Понятие «логоритмика» и ее роль в преодолении
общего недоразвития речи
У дошкольников, имеющих ОНР, присутствует недоразвитие и ряда психомоторных функций, несформировано внимание, память, нарушена общая моторика, следовательно появляется неловкость в движениях, недостаточная подвижность пальцев рук, отстает познавательное развитие, создаются проблемы с ориентировкой в пространстве.
В научной литературе существует множество решений данной проблемы. В частности, к одному из таких относится включение коррекционно- логопедическую работу логоритмики. Что же такое «логоритмика»?
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сопровождаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном результате приспособление человека к обстоятельствам внешней и внутренней среды. Укрепляется скелет человека, улучшается дыхание, моторные функции, сенсорные способности, совершенствуется равновесие, правильная осанка, походка. Чем больше и активнее ребенок двигается, тем эффективнее развивается его речь. С иной точки зрения, вырабатывание двигательных способностей совершается с помощью речи. Темп речи, в большей степени темп стихотворений, поговорок, пословиц, содействует развитию координации, общей и мелкой моторики. При помощи стихотворной ритмической речи вырабатывается грамматически правильная, согласованная речь, ритм дыхания, формируется речевой слух, речевая память [Новицкая 2013: 167].
Разными авторами даются всевозможные приемы использования логоритмики в коррекционно- логопедическом процессе.
Л.С. Выготский впервые выдвинул предположение о том, что ведущая роль в психическом развитии ребенка отводится процессу воспитания и обучения. В данное время это положение нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в физиологических экспериментах. Установлен тот факт, что чем интенсивнее и разнообразнее поток информации, поступаемый в головной мозг ребенка, тем стремительнее совершается функциональное и физиологическое созревание ЦНС.
О существенности логопедической ритмики для преодоления ОНР у дошкольников написаны работы следующих ученых- исследователей: Шашкина Г.Р., Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М., Картушина М.Ю., Аксакова Т.Ю., Макарова Н.Ш., Волкова Г.А. Все эти авторы выделяли влияние ритма на психические процессы речи.
Шашкина Г.Р. в учебном пособии «Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи» концентрирует внимание учителей- логопедов на преодоление ОНР с помощью логоритмики. Автор нацеливает взгляд на факт того, что вместе с развитие психофизической и моторной сфер логоритмика содействует развитию грамматического строя речи, формированию связной речи у дошкольников с ОНР в общем комплексе коррекционно- логопедических мероприятий [Попова 2017: 175].
В существующей системе коррекционно- логопедического процесса в дошкольных учреждениях логоритмика представлена не в полном объеме. В одних учреждениях нет специалистов для осуществления данного вида работы, в других - нет полноценной информации об этом виде деятельности.
Включение занятий по логоритмике в комплекс коррекционно- логопедических мероприятий по преодолению ОНР различного характера у дошкольников создает дополнительные потенциалы для благоприятного их развития и обучения. Разнообразие средств логоритмики способствует разрешению следующих вопросов:
- формированию оптико- пространственных, слуховых функций;
- развитию праксиса, тактильного гнозиса;
- совершенствованию сенсорных, творческих способностей, чувства музыкального ритма;
- коррекции эмоционально- волевой сферы и функции речевой системы [Чернобаева 2015: 215].
Непосредственно логопедическое воздействие осуществляется во время фронтальных и индивидуальных занятий, которые предусматривают формирование познавательных способностей, развитие слухового внимания, совершенствование общей и мелкой моторики, формирование артикуляционного аппарата, преодоление фонетико-фонематического недоразвития, коррекцию нарушений звукопроизношения, увеличение пассивного и активного словарей, развитие экспрессивной и импрессивной речи, нормализация ритма и темпа дыхания и речи. Вместе с тем развиваются и интеллектуальные возможности, воспитывается гармоничная личность.
Волкова Г.А. [Волкова 2010: 102] советует применять в коррекционно- логопедической работе по преодолению ОНР следующие средства логоритмики :
- вводные упражнения (ходьба и марш в разнообразных направления);
- приемы на совершенствование артикуляционного аппарата, голоса и дыхания;
- упражнения, регулируемые тонус мышц;
- приемы активизации внимания;
- упражнения счета;
- упражнения, вырабатывающие чувство музыкального ритма, темпа;
- пение;
- упражнения ритмического содержания;
- самостоятельная музыкальная деятельность;
- упражнения для воспитания творческой инициативы;
- заключительные упражнения.
Автор концентрирует внимание на важности грамотного подхода к приемам логоритмики как системе поэтапного усложнения приемов, заданий, упражнений и разнообразия способов работы с дошкольником с учетом специфики ОНР.
Музыка, как в наибольшей степени доступный восприятию ребенка вид искусства, может привлекать внимание дошкольников, вызывать интерес и доставлять наслаждение, порождать эмоцию эстетического характера, а также обогащать и эмоционально окрашивать первоочередные суждения ребенка о социальной действительности [Бохан 2012: 100].
Следовательно, воспитание чувство ритма у дошкольников с ОНР выступает существенной проблемой.
Необходимо регулярно и систематично работать над ритмом, которую необходимо осуществлять в несколько этапов. На первом этапе работы в большей мере преобладает моторная деятельность. После формируется способность к восприятию ритма на безречевом, а в дальнейшем и на речевом материале. Второй этап- восприятие ритма в двигательных приемах. И завершающий этап- воспитание способности к ретенции ритма- сохранение его в памяти, что вызывает установленные трудности у дошкольников с ОНР[ Власенкова 2012: 48].
Для дошкольников с ОНР свойственны проблемы воспроизведения ритмической структуры слова, стихотворений. Разрешение данного вопроса значительно облегчается с помощью включения аккомпанирования ритмических движений. Специальные задания, распевки ритмического содержания, пропевание отдельных слогов и фраз благоприятно содействуют и на развитие моторики речи.
Для воспитания творческих возможностей, эффективного коррекционного воздействия многообразных речевых и неречевых нарушений у дошкольников с ОНР рекомендуется использование музицирования (вокальное и инструментальное), игры и упражнения с сопровождением речи и движений (артикуляторно- дыхательные приемы, пальчиковая гимнастика, игры речевого содержания, массаж, сюжетно- ролевые стихотворения), ритмически- танцевальные упражнения (игровая гимнастика, игровая ритмика), эмоционально- волевой прием, креативный тренинг [Иванова 2011: 24].
Следовательно, в процессе вырабатывания музыкально- ритмических движений совершается эмоционально- эстетическое развитие дошкольников, овладение качественно новыми формами речевой деятельности.
Список использованных источников
1. Бохан, О. А. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников / О. А. Бохан, Л. В. Лашкова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. - № 2(5). – С. 100-102
2. Власенкова, Е. В. Логоритмика как форма оздоровительной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста / Е. В. Власенкова // Научный поиск. – 2012. - № 2.1. – С. 48
3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учебник для студентов высших учебных заведений / Г. А. Волкова. - [4-е изд.]. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2010. – 349 с.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
5. Иванова, Н. Н. Логоритмика как средство по преодолению речевого недоразвития / Н. Н. Иванова, Т. И. Кардашевская // Сборники конференций НИЦ социосфера. – 2011. - №22. – С. 24-26
6.Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии / М.: Просвещение, 1967.- 214 с.
7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с.
8. Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей / О. А. Новиковская. - Санкт-Петербург : Корона.Век, 2013. – 269 с.
9. Попова, Т. В. Логоритмика в системе развития и коррекции речи дошкольников / Т. В. Попова // Актуальные вопросы развития науки. – Уфа, 2014. – С. 175-177
10. Савкина, Е. В. Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей / Е. В. Савкина // Вестник Коми государственного педагогического института. – 2011. - № 9. – С. 106-110
11. Хацкалева, Г. А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики : методическое пособие / Г. А. Хацкалева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. - 127 с.
12. Чернобаева, С. А. Развитие связной речи посредством приемов логоритмики / С. А. Чернобаева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. - № 2(5). – С. 215-217
13. Шакирова, А. Ш. Логоритмика – инновационные логопедические технологии для дошкольников / А. Ш. Шакирова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. - № 4(7). – С. 75-77
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.