Понятие и показатели качества продукции
Оценка 5

Понятие и показатели качества продукции

Оценка 5
docx
05.01.2022
Понятие и показатели качества продукции
Л3-0026260.docx

 Понятие и показатели качества продукции

 

Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик, придающих продукции, работам, услугам способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.

Качество как экономическая категория определяет степень полезности потребительной стоимости (продукции, работ, услуг) в конкретных условиях ее использования.

Качество продукции измеряется системой показателей, характеризующих отличительные признаки или свойства произведенного продукта.

Различают единичные, комплексные и обобщающие показатели оценки уровня качества продукции.

По общепризнанной классификации единичные показатели объединены в 10 групп:

-   показатели назначения, определяющие область применения продукции, ее производительность, эффект;

-     показатели надежности, включающие долговечность, безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность изделия;

-           показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений;

-   показатели стандартизации и унификации, отражающие насыщенность изделия стандартизованными и унифицированными деталями, узлами, составными частями;

-показатели эргономические, характеризующие удобство и безопасность эксплуатации                      изделий,           удовлетворяющие      предъявляемым антропометрическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим требованиям;

-показатели эстетические, характеризующие законченность форм, целостность композиции, выразительность и стабильность товарного вида изделия;

-   показатели патентно-правовые, обеспечивающие патентную защиту и патентную чистоту, конкурентоспособность изделия на внутрироссийском и мировом рынках;

-    показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к транспортировке;

-           показатели экологические, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду;

-        показатели безопасности, характеризующие ремонтопригодность, безопасность эксплуатации изделия при транспортировке и хранении.


Комплексные показатели позволяют оценивать качество продукции одновременно по нескольким или всем перечисленным выше единичным показателям.

Обобщающие показатели в отличие от единичных и комплексных показателей характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом как соответствующей, например, мировым стандартам или новой продукции, поставляемой на экспорт.

Из сказанного выше можно отметить, что качество согласно стандарту (ИСО серии 9000) – это конкретно-историческая категория с разной системой показателей, с критериями оценки уровня качества для различных видов товаров, продукции и услуг.

Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:

-      доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;

-   коэффициент обновления ассортимента продукции;

-   доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;

-   доля производственного брака;

-   относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы отдела технического контроля (ОТК) и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе,


нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Понятие и показатели качества продукции

Понятие и показатели качества продукции

Комплексные показатели позволяют оценивать качество продукции одновременно по нескольким или всем перечисленным выше единичным показателям

Комплексные показатели позволяют оценивать качество продукции одновременно по нескольким или всем перечисленным выше единичным показателям

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе,

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе,

Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические

Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022