси, выделение газа, изменение цвета раствора, катализатор, реагент, продукты, ускоритель, разложение.

Оборудование и реактивы: пробирка с газоотводной трубкой, асбестовая сетка, металлический штатив, химические стаканы на 50 мл (4 шт.), химическая ложечка для сжигания веществ, спички, сера, тонкая железная проволока, кусочки древесного угля, щипцы, 3% раствор пероксида водорода, перманганат калия (крист.).

ТБ: Все опыты следует проводить после проведения учителем инструктажа по технике безопасности. Опыты по сжиганию серы проводить в вытяжном шкафу!

 

Ход работы 

Получение кислорода из перманганата калия Задание 1: 

А) Соберите прибор, как показано на рисунке 3.

 

Рис.3 Прибор для получения кислорода из перманганата калия, методом вытеснения воздуха

В) Осуществите опыт.

Наблюдение: ……………………………………………………………………………………..

Уравнение химической реакции: ……………………………………………………………….

С) Проведите качественную реакцию на кислород. Возьмите тлеющую лучинку и внесите её в сосуд с кислородом.

Наблюдение: ……………………………………………………………………………………..

Задание 2: 

Установите пробирку в лапку штатива. Налейте в пробирку раствор перекиси водорода и добавьте совсем немного диоксида марганца (или несколько кристалликов марганцовки). Проведите качественную реакцию на кислород.

Попросите учащихся ответить на вопросы и выполнить задания:

1)      Какой тип реакции был продемонстрирован?

…………………………………………………………………………………………

2)      Чем являлся диоксид марганца в данной реакции?

…………………………………………………………………………………………

3)      Составьте уравнение реакции получения кислорода.

 

………………………………………………………………………………………….

4)      Что является качественной реакцией на кислород?

………………………………………………………………………………………….

5)      Напишите определение понятию «катализаторы»

 

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

6)      В организме человека перекись водорода вырабатывается клетками киллерами – это лейкоциты и гранулоциты. Введённая перекись водорода подвергается воздействию фермента каталазы, которая также расщепляет ее на атомарный (активный) кислород и воду. Как в биологии называют подобные реакции?

 

Взаимодействие угля, железа, серы с кислородом

Задание 3: Соберите четыре стакана кислорода (50 мл)/ или возьмите заранее собранные склянки у лаборанта.

А) Положите в ложечку для сжигания веществ кусочек древесного угля и раскалите его в пламени спиртовки. Затем ложечку с тлеющим углем внесите в стакан с кислородом.

Наблюдение: …………………………………………………………………………………….

Уравнение химической реакции: ………………………………………………………………

В) Сделайте из тонкой железной проволоки небольшую спираль и прикрепите к ней спичку. Держите проволоку щипцами. Подожгите спичку. Дайте ей разгореться и внесите в стакан с кислородом.

Наблюдение: …………………………………………………………………………………….

Уравнение химической реакции: ………………………………………………………………

С) Опыт проводить в вытяжном шкафу! В ложечку для сжигания веществ поместите немного порошка серы и подожгите её в пламени спиртовки. Проведите наблюдение горения серы в воздухе.

Затем горящую серу поместите в стакан с кислородом. 

Уравнение химической реакции: ………………………………………………………………

Как изменилось пламя? Почему?

…………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

Сформулируйте вывод о проделанной работе?

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Контрольные вопросы

1)      Как можно назвать реакции, протекающие с выделением тепла и света?

 

Ответ: 

 

2)      Напишите название реакции синтеза кислорода в природе.

 

Ответ: 

 

3)      Где используется кислород? Напишите не менее 5 областей применения.

 

1.  …………………………………………………………………………………………

 

2.  …………………………………………………………………………………………

 

3.  …………………………………………………………………………………………

 

4.  …………………………………………………………………………………………

 

5.  …………………………………………………………………………………………

 

4)      Каковы физические свойства кислорода? Допишите там, где это необходимо

 

5)      Что такое оксиды?

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

 

Рефлексия:

-  данная работа мне была понятна

-  мы смогли выполнить все опыты

-  теперь я знаю, как доказать наличие газа – кислорода

-  я понял способы получения кислорода