Польязычье веление времени
Оценка 4.7

Польязычье веление времени

Оценка 4.7
docx
05.02.2020
Польязычье веление времени
Польязычие требование времени..docx

 

Темиргалиев М.Т. преподаватель истории Казахстана ЕКИТИ  

 

полиязычие как средство  формирования поликультурной личности в Республике Казахстан

 

Известно, что только то государство может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования.

Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным. Таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года говорится о том, что «все выпускники современной школы должны качественно владеть иностранными языками»[1]. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках – это, безусловно, значительный шаг в реализации поставленных задач.  Обучение на трёх языках, и, как следствие, владение ими практически в совершенстве, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов

Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Поэтому изучение языка как одного из главных индикаторов адаптации человека к новым социально-политическим и социально-культурным реалиям становится в настоящее время актуальной научно-теоретической и научно-практической задачей. Кроме того, объективно возникла необходимость по-новому осмыслить сложившиеся в период независимости традиционные концепции языковой политики и языковой ситуации.

 В этих условиях актуализируется проблема становления и развития полиязычного образования, в том числе вопросы разработки его теоретико-методологических оснований, осознанием необходимости разработки системы полиязычого образования и недостаточностью ее нормативно-правового и научно-методического обеспечения;

Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся. Концепция развития образования в Республике Казахстан направлена  на качественное обновление форм и методов подготовки профессиональных кадров, квалификационно отвечающей общемировым стандартам.  Большое внимание при этом уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

Многоязычие, как отмечает Э.Д. Сулейменова, является неоспоримой и существенной характеристикой языковой ситуации Казахстана. Оно создается активным участием в нем  казахского, русского, английского и других языков. «Казахская, русская и английская языковые компетенции являются естественным отражением потребности практического и профессионального владения несколькими языками для получения реальных шансов занять в обществе более престижное социальное и профессиональное положение» [8].

Кроме внутренних факторов, на языковую ситуацию в Казахстане оказывают влияние и процессы глобализации. Современное казахстанское общество характеризуются общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование.

Таким образом, содержанием образовательной политики Казахстана определено  обучение государственному языку, русскому, как языку межнационального общения, а также одному из иностранных. Практика взаимосвязанного обучения родному и иностранному языкам свидетельствует о взаимообогащении и о положительном влиянии языков на всестороннее развитие личности обучаемых. Формирование полилингвальной личности осуществляется не только через приобщение к иной культуре, истории, географии, литературе, искусству, науке, но и через осознание родного языка и культуры как составляющих единой мировой культуры.

Если мы хотим и ставим цель сформировать и воспитать в процессе языкового образования идеальную  полиязычную личность, которая будет владеть тремя языками в равной степени и свободно, то следует внести инновации в систему языкового образования. Это потребует разрешения научных, методических, организационных, административных, социально-экономических, психологических проблем. В первую очередь следует упорядочить и совершенствовать современное двуязычие в любой его вариации: русско-казахское и казахско-русское, национально-русское, русско-национальное. Билингвизм должен быть в основе любого обучения третьему или четвертому языкам. Родной язык должен быть опорным, базовым при обучении и формировании полиязычной личности.

Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне. К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком – это историческое преимущество нашей нации. Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами. Одной из задач школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским–языком межнационального общения, важным средством общения выступает иностранный язык. “Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни, отмечает в Послании Н.Назарбаев «Казахстан-2050» [3]. В перспективе мы должны достигнуть поставленную цель обучения языкам: обучающаяся молодежь должна быть коммуникативно компетентной социокультурной полиязычной личностью, что на сегодняшний день является государственной, даже национальной задачей казахстанского образования «...Мы последовательно проводим курс на развитие доступного и качественного образования. Мы развиваем сеть интеллектуальных школ и профессионально-технических колледжей мирового уровня.Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих. Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления» [3]. Современное образование, выполняющее социальный заказ общества, призвано обеспечить казахстанцев знаниями, предоставить возможности для интеллектуального, нравственного, эстетического развития каждого человека, особенно когда речь идет о младшем школьном возрасте.

1.              Постепенно инновационный тип обучения обосновывается как новое дидактическое понятие .Разницу между традиционным и инновационным обучением можно определить следующим образом: традиционное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», а инновационное обучение «подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно, беспрецедентных ситуациях». В результате обеспечивается смена типов мышления, сути современных преобразований в образовательной системе.

 

 

 

 

                    Список использованных источников :

1.Концепция развития системы образования Республики Казахстан до 2015 года // Учитель Казахстана. - 2004. - 15 января. - С.2.

2.Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы.

3.Послание Президента Републики Казахстан Н А Назарбаева народу Казахстана Стратегия Казахстан-2050”14 декабря  2012.

4. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). – М.: Изд-во МГУ, 1969.

5.Сигуан М, Макки У. Образование и двуязычие. –М.: Педагогика, 1990.

6.Сулейменова Э.Д., Смагулова Ж.С. Языковая ситуация и языковое планирование в Казахстане. – Алматы: Қазақ университеті, 2005.


 

Темиргалиев М.Т. преподаватель истории

Темиргалиев М.Т. преподаватель истории

Многоязычие, как отмечает Э.Д

Многоязычие, как отмечает Э.Д

Одной из задач школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур…

Одной из задач школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур…

Концепция развития системы образования

Концепция развития системы образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020