Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
2. Понятие культуры (от
лат. возделывание, обрабатывание)
· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека,
удовлетворяемым ценностями):
· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это
деление условно.
4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная),
информативная, коммуникативная, социализации.
5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная
реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его
личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности,
стремления и цели.
6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная
реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и
определяющая содержание, качество и направленность социального и
индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство,
религия, право.
7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:
-
духовные потребности;
- духовную деятельность
и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного
сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление
(всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
8. Формы и разновидности
культуры. Типология культур:
· национальная – мировая;
· светская – религиозная;
· восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
· традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
· сельская – городская;
· обыденная – специализированная;
· высокая (элитарная) – массовая – народная
9. Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии |
Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») |
Элитарная |
Народная |
Авторы |
Профессиональные творцы (стандартизация культуры) |
Профессиональные творцы, создающие культурные каноны |
Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер |
Коммерческий (невозможно без СМИ) |
Некоммерческий |
Некоммерческий |
Уровень сложности |
Низкий |
Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) |
- |
Аудитория |
Массовая |
Узкая |
Широкая |
Взаимодействие |
Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
1. Экранная
культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах
(кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP,
игровые приставки и др.)
Клиповое
мышление
2. Субкультура – часть общей культуры,
система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская,
профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ
жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы
осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура
демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в
одежде и музыке. Причины:
· рост жизненного уровня;
· развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
· возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
14. Контркультура –
направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере
современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как
контркультура).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.