Раздел Водород. Кислород
Практическая работа «Получение кислорода и изучение его свойств» Окислительные свойства кислорода и его применение
Цель работы:
1) Продолжить развитие навыков в работе по собиранию и распознаванию газов;
2) Научить получать теоретические знания о свойствах кислорода через серию проведенных опытов.
3) Изучить особенности реакции разложения пероксида водорода;
4) Различать понятия «катализатор», «реагенты».
Цель обучения |
Критерии оценивания |
Дескрипторы
|
- знать реакцию получения кислорода из перекиси водорода |
- пишет наблюдения; - составляет уравнение реакции; - понимает качественную реакцию на кислород; - делает вывод по увиденному опыту. |
- пишет наблюдения с использованием химических терминов и фраз; - составляет уравнение реакции с учетом коэффициентов и условий проведения реакции; - пишет вывод по данному опыту. |
- уметь получать кислород и изучать его свойства и применение |
- имеет практические навыки в сборке оборудования; - получает кислород и проводит качественную реакцию; - пишет наблюдения; - пишет уравнение реакции получения кислорода;
- проводит реакцию горения веществ в кислороде; - описывает наблюдения; - составляет уравнения химических реакций; - формулирует вывод о проделанной работе; |
- собирает прибор по получению газа кислорода по предложенному рисунку; - выполняет опыт по получению кислорода, как указано в ходе работы; - доказывает наличие собранного газа кислорода; - использует химические термины на написании наблюдений; - пишет уравнение реакции получения кислорода с учетом коэффициентов;
- выполняет опыты по сгоранию серы, железа и угля; - пишет наблюдения с использованием химических терминов; - пишет уравнения реакций с учетом коэффициентов; - пишет полный вывод о проделанной работе, используя химический язык и отражая сущность опытов. |
Предметная лексика и терминология: реакция горения, выделение света/тепла, вспыхивание, окисление, тлеющая лучинка, разложение, изменение цвета, продукт реакции разложения, оксиды, шипение, разогревание смеси, выделение газа, изменение цвета раствора, катализатор, реагент, продукты, ускоритель, разложение.
Оборудование и реактивы: пробирка с газоотводной трубкой, асбестовая сетка, металлический штатив, химические стаканы на 50 мл (4 шт.), химическая ложечка для сжигания веществ, спички, сера, тонкая железная проволока, кусочки древесного угля, щипцы, 3% раствор пероксида водорода, перманганат калия (крист.).
ТБ: Все опыты следует проводить после проведения учителем инструктажа по технике безопасности. Опыты по сжиганию серы проводить в вытяжном шкафу!
Ход работы
Получение кислорода из перманганата калия Задание 1:
А) Соберите прибор, как показано на рисунке 3.
Рис.3 Прибор для получения кислорода из перманганата калия, методом вытеснения воздуха
В) Осуществите опыт.
Наблюдение: ……………………………………………………………………………………..
Уравнение химической реакции: ……………………………………………………………….
С) Проведите качественную реакцию на кислород. Возьмите тлеющую лучинку и внесите её в сосуд с кислородом.
Наблюдение: ……………………………………………………………………………………..
Задание 2:
Установите пробирку в лапку штатива. Налейте в пробирку раствор перекиси водорода и добавьте совсем немного диоксида марганца (или несколько кристалликов марганцовки). Проведите качественную реакцию на кислород.
Попросите учащихся ответить на вопросы и выполнить задания:
1) Какой тип реакции был продемонстрирован?
…………………………………………………………………………………………
2) Чем являлся диоксид марганца в данной реакции?
…………………………………………………………………………………………
3) Составьте уравнение реакции получения кислорода.
………………………………………………………………………………………….
4) Что является качественной реакцией на кислород?
………………………………………………………………………………………….
5) Напишите определение понятию «катализаторы»
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
6) В организме человека перекись водорода вырабатывается клетками киллерами – это лейкоциты и гранулоциты. Введённая перекись водорода подвергается воздействию фермента каталазы, которая также расщепляет ее на атомарный (активный) кислород и воду. Как в биологии называют подобные реакции?
Взаимодействие угля, железа, серы с кислородом
Задание 3: Соберите четыре стакана кислорода (50 мл)/ или возьмите заранее собранные склянки у лаборанта.
А) Положите в ложечку для сжигания веществ кусочек древесного угля и раскалите его в пламени спиртовки. Затем ложечку с тлеющим углем внесите в стакан с кислородом.
Наблюдение: …………………………………………………………………………………….
Уравнение химической реакции: ………………………………………………………………
В) Сделайте из тонкой железной проволоки небольшую спираль и прикрепите к ней спичку. Держите проволоку щипцами. Подожгите спичку. Дайте ей разгореться и внесите в стакан с кислородом.
Наблюдение: …………………………………………………………………………………….
Уравнение химической реакции: ………………………………………………………………
С) Опыт проводить в вытяжном шкафу! В ложечку для сжигания веществ поместите немного порошка серы и подожгите её в пламени спиртовки. Проведите наблюдение горения серы в воздухе.
Затем горящую серу поместите в стакан с кислородом.
Уравнение химической реакции: ………………………………………………………………
Как изменилось пламя? Почему?
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Сформулируйте вывод о проделанной работе?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Контрольные вопросы
1) Как можно назвать реакции, протекающие с выделением тепла и света?
Ответ:
2) Напишите название реакции синтеза кислорода в природе.
Ответ:
3) Где используется кислород? Напишите не менее 5 областей применения.
1. …………………………………………………………………………………………
2. …………………………………………………………………………………………
3. …………………………………………………………………………………………
4. …………………………………………………………………………………………
5. …………………………………………………………………………………………
4) Каковы физические свойства кислорода? Допишите там, где это необходимо
5) Что такое оксиды?
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Рефлексия:
- данная работа мне была понятна
- мы смогли выполнить все опыты
- теперь я знаю, как доказать наличие газа – кислорода
- я понял способы получения кислорода
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.