Мартукская средняя общеобразовательная школа№1
8 класс
Первоначаль
ные
химические
понятия
Учитель химии: Цимерман С.Р. Тема урока:ХИМИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Тип урока: игровой
Цель урока: повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные
эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект
учащихся дополнительными знаниями.
План игры
1. Приветствие команд.
2. Проспект эрудитов.
3. Проспект капитанов.
4. Кафе «Химикилирики».
5. Экспериментальный проспект.
6. Скульптурная галерея «Жертвы химических опытов».
7. Парк химических аттракционов.
8. Поле чудес.
9. Конкурс химических газет.
Жюри: 1. Ахметканова А.Е.
2.Абдулина Р.Б.
3.
ХОД ИГРЫ
1й ведущий.
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
2й ведущий.
Дым легкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что – вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
1й ведущий.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
2й ведущий.
Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.
1й ведущий. Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных,
что для непосвященных они кажутся чудесами.
2й ведущий. Секрет ее магии – знание химического ремесла. 1й ведущий. Сегодня – праздник посвящения в химики. Прежде чем получить это почетное
звание, вам придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и
умения оценят мастера – лучшие химики старших классов.
2й ведущий. Представляю вам наше уважаемое жюри.
1й ведущий. В конкурсе участвуют команды 8го «б» и 9го «Б» классов. Предоставляю им
слово для приветствия.
(Приветствия команд. Оцениваются в 3 балла.)
2й ведущий. Благодарим команды за приветствия и начинаем наш марафон.
1. Проспект эрудитов
• Разминка (10 баллов).
Каждой команде задаются вопросы, отвечает любой член команды после 3 секунд размышления.
1й ведущий (вопросы 1й команде).
1. То, из чего состоят тела… (Вещество.)
2. В центре атома находится… (Ядро.)
3. Наука о веществах и их превращениях – … (Химия.)
4. Определенный вид атомов – … (Элемент.)
5. Ученый, открывший закон сохранения массы веществ, – … (Ломоносов.)
6. Рождающий воду – … (Водород.)
7. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, – ... (Оксиды.)
8. Условная запись химической реакции – ... (Уравнение.)
9. Валентность атома водорода... (I.)
10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного элемента... (Простые.)
2й ведущий (вопросы 2й команде)
1. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества – ... (Атом.)
2. Разновидности атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу, – …
(Изотопы.)
3. В ядре атома находятся протоны и… (Нейтроны.)
4. Ученый, открывший закон постоянства состава, – ... (Пруст.)
5. Рождающий кислоты – … (Кислород.)
6. Свойство атомов элемента присоединять определенное число атомов других элементов – …
(Валентность.)
7. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле, – … (Индекс.)
8. Валентность атомов кислорода... (II.)
9. Явления, при которых образуются новые вещества... (Химические.)
10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов разных химических элементов…
(Сложные.)
• «Слоеный пирог» (6 баллов, по 2 за каждое уравнение; время – 1 мин)
1й ведущий. Сейчас мы проверим кулинарные способности наших участников. Кто быстрее и
по всем правилам химического искусства испечет слоеный пирог?
(Команды получают рисунки слоеного пирога, на каждом слое которого зашифровано уравнение.)
Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты.
1я к о м а н д а:
а) А1 + … = Al2S3;
б) … + О2 = СuО;
в) K + О2 = … .
2я к о м а н д а:
a) Na + …= Na2S;
б) …+ О2 = Al2О3;
в) Са + N2 = … .
• «Кто быстрее?» (10 баллов: 5 – определение валентности, 5 – названия веществ; время – 1 мин)
2й ведущий. Определить валентность элементов, назвать вещества.
1я к о м а н д а: Al2S3, P2O5, CrO3, NaBr, Ca3N2.
2я к о м а н д а: MgCl2, Cu2O, N2O5, Fe2S3, Na3N. 2. Проспект капитанов
Капитанам задают по 2 вопроса: на конкретные знания и на смекалку (6 баллов; время – 30 с на
каждый вопрос).
1й ведущий (1му капитану).
а) Какие явления называются физическими? Привести примеры. (По 1 баллу за каждый пример,
максимально 5 баллов.)
б) Что можно приготовить, но нельзя съесть? (1 балл.)
2й ведущий (2му капитану).
а) Какие явления называются химическими? Привести примеры. (По 1 баллу за каждый пример,
максимально 5 баллов.)
б) Сырой не едят и вареный выбрасывают? (1 балл.)
Выступление 9 б класса Юмористический номер
3. Кафе «Химикилирики»
1й ведущий. Поэтом можешь ты не быть, но, может, все же попытаться? За 1 минуту
сочините четверостишие, используя рифмы. (5 баллов.)
1я к о м а н д а: дом – бром, явление – объяснение.
2я к о м а н д а: свинец – птенец, штатив – факультатив.
4. Экспериментальный проспект
2й ведущий. А сейчас мы проверим ваши практические навыки. (5 баллов; время – 3 мин.)
1я к о м а н д а: собрать прибор для фильтрования и очистить воду от примесей речного песка.
2я к о м а н д а: собрать прибор для выпаривания и выделить из раствора поваренную соль.
Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните соответствующее правило техники
безопасности. (1 балл.)
Выступление 8 б класса Юмористический номер
5. Скульптурная галерея «Жертвы химических опытов»
1й ведущий. Изобразите памятники «Жертвы химических опытов» – домашнее задание.
(15 баллов, по 5 баллов максимально за каждую скульптуру.)
1я к о м а н д а: а) жертва взрыва; б) здесь пил... ; в) жертва щелочи.
2я к о м а н д а: а) жертва любопытства; б) жертва дегустации; в) жертва кислоты.
Карикатура на опыты с газами
в Королевском институте (начало XIX в.)
Ведущие (по очереди). Да, ужасная картина. Но этого не случится, если вы всегда будете
соблюдать правила выживания в химической лаборатории.
1) Если откупорили чтолибо – закупорьте.
2) Если включили – выключите. 3) Если разобрали – соберите.
4) Если не можете собрать – позовите умельца.
5) Если не разбирали – не вздумайте собирать.
6) Если пользуетесь чемлибо – держите в чистоте и порядке.
7) Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому, – спросите разрешения.
8) Если не можете чеголибо понять – почешите в затылке.
9) Если у вас чтото взорвалось – проверьте, остались ли вы живы.
10) Если не знаете, как это действует, – не трогайте.
11) Если не усвоили этих правил – не входите в лабораторию.
1й ведущий. Ваши испытания закончились. Пока жюри подводит итоги, мы с вами
отправимся на «поле чудес», где вы увидите, чему научились ваши старшие товарищи.
6я о с т а н о в к а. Домашние опыты
Домашнее задание. Проведение опытов при домашних условиях
2й ведущий. Для подведения итогов слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Жюри объявляет результаты по выполнению заданий марафона и конкурса газет.
1й ведущий. В сегодняшнем марафоне вы показали, что любите химию и имеете прочные
знания, а потому достойны почетного звания «Химик».
В заключение каждому участнику вручается специальный указ о присвоении звания «Химик» и
приз.
Получение водорода и изучение его свойств.
Получение водорода и изучение его свойств.
Получение водорода и изучение его свойств.
Получение водорода и изучение его свойств.
Получение водорода и изучение его свойств.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.