МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПЛАН- КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В ГРУППЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Составитель:
педагог дополнительного образования
Штарк Константин Анатольевич
г. Моздок
январь, 2018 год
План-конспект открытого занятия по теме «Полуоткрытые дебюты. Французская защита. Занятие № 1»
1. Ф.И.О.: Штарк Константин Анатольевич
2. Место работы: МБУДО Моздокский Центр детского творчества
3. Должность: педагог дополнительного образования
4. Предмет: Шахматы
5. Год обучения: третий
6. Тема занятия: «Полуоткрытые дебюты. Французская защита. Занятие № 1»
7. Базовый
учебник:
Суэтин А. С. «Французская защита». Издательство: Москва.
«Физкультура и спорт», 1983 г., 208 стр.
8. Цель занятия: Развитие представления о полуоткрытых дебютах, знакомство с некоторыми основными вариантами Французской защиты, развитие нестандартного подхода и творческой активности.
9. Задачи:
- ОБУЧАЮЩАЯ- знакомство с тремя вариантами дебютов во Французской защите, изучение одной из ловушек, применяющейся в этом начале и знаменитой партии К. Шлехтер-П. Вольф (Вена, 1894);
- РАЗВИВАЮЩАЯ- развитие внимания, шахматной памяти, способности к специальному шахматному расчёту, нестандартному мышлению, способствующему проявлению творческого начала;
- ВОСПИТЫВАЮЩАЯ- воспитание внимательного отношения к новому материалу, дисциплинированности и трудолюбия, уважительного отношения к партнёру и истории шахмат.
ТИП ЗАНЯТИЯ- комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ- компьютер, с шахматной программой «Chess Titans», шахматные доски и шахматы, демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I Подготовительная часть:
- вход в класс, перекличка,
- подготовка шахматных досок- 5 мин.
II А. Дидактическое задание- 10 мин.
Для перехода к новой теме ребятам предлагается самостоятельно выполнить, на демонстрационной доске, дидактическое задание: «Можно ли побить пешку?» - (Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала). В качестве задания приводится простая ловушка, применяемая белыми, если чёрные, играя один из вариантов Французской защиты, увлекаются атакой пешки на поле d4 и забывают о защите своего короля. При этом, дети узнают о том, что чёрными была разыграна (с ошибкой) именно Французская защита только после выполнения задания:
1. e4 e6 2. d4 d5 3. e5 c5 4. c3 Kc6 5. Kf3 Фb6 6. Cd3!? cd 7. cd
7. ... K:d4?? Правильно 7. ... Сd7 8. 0-0 К:d4 9. K:d4 Ф:d4 - за пожертвованную пешку у белых есть перевес в развитии и некоторая инициатива, но не более того. 8. K:d4 Ф:d4?? 9. Cb5+!
В. История возникновения Французской защиты и её некоторые основные варианты- 20 мин.
Своё название дебют получил в честь шахматистов Франции, где в начале XIX века он приобрёл популярность. В партии по телеграфу Лондон- Париж, сыгранной в 1834 году, французские шахматисты применили за чёрных именно это начало и одержали победу, что ещё более способствовало утверждению за дебютом его нынешнего названия. Первые серьёзные исследования французской защиты принадлежат русскому шахматисту К. Янишу и были опубликованы в 1842 году. Впоследствии к этой защите обращались едва ли не все сильнейшие шахматисты мира. Французская защита была одним из излюбленных защитных оружий в руках чемпионов мира М. Ботвинника и Т. Петросяна. Прочно входила в дебютный репертуар З. Тарраша, А. Нимцовича, А. Рубинштейна, И. Болеславского, И. Бондаревского, Д. Бронштейна, Л. Портиша, В. Ульмана, В. Корчного и многих других. Из современных гроссмейстеров можно отметить Вячеслава Эйнгорна, Михаила Гуревича, Евгения Глейзерова, Александра Морозевича, Евгения Бареева, Теймура Раджабова, Гаты Камского, Эмиля Сутовского, Никиты Витюгова и Рафаэля Ваганяна, которые с успехом применяют этот дебют в самых ответственных соревнованиях.
Варианты Французской защиты.
А. 1. e4 e6 2. d4 d5 3. e5 c5 4. c3 Кc6 5. Кf3 Фb6 6. Сd3 Сd7 |
Б. 1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Кf6 4. Сg5 Сe7 5. e5 Кd7 6. С:e7 Ф:e7 7. f4 a6 |
В. 1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Сb4 4. e5 c5 5. a3 С:c3 6. bc Кge7
|
III Изучение новой ловушки- 10 мин.
Белые так увлеклись своей идеей разгромить весь королевский фланг чёрных ферзём, что полностью игнорировали их противодействие. Результат на доске:
1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Сb4 4. Кe2 (Чаще играют 4. e5 c5 5. a3, чёрные могут дальше продолжать 5. … cd или 5. … С:c3+. В обоих вариантах обоюдоострая игра). 4. … de 5. a3 С:c3+ 6. К:c3 Кc6 7. Фg4? (Правильно 7. Сb5 Кe7 8. 0-0 0-0).
7. … К:d4 8. Ф:g7?? (Грубая ошибка. Спасением от мата было 8. Ф:e4, оставаясь без пешки и отставая в развитии). 8. … К:c2+ 9. Крe2 Фd3#.
IV Изучение партии гроссмейстеров- 15 мин.
Знаменитая партия К. Шлехтер- П. Вольф, Вена, 1894:
1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Кf6 4. Сg5 Сe7 5. Сxf6 Сxf6 6. Кf3 O-O 7. e5 Сe7 8. Сd3 Сd7 9. h4 f6?! 10. Кg5 fxg5? 11. Сxh7+ Крxh7 12. hxg5+ Крg8 13. Лh8+ Крf7 14. Фh5+ g6 15. Фh7+ - чёрные сдались.
V Игры детей в группе- 20 мин.
Обучающиеся играют друг с другом, некоторые, по очереди, играют с компьютерной программой «Chess Titans» (4-й уровень сложности). Педагог периодически предлагает играющим самостоятельно оценить позицию, задавая вопросы о слабостях на досках (собственных и у соперника), словесно поощряет за правильные действия на доске.
VI Итоги занятия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.