Понятие "Функциональная грамотность"
Оценка 4.7

Понятие "Функциональная грамотность"

Оценка 4.7
doc
22.12.2022
Понятие "Функциональная грамотность"
Понятие функциональная грамотность.doc

Понятие «Функциональная грамотность»

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный от­вет — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил язы­ка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы всё логично. Тогда послушайте притчу.

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить всё, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- Белый журавль моет голову - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордо­стью сказал первый ученик.

- Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник, - добавил второй.

- Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник, - подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемо­нии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это инте­рактивный метод;

Умение применять знания в жизни - это самое главное, чему мы должны учить де­тей.

Притча «Чайная церемония» о знаниях и применении их на деле, говоря современ­ным языком «функциональная грамотность школьников»

Что же это такое?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий ’’личность”, ’’функ­ционировать”, ’’грамотность”.

Используя каждую букву слова ’’личность”, напишите личностные качества (на листочках).

Л________любознательность

И________инициативность

Ч________человечность

Н________нестандартность

О________ответственность

С________самостоятельность

Т________творчество

 

Подберите слова-синонимы к слову ’’функционировать" (Работать, действо­вать, внедрять, применять...)

Дайте определение слову "грамотность".

Грамотность (от лат. grammatica «учение о словесности») — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке.

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"

"функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач).

Что понимается под функциональной грамотностью?

Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функ­циональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности — важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.

Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире.

Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом:

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечи­вающий нормальное функционирование личности в системе социальных отноше­ний, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности  личности в конкретной культурной среде.

Виды функциональной грамотности.

1.     Математическая грамотность

2.      Читательская грамотность

3.      Финансовая грамотность

4.      Естественно-научная грамотность

5.      Глобальные компетенции

6.      Креативное мышление

Что собой представляет каждый вид?

Решите задачу

Старшее поколение долгое время пользовались таким способом общения, как письма, написанные от руки. Их вкладывали в конверты, на которых необходимо было написать адрес и индекс отправителя и получателя. Предлагаем кому-то вспомнить о тех временах, кому-то попробовать себя в роли отправителя писем. Перед вами лежит задание, которое вам необходимо выполнить.

Время выполнения задания - 5мин.

Пятиклассник Кайрат написал письмо бабушке. Чтобы его отправить необходи­мо, указать почтовый индекс: 6 цифр следующего вида: Кайрат заметил, что бабушкин индекс - это такое наименьшее шестизначное число, у которого любые две соседние цифры различны и при повороте на 180° также можно увидеть шестизначное число (с нуля шестизначные числа начинать­ся не могут). Укажите индекс на конверте у Кайрата.

Ответ: 506905

Для того чтобы выполнить данное задание необходимо обладать определённым уровнем владения математической грамотности.

Математическая грамотность - это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания яв­лений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане».

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественно-научная грамотность - это способность человека занимать актив­ную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необ­ходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых си­туациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Глобальные компетенции — это способность критически рассматривать с раз­личных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаи­модействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффек­тивное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уваже­ния  к  человеческому достоинству.

Критическое мышление — это навык анализа поступающей со всех сторон ин­формации и возможность на его основе принимать решения, делать суждения, а также формировать и отстаивать собственное мнение.

Принципиально важно также понимание того, что функциональная грамотность базируется на расширении и углублении практического опыта учащегося. Сущ­ность функциональной грамотности — не сами знания, а четыре главные способ­ности школьника:

применять полученные знания;

добывать новые знания;

оценивать свое знание-незнание;

готовность к самообразованию.

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

Понятие «Функциональная грамотность»

Понятие «Функциональная грамотность»

Используя каждую букву слова ’’личность”, напишите личностные качества (на листочках)

Используя каждую букву слова ’’личность”, напишите личностные качества (на листочках)

Финансовая грамотность 2.

Финансовая грамотность 2.

Глобальные компетенции — это способность критически рассматривать с раз­личных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаи­модействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные…

Глобальные компетенции — это способность критически рассматривать с раз­личных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаи­модействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022