Полуоткрытые дебюты. Французская защита
Оценка 5

Полуоткрытые дебюты. Французская защита

Оценка 5
docx
08.04.2024
Полуоткрытые дебюты. Французская защита
Полуоткрытые дебюты. Французская защита. Занятие № 1..docx

 

МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

ПЛАН- КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

В ГРУППЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

             Составитель:

                                                         педагог дополнительного образования

                                               Штарк Константин Анатольевич

 

 

            

 

г. Моздок

январь, 2018 год

 

 

План-конспект открытого занятия по теме «Полуоткрытые дебюты. Французская защита. Занятие № 1»

1. Ф.И.О.: Штарк Константин Анатольевич

2. Место работы: МБУДО Моздокский Центр детского творчества

3. Должность: педагог дополнительного образования

4. Предмет: Шахматы

5. Год обучения: третий

6. Тема занятия: «Полуоткрытые дебюты. Французская защита. Занятие № 1»

7. Базовый учебник:
Суэтин А. С. «Французская защита». Издательство: Москва. «Физкультура и спорт», 1983 г., 208 стр.

8. Цель занятия: Развитие представления о полуоткрытых дебютах, знакомство с некоторыми основными вариантами Французской защиты, развитие нестандартного подхода и творческой активности.

9. Задачи:

- ОБУЧАЮЩАЯ- знакомство с тремя вариантами дебютов во Французской защите, изучение одной из ловушек, применяющейся в этом начале и знаменитой партии К. Шлехтер-П. Вольф (Вена, 1894);

- РАЗВИВАЮЩАЯ- развитие внимания, шахматной памяти, способности к специальному шахматному расчёту, нестандартному мышлению, способствующему проявлению творческого начала;

- ВОСПИТЫВАЮЩАЯ- воспитание внимательного отношения к новому материалу, дисциплинированности и трудолюбия, уважительного отношения к партнёру и истории шахмат.

ТИП ЗАНЯТИЯ- комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ- компьютер, с шахматной программой «Chess Titans», шахматные доски и шахматы, демонстрационная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

I Подготовительная часть:

- вход в класс, перекличка,

- подготовка шахматных досок- 5 мин.

II А. Дидактическое задание- 10 мин.

   Для перехода к новой теме ребятам предлагается самостоятельно выполнить, на демонстрационной доске, дидактическое задание: «Можно ли побить пешку?» - (Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала). В качестве задания приводится простая ловушка, применяемая белыми, если чёрные, играя один из вариантов Французской защиты, увлекаются атакой пешки на поле d4 и забывают о защите своего короля. При этом, дети узнают о том, что чёрными была разыграна (с ошибкой) именно Французская защита только после выполнения задания:

1. e4 e6 2. d4 d5 3. e5 c5 4. c3 Kc6 5. Kf3 Фb6 6. Cd3!? cd 7. cd

 

https://1.bp.blogspot.com/-8aa62ih6vxU/VHTg_QxYu1I/AAAAAAAAAg4/LR03u9s55sY/s1600/ftrap1.jpg

 

7. ... K:d4?? Правильно 7. ... Сd7 8. 0-0 К:d4 9. K:d4 Ф:d4 - за пожертвованную пешку у белых есть перевес в развитии и некоторая инициатива, но не более того. 8. K:d4 Ф:d4?? 9. Cb5+!

В. История возникновения Французской защиты и её некоторые основные варианты- 20 мин.

   Своё название дебют получил в честь шахматистов Франции, где в начале XIX века он приобрёл популярность. В партии по телеграфу ЛондонПариж, сыгранной в 1834 году, французские шахматисты применили за чёрных именно это начало и одержали победу, что ещё более способствовало утверждению за дебютом его нынешнего названия. Первые серьёзные исследования французской защиты принадлежат русскому шахматисту К. Янишу и были опубликованы в 1842 году. Впоследствии к этой защите обращались едва ли не все сильнейшие шахматисты мира. Французская защита была одним из излюбленных защитных оружий в руках чемпионов мира М. Ботвинника и Т. Петросяна. Прочно входила в дебютный репертуар З. ТаррашаА. НимцовичаА. РубинштейнаИ. БолеславскогоИ. БондаревскогоД. БронштейнаЛ. ПортишаВ. УльманаВ. Корчного и многих других. Из современных гроссмейстеров можно отметить Вячеслава ЭйнгорнаМихаила ГуревичаЕвгения ГлейзероваАлександра МорозевичаЕвгения БарееваТеймура РаджабоваГаты КамскогоЭмиля СутовскогоНикиты Витюгова и Рафаэля Ваганяна, которые с успехом применяют этот дебют в самых ответственных соревнованиях.

 

Варианты Французской защиты.

А. 1. e4 e6

     2. d4 d5

     3. e5 c5

       4. c3 Кc6

          5. Кf3 Фb6

          6. Сd3 Сd7

Б. 1. e4 e6

     2. d4 d5

          3. Кc3 Кf6

           4. Сg5 Сe7

         5. e5 Кd7

              6. С:e7 Ф:e7

      7. f4 a6

В. 1. e4 e6

     2. d4 d5

          3. Кc3 Сb4

    4. e5 c5

        5. a3 С:c3

        6. bc Кge7

 

 

III Изучение новой ловушки- 10 мин.

   Белые так увлеклись своей идеей разгромить весь королевский фланг чёрных ферзём, что полностью игнорировали их противодействие. Результат на доске:

1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Сb4 4. Кe2 (Чаще играют 4. e5 c5 5. a3, чёрные могут дальше продолжать 5. … cd или 5. … С:c3+. В обоих вариантах обоюдоострая игра). 4. … de 5. a3 С:c3+ 6. К:c3 Кc6 7. Фg4? (Правильно 7. Сb5 Кe7 8. 0-0 0-0).

http://levico.ru/wp-content/uploads/2018/06/10-6-300x298.jpg

7. … К:d4 8. Ф:g7?? (Грубая ошибка. Спасением от мата было 8. Ф:e4, оставаясь без пешки и отставая в развитии). 8. … К:c2+ 9. Крe2 Фd3#.

 

IV Изучение партии гроссмейстеров- 15 мин.

Знаменитая партия К. Шлехтер- П. Вольф, Вена, 1894:

1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Кf6 4. Сg5 Сe7 5. Сxf6 Сxf6 6. Кf3 O-O 7. e5 Сe7 8. Сd3 Сd7 9. h4 f6?! 10. Кg5 fxg5? 11. Сxh7+ Крxh7 12. hxg5+ Крg8 13. Лh8+ Крf7 14. Фh5+ g6 15. Фh7+ - чёрные сдались.

V Игры детей в группе- 20 мин.

Обучающиеся играют друг с другом, некоторые, по очереди, играют с компьютерной программой «Chess Titans» (4-й уровень сложности). Педагог периодически предлагает играющим самостоятельно оценить позицию, задавая вопросы о слабостях на досках (собственных и у соперника), словесно поощряет за правильные действия на доске.

VI Итоги занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

План-конспект открытого занятия по теме «

План-конспект открытого занятия по теме «

II А. Дидактическое задание- 10 мин

II А. Дидактическое задание- 10 мин

З. Тарраша , А. Нимцовича ,

З. Тарраша , А. Нимцовича ,

К:d4 8. Ф:g7?? (Грубая ошибка

К:d4 8. Ф:g7?? (Грубая ошибка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024